Выразительные средства музыки. Мелодия и ее разновидности. Тембр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные средства музыки. Мелодия и ее разновидности. Тембр.



МУЗЫКА

 

 

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

       О. Гаджикасимов.

Урок 1

Выразительные средства музыки. Мелодия и ее разновидности. Тембр.

 

Мелодия – главное средство музыкальной выразительности. «Мелодия – душа музыки», П.И.Чайковский. Кантилена – плавная, протяжная мелодия. Речитатив – мелодия, близкая человеческой речи, вид певучего разговора. Мелодии вокальные и инструментальные.

Тембр – это окраска звука. Тембр – это отличительный знак каждого инструмента или человеческого голоса. Благодаря тембру, мы можем различать голос человека или звук музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

  Вопросы:

1.Музыкальная мысль, выраженная одноголосно, называется _________

2.Два основных типа мелодии – это____________________

и ______________________.

3.Какое качество помогает отличить музыкальные звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах и разными голосами?___________________

Урок 2

Метр. Ритм. Размер.

Метр – чередование сильных и слабых долей в музыке. Метр бывает 2х-дольный и 3х-дольный.

Ритм – чередование звуков различных длительностей. Ритм – основа все музыкального движения, порядок сочетания во времени всех элементов музыкальной речи.

Метр и ритм – это сердце музыки.

 

Задание:

Выбери из предложенных терминов те, которые относятся к метроритму и подчеркни их:

мажор, крещендо, ¾, кантилена, такт, легко, пиано, замедляя, пунктир, размер, четыре такта, быстро, затакт, в прежнем темпе, пауза, речитатив, сильная доля, тембр, половинная.

 

Урок 3

Темп.

Темп – это скорость исполнения в  музыке. Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Темпы бывают: быстрые, медленные и умеренные, обозначаются итальянскими терминами.

Задание: поставь цифры под картинками в порядке возрастания темпа:

Запомни итальянские обозначения темпов и их значение

Урок 4

Динамика.

 

Динамика – это сила звука.

 

                                                    

 

 

 

Задание:

- запомни обозначение динамических оттенков;

- запиши динамику в пьесе Э.Грига «В пещере горного короля»;

- найди обозначения динамических оттенков в пьесах по специальности.

Урок 5

Лад. Регистр.

Лад – это дружба звуков между собой. Лад – это еще и настроение.

МАЖОР – светлое, веселое настроение.

МИНОР – темное, грустное настроение.

   

                    

Регистр – это высота музыкальных звуков. Регистр бывает: высокий, средний и низкий.

Задание: подпиши стрелочками регистры

 

                             

 

Урок 6

Фактура. Штрихи.

Штрихи – способ извлечения звука.


Лебедь плавает легато.

Скачет воробей стаккато.

Слон шагает нон легато.

Как вы ходите, ребята?

-Ходим мы и нон легато,

И легато, и стаккато.

Словом, можем так и сяк,

Даже наперекосяк.


 

Фактура – организация элементов музыкальной речи. Фактура бывает: одноголосная, полифоническая, аккордовая, гомофонно-гармоническая.

Задание: соедини стрелочками штрихи и соответствующие картинки

 

Урок 7

Урок 8

Музыкального произведения.

 

План разбора произведения:

· характер

· жанр (песня, танец, марш)

· выразительные особенности музыки (какие мысли, чувства выражает музыка?)

· изобразительные особенности музыки

· ваше отношение к произведению

 

Задание:

- разбери по предложенному плану произведение, которое ты играешь по специальности;

- подчеркни средства музыкальной выразительности:  соло, тембр, контраст, лад, опера, ария, театр, динамика, декорации, регистр, концерт, мелодия, трио, гармония, балет, песня, ритм, темп, фортепиано, легато.

 

 

Урок 9

Контрольный урок.

Выразительные средства музыки

Найди соответствующие терминам определения

Мелодия Скорость исполнения музыки
Динамика Равномерное чередование сильных и слабых долей в музыке
Штрихи Система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней
Темп Способы звукоизвлечения
Тембр Одноголосная последовательность звуков
Ритм Сила звучания музыки
Лад Характерная особенность звучания голоса или инструмента
Регистр Часть звукового диапазона

 

  Помоги забывчивому критику вспомнить названия нужных выразительных средств музыки, иначе он не сможет написать рецензию на концерт известного певца.

