Координация верхней и нижней частей тела для достижения гармонии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Координация верхней и нижней частей тела для достижения гармонии



Про тайцзицюань сказано: "Одно движение приводит все тело в движение", "Движение зарождается в ступне, идет по ноге в поясницу, а оттуда - на все тело" в гармоническом единстве, то есть все движения верхней и нижней частей тела гармонически скоординированы.

Часто бывает, что начинающим в теории это известно, а на практике освоить то, что поясница является осью большей части движения и что движения конечностей гармонически согласуются с движением тела, не удается. Так как добиться полной координации и гармоничности движений трудно, начинать обучаться этому целесообразно с отдельных движений: "Предварительные движения", "Отведение локтя назад", "Облачные движения рук", "Белый аист расправляет крылья" и др.

Научившись согласованности мыслей и тела и скоординированным движениям тела и конечностей на отдельных движениях, можно объединить сначала два движения, затем три и т. д. Кроме того, обязательно отдельно тренировать вначале различные типы шагов: пустой шаг, полный, дугообразный шаг и др., - учиться правильно перемещать центр тяжести тела во время шага и при смене типа шагов. Это нужно, чтобы тренировать поддерживающую силу ног и овладеть основами работы ног в этой системе. Потренировавшись в различных типах движения рук, стоя на месте, можно затем соединить движения верхней и нижней частей тела и продолжать тренироваться, постепенно усложняя задания и продолжительность цикла связанных воедино движений.

Четкое разделение "пустого" и "полного", устойчивость центра тяжести тела

Овладев основными формами и правилами движений тайцзицюань, следует обратить особое внимание на "пустое" и "полное" в движениях, на центр тяжести тела. При этом во время выполнения упражнений фиксируют внимание и на переходах отдельных частей тела из "пустого" (ненагруженного) состояния в "полное" (нагруженное) и обратно. Необходимо четко различать эти состояния, не выпуская из поля своего внимания и последовательность движений, и непрерывность движения так, чтобы сознание шло непрерывным потоком с начала и до конца упражнения.

При отсутствии четкости в переливании тяжести с одной ноги на другую, из одной части тела в другую не получаются как надо переходы вперед и назад, откаты и накаты; движения замедляются, теряют устойчивость, а неустойчивое положение центра тяжести нарушает весь ход выполнения комплекса.

Вспомним, что приложение силы подчиняется тому же правилу, что и вытягивание шелковинки из кокона. Шаг же занимающегося уподобляют кошачьему: так он легок, мягок, плавен, грациозен, бесшумен. Добиться такого шага можно только тогда, когда тело и конечности хорошо сбалансированы в движении. Но как бы ни были сложны движения тайцзицюань, упражняющемуся должно быть прежде всего удобно, он не должен торопиться и не должен быть скован. И в этом заключается основное требование системы.

Прежде чем сделать поворот, нужно хорошо сбалансировать тело, то есть привести его в состояние устойчивого равновесия, и только после этого поднять ногу и переставить ее вперед или в сторону. При движении назад или вперед сначала надо поставить ногу, а затем постепенно перенести центр тяжести. Достичь устойчивого равновесия тела помогают опускание плеч, "пустые" и "полные" движения руками. Натренированный ученик никогда не потеряет равновесия при любом темпе выполнения движения: и при очень медленном, и при очень быстром. Его не откачивает в сторону, и верхняя часть его тела никогда не бывает тяжелее нижней.

Естественное дыхание

Допускать, чтобы упражнения затрудняли дыхание, нельзя. Естественность дыхания - непременное условие занятий. Состояние расслабления, ненапряженные, мягкие, хорошо сбалансированные, гармоничные движения способствуют опусканию дыхания в даньтянь и его углублению, сохранению его естественного ритма.

При работе с начинающими не рекомендуется обращать специальное внимание на дыхание. Оно при правильном выполнении упражнений устанавливается самопроизвольно. (Считается, что такое естественное - глубокое и равномерное - дыхание через живот стимулирует работу даньтяня, позволяет использовать емкость легких в полной мере.

