Урока теоретического обучения №17 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урока теоретического обучения №17



ПЛАН

Урока теоретического обучения №17

по дисциплине ОДБ.01 Русский язык

Количество часов 1

Дата:09.11.2021

Группа: 3

Специальность: ПК

Преподаватель: Демченко Т.О.

Раздел программы: Текстознание

Тема: Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте

Цели и задачи:

1)образовательные: повторить имеющиеся в русском языке типы речи и их характерные признаки. Систематизировать полученные знания.

2)развивающие: закрепить умение типологического анализа текста. Развивать умения написания текстов разных типов речи и самим их создавать.

3) воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность, активность.

Ход урока

Орг. Момент. Запись темы урока.

II. Стилистическая разминка.

1.А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья.

Б) Иногда срывался шквал…

В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

- Верно или неверно утверждение? Это текст. А как вы считаете?

- Почему это не текст? Обоснуйте своё мнение.

- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала текстом?

- Итак, расположите предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст. Если правильно расположите предложения, у вас получится отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

- Какие признаки текста вам известны?

- Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев?

- Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте?

- Что такое абзацный зачин?

- Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника.

В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры.

1) А Б В 2) В Б А 3) Б А В

- Текст списать, расставить знаки препинания.

- Назвать тип речи.

К какому типу речи относятся следующие тексты?

а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками. (И. С. Тургенев).

III. Обобщение.

- Какие типы речи вам известны?

- Вспомним вкратце, каковы особенности каждого из них. Для этого сопоставим несколько тем. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая – сочинение-рассуждение, а какая – сочинение-описание?

1) портрет Пугачёва

2) жизнь Гринёва в Белогорской крепости

3) В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?

4.Индивидуальные задания.

Название типов речи Понятие (что собой представляет) Особенности типов речи Особенности композиции Вопрос, на который отвечает текст данного типа речи
Повествование - № 299 в уч. За 10 - 11 класс. Советы по написанию текста повествоват. характера – стр. 152 там же. Это рассказ о действии, движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам, особенно прош. вр. сов. вида, они обознач. последовательно сменяющие друг друга события. 1. Начало события (завязка). 1. Развитие события (кульминация). 2. Конец события (развязка). Что произошло? (Использовать воспоминания, письма).
Описание – № 305 в учебнике за 10 – 11 класс Рыбченковой, Власенкова. Это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. Цель описания – чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания в своём сознании. Чаще употребл. глаголы прош. врем. несов. в., синонимы, неполные и назывные предложения. 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. Какой предмет?
Рассуждение. Это изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Цель: убедить кого-то в чём-либо или опровергнуть точку зрения оппонента, с которой вы не согласны. Отличие от 2-х первых: более сложно построенные предложения (обособл. чл., с разными типами союзной и бессоюзной связи). Лексика – употр. больше слов, обознач. отвлечённые понятия. 1. Тезис (высказывается какая-то мысль). 1. Доказательства (или опровержение). Аргументы: а) … б) … в) … и т. д., сопровожд. примерами. 3. Вывод (заключение). Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Объяснение – (что это такое?) Размышление (Как быть? Что делать?)

Тип речи – повествование.

- Какова композиция текста повествовательного характера?

Начало события (завязка)

Тип речи – рассуждение.

Вывод

Запись в тетрадях основных требований к тексту-рассуждению

1. Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.

2. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

3. Важно, чтобы между тезисами и аргументами, а также между аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

4. Все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно тезис.

5. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова:

Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом и т. д.)

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

Памятка, включающая те слова, с/соч., речевые обороты, которые помогут высказать учащимся своё отношение, мнение.

Н/п: Нельзя не согласиться с точкой зрения автора (героя) …

Мне близка мысль о том, что …

Некоторые сомнения у меня возникают, когда …

Я предполагаю (полагаю), что …

Я могу с уверенностью сказать (утверждать) …

Я убежден(а) …

Мне хочется сделать вывод …

На мой взгляд …

По-моему, …

По моему мнению, …

По моему убеждению, …

IV. Практика.

В жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной верёвке ведро. Идут едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды дать напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды, напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил деда внук.

- И это ещё не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный, - ответил дед. (По В. Сухомлинскому)

-Прочитайте текст и выполните задания:

1) Назовите главную мысль текста.

2) К какому типу речи и жанру относится этот текст?

3) Какие элементы композиции характерны для рассказа?

4) Где экспозиция, завязка?

5) Найдите повторы. С какой целью они используются?

6) Где развязка?

ПЛАН

урока теоретического обучения №17

по дисциплине ОДБ.01 Русский язык

Количество часов 1

Дата:09.11.2021

Группа: 3

Специальность: ПК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.102 (0.011 с.)