Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н.С. Хрущев в оценках современников и историковСтр 1 из 6Следующая ⇒
ИСТОРИЯ РОССИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Методические указания для самостоятельн ой работ ы для студентов всех специальностей и направлений подготовки
Санкт-Петербург 2021
УДК 94 (47) (073)
ИСТОРИЯ РОССИИ. Методические указания к самостоятельных работам для студентов всех специальностей и направлений подготовки / Санкт-Петербургский горный университет. Сост.:, С.И. Подольский, С.Н. Рудник, Е.А. Самыловская. СПб, 2021. 57 с.
Методические указания соответствуют требованиям государственного стандарта высшего образования. По каждой теме представлены документы для самостоятельной и аудиторной работы, контрольные вопросы, библиографический список.
Научный редактор к.и.н., доц. Рудник С.Н.
Рецензент проф. Давыдов А.Ю. (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
© Санкт-Петербургский горный университет, 2021 Введение
Важной частью учебного процесса по дисциплине «История России» является выполнение рефератов. Реферат – это учебно-научная работа, выполняемая студентами в процессе обучения и выступающая итоговым документом, предусмотренным учебной программой на заключительном этапе изучения курса «История России». Методические указания будут полезны студентам, которым предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. При их выполнении студенты должны осваивать приемы и методы научных исследований, в ходе которых они получают новое научное знание. Учащиеся также овладевают методикой оформления результатов проведенных исследований в письменном виде. В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике исследования, овладение языком науки, корректное оформление результатов деятельности. Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов исследовательского труда. Цель данных методических указаний состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в ВУЗе и дать необходимые пояснения по их выполнению.
Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения. Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Целью выполнения рефератов является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, сформулированных в основной общеобразовательной программе подготовки и учебной программе дисциплины в виде знаний, умений и навыков. Процесс подготовки реферата состоит из ряда последовательных этапов: · выбор и согласование темы; · изучение требований к составлению и оформлению работы; · составление плана; · подбор литературы и источников; · изучение подобранной литературы и источников; · написание работы, обобщение результатов и обоснование выводов в заключительной части работы. 1. Выбор темы и составление плана
Выбор темы Тематика рефератов выбирается из списка рекомендованных кафедрой «История» тем (Приложение 1). Тема реферата может быть предложена студентом при условии ее предварительного обсуждения с ведущим преподавателем. При выборе темы необходимо руководствоваться ее актуальностью, степенью изученности, личным интересом и возможностями выполнения работы. Одной из целей реферата является расширение знаний студента сверх того, что содержится в учебнике или лекционном курсе. Поэтому не рекомендуется выбирать слишком широкие темы (например, «Россия при Петре Великом» или «Российская империя в годы правления Николая II»). В противном случае выбор подобной темы приведет к тому, что она не будет полностью раскрыта. При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов: 1. Определить для себя, какого рода сюжеты Вам наиболее интересны:
· историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.); · военно-исторические (история военного искусства и история войн); · историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России и Мира на разных этапах развития, экономические последствия тех или иных политических реформ); · историко-культурные. 2. Определить период истории, который кажется Вам наиболее интересным. 3. Обратиться к учебнику/учебному пособию с целью выяснения событий из интересующей Вас группы сюжетов, которые имели место в избранный Вами период. Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться.
1.2. Составление плана После выбора темы рекомендуется прочесть соответствующие разделы учебника/учебного пособия или курса лекций, монографий по теме и составить первоначальный приблизительный план реферата. План поможет подобрать материалы (монографии, статьи, аудио-видео материалы и проч.) для работы над рефератом. Работая с материалами для реферата необходимо обязательно делать выписки и пометки, определяя, в какой раздел реферата войдет подобранная Вами информация. По мере сбора материала и осмысления полученной Вами информации первоначальный план реферата может меняться и уточняться. Окончательный вариант плана составляется после изучения и проработки всех отобранных материалов. Чем подробнее будет составлен план, тем легче писать реферат.
Пример плана реферата:
Оформление реферата
Знакомство с требованиями оформления реферата является начальным этапом его подготовки. Своевременное изучение требований, предъявляемых к содержанию реферата, позволит студенту подготовить грамотно написанную и отредактированную работу.