Чтобы как следует осознать физиологию этого типа дыхания, "прочувствовать" его, хорошо в подготовительный период занятий включить специальные дыхательные упражнения в положении стоя, предварительно научившись расслабляться и принимать правильное положение тела. Можно при этом мысленно сконцентрировать и удерживать внимание на даньтяне, можно, особенно в самом начале, выполнять упражнение, сложив руки на даньтяне, что одновременно согревает и дополнительно расслабляет это место и в то же время позволяет рукам, лежащим на животе, чувствовать, как происходит этот процесс.

В ряде китайских источников естественное дыхание описывается так:

1. Вдох и выдох осуществляются через нос.

2. Дыхание тонкое и медленное, едва заметное и по возможности беззвучное.

3. Вдох и выдох чередуются естественно, без задержек и без напряжения.

4. Дыхание возникает из даньтяня.

5. При вдохе диафрагма опускается в низ живота и в сторону таза, благодаря чему передняя стенка живота поднимается и дыхание (энергия ци) может опуститься в даньтянь.

6. При выдохе идет процесс расслабления, передняя стенка живота опускается, диафрагма возвращается на свое место, поднимаясь.

Еще легче овладеть этим типом дыхания, если, обучаясь, сконцентрировать свое внимание на процессе работы диафрагмы. Когда ее подвижность восстанавливается, дыхание через даньтянь происходит естественным образом.

В достаточной степени овладев движениями, можно координировать с ними дыхание, руководствуясь чувством протяженности и темпом движения, а также рядом правил. Хотя существуют определенные тонкости, но в целом можно руководствоваться следующим:

  • вдох: при сгибании рук, их поднятии, "оттягивании", движении вверх, "раскрытии", разведении;
  • выдох: при вытягивании рук, при выбросе ноги, при опускании рук, их "срывании", "сворачиваний", сведении.

Так, например, в предварительных движениях вдох делается при медленном поднятии рук вверх, выдох - при сгибании коленей и опускании рук. Но механически навязывать вдохи и выдохи при нерезко выраженных движениях вверх или вниз, сведении или разведении рук, при различных темпах движения, при движениях, выполняемых одновременно людьми разного возраста, разного состояния здоровья, разного телосложения, ни в коем случае нельзя. Иначе можно только навредить: дыхание нарушается, движения становятся несогласованными, человек испытывает острое чувство дискомфорта, сразу напрягается.

Требования к положению отдельных частей тела

Голова. В тайцзицюань к положению головы во время выполнения упражнения предъявляются особо строгие требования. Голову следует держать прямо, ни в коем случае не наклоняя вперед и не склоняя вбок, не качая ею из стороны в сторону. Подбородок не выпячивается, а взят немного на себя. Выражение лица естественное, лицо расслаблено, расслабленный рот прикрыт или слегка приоткрыт в центре в маленькое "о", расслабленный язык упирается в твердое нёбо, что способствует увеличению выделения слюны. Шейные мышцы не напряжены. Глаза расслаблены и слегка прищурены (чуть-чуть). Общее ощущение должно быть таким, как если бы голова была подвешена за макушку или упиралась бы ею в воображаемое препятствие наверху.

Движения головы и шеи координируются с изменениями положения тела и поворотами туловища. При поворотах тела взгляд, как правило, следует за ним и обычно направлен на ту руку, которая "ведет" движение, или прямо вперед. Ни в коем случае глаза не таращить, не смотреть сердито и не закрывать глаза, рассеивая свое внимание. Взгляд спокойный, расслабленный, сосредоточенный.

Грудь и спина. Одно из основных правил тайцзицюань гласит: "грудь и спину расслабить". Это значит, что держаться надо естественно, ни в коем случае не выпячивая грудь и не втягивая ее слишком. Грудь должна быть совсем немного "убрана" назад, но так, чтобы подложечная ямка оставалась мягкой на ощупь. Такая слегка втянутая грудь и расслабленная, чуть-чуть ссутуленная, "округлая" (но не сгорбленная!) спина взаимосвязаны. Это дает спинным мышцам возможность свободно растягиваться при движении плеч и предплечий. Расслабленные при этом мышцы груди не оказывают давление на ребра и не нарушают естественность дыхания.

