Общая характеристика программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика программы



ПРОГРАММА

МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Авторы

Громова Виктория Ивановна, доцент кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО»

Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка МБОУ «СОШ№8 г. Петровска», старший методист ГАУ ДПО «СОИРО»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа метапредметного курса « Основы смыслового чтения и работы с текстом » разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – Стандарт).

В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального закона образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Согласно п. 5 статьи 12 Федерального закона основная образовательная программа основного общего образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования (п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 Федерального закона).

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о его кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Всё это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

· снижение интереса к чтению;

· ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

· низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Данная программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» адресована общеобразовательным школам для занятий в 5-9 классах. Она ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

- I блок. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

- II блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

- III блок. Работа с текстом: оценка информации.

Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

· способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

· обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Актуальность программы определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

· не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

· не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

· не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

· не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

· не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

· не могут учесть точку зрения или знания адресата;

· не могут определить замысел и цели автора текста.

Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Также навык смыслового чтения  очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися.

Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией.

В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге, наиболее полное определение грамотности чтения таково: этоспособность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения.                                                                                                                           

Описание места курса

Программа рассчитана на 5 лет, выстроена по модулям, каждый увеличивает количество  методов и приёмов работы с текстом.

Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю.

После каждого занятия предусматривается работа с текстом, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техническое); 2) по­вествование (рассказ, отчёт, репортаж); 3) объяснение (рас­суждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к вы­полнению работы, правила, уставы, законы).

К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (при­глашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диа­граммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.

Функции чтения:

1. Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.

2. Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.

3. Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.

 

Механизмы чтения

1. Внутреннее проговаривание (при чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны, в результате чего осуществляется взаимодействие органов зрения и слуха: наложение графического образа на слуховой вызывает ассоциативное восприятие значения);

2. Вероятностное прогнозирование, которое проявляется на смысловом и вербальном (словесном) уровнях;

3. Смысловое прогнозирование — умение предугадать, предвосхитить описываемые в тексте события по названию текста, по первым его предложениям догадаться о дальнейшем развертывании событий;

4. Вербальное прогнозирование — умение по начальным буквам угадывать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению (или предложениям) — дальнейшее построение абзаца.

 

Виды чтения

Существуют различные подходы к выделению видов чтения, они определяются в зависимости:

· от владения скоростными приемами — скоростное и не скоростное чтение;

· от техники — чтение вслух и чтение про себя;

· от подготовки — подготовленное и неподготовленное чтение;

· от места — классное и домашнее чтение;

· от цели чтение — просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Цель просмотрового чтения — получение самого общего представления о содержании статьи (книги), о ее теме. На основе такого чтения читающий решает, нужен ли ему данный текст для более подробного изучения. Для этого ему бывает достаточно прочесть заголовки, подзаголовки, выборочно отдельные куски текста.

При ознакомительном чтении текст читается целиком, но в быстром темпе. Целью такого чтения является получение общего представления о круге вопросов, затрагиваемых в данном тексте, и путях их решений. Читающий не стремится запомнить прочитанное, так как не предполагает использовать в дальнейшем полученную информацию. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет пренебречь деталями сообщения.

При изучающем чтении читающий стремится максимально полно и точно понять содержащуюся в тексте информацию. Текст читается целиком, чтение происходит в довольно медленном темпе, сопровождается перечитыванием отдельных мест. При этом виде чтения действует установка на длительное запоминание информации текста, на дальнейшее ее использование.

Этапы работы с текстом

1. Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться с книгой, газетой, журналом, узнать, о чем в них говорится; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную в тексте информацию и т. п. В процессе чтения целевая установка может меняться, например, намереваясь только просмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу с текстом, и т. д. При необходимости подробного изучения текста планируется неоднократное его прочтение. При чтении с целью составления реферата делаются необходимые записи и т. д.

2. Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микро контекстов: осмыслив первый микро контекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т. д. Так, для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.

3. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап). На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.

Приемы осмысления текста

1. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса-предположения.

2. Антиципация плана изложения (предвосхищение того, о чем будет говориться дальше), антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше), реципация прочитанного (мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли).

3. Составление плана.

4. Составление граф-схемы. Граф-схема – способ моделирования логической структуры текста, представляющий собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста.

5. Прием тезирования. Тезирование – формулирование основных положений и выводов текста.

6. Составление сводной таблицы.