Структура реферата
Реферат должен включать следующие структурные элементы:
Студент может выбирать одну из следующих целей: – критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой….. – изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме... – подробно охарактеризовать своеобразие (специфику)...… – рассмотреть вопрос (содержание теории) …... – описать (осветить) состояние изучения проблемы...… – обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…... – осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …... – сопоставить разные точки зрения на …... – дать оценку, анализ (чего?) …... – обобщить (что?) …... – представить точки зрения разных ученых на (что?)... Определить задачи, на решение которых будет направлена реферативная работа. Задачи напрямую связаны с поставленной выше целью.
Реферат начинается с титульного листа, который включается в общую нумерацию, однако номер страницы на нем не ставится. « Оглавление» включает введение, название всех разделов и подразделов основной части реферата (заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте), заключение, список использованной литературы и источников и приложение (если такой раздел существует). Каждый структурный элемент сопровождается указанием номера страницы, на котором размещается его начало. Титульный лист в «Оглавление» не включается. В основной части раскрывается содержание работы. Основная часть, как правило, делится на три-четыре раздела (главы), каждый из которых, разбивается на два или три подраздела (параграфы). В структурном элементе «Заключение» подводится итог реферата и представляются выводы. Важной частью реферата является составление библиографического описания отобранных в « Список литературы и источников» монографий, статей и других документов. «Список литературы и источников» к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных в процессе написания реферата материалов – монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и прочих документов.
2.2. Технические требования к реферату Общий объем реферата составляет 10-15 страниц печатного текста без учета титульного листа, оглавления, списка использованных источников и литературы, приложений. Формат бумаги: А 4 (297х210). Шрифт: Times New Roman, «кегль 12». Междустрочный интервал – 1,5. Поля: левое поле – 3 см; правое – 1,5 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см. Заголовки в тексте выделяются полужирным и располагаются по центру. Подзаголовки выделяются полужирным курсивом. Текст должен быть отформатирован по ширине листа. Страницы (односторонняя печать) нумеруются арабскими цифрами. Цифры располагаются в пределах рабочего поля страницы снизу, посередине. Нумерация страниц проставляется начиная с 3 страницы. Титульная страница не нумеруется, но учитывается. Используется сквозная нумерация страниц реферата. Черновой вариант реферата необходимо внимательно прочесть: отредактировать, сверить цитаты, фактические данные, даты, имена и т.д.
3. Подбор материалов для подготовки реферата[1] Д ля написания реферата необходимо произвести подбор и изучение материалов научных документов. Научные документы могут быть: · текстовыми (книги, журналы и проч.); · графическими (карты, таблицы, схемы, фотографии и проч.); · аудиовизуальными (видеофильмы, документальные кинофильмы, звукозаписи). Документы бывают первичными и вторичными. Первичными документами называются те источники, в которых содержатся непосредственные результаты научных исследований. К первичным документам относятся книги, брошюры и научные журналы. Среди книг особое научное значение имеют монографии и сборники научных трудов. Монографии содержат результаты всестороннего комплексного исследования той или иной проблемы и созданы одним или несколькими авторами. Сборники научных трудов содержат ряд произведений одного или нескольких авторов, чаще всего научных статей. Журналы – это периодические издания, в которых публикуются научные статьи. Научные статьи обладают рядом преимуществ при обращении к ним: актуальностью, лаконичностью и системностью изложения. Сегодня многие журналы выкладывают и хранят архивы своих номеров в открытом доступе в сети Интернет. К вторичным документам относятся справочники и библиографические издания. В начале выполнения реферата следует обратиться с справочным изданиям, например, к энциклопедиям. Благодаря энциклопедиям можно не только получить информацию по избранной теме, но и подобрать литературу, так как к большинству энциклопедических статей прилагаются списки литературы. При подготовке реферата студент сталкивается с необходимостью работы в библиотеке. Прежде всего, следует обратиться к университетской библиотеке - Библиотеке Санкт-Петербургского горного университета (http://irbis.spmi.ru/jirbis2/) Также стоит обратить внимание на следующие библиотеки: · Российскую национальную библиотеку (РНБ) – http://nlr.