Как распознать у ребенка склонность к суицидальному поведению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как распознать у ребенка склонность к суицидальному поведению



Жизненные обстоятельства, способные усугубить эмоциональное состояние подростка

Психологическая травма: каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, могут стать причиной возникновения суицидальных мыслей и настроения.

 

Алгоритм действий в случаях обнаружения признаков суицидального поведения несовершеннолетнего

 

Действия педагогов при выявлении особенностей

Беседа с ребенком.

Необходимо создать условия для спокойного разговора. Следует показать ребенку, он не останется без внимания родителей, и вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. Необходимо установить эмоциональный контакт и доверительное общение «сопереживающего партнерства»: «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»; «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»; «Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».

Оценка серьезности намерений и чувств ребенка.

Если ребенок уже имеет конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Оценить глубину эмоционального кризиса возможно с помощью специалистов.

Установка последовательности событий, которые привели к трудной жизненной ситуации.

Разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что подозрения не напрасны. Прояснить ситуацию и помочь ребенку проговорить мысли о смерти. Понять и разделить эмоциональное состояние ребенка. Выяснить, связанны ли мысли о смерти с детско-родительскими отношениями. Если «да», то с какими именно. На протяжении всего разговора с ребенком укреплять доверительные отношения.

Расспросить ребенка о его намерениях совершить суицид. Выяснить, каким средством он намерен лишить себя жизни. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления. Узнать о причине таких намерений. Проговорить, какие чувства ребенку трудно выносить, что он думает о суициде, помочь высказаться.

Анализ ситуации.

Проанализировать собранную в беседе информацию. Не следует воспринимать заявления ребенка о возможном суициде как шантаж. К любым словам подростка, касающимся данного вопроса, нужно относиться максимально внимательно. Оценить глубину эмоционального кризиса возможно с помощью специалистов.

Обсудить с ребенком совместный план последовательных действий по преодолению трудной ситуации. При этом говорить как равный; а не как старший. Быть на его стороне, не принимать сторону людей, которые причиняют ему боль. Дать возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если знаете очевидное решение или выход.

Обращение за получением квалифицированной помощи к психологу или к врачу (психотерапевту, психиатру).

6. Посещение групповых занятий для повышения психолого-педагогической компетентности во взаимоотношениях с ребенком. Совместный с ребенком поиск внутренних личностных ресурсов в проживании трудной жизненной ситуации.

Наблюдение за ребенком.

Быть внимательными к любым изменениям в поведении ребенка. Установить тесный контакт с педагогами. При отрицательной динамики состояния ребенка, в случае вероятности выхода ситуации из-под контроля, убедить подростка обратиться за помощью к специалисту. При отказе со стороны подростка обратиться за специализированной помощью лично.

Алгоритм действия

Как распознать у ребенка склонность к суицидальному поведению

Суицидальное поведение включает различные формы активности: от устных заявлений о намерениях и рассуждений на данную тему до неоднократных попыток, в том числе с летальным исходом.

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

В целях профилактики кризисных ситуаций и суицидальных попыток их разрешения рекомендуется особенно пристальное внимание уделять следующим особенностям психо-эмоционального состояния несовершеннолетних:

Следует обратить внимание на то, что проговаривает ребенок:

- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях (Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!»);

- словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет, но будет уже поздно!» и т.п.);

- жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»);

- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»);

- уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!» и т.п.).

- жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру» и т.п.);

- жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;

- самообвинения («Я ничтожество!», «Я ничего из себя не представляю» и т.п.);

- повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;

- сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Следует обратить внимание на поведение и внешний вид подростка:

- капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость;

- приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;

- тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;

- длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо;

- проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывание на сайтах особого содержания (самоубийства, неформальные молодежные объединения и т.п.);

- смена настроения (подавленность или оживленность) в несоответствующей ситуации;

- изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/чрезмерное потребление пищи);

- нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна и т.п.);

- конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);

- часто повторяющиеся попытки убежать из дома;

- потеря интереса, проявление равнодушия к той деятельности, которой ребенок до определенного периода был сильно увлечен (чтение, компьютерные игры, спорт и т.п.);

- резкие и немотивированные перепады настроения;

- частые вспышки агрессии, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора;

- болезненная реакция на ту или иную тему разговора;

- отсутствие желания заботиться о собственной внешности и личной гигиене (внезапная, ранее не характерная неопрятность и т.п.);

- двигательное возбуждение;

- склонность к неоправданно рискованным поступкам;

- неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих;

- немотивированная тревога; 

- немотивированный страх;

- тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;

- оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого и нынешнего состояния, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого, отсутствие перспектив в будущем;

- активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, стремление к длительному уединению;

- внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии.

Неожиданные изменения в состоянии и поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения.

На что должны обратить внимание родители: изменения настроения, аппетита, нарушения сна ребенка, изменение отношения к своей внешности, стремление к длительному уединению, наличие поведенческих ритуалов (приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей), интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в сети Интернет и т.п.), проведение длительного времени за компьютером, нахождение и пребывание на сайтах особого содержания, отгороженность от семейной и школьной жизни, серьезные изменения в состоянии здоровья (частые головные боли, бессоница и др.), физические повреждения (порезы на руках и др.) и т.п.

На что должны обратить внимание педагоги: изменение внешнего вида обучающегося, отгороженность от школьной жизни, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при прежней аккуратности), частые пропуски занятий без уважительной причины (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки на тему смерти на последних страницах тетрадей; тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла; двигательное возбуждение, частые вспышки агрессии, беспричинная озлобленность, повышенный тон разговора, конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми и т.п.

Что могут увидеть сверстники: стремление к уединению, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенная агрессивность, аутоагрессия (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов, склонность к неоправданно рискованным поступкам, и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.017 с.)