7. Прием комментирования.

8. Логическое запоминание.

9. Реферативный пересказ.

10. Аннотирование.

11. Составление рефератов, докладов по нескольким источникам.

Класс

Отраб отка приём ов

- ключевые слова

- виды плана

- инсерт

  Работа с текстом: поиск информации и понимание Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации Контрольная работа Итого
Введение (основные понятия года + повторение прошлого) 1.Текст, чтение, виды чтения. 2. Приемы выделения ключевых слов. 1. Виды плана.   1. Инсерт. 1. Выделение ключевых слов. 5
Источники информации 1. Мир информации. 2. Выбор книг в библиотеке. 1. Аннотация, послесловие, комментарии, оглавление. 1. Записи о прочитанном. 1. Написание аннотации. 5
Учебные, научно-познавательные тексты   1. Работа с § из учебника по русскому языку. 2. Работа с § из учебника по обществознанию. 1. Работа с § из учебника по математике. 2. Работа с § из учебника по истории. 1. Работа с § из учебника по литературе.   1. Составление плана. 6
Инструкции 1. Виды инструкций. 2. Изучение инструкций из учебников школьников. 1. Ключевые слова в инструкциях.   1. Поиск ошибок в инструкциях. 1. Составление инструкций. 5
Литературные   1-2. Ключевые слова в художественных текстах.   1-2. Составление разных видов плана. 1-2. Взаимооценка планов текстов. 1. Написание отзыва о книге. 7
Публицистические   1-2. Ключевые слова в публицистических текстах. 1-2. Составление разных видов плана. 1. Составление рекламы книги. 1. Реклама прочитанной книги. 6
          34

 

 

Класс

Класс

Класс

Класс

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебный кабинет оснащен необходимым оборудованием, техническими средствами, соответствующими требованиям для реализации данной программы.

Приобретено и используется в учебном процессе мультимедийное оборудование. школа подключена к системе Internet.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников //Начальная школа: "плюс-минус". 1999, №9.

2. Айзенк Г. Проверь свои способности. - М.: "Мир", 1972.

3. Бардин К. В. Как научить детей учиться: книга для учителя /К.В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987.

4. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы /Г.Г. Гецов. - М.: Книга, 1984.

5. Горячева, И. А. Русский язык: наглядность при работе с текстом методическое пособие / И. А. Горячева. – М.: Дрофа, 2003. 

6. Граник Г.Г. Когда книга учит /Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991. 

7. Граник Г.Г. Литература. Учимся понимать художественный текст: задачник-практикум. 8-11 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А. Шаповал. - М.: 2001.

8. Граник Г.Г. Путешествие в страну книги. Учимся понимать текст: в 4 частях. Для младших школьников /Г.Г. Граник, О.В. Соболева. – М.: 1998.

9. Граник Г.Г., Самсонова А.Н. Роль установки в процессе восприятия текста //Вопросы психологии. 1993, №2.

10. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. – М.: 1982.

11. Дьяченко В. К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология / В. К. Дьяченко. — Красноярск: ККЦРО, 1998.

12. Ерохина Е.Л. Литература. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2011.

13. Зайцева С. А. Моделирование простых текстовых задач/ С. А. Зайцева. – М.: Чистые пруды, 2005.

14. Иванова-Лукьянова Г.Н. Искусство понимания художественного текста //Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). 2010, №14.

15. Кулько В.А, Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М.: Просвещение, 1983.

16. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности.- Минск: Народная Асвета,1972.

17. Кушнир АМ. Азбука чтения / АМ. Кушнир. - М.: 1996.

18. Лезер Ф. Рациональное чтение: быстрое и основательное /Ф. Лезер. - М.: 1980.

19. Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»// http:// metodsovet. ru / megdiciplinarnaya _ programma. htm

20. Междисциплинарная программа «Смысловое чтение»// http://ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7 

21. Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в 5 классе //Литература в школе. 1994, №2. С.74.

22. Нефедова Н.А. Условия формирования способности и готовности самообучения в процессе чтения //Иностранные языки в школе. 1997, №1. С.14.

23. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о работе культуры с научной и научно-популярной книгой / Л.А. Николаева. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

24. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

25. Окунев А. А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования / А. А. Окунев. — СПб.: Скифия, 2006.

26. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

27. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

28. Сидоренков В.А. Создание условий для формирования у школьников общеучебных умений текстообразования //Русский язык в школе. 1997, №6. С.3.

