Методы организации экологического воспитания дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации экологического воспитания дошкольников.



Практическая работа №1

Выполнила студентка группы ПОд/б–19–1–з Ахтемова Лиля Сутмировна

Тема: Актуальные проблемы экологического воспитания в современных условиях (экологический форум)

Цель: способствовать усовершенствованию работы по формированию у дошкольников экологических основ

Форма проведения – «круглый стол».

Участники – ученые–экологи (группа студентов), независимые эксперты

Порядок работы форума

1. Организация и приветствие участников форума

2. Обсуждение эмблемы и лозунга экологического форума по проблемам окружающей среды

3. Обсуждение тезисов выступления участников форума

4. Решение эколого–педагогических ситуаций, задач.

5. Обсуждение постановлений и резолюции форума

Предварительная работа

1. Предложить студентам разработать эмблему экологического форума

2. Написать тезисы выступлений

3. Составить календарь экологических дат и подобрать мероприятия их чествования

Вопросы для обсуждения (тезисы)

1.Глобальные экологические проблемы планеты

1. Загрязнение воздуха, воды и почвы. Промышленность и выхлопные газы автомобилей являются загрязнителями номер один. Тяжелые металлы, нитраты и пластик являются токсинами, ответственными за загрязнение. В то время как загрязнение воды вызвано разливом нефти, кислотными дождями, городским стоком; загрязнение воздуха вызвано различными газами и токсинами, выделяемыми промышленными предприятиями и фабриками, а также сжиганием топлива. Загрязнение почвы в основном вызвано промышленными отходами, которые лишают почву необходимых питательных веществ.

2. Глобальное потепление, является результатом человеческой деятельности. Глобальное потепление приводит к повышению температуры океанов и земной поверхности, что приводит к таянию полярных ледяных шапок, повышению уровня моря. Из-за потепления чаще стали случаться наводнения, сильные снегопады, опустынивание. В общем, глобальное потепление ведет к изменению общего погодного сценария.

3. Перенаселенность планеты приводит к нехватке ресурсов, таких как вода, топливо и продукты питания. Демографический взрыв в менее развитых и развивающихся странах истощает и без того ограниченные ресурсы. Интенсивное сельское хозяйство приносит ущерб окружающей среде из-за использования химических удобрений, пестицидов и инсектицидов. Перенаселение является одной из важнейших текущих экологических проблем.

4. Истощение природных ресурсов. Потребление ископаемого топлива приводит к выбросам парниковых газов, которые ответственны за глобальное потепление и изменение климата. Во всем мире люди предпринимают усилия для перехода на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия, энергия ветра, биогаз и геотермальная энергия.

5. Утилизация отходов. Чрезмерное потребление ресурсов и создание пластмасс создают глобальный кризис утилизации отходов. Развитые страны известны тем, что производят чрезмерное количество отходов или мусора и сбрасывают их в океаны и менее развитые страны. Утилизация ядерных отходов сопряжена с огромными опасностями для здоровья. Пластмасса, фаст-фуд, упаковка и дешевые электронные отходы угрожают благополучию людей. Утилизация отходов является одной из актуальных экологических проблем.

6. Утрата биоразнообразия. Деятельность человека ведет к исчезновению многих видов животных и растений. Экосистемы природы совершенствовались миллионы лет, а человечество их активно уничтожает (охота на животных, вылов рыб, разрушение коралловых рифов).

7. Вырубка лесов. Наши леса производят кислород, а также помогают регулировать температуру и количество осадков. В настоящее время леса покрывают 30% земли, но каждый год древесный покров сокращается, из-за растущего спроса людей на большее количество продуктов питания, жилья и одежды. Леса вырубают для застройки, для промышленных или коммерческих целей.

8. Истощение озонового слоя: озоновый слой — это невидимый защитный слой вокруг планеты. Истощение озонового слоя атмосферы связано с загрязнением. Озоновый слой является ценным, потому что он предотвращает попадание вредного ультрафиолетового излучения на землю. Это одна из важнейших актуальных экологических проблем.

9. Кислотный дождь. Кислотные дожди могут быть вызваны сгоранием топлива или извержением вулканов или гниющей растительностью, которые выделяют диоксид серы и оксиды азота в атмосферу. Кислотные дожди могут оказать негативное влияние на здоровье человека, дикую природу и водные виды.

10. Разрастание городов приводит к деградации земель, увеличению трафика, экологическим проблемам и проблемам со здоровьем.