Бархатный _______________________его голоса

Медленный_______________________________

Острый, акцентированный___________________

Задушевная_______________________________

Красочная ________________________

Мажорный________________________

Трехдольный______________________

Контрастная_______________________

           Аккордовая________________________

высокий
тембр
Верни в предложения «разлетевшиеся» слова:

темп
динамические оттенки
низкий  
гомофонно-гармоническая
средний

 


1.В музыке различают 3 регистра:_____________________,

____________________, _____________________________.

2.Фактура, состоящая из одноголосной мелодии с аккордовым сопровождением, называется

 _________________________________________.

3.Изменение громкости звучания образует______________

__________________________________________________.

4.Окраска звучания голоса или музыкального инструмента, обозначается термином______________________________.

5.Скорость в музыке называется  ________________________________________.

 

 

Урок 10

Урок 11

Урок 12

Урок 13

Урок 14

Зима. Обряды и песни

        Зимние месяцы: декабрь – студень, январь – просинец, февраль – лютень.

      Зимний цикл праздников Славян посвящен умиранию и зарождению новой жизни. Корочун - образ старого умирающего года, Рождество - нового рождающегося года. Соответственно, первая половина зимнего цикла посвящения почитанию тайных сил и защиты себя от лиха, вторая половина - прославлению нового Солнца, Света и Жизни.          Главнейшими праздниками зимы являются Святки или Коляда, которые длятся 12 дней, от 7января по 19 января.В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими.

Как и нонче у нас святые вечера пришли,

Святые вечера,

Святки-игрища.

Ой, Святки мои,

святые вечера!

Когда начинались Святки, парни и девушки наряжались и ходили по деревне из одной избы в другую и пели Колядки. Колядки – это песни, в которых поздравляли с праздником. Желали людям здоровья, счастья, благополучия, богатства. Молодые парни и девчата группами с изображением звезд в руках, бывает, и игрушечными домиками отправлялись в гости к родным, соседям, пели у них колядки под окнами, а те кидали им в заготовленные мешки всякие вкусности.

 Масленица – последний зимний праздник, провожающий снега да морозы и встречающий весну. Масленица для славян долгое время была и встречей Нового года. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретишь новый год, таким он и будет. Отсюда выражение: «Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи». Уставшие за зиму от холодов и уныния, люди зазывали солнышко и весну. Символами солнца были блины – такие же круглые и румяные. В последний день масленицы люди просили друг у друга прощение– «Прости меня, пожалуйста, уж коль обидел».

В дни масленицы в городах, сёлах, деревеньках проходили широкие гулянья: игрища, катания с гор на санях, скачки на лошадях, взятие снежных крепостей, кулачные бои.

Вопросы:

1.Что такое Святки? Сколько они длились?

2.Чему посвящен праздник Масленицы?

3.Найди колядку.

4.Найди пословицы о зиме; поговорки о Масленице.

Урок 15

Урок 16

Контрольный урок.

Найди соответствие:

Лирическая протяжная «Эй, ухнем»
Солдатская «Ах ты, степь широкая»
Трудовая «Солдатушки, бравы ребятушки»
Плясовая «Во поле береза стояла»
Хороводная «Светит месяц»

 

 

Напиши жанры русских народных песен

ДО ТРУ Е ВЫ

 

РЯ ВЫ ДО ОБ Е

 

ЧЕС ЛИ КИ РИ Е
РО ХО ВОД Е НЫ
РИ ЧЕС Е ИС ТО КИ

 

Ответь на вопросы:

1.Как называется русский трехструнный щипковый инструмент?

2.Как звали древнерусского певца и сказителя?

3.Каким музыкальным инструментом владел Садко?

4.Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах?

5.Какую птицу называют «певцом русских полей»?

6.Назови жанры русских народных песен?

7.Назови самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас в каждом доме?

Урок 17

Урок 18

Струнные инструменты

Скрипка – струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию. Современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет 4 струны, настроенные по квинтам. Тембр скрипки густой в низком     регистре, мягкий в среднем и блестящий

       в верхнем.

                                                                    Альт чуть больше скрипки, отчего и звучит в более низком регистре. Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть. Сконструировал его Антонио Страдивари.

                                               Виолончель словно поет человеческим голосом – низким, взволнованным, сильным, как раз под стать мужскому голосу – басу или баритону. До конца XIX века исполнители удерживали виолончель икрами ног. Но в конце XIX века французский виолончелист П. Тортелье изобрёл изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что несколько облегчает технику игры.

    Контрабас – самый низкий по звучанию и самый большой по размеру (до 2х метров). Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром, является басовым фундаментом оркестра.

 

Задание:

Впиши в клеточки название музыкального инструмента, изображенного на рисунке

                   

                                                                         

На какие другие музыкальные инструменты он похож?

К какой группе относятся эти инструменты?

 

 

Урок 19

Деревянные духовые инструменты

Флейта является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка.

                                               Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.

