Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Умозаключения из сложных суждений
1. Условные умозаключения и их виды. 2. Разделительные умозаключения и их виды. Задачи: 1. Установите вид условного умозаключения и его правильность: 1.1. Нынешняя зима была многоснежной. Значит, следуя народной примете «зима без снега – лето без хлеба», надо ждать хорошего урожая. 1.2. Если бы мы не изучали философию, то не имели бы правильного понимания законов развития. А так как мы изучаем философию, значит, мы имеем правильное понимание законов развития. 1.3. Если преступление совершил Борис, то он должен знать, с помощью какого оружия это сделано. Однако Борис не знает, какое оружие использовано при совершении преступления. Значит, он не мог его совершить. 1.4. «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества» (Н. Г. Чернышевский). 2. Установите правильность следующих условно-категорических умозаключений: 2.1. Когда многого не знаешь, то приходится придумывать. А так как ребенок многого не знает, то поэтому он многое и придумывает. 2.2. Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит (грузинская пословица). А так как мы чужому счастью не завидуем, значит, будем счастливы. 2.3. Если ласточки низко над землей летают – быть ненастью. Завтра ненастья не будет, так как ласточки сегодня летали высоко. 3. Являются ли правильными следующие разделительно-категорические умозаключения? 3.1. Заведующий кафедрой может быть доктором наук или доцентом. А так как заведующий кафедрой права не является доцентом, значит он доктор наук. 3.2. Пожар в магазине мог возникнуть в результате самовозгорания, неосторожного обращения с огнем или поджога. Расследование показало, что здесь не было ни поджога, ни самовозгорания. Значит, пожар возник в результате самовозгорания. 3.3. Каждое суждение может быть либо истинным, либо ложным. А так как суждение «Аристотель – древнегреческий философ» не является ложным, значит, оно – истинное. 4. Приняв суждения, данные ниже, за одну из посылок, сформулируйте письменно для каждого случая условно-категорическое или разделительно-категорическое умозаключение, которое было бы правильным:
Если человек не уяснил себе элементарных логических правил, то он не сможет их применять в своей практике. Эта логическая операция является обобщением или ограничением понятия и ничем иным. Когда бы я знал, к чему может привести моя неосторожная реплика, я бы молчал весь вечер. Если в отношении товаров представлена транзитная декларация, то выдается разрешение на внутренний таможенный транзит.
Тема 16. Индуктивное умозаключение 1. Сущность и роль индуктивных умозаключений. 2. Виды индукции и их логическая характеристика. 3. Методы научной индукции. Задачи: 1. Установите вид индукции в приведенных примерах: 1.1. Все мужчины любят детективы. Это следует из того, что я знаю: Андрей с увлечением читает детективы, Игорь также читает их запоем, мой отец и брат тоже с удовольствием читают детективы. Вот и мужчина, который сидит напротив меня, тоже держит в руках детектив. 1.2. Все задачи в этой книге рассчитаны на тех, кто хорошо знает логику. Это следует из того, что задачи первой главы не решить, если логики не знаешь. Без знания логики не справишься с задачами и второй главы. Задачи третьей главы также невозможно одолеть, если логики не знаешь. 1.3. Ни одна из моих дискет не содержит известных вирусов, так как каждую из них я проверял лично сам. 2. Найдите заключения, сформулируйте их и определите, с помощью каких индуктивных методов они получены: 2.1. Сотрудники ГИБДД преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и машину бросили. Двое из них были задержаны. Ими оказались Саксин и Рябов. По-видимому, у них был соучастник, так как в процессе проведения следственного эксперимента было установлено, что ни Саксин, ни Рябов не владеют навыками вождения автомобиля. 2.2. В связи с хищением из продовольственного магазина в селе П. было возбуждено уголовное дело. Осмотр места происшествия и другие следственные действия оказались безрезультатными. Следователь поручил работнику милиции проследить, не произошли ли в поведении кого-либо из жителей села неожиданные изменения. Оперативным путем было установлено, что слесарь Р. за последние несколько дней прибрел новые предметы верхней одежды, несколько раз принимал у себя гостей, чего раньше не было. Видимо, он и совершил данное хищение.
2.3. Исследовалось влияние небольших доз алкоголя на точность стрельбы из винтовки на 250 м, лежа, десятью патронами, без ограничения времени. Будучи трезвыми, стрелки поразили мишень 86% пуль, 14% пуль попало в щиты. После употребления алкоголя в мишень послано 20% пуль, в щиты – 34%, а 46% пуль не попало и в щиты. 3. Какие логические ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях: 3.1. Преподаватель, принимающий экзамен, был не удовлетворен ответами трех первых студентов и высказал суждение: «Ваша учебная группа неглубоко изучила предмет». 3.2. У больного Карпова улучшилось самочувствие сразу же после того, как его перевели из 1-го отделения во 2-е. Следовательно, причиной улучшения самочувствия больного Карпова является его перевод из одного отделения в другое. 3.3. Туристы, прибыв в незнакомый город в часы пик, обратили внимание на перегруженность транспорта. Туристами был сделан вывод, что транспорт в городе работает плохо.
Тема 17. Аналогия 1. Сущность аналогии и ее познавательная роль. 2. Правила аналогии. 3. Виды аналогии и их логическая характеристика.
Задачи: 1. Определите виды аналогии в приведенных примерах: 1.1. Если масштаб одной карты в два раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теми же населенными пунктами на различных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися также в два раза. 1.2. «Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы; меняйте листья, сохраняйте корни» (В. Гюго). 1.3. «Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости» (А. Шопенгауэр). 1.4. Если все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца в одном и том же направлении, то их движение, вероятно, имеет одну и ту же причину. 2. Установите, в каком из каждой пары умозаключений по аналогии вывод является более вероятным и почему: 2.1. В рассказе А. Конан Дойла «Голубой карбункул» речь идет о краже драгоценностей, а главными героями являются Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Рассказ мне понравился. Видимо, мне понравится и другой рассказ А. Конан Дойла, где главными героями являются Шерлок Холмс и доктор Ватсон, а речь идет о какой-либо краже. Так как мне понравился рассказ А. Конан Дойла «Голубой карбункул», то, наверное, мне понравятся и другие его рассказы. 2.2. Мне кажется, что уклад этих двух семей должен во многом совпадать. В обеих семьях брак был ранним, в обеих жена пришла в семью мужа. В течение первого года в обеих семьях родились дети. Обе семьи – студенческие. Уклад жизни этих двух семей, видимо, во многом должен совпадать. Это ясно: браки в обоих случаях – ранние, в обеих семьях жена пришла в семью мужа. Обе семьи – студенческие и в обеих уже в первый год родились дети. К тому же в обоих случаях родители супругов – потомственные учителя. 3. Подберите самостоятельно по одному примеру аналогии свойств, аналогии отношений, строгой аналогии, нестрогой аналогии и ложной аналогии, а также аналогии права и аналогии закона.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.007 с.) |