11. Проблемы общественного здравоохранения. Текущие экологические проблемы влияют на здоровье людей и животных. Загрязненная вода является самой большой угрозой для здоровья населения. Загрязнители вызывают респираторные заболевания, такие как астма и сердечно-сосудистые проблемы.

2. Экологическое воспитание дошкольников. Цели, содержание, задачи

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

- бережного отношения к природе;

- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

- эмоциональной отзывчивости к живой природе;

- положительных эстетических ощущений от любования природой;

- умений познавать особенности окружающего мира.

Цель экологического воспитания– формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Задачи экологического воспитания:

— Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

— Развитие познавательного интереса к миру природы.

—Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

— Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

— Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

— Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

— Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Январь

Февраль

19 февраля — Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита)

В настоящее время охотиться на китов и других животных моря разрешено только аборигенам, живущим на берегах морей и океанов. Этим людям китовое мясо необходимо для жизни. Но, к сожалению, существуют еще и браконьеры. Они продолжают убивать китов, не смотря на все запреты, чем наносят непоправимый урон природе.

Март

Апрель

Апреля — День подснежника.

Интересно, что у цветка, который мы знаем под именем «подснежник», есть и другие названия. Например, немцы называют его «снежный колокольчик», болгары – «задира», англичане – «снежная капля», а чехи – просто «снежинка». Подснежники символизируют собой начало весны и наступление тепла. Подснежники занесены в Красную книгу России. Их нельзя срывать на букеты или для продажи. А тот, кто покупает подснежники у браконьеров, способствует их уничтожению.

Май

Мая — День Солнца.

  Этот праздник возник в 1994 году. Он был создан для того, чтобы привлечь внимание людей к возможностям солнечной энергии. В Европе 3 мая проводятся мероприятия, направленные на демонстрацию ее применения. Ученые считают, что за энергией солнца будущее. Она дешевая и экологичная. Это вам не топливо, которое нужно сначала добыть, а потом еще и сжечь, а следовательно, загрязнить окружающую среду.

Мая — День Волги.

Этот праздник был учрежден в 2008 году в знак уважения к Волге-Матушке. Он широко отмечается в городах, расположенных на берегах этой самой большой реки нашей страны. 20 мая в городах устраиваются благотворительные концерты, проходят ярмарки, выставки работ художников.

Но главной целью «Дня Волги» является вовсе не веселье, а привлечение внимания общественности к экологическим проблемам реки. Люди выходят на субботники и очищают от загрязнений береговую зону. Проводятся различные познавательно-развлекательные мероприятия для детей.

Июнь

Опустынивание – это одна из самых серьезных опасностей угрожающих человечеству. Оно приводит к исчезновению 24 миллиардов тонн плодородных земель в год. С этой проблемой сталкиваются жители Африки. Из-за засухи они не могут вести сельское хозяйство и испытывают недостаток питьевой воды. Поэтому вынуждены покидать свои родные земли и переселяться на новые места.

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноября — Синичкин день.

В этот день принято готовить для птиц кормушки и угощения, «синичкины лакомства», например, несоленое сало. Зимующие птицы наверняка скажут свое птичье спасибо за такую человеческую доброту.

Декабрь

Практическая работа №1

Выполнила студентка группы ПОд/б–19–1–з Ахтемова Лиля Сутмировна

Тема: Актуальные проблемы экологического воспитания в современных условиях (экологический форум)

Цель: способствовать усовершенствованию работы по формированию у дошкольников экологических основ

Форма проведения – «круглый стол».

Участники – ученые–экологи (группа студентов), независимые эксперты

Порядок работы форума

1. Организация и приветствие участников форума

2. Обсуждение эмблемы и лозунга экологического форума по проблемам окружающей среды

3. Обсуждение тезисов выступления участников форума

4. Решение эколого–педагогических ситуаций, задач.

5. Обсуждение постановлений и резолюции форума

Предварительная работа

1. Предложить студентам разработать эмблему экологического форума

2. Написать тезисы выступлений

3. Составить календарь экологических дат и подобрать мероприятия их чествования

Вопросы для обсуждения (тезисы)

1.Глобальные экологические проблемы планеты

1. Загрязнение воздуха, воды и почвы. Промышленность и выхлопные газы автомобилей являются загрязнителями номер один. Тяжелые металлы, нитраты и пластик являются токсинами, ответственными за загрязнение. В то время как загрязнение воды вызвано разливом нефти, кислотными дождями, городским стоком; загрязнение воздуха вызвано различными газами и токсинами, выделяемыми промышленными предприятиями и фабриками, а также сжиганием топлива. Загрязнение почвы в основном вызвано промышленными отходами, которые лишают почву необходимых питательных веществ.