Так как правильное положение спины также очень важно при выполнении упражнений тайцзицюань, то начинающим советуют почаще проверять свою осанку, и не только мысленно, но и перед зеркалом. Вот ряд указаний, которыми рекомендуется руководствоваться в таких тренировках:

1. Согните колени, будто собираетесь сесть.

2. Подтяните ягодицы вперед, а крестец - назад. Этим достигается правильное положение средней части спины.

3. Немножко "уберите" грудь, оставляя подложечную ямку мягкой.

4. Нижние края лопаток опускаются в направлении крестца, как бы образуя с ним общий угол.

5. Плечи опускаются.

6. Взять подбородок слегка на себя. Этим выправляется положение головы и шеи.

7. Передние мышцы шеи свободны. Когда голова "подвешена", шея вообще перестает ощущаться. Она будто "тает".

8. Слегка округленные плечи и спина способствуют лучшей циркуляции энергии.

9. Начинающие чаще всего стараются на европейский манер выпрямить спину так, чтобы она была как доска. Таким образом, выпрямленная спина сама "тянет" тело назад, равновесие нарушается.

При правильно принятых положениях спины и головы тело как бы утрачивает тяжесть, становится легким и подвижным, и тогда лишь может подняться "дух жизненной силы", как пишут классики этой системы.

Поясница и позвоночник. Поясница расслаблена и подвижна. Из нее "исходят" все движения, она "ведет" их. Отсюда часто встречающиеся напоминания: "Ни на минуту не ослабляй внимания, следи за поясницей", "Поясница - ось движения" и т. п. Закрепощение тела в пояснице - основная ошибка начинающих. При таком закрепощении невозможно добиться гармоничности движений. Поэтому при движении вперед или назад, при поворотах, при постепенном переходе "пустого" в "полное" поясницу следует сознательно расслаблять, "оседать" вниз, что помогает опущению дыхания в даньтянь, увеличению устойчивости.

При расслаблении поясницы увеличивается сила ног, движениям придается гибкость и законченность. Не следует насильственно выпячивать живот. Это мешает свободе поворота и изменению положения. Во всем следует соблюдать правила естественности. Это же относится и к естественно выпрямленному позвоночнику при расслабленной пояснице. И его ни в коем случае не надо выгибать назад или выпячивать вперед, наклонять влево или вправо, что приводит к возникновению напряжений в груди и в животе. Выпрямленный позвоночник при "подвешенной" голове естественно растягивается. Если ваша осанка верна, то в каждый момент можно провести мысленную вертикальную ось через ваши макушку и копчик.

Ягодицы. Когда естественно опущенные ягодицы не выпячены, а чуть-чуть подтянуты, приподнимаются расслабленные бедра и несколько напрягается их внутренняя поверхность. При этом выпрямляется нижняя часть позвоночника, а даньтянь слегка приподнимается, на нем как бы делается акцент. Такие опущенные и чуть-чуть подтянутые ягодицы в тайцзицюань называют "стекающими". Держать ягодицы прямо надо естественным образом, помня об этом, а не прилагая силу.

Когда выполнены все перечисленные выше требования, вся тяжесть тела опускается вниз (верх "пустой", низ "полный") - и вас уже нельзя опрокинуть, так же как ваньку-встаньку.

Ноги. Сила и устойчивость тела в значительной степени зависят от ног. Потому во время работы над упражнениями особого внимания требуют перемещения центра тяжести тела, форма постановки и изгиба каждой ноги.

Один из постулатов тайцзицюань гласит: "Корень силы в ступнях, развитие ее - в ногах, средоточие - в пояснице и выявление - в пальцах рук". Таков же и путь движения энергетического потока: исток его - в ступнях, через ноги он соединяется с поясницей и исходит через пальцы рук. И то, и другое лишний раз подтверждает, насколько важна правильная постановка ноги (ступни) для правильного положения тела.

