Общие методические указания по изучению курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие методические указания по изучению курса



               

Курс научных основ квалификации преступлений является составной частью образовательно-профессиональной программы подготовки магистров юридического факультета очной и заочной форм обучения. Глубокое знание научных основ квалификации преступлений служит необходимым условием успешной работы в судах и в правоохранительных органах /прокуратуре, адвокатуре, полиция и др./

Научные основы квалификации преступлений являются специальным курсом дисциплины уголовное право, входит в группу наук уголовно-правового цикла, которая обеспечивает теоретическое знание и понимание сущности уголовной политики государства и научно-теоретических основ применения действующего уголовного законодательства и тесно связан с другими отраслями права и учебными дисциплинами, предусмотренными учебным планом для подготовки магистров в области юриспруденции.

Изучение данного спецкурса базируется на глубоком знании и уяснении основных понятий и институтов уголовного права, а также взаимосвязано с такими отраслями права, как административное, гражданское, уголовно - исполнительное право, уголовный процесс и юридическими науками криминологией, судебной медициной и психиатрией, судебной психологией.

       Курс научные основы квалификации преступлений опирается на основные положения Общей и Особенной частей уголовного права. Поскольку Общая и Особенная части уголовного права неразрывно связаны друг с другом и взаимообусловлены, то для правильного понимания и применения научных основ квалификации преступлений необходимо уяснить как сущность, так и внутреннюю взаимосвязь всех норм и институтов уголовного законодательства. Успешное решение этих задач требует систематической работы студента по выполнению всех учебных заданий, так как все темы взаимосвязаны и требуют последовательного изучения.

Данный курс является фактически завершающим в подготовке магистра-правоприменителя в области уголовно-правовой специализации и обеспечивает: 

получение студентами знаний о правилах квалификации преступлений на основании уже имеющихся знаний из курса уголовное право;

развитие умений по квалификации преступлений в рамках предварительного следствия и судебного разбирательства, регламентируемых уголовно-процессуальным законодательством;

аргументацию принятых решений, анализ нестандартных уголовно-правоприменительных ситуаций;

квалифицированное толкование законодательства при квалификации преступлений в соответствии с общетеоретическими требованиями, разработанными в рамках курса теории государства и права;

правильное отражение в процессуальных документах квалификации преступлений в зависимости от конструкции составов, с необходимыми ссылками на нормы уголовного и иного законодательства, с учётом изменения законодательства как уголовного так иной отраслевой принадлежности, наличия конкуренции и коллизий правовых норм, пробелов в законе.

По учебной дисциплине "Научные основы квалификации преступлений" для магистрантов 2 курса (1 семестр) юридического факультета предусмотрены семинарские и практические занятия. Указанные виды учебных занятий охватывают проблемы по всем темам, предусмотренным данным спецкурсом. По своей методике они позволяют преподавателю и магистрантам более гибко, с учетом максимальных возможностей, использовать учебное время для закрепления теоретических знаний и приобретения элементарных умений и навыков квалификации преступлений.

На семинарских занятиях детально изучаются основные проблем­ные вопросы курса, а на практических занятиях решаются задачи, составленные на основании материалов конкретных уголовных дел, позволяющие вы­работать у магистрантов приемы и навыки работы с текущим законода­тельством и материалами судебной практики, Постановлениями Плену­мов Верховного Суда России при квалификации преступлений. До семинарского и практического занятий магистрантам необходимо ознакомиться с основной литературой, рекомендуемой по каждой те­ме, и дополнительными источниками.

Оценка уровня и качества овладения теоретическими знаниями и практическими навыками работы в процессе семинарских и практичес­ких занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрирует­ся в соответствующем журнале и учитывается при итоговом контроле. Задания для практических занятий и самостоятельной подготовки обучающихся выполняются в рукописной форме в тетради-практикуме, которая представляет­ся для итогового контроля.

Одной из форм индивидуальной подготовки магистрантов является подготовка и защита докладов и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуальных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад (вместе с его электронным вариантом презентации) представляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях университета.

В случае если студент по тем или иным причинам пропустил семинарское или практическое занятия либо был неудовлетворительно аттестован на них, по каждой теме он не позже чем за месяц до окончания теоретичес­кого обучения в семестре подготавливает и сдаёт на кафедру реферат. Качество выполнения рефератов предварительно оценивается по пятибалльной системе, а оконча­тельная оценка выставляется с учетом результатов публичной защи­ты рефератов в рамках академических групп. Защи­та рефератов проводится в форме научной дискуссии.