Кларнет — деревянный духовой музыкальный инструмент был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

                                      Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент басового, регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре занял постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно.

Задание:

Назови инструменты, которые ты видишь на картинке.

Урок 20

Медные духовые инструменты

Труба – медный духовой инструмент, простейшие образцы которого были известны еще задолго до нашей эры. В средние века игрой на трубах сопровождались рыцарские турниры, военные церемонии. С XVII века трубу начали применять в оркестрах.

Тромбон исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных духовых инструментов он отличается наличием особой U-образной трубки – кулисы, двигая которую вперед и назад, музыкант изменяет звучание инструмента.                                           

Валторна – медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога (немецкое waldhorn буквально означает – лесной рог).

Туба – довольно молодой инструмент среди медных духовых. Она была построена в 1835г. в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Туба – басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе.     

Задание:

Соедини стрелочками название инструмента и его изображение                                                   

литавры     фагот          тромбон    флейта

труба         виолончель кларнет      туба

 

 

Урок 21

Ударные инструменты

Ударные инструменты – делятся на 2 группы:

с определенной высотой звучания и без определенной высоты звучания.

Барабан, бубен, треугольник, тарелки, кастаньеты, там-там – инструменты без определенной высоты звучания.

 

                

 

Литавры, ксилофон, вибрафон, колокола – инструменты с определенной высотой звучания.

Задание:

Соедини цифры и узнай, на каких инструментах играли бременские музыканты.

Урок 22

Урок 23

Урок 24-25

Оркестр. Виды оркестров.

В древней Греции орхестрой называлось место перед сценой, на котором во время представлений трагедий помещался хор. Позднее оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющих инструментальные музыкальные произведения.

Виды оркестров

ОРКЕСТР
симфонический
духовой
камерный
джазовый
оркестр народных инструментов
эстрадно-симфонический

 

 


  Симфонический оркестр – оркестр, состоящий из 4 групп: струнно-смычковые инструменты (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые инструменты (флейты, гобои, кларнеты, фаготы), медные духовые инструменты (труба, тромбон, валторна, туба), ударные инструменты (литавры, барабан, ксилофон, тарелки, др.)

  Оркестр народных инструментов – оркестр, включающий в свой состав русские народные инструменты. Группы: струнные (гусли, домра, балалайка, мандолина), духовые (флейта, гобой, свирель, свистульки (окарина), жалейка, рожок), язычково-меховые (гармонь, баян, аккордеон), ударные (ложки, бубен, барабан, бубенцы, коробочка, трещотки, др.)

  Духовой оркестр состоит из духовых и ударных инструментов. Основу оркестра составляют медные духовые инструменты. Состав оркестра: медные духовые инструменты (труба, корнет, валторна, тромбон, альт, тенор, баритон, туба), деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот), ударные инструменты (малый и большой барабаны, тарелки, литавры, бубен, тамбурин, коробочка, треугольник).

  Камерный оркестр – оркестр небольшого состава (15-30 чел.), основой которого является ансамбль исполнителей на струнно-смычковых инструментах. Иногда в камерный оркестр включаются духовые инструменты. Термин «камерный оркестр» вошел в обиход в XX веке.

   Джазовый оркестр. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет особую группу инструментов - ритм-секцию (ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты). Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность - джазовая импровизация приводит к расплывчатости его состава. Вот его некоторые виды: диксиленд, биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

   Эстрадно-симфонический оркестр - большой инструментальный состав, объединяющий  исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена ритм-группой (ударная установка, гитара, перкуссия, фортепиано, синтезатор, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая — большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

Задание: перечисли все инструменты, которые ты видишь на рисунке. Скажи, в составе каких оркестров они встречаются.

Урок 26

Вокальные тембры

Голос – самый древний и необыкновенный инструмент. Его нельзя увидеть и потрогать, его можно только услышать. Певческие голоса отличаются друг от друга тембром, высотой, диапазоном и силой звучания. Диапазон – расстояние между самым низким и самым высокий звуком голоса (инструмента).

Детские певческие голоса – дискант (сопрано), альт.

Женские певческие голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.

Мужские певческие голоса – тенор, баритон, бас.

Задание:

  Расположите голоса в порядке высоты (попарно женский + мужской голос)
Тенор, баритон  
Бас, меццо-сопрано  
Контральто, сопрано  

 

Урок 27

Контрольный урок

Как называют исполнителей на следующих инструментах?