При любом перемещении ног суставы бедер и колени не должны быть напряжены. Это обеспечивает их свободное движение в любом направлении. Поднимание и опускание ноги выполняется легко и свободно. При шаге вперед ступают сначала на пятку, а затем мягко опускают стопу, прокатывая ее по внешней стороне и последними опуская пальцы. Свод стопы остается приподнятым. В этом тоже реализуется принцип пустого и полного, когда в центре полной, т. е. опущенной и, значит, принявшей на себя какую-то нагрузку, стопы остается место, не касающееся пола (пустое). При шаге назад также реализуется принцип пустого и полного, но ступают сначала на носок, а затем медленно опускают всю стопу, заканчивая пяткой.

В постоянном переливе тяжести с одной ноги на другую очень выразительно реализуется принцип инь - ян и принцип постоянных перемен. Переход движения от инь к ян и обратно, от пустого к полному и от полного к пустому всегда совершается осознанно, и как в сердцевине инь всегда содержится чуточку ян, и наоборот, так и в тайцзицюань практически никогда одна нога не пустеет полностью, а другая не несет на себе все 100% нагрузки. Исключение составляет лишь стойка на одной ноге. Принцип этот реализуется в любом движении и пронизывает все тело. Потому и вес тела никогда, за исключением исходной и завершающей стойки, не распределяется поровну на обе ноги. Главную нагрузку всегда несет одна нога.

В системе тайцзицюань существует несколько основных типов шагов, подразделяемых на полные и пустые, начинающим рекомендуется делать все шаги поменьше, ибо большие шаги могут перегрузить и без того несущие в этой системе большую нагрузку колени, а также затрудняют вначале сохранение равновесия и правильного положения спины. В полных шагах обе стопы опускаются на землю и вес между ними распределяется в зависимости от типа шага, в пустых всегда максимум нагрузки (от 70 до 90%) падает на одну ногу и минимум на другую, которая ставится на носок или на пятку, как правило, едва касаясь пола.

"Полные шаги"

1. Стойка с параллельными ступнями. Ступни расставлены на ширину плеч носками вперед. Внутренние поверхности стоп параллельны, из-за чего кажется, что носки чуть-чуть повернуты внутрь. Вес равномерно распределен на обе ноги. Это - начальная и конечная стойка любого комплекса тайцзицюань.

2. Шаг-лук, или дугообразный шаг. Совершая шаг, ступня выносится вперед по вогнутой дуге и опускается на пол носком вперед. Нога, стоящая сзади, находится под углом 45°, 60° или 90° к ноге, выставленной вперед. Между пятками образуется "коридор", ширина которого должна быть примерно 1,5 ступни занимающегося, но желательно не более 30 см. Колено передней ноги согнуто сильней, чем задней. 70 или более процентов веса приходится на переднюю ногу. Туловище смотрит вперед или в сторону.

В зависимости от того, какая нога выдвинута вперед, говорят: правый лукообразный шаг или левый лукообразный шаг. Тренируя этот шаг, нужно следить за тем, чтобы расстояние между ногами по ширине не было слишком уж маленьким, так как в этом случае очень легко нарушается устойчивость этой стойки. Нужно обращать внимание и на согнутое переднее колено, проекция которого вниз не должна выступать за кончики пальцев. Наиболее устойчивым является положение, когда проекция выдвинутого вперед колена приходится на уровень косточки большого пальца ноги.

"Пустые шаги"

1. Т-шаг. Главный вес приходится на отставленную назад и более согнутую в колене ногу, а нога, выдвинутая вперед, слегка касается пола пяткой, образуя по отношению к нагруженной ноге угол в 45°, 60° или 90°. При этом пятки обеих ног находятся на одной линии, а расстояние между ступнями соответствует примерно длине одной ступни.

2. Шаг лошади, ловящей рыбу, или шаг вздыбившейся лошади. Распределение тяжести между ногами и положение стоп аналогично предыдущему, но передняя нога едва касается пола носком.