2. Глобальное потепление, является результатом человеческой деятельности. Глобальное потепление приводит к повышению температуры океанов и земной поверхности, что приводит к таянию полярных ледяных шапок, повышению уровня моря. Из-за потепления чаще стали случаться наводнения, сильные снегопады, опустынивание. В общем, глобальное потепление ведет к изменению общего погодного сценария.

3. Перенаселенность планеты приводит к нехватке ресурсов, таких как вода, топливо и продукты питания. Демографический взрыв в менее развитых и развивающихся странах истощает и без того ограниченные ресурсы. Интенсивное сельское хозяйство приносит ущерб окружающей среде из-за использования химических удобрений, пестицидов и инсектицидов. Перенаселение является одной из важнейших текущих экологических проблем.

4. Истощение природных ресурсов. Потребление ископаемого топлива приводит к выбросам парниковых газов, которые ответственны за глобальное потепление и изменение климата. Во всем мире люди предпринимают усилия для перехода на возобновляемые источники энергии, такие как солнечная энергия, энергия ветра, биогаз и геотермальная энергия.

5. Утилизация отходов. Чрезмерное потребление ресурсов и создание пластмасс создают глобальный кризис утилизации отходов. Развитые страны известны тем, что производят чрезмерное количество отходов или мусора и сбрасывают их в океаны и менее развитые страны. Утилизация ядерных отходов сопряжена с огромными опасностями для здоровья. Пластмасса, фаст-фуд, упаковка и дешевые электронные отходы угрожают благополучию людей. Утилизация отходов является одной из актуальных экологических проблем.

6. Утрата биоразнообразия. Деятельность человека ведет к исчезновению многих видов животных и растений. Экосистемы природы совершенствовались миллионы лет, а человечество их активно уничтожает (охота на животных, вылов рыб, разрушение коралловых рифов).

7. Вырубка лесов. Наши леса производят кислород, а также помогают регулировать температуру и количество осадков. В настоящее время леса покрывают 30% земли, но каждый год древесный покров сокращается, из-за растущего спроса людей на большее количество продуктов питания, жилья и одежды. Леса вырубают для застройки, для промышленных или коммерческих целей.

8. Истощение озонового слоя: озоновый слой — это невидимый защитный слой вокруг планеты. Истощение озонового слоя атмосферы связано с загрязнением. Озоновый слой является ценным, потому что он предотвращает попадание вредного ультрафиолетового излучения на землю. Это одна из важнейших актуальных экологических проблем.

9. Кислотный дождь. Кислотные дожди могут быть вызваны сгоранием топлива или извержением вулканов или гниющей растительностью, которые выделяют диоксид серы и оксиды азота в атмосферу. Кислотные дожди могут оказать негативное влияние на здоровье человека, дикую природу и водные виды.

10. Разрастание городов приводит к деградации земель, увеличению трафика, экологическим проблемам и проблемам со здоровьем.

11. Проблемы общественного здравоохранения. Текущие экологические проблемы влияют на здоровье людей и животных. Загрязненная вода является самой большой угрозой для здоровья населения. Загрязнители вызывают респираторные заболевания, такие как астма и сердечно-сосудистые проблемы.

2. Экологическое воспитание дошкольников. Цели, содержание, задачи

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

- бережного отношения к природе;

- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

- эмоциональной отзывчивости к живой природе;

- положительных эстетических ощущений от любования природой;

- умений познавать особенности окружающего мира.

Цель экологического воспитания– формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому уделяю большое внимание экологическому воспитанию.

Задачи экологического воспитания:

— Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

— Развитие познавательного интереса к миру природы.

—Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

— Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

— Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

— Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

— Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Методы организации экологического воспитания дошкольников.

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование представлений, умений и навыков и воспитание отношения к окружающему миру. В экологическом образовании дошкольников широко используется классификация методов обучения по источникам знаний.

Воспользуемся классификацией методов обучения, дифференцируемых по источнику знаний, которые получают дети. Данная классификация была сформулирована Е. Я. Голант, Д. О. Лоркипанидзе и Е. И. Петровским и предполагала использование следующих групп методов для формирования природоохранной культуры:

- позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Словесные методы - используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Практические методы - используются для уточнения представлений детей, углубления их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.

Учебно- исследовательские задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.038 с.)