29. Смородинская М.Д. О культуре чтения /М.Д. Смородинская, Ю.П. Маркова. - М.: Книга, 1984.

30. Соболева О.В., Дыбленко С.А. Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя //Начальная школа До и После. 2002, №8.

31. Учимся учиться /под ред. А.М. Зимичева. - Л., 1990.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

33. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

34. Фролова Л.А. Моделирование в процессе обучения русскому языку. //Начальная школа: "плюс-минус". 2000, №5.

35. Хамблин Д. Формирование учебных навыков.- М: Педагогика,1986.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

В соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программой планируемые результаты освоения метапредметной программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом» соответствуют основным этапам образовательного процесса, на конец 5, 6, 7, 8 и 9 классов.

Уровни грамотности чтения

Работа с информацией Интерпретация текста Рефлексия и оценка

5-й уровень

Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть ко­торой может быть за­дана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необ­ходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его де­талей Критически оцени­вать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятия­ми, которые противо­положны ожиданиям, основываясь на глу­боком понимании длинных или слож­ных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информа­ции. которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнару­жить, что для полного понимания данного текста требуется использо­вать различные элементы этого же документа, например сноски

4-й уровень

Найти и установить возможную последовательность или ком­бинацию отрывков глубоко скрытой ин­формации, каждая часть которой может отвечать множествен­ным критериям в тексте с неизвестным контекстом или фор­мой. Сделать вывод о том, какая информа­ция в тексте необхо­дима для выполнения задания Использовать глубо­кие идеи, заложенные в тексте, для понима­ния и применения категорий в незнако­мом контексте. Ис­толковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые про­тиворечат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте Использовать акаде­мические и общеизве­стные знания для вы­движения гипотез или критической оценки текста. Демонстриро­вать точное понима­ние длинных и слож­ных текстов

Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим свя­зям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно вы­раженную информацию либо сделать выводы философского или мета­физического характера.

Несплошные тексты, найти отдельные части информации и срав­нить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата

3-й уровень

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрыв­ками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но проти­воречивой информа­цией Объединить несколь­ко частей текста для того, чтобы опреде­лить главную мысль, объяснить связи и ис­толковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, проти­вопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внима­ние много критериев. Работать с противоре­чивой информацией Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать осо­бенности текста. Де­монстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными зна­ниями или основы­вать выводы на менее известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить инфор­мацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдель­ных частях текста.

Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в несколь­ких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуаль­ной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы

2-й уровень

Найти один или не­сколько отрывков ин­формации, каждый из которых, возможно, отвечает множествен­ным критериям. Ра­ботать с противоречи­вой информацией Определять главную мысль, понимать свя­зи, формировать, при­менять простые кате­гории или истолковы­вать значения в ограниченной части текста, когда инфор­мация малоизвестна и требуется сделать простые выводы Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять осо­бенности текста, ос­новываясь на собст­венном опыте и отно­шениях

Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью опреде­лить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста.

Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выра­женной структуры визуального изображения информации, например таблицы или диаграммы (граф-дерева), либо объединить две небольшие части информации из графика или таблицы

1-й уровень

Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая ин­формация в нём об­щеизвестна Установить простые связи между инфор­мацией в тексте и об­щими, повседневны­ми знаниями

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной ин­формации на одной простой карте, или линейном графике, или столб­чатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объёму вер­бальный текст в несколько слов или фраз

 


[1] Подробнее: http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=2.1270586729302387

ПРОГРАММА

МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Авторы

Громова Виктория Ивановна, доцент кафедры филологического образования ГАУ ДПО «СОИРО»

Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка МБОУ «СОШ№8 г. Петровска», старший методист ГАУ ДПО «СОИРО»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа метапредметного курса « Основы смыслового чтения и работы с текстом » разработана с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – Стандарт).

В соответствии с п. 7 статьи 12 Федерального закона образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.

Согласно п. 5 статьи 12 Федерального закона основная образовательная программа основного общего образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу образовательного учреждения и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования (п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 Федерального закона).

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем.

Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о его кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Всё это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

· снижение интереса к чтению;

· ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

· низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.

Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Данная программа «Основы смыслового чтения и работы с текстом» адресована общеобразовательным школам для занятий в 5-9 классах. Она ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.

- I блок. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

- II блок. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

- III блок. Работа с текстом: оценка информации.

Цель программы - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

· способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

· обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.108 с.)