Магистранты, которые своевременно не представили на кафедру реферат, не устранили в полном объеме замечания рецензента или получили по результатам защиты реферата неудовлетворительную оценку, а также не выполнили задания по индивидуальной или самостоятельной под­готовке к экзаменам не допускаются.

В целях углубленного изучения материала рекомендуется пред­варительно изучить конспект лекций по изучаемой теме, а затем не менее двух учебников или иной основной литературы, названной к каждой теме. По возможности целесообразно ознакомиться с соот­ветствующим материалом в других учебниках по курсу последних лет изданий. В этой связи следует обратить внимание на охват всех вопросов итогового контроля знаний и рабочей програм­мы в пределах изучаемой темы.

Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспектиро­вания материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (заданиям для самостоятельной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это окажет помощь (значительно сократит время) при подготовке к зачету или экзамену, защите ре­ферата, курсовой или дипломной работы. Высокой профессиональной подготовки магистранты могут добиться лишь тогда, когда они ознакомятся с проблемными вопросами уголов­но-правовой теории и практики. Этому способствует изучение допол­нительной литературы. Она должна использоваться студентами, преж­де всего при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнении заданий в процессе самостоятельной подготовки. Указан­ных литературных источников, как правило, бывает достаточно для написания реферата. Они могут быть использованы в качестве основ­ных источников и при написании реферата, доклада или магистерской работы.

После изучения учебной программы курса, рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы и написания краткого конспекта этого материала по вопросам итогового контроля знаний в пределах темы занятия целесообразно при подготовке к семинарскому занятию подготовить электронный вариант презентации выступления. В нём целесообразно подготовить схему (план) ответа на каждый из вопросов занятия с отражением узловых моментов (дефиниций, классификаций и пр.). Использование цветовых возможностей выделения ключевых слов, основной мысли, соподчиненное подчеркива­ние либо схематичное или табличное изложение сути поможет после­довательно, логически обоснованно и правильно ответить на основ­ные и дополнительные вопросы. Следует избегать зачитывания со схемы (плана, краткого конспекта ответа и др.) дефиниций, класси­фикаций или других аналогичных теоретических положений, которые целесообразно кратко и ёмко излагать по памяти, обращая внимание аудитории на экран.

Результаты выполнения заданий на практических занятиях или самостоятельной подготовки должны отражаться (приобщаться к ней) в специальной тетради-практикуме, предоставляемой вместе с конспектами лекций на итоговый контроль для оценки качества рабо­ты студентов в аудиторное и внеаудиторное время. В тетради-практикуме должны аккуратно излагаться результаты выполнения заданий в виде конспекта самостоятельно изученных воп­росов, схем, таблиц и т.п. При этом необходимо указать к какому именно занятию (N, п/п занятия и сущность задания согласно настоя­щим методическим указанием) выполнено задание. К этим материалам магистрант прилагает электронные варианты своих выступлений.

Методика подготовки к семинарским занятиям

       Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения законодательства, иных нормативных материалов и уголовно-правовой литературы. Студент должен уметь анализировать уголовно-правовые нормы действующего законодательства и применять их к конкретным жизненным обстоятельствам, знать современные тенденции в борьбе с преступностью и уяснить основные проблемы науки уголовного права.

       Семинарское занятие одновременно служит и средством проверки знаний магистрантов, а также отработки навыков самостоятельного изучения спецкурса, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию (по выбору студента 1-2 учебника, 1-2 статьи, монографии и нормативные акты).

       Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, что может определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующему уголовному законодательству Российской Федерации, к постановлениям Пленумов Верховного Суда. Для более углубленного усвоения законодательства, уяснения его особенностей рекомендуется знакомиться с соответствующими нормами и уголовного закона союзных и сопредельных государств, их Верховных Судов (прежде всего Белоруссии Казахстана).

       Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару магистранту необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылками на нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В той же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.

Наряду с этим по наиболее интересным для магистранта проблемам рекомендуется готовить электронные варианты презентации своего сообщения. Если на семинарском занятии он не успеет с ним выступить, такая работа всё равно будет учтена и оценена при представлении преподавателю электронного варианта.

Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.  

 

Методика подготовки к практическим занятиям

       Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.

       Практические занятия по данному курсу имеет цель помочь магистрантам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки и умения в применении теоретических знаний в процессе квалификации конкретных деяний, изложенных в задачнике. Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение обучающихся правильно в своей профессиональной деятельности применять и руководствоваться уголовным законодательством. Практические занятия дают возможность доработать с магистрантами все детали вопросов, добиться конкретных знаний материала. Они призваны научить их правильно применять уголовные законы к конкретным жизненным фактам.

Практические занятия проводятся в форме решения задач (казусов) по уголовным делам и последующего их анализа. При подготовке к практическому занятию магистранты должны решить задачи, указанные в задании. При решении задач либо подготовке к другим формам проведения практических занятий необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях, семинарских занятиях, в ходе самостоятельных занятий. Если магистранты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведения практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к тексту закона, постатейному материалу, к соответствующим главам уголовного кодекса, записям лекций, учебнику, дополнительной литературе.

       Для краткого письменного изложения решения задач (казусов) магистрантам рекомендуется иметь отдельные тетради. Во время подготовки к практическому занятию надо записывать решения задач. В кратких письменных решениях нужно делать необходимые ссылки на соответствующие статьи УК России, теоретические положения и судебную практику, четко формулировать ответы на поставленные в задании вопросы.

       Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие у студентов письменных решений заданий. Магистранты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.

       В ходе практического занятия выступающий зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит магистранта докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.

       От магистрантов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения квалификации деяния, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты России, постановления Пленума Верховного Суда РФ, судебную практику, материалы учебной литературы и т.п. При этом особое внимание следует уделить глубокому уяснению содержания уголовного закона, правильному применению общих положений закона к конкретным жизненным фактам, изложенным в задаче.

       После выступления магистранта по конкретной задаче ему могут быть заданы вопросы как преподавателем, так и другими. Потом могут высказать свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенной квалификации, а также его мотивированию (обоснованию) другие магистранты, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии по решению задачи подводятся преподавателем. Он же дает оценку выступающим по решению задачи, высказанным мнениям и их обоснованности.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Понятие, задачи и содержание спецкурса научные основы квалификации преступлений

Понятие спецкурса научные основы квалификации преступлений. Система и содержание курса. Единство Общей и Особенной частей уголовного права. Роль науки уголовного права в раскрытии содержания норм Особенной части уголовного права, в решении вопросов правильной квалификации, в разработке нового уголовного законодательства России. Значение изучения судебной практики для правильного понимания, применения и совершенствования уголовно-правовых норм Особенной части.

Понятие квалификации преступлений. Правовые основания квалификации преступления. Осуществление квалификации преступлений на разных этапах расследования уголовного дела и стадиях уголовного судопроизводства. Значение правильной квалификации преступлений для осуществления правосудия. Правильная квалификация как необходимое условие соблюдения законности, прав и свобод граждан. Значение правильной квалификации для определения уровня и состояния преступности в стране.

Тема 2. Понятие преступления и его значение для квалификации Понятие и признаки преступления (ст.14 УК) и их значение для квалификации. Общественная опасность как материальный признак преступления. Противоправность как формальный при-знак преступления. Виновность как признак преступления: содержание, значение. Наказуемость как признак преступления. Соотношение наказуемости как признаки преступления и фактического применения наказания за преступление. Органическое единство признаков преступления. Понятие и содержание малозначительности (ч. 2 ст. 14 УК) и ее влияние на материальную признак преступления. Отграничение преступлений от иных правонарушений.

Понятие и виды обстоятельств, исключающих общественную опасность и противоправность деяния. Их значение для квалификации. Необходимая оборона. Условия правомерности необходимой обороны(ст. 37 УК). Мнимая оборона. Ответственность за вред, причиненный в состоянии мнимой обороны. Понятие и условия правомерности действий по задержанию преступника (ст.38 УК). Понятие крайней необходимости и условия ее правомерности (ст.39 УК). Исполнение приказа или распоряжения как обстоятельства, исключающего опасность и противоправность деяния (ст.42 УК). Условия правомерности исполнения приказа или иного распоряжения. Обоснованный риском как обстоятельство, исключающее общественную опасность и противоправность деяния (ст.41 УК). Условия признания риска обоснованным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.016 с.)