При любом типе шага следует помнить, что ненагруженная нога всегда играет роль точки опоры для поддержания равновесия. Превращение "полной" ноги в "пустую" и наоборот всегда должно быть выраженным, но двигаться ноги должны свободно и легко, поочередно то неся основную нагрузку, то отдыхая от нее. Это предотвращает перенапряжение и утомление мышц. Шаги в тайцзицюань мягкие, стелющиеся, легкие, как у кошки, скользящие. Сам акт скольжения ноги, как, например, при выполнении элемента "Змея скользит в траве", или удар по ноге с поворотом или без него не должны быть напряженными. И в действительности совсем не обязательно ударять по ноге.

Руки. Плечи опущены и расслаблены. Такое опущенное, чуть-чуть повернутое вперед покатое плечо часто называют "медвежьим". Но и в этом следует избегать чрезмерности.

Локти расслаблены. "Плечи опущены, локти расслаблены" - значит, что расслаблены суставы плеч и локтей. Опустилось и расслабилось плечо, вслед за ним естественно расслабился локоть. Плечо остается опущенным и расслабленным во время всего цикла движений. Локти, как правило, смотрят вниз.

При любом движении кисти ладонь должна быть слегка согнута, но вялой, безвольной она не бывает никогда. Даже когда ладонь опущена, то опущена она не вяло и бессильно. Ладонь всегда полна жизни, хотя она и расслаблена. При толчке кистью руки ладонью вперед следует опустить плечо и расслабить локтевой сустав, запястье же держать немного вниз, но не слишком жестко.

Сгибать, выдвигать и поворачивать кисть руки следует легко и плавно. Толкая ладонь вперед, пальцы следует вытянуть и слегка согнуть. Сжимая кисть в кулак, никогда не сжимать его слишком сильно. Движение руки должно быть на одной линии с движением плеча. Если рука вытолкнута слишком далеко вперед, предплечье окажется выпрямленным, что противоречит правилу "плечи опущены, локти расслаблены". Но если чересчур опустить плечи и слишком расслабить локти, то вытолкнуть руку правильно будет слишком трудно и предплечье окажется согнутым чрезмерно. И в этом не надо забывать правило естественности, отсутствия нарочитого.

В движении руки всегда сохраняют округлую форму, их никогда нельзя выталкивать вперед и возвращать назад резко. Движения рук всегда находятся под контролем занимающегося, они непрерывны, легки, ровны, грациозны и гибки.

Наиболее часто встречаются следующие основные положения кисти:

1. Кисть "тайцзы", или рука "тайцзы". Пальцы слегка раздвинуты, полусогнуты и слегка напряжены. Большой палец отставлен в сторону, средний и указательный напряжены более выражение, безымянный и мизинец - едва заметно. При этом в центре ладони образуется небольшая ложбинка - "тигриная пасть", или "тигриное ущелье". При правильном положении ладони и правильном распределении напряжения между пальцами в них возникает ощущение толчкообразных движений и легкого покалывания, особенно в кончиках пальцев. Может возникнуть самопроизвольная вибрация одного-двух пальцев. Кисть "проснулась".

2. Кулак "тайцзы". Кисть неплотно и естественно сжата в кулак, большой палец лежит сверху на последних фалангах среднего и указательного пальцев. Все пальцы не напряжены. Запястье полурасслаблено.

Рука-крюк. Вытянутые пальцы руки собраны в щепоть, кончики пальцев направлены вниз, запястье согнуто и несколько напряжено.

Советы начинающим

Одежда и обувь для занятий

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движения. Перед началом занятий пояс ослабить, ворот раскрыть. Хорошо, если ваша одежда из натуральных тканей. Обувь должна иметь мягкую, эластичную подошву без каблука, хорошо и удобно сидеть на ноге - не болтаться на ней и не сжимать ее. Это могут быть суконные тапочки на войлочной подошве, подобные традиционной китайской обуви; могут быть, например, гимнастические тапочки или полукеды, хотя подошва у кед не совсем подходящая - ноги должны легко скользить, а резиновая подошва этому препятствует.