На гитаре играет  _ _ _ _ _ _ _ _                          

На рояле играет _ _ _ _ _ _ _

На баяне играет _ _ _ _ _ _ _

На арфе играет _ _ _ _ _ _

На барабанах играет _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

На трубе играет _ _ _ _ _ _

 

Реши кроссворд

«Инструменты народного оркестра»

 

        Н

 

            А      

 

 

  Р            

 

  О      

 

 

Д        

 

 

      Н

 

            Ы

 

        Й    

 

Расположи названия инструментов народного оркестра в кроссворде: домра, баян, жалейка, бубен, трещотки, балалайка, рожок, бубенцы.

Реши тест

1.Камерная музыка исполняется:

а) симфоническим оркестром

б) небольшим инструментальным составом

в) духовым оркестром

 

2.Какой инструмент является прародителем валторны?

а) труба

б) охотничий рог

в) флейта

3.С чем до начала 9 века совмещал свою работу дирижер?

а) с вокальными выступлениями

б) с танцевальными выступлениями

в) с игрой на каком-либо инструменте

4.В каком оркестре звучит инструмент банджо?

а) народный

б) симфонический

в) джазовый

5.С какого инструмента берет начало оркестр народных инструментов?

а) домра

б) балалайка

в) гусли

Помоги Буратино найти все музыкальные инструменты в каморке папы Карло.

Урок 28

Урок 29 - 30

Виды ансамблей и хоров

Музыка, предназначенная для пения, называется вокальной. Родина вокальной музыки – Италия.

По количеству исполнителей, вокальная музыка бывает: сольной (1 исполнитель) ансамблевой (от 2 до 11 исполнителей), хоровой (от 12 исполнителей). Виды ансамблей: дуэт, терцет (трио), квартет.

  Хор – коллектив певцов. Виды хоров: смешанный хор (состоит из женских и мужских голосов), хор мальчиков и юношей, мужской хор, женский хор, детский хор.

По манере исполнения хоры бывают академические и народные.

Вопросы:

1.Партии детского хора называются_______ и ____________________________________.

2.Хор, который состоит из ______________ и ___________, называется мужским.

3.Как называется ансамбль из двух исполнителей? Из трех? Из четырех?

Урок 31 - 32

Жанры вокальной музыки

Вокальная музыка – это синтез музыки и литературы.

Жанры вокальной музыки: песня, романс, вокализ, ария, серенада, баркарола, баллада и др. Многие песни и романсы являются лирическими зарисовками. В них композиторы передают свои мысли и чувства, впечатления и настроения.

Песня – наиболее простая и распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

  Романс – музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора.

Баркарола – вокальное произведение мелодического характера в медленном темпе, происхождение которого связано с песнями на воде.

Вокализ – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на гласном звуке.

  Баллада - музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

Ария - вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.

Серенада - произведение, исполнявшееся вечером или ночью на улице перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.

Задание: составить кроссворд, используя жанры вокальной музыки.

Подчеркни слова, означающие вокальные жанры: песня, серенада, баркарола, мелодия, ария, протяжная, плясовая, лирическая, гармония, фраза, цезура, колыбельная, романс

 

Урок 33

Контрольный урок

Помоги гному проложить маршрут таким образом, чтобы сначала побывать там, где живут женские голоса, а потом там, где живут мужские.

        

                                        тенор                      сопрано

          

колоратурное сопрано                   баритон

Контральто            меццо-сопрано                             бас       

Переставь буквы, и ты получишь названия инструментов:

 

Ганор - Орган              Яльро - ______________

Акевсилн - ____________Нинопиа - ____________

Чельлонвио - __________Фара - _______________

Нетклар - _____________Бойго- _______________

Жокро - ______________Небуб - _______________

Лирытав - ____________ Кайбалала - ___________

Акпирск - ____________ Янаб - ________________

Монборт - ____________Торвална -____________

 

Ответь на вопросы теста:

1. Что относится к выразительным средствам музыки?

а) ноты, скрипичный ключ

б) музыкальные инструменты

в) лад, мелодия, темп, ритм, регистр, гармония

г) стихи

2. Что такое мелодия?

а) это настроение музыки

б) это музыкальная мысль, выраженная одноголосно

в) это песня, в исполнении хора

г) это окраска звука

3). Что такое «речитатив»?

а) полупение, полуразговор

б) игра на фортепиано

в) плавное, протяжное пение

г) пение закрытым ртом

4. Мажор или минор – это…

а) ритм

б) регистр

в) лад

г) нотный стан

5. Какие бывают регистры?

а) высокий, средний, низкий

б) громкий и тихий

в) мажорный и минорный

г) маршевый, песенный, танцевальный

6. Какой темп бывает?

а) высокий, средний, низкий

б) громкий и тихий

в) весёлый и грустный

г) быстрый, умеренный, медленный

7. Какой бывает ритм?