Место и время для занятий

Лучше всего, конечно, заниматься рано утром на свежем воздухе: в парке, на лесной поляне, возле водоема. Место для занятий должно быть безветренным. Прямых солнечных лучей также нужно избегать. Лучше всего заниматься в тени деревьев, например хвойных, под косыми лучами солнца. Для занятий годится любое место, где воздух чист, кругом простор и тишина. Если вы - городской житель и у вас есть такая возможность, занимайтесь с утра пораньше в ближайшем сквере, парке или на площади, как это делают в Китае. Если во время таких занятий вы присоединитесь к какой-нибудь группе занимающихся, эффект ваших занятий будет выше. Если вы занимаетесь в помещении, проветрите его как следует перед началом занятия или же занимайтесь перед открытым окном (но не на сквозняке!).

Заниматься можно и несколько раз в день: утром, примерно через полчаса после пробуждения; вечером - за час-полтора до сна, днем - во время обеденного перерыва. Продолжительность одного занятия может составлять 15-20 минут. В период обучения продолжительность одного занятия не должна превышать 1-1,5 часа во избежание переутомления. Обычно на выполнение упрощенного комплекса из 24 элементов (или формы 24) требуется от 4 до 6 минут. Максимальное время выполнения этого комплекса не должно превышать 8-9 минут. Комплексы из 40 и 48 элементов выполняются за 8-10 минут, из 88 элементов - примерно за 20 минут.

Если вы владеете только формой 24, то для получения положительного эффекта от занятий достаточно повторить ее три раза. Напоминаем, что ни холод, ни жара не должны отвлекать ваше внимание. Потому в зависимости от места и времени проведения занятия выбирайте такую одежду, которая обеспечивала бы вам комфорт.

Перед занятием

Перед занятием не есть плотно и не принимать тяжелую пищу. Утром лучше заниматься натощак или не менее чем через полчаса после очень легкой трапезы. В другое время дня - заниматься через час-полтора после еды. Не переедать. Перед занятием рекомендуется также снять с себя все металлические предметы, чтобы образующиеся вокруг них физические поля не препятствовали свободному и естественному течению энергии.

После занятий

После занятий, по меньшей мере минут 20, китайские источники не рекомендуют думать, есть, пить, курить и даже прикасаться к воде. Еда и питье непосредственно после упражнении вызовут очень серьезные отрицательные последствия. Во время занятия вы разогрелись и, возможно, слегка вспотели, не расстегивайте одежду и не подставляйте себя ветру. Не принимайте холодную ванну и не купайтесь до тех пор, пока пот не высохнет. Вообще, водные процедуры рекомендуется принимать до занятия, а не после него, даже через некоторое время. До тех пор пока ваш пульс полностью не восстановится, не садитесь и не ложитесь, но погуляйте несколько минут, после чего уже можно отдохнуть сколько требуется.

Равномерная скорость

Любые упражнения системы тайцзицюань начинающим следует выполнять медленно, стараясь постепенно овладеть техникой выполнения каждого движения, осваивать правильное положение тела, стойки и способы перехода из одного положения в другое, правильное распределение нагрузок на отдельные части тела в каждый момент занятия. Только тогда, когда вы овладели отдельными элементами, можно объединять их в цикл, состоящий сначала из двух, а затем из все большего числа элементов. Выполнять такой комплекс нужно с одинаковой, равномерной скоростью.

Определенное положение

В начале выполнения любого комплекса тайцзицюань занимающийся опускается в присед, "оседает". И на том уровне, на который он опустился при занятии исходного положения, он должен выполнить весь комплекс. Степень этого оседания зависит от уровня подготовленности занимающегося. Чем осадка ниже, тем выше нагрузки и тем больше энергетическое воздействие занятия. Но начинающий ни в коем случае не должен форсировать глубину приседа. Процесс этот постепенный, протекать он должен естественно и ненасильственно. Процесс этот длительный, на то, чтобы научиться выполнять форму в таком положении, когда колено согнуто под прямым углом, уходят многие годы.

Установите себе посильную начальную осадку. Людям со слабым здоровьем рекомендуется начинать с наиболее высокого положения, только естественно расслабив колени и едва-едва наметив присед.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.046 с.)