а) быстрый, медленный

б) весёлый, грустный

в) танцевальный, маршевый, ровный

г) высокий, средний, низкий

8.Какой бывает размер в музыке?

а) две четверти, три четверти

б) одна пятая

в) три девятых, пять девятых

г) две седьмых

9. Какой бывает тембр?

а) мягкий, яркий, хриплый

б) громкий, тихий, очень тихий

в) радостный, печальный, торжественный

г) медленный, быстрый, умеренный

10. Что такое аккомпанемент?

а) сопровождение мелодии

б) скорость звучания

в) характер музыки

г) низкий голос

 

 

 

 

МОЛОДЕЦ!

ДО НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВСТРЕЧ!

 

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Расположение инструментов

симфонического оркестра на сцене

Расположение инструментов

народного оркестра на сцене

Детский фольклор

Потешка – забава, игрушка, утеха (напр. Ладушки, Ай ду-ду)

Прибаутка – от слова «баять», складная приговорка, присказка, поговорка, острое словцо в пословичной одежде, иногда пустой, но забавный набор слов с темными намеками (напр. «раз ежиха с базара шла»)

Байка – говорение, болтание, гуторка, побасенка, побаска, сказочка

Небылица – небыль, небывальщина, несбыточное, ложь (напр. «Уж и где это видано», «У нас лошади в оборках», «Как кума-то к куме»)

Скороговорка – частоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения (Бобры, Сохла соха, Ребята малы, семигодовалы)

Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки

Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. (Антошка, Андрей-воробей)

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

 

МУЗЫКА

 

 

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

       О. Гаджикасимов.

Урок 1

Выразительные средства музыки. Мелодия и ее разновидности. Тембр.

 

Мелодия – главное средство музыкальной выразительности. «Мелодия – душа музыки», П.И.Чайковский. Кантилена – плавная, протяжная мелодия. Речитатив – мелодия, близкая человеческой речи, вид певучего разговора. Мелодии вокальные и инструментальные.

Тембр – это окраска звука. Тембр – это отличительный знак каждого инструмента или человеческого голоса. Благодаря тембру, мы можем различать голос человека или звук музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.

  Вопросы:

1.Музыкальная мысль, выраженная одноголосно, называется _________

2.Два основных типа мелодии – это____________________

и ______________________.

3.Какое качество помогает отличить музыкальные звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах и разными голосами?___________________

Урок 2

Метр. Ритм. Размер.

Метр – чередование сильных и слабых долей в музыке. Метр бывает 2х-дольный и 3х-дольный.

Ритм – чередование звуков различных длительностей. Ритм – основа все музыкального движения, порядок сочетания во времени всех элементов музыкальной речи.

Метр и ритм – это сердце музыки.

 

Задание:

Выбери из предложенных терминов те, которые относятся к метроритму и подчеркни их:

мажор, крещендо, ¾, кантилена, такт, легко, пиано, замедляя, пунктир, размер, четыре такта, быстро, затакт, в прежнем темпе, пауза, речитатив, сильная доля, тембр, половинная.

 

Урок 3

Темп.

Темп – это скорость исполнения в  музыке. Темп произведения зависит от его характера, настроения, содержания. Темпы бывают: быстрые, медленные и умеренные, обозначаются итальянскими терминами.

Задание: поставь цифры под картинками в порядке возрастания темпа:

Запомни итальянские обозначения темпов и их значение

Урок 4

Динамика.

 

Динамика – это сила звука.

 

                                                    

 

 

 

Задание:

- запомни обозначение динамических оттенков;

- запиши динамику в пьесе Э.Грига «В пещере горного короля»;

- найди обозначения динамических оттенков в пьесах по специальности.

Урок 5

Лад. Регистр.

Лад – это дружба звуков между собой. Лад – это еще и настроение.

МАЖОР – светлое, веселое настроение.

МИНОР – темное, грустное настроение.

   

                    

Регистр – это высота музыкальных звуков. Регистр бывает: высокий, средний и низкий.

Задание: подпиши стрелочками регистры

 

                             

 

Урок 6

Фактура. Штрихи.

Штрихи – способ извлечения звука.


Лебедь плавает легато.

Скачет воробей стаккато.

Слон шагает нон легато.

Как вы ходите, ребята?

-Ходим мы и нон легато,

И легато, и стаккато.

Словом, можем так и сяк,

Даже наперекосяк.


 

Фактура – организация элементов музыкальной речи. Фактура бывает: одноголосная, полифоническая, аккордовая, гомофонно-гармоническая.

Задание: соедини стрелочками штрихи и соответствующие картинки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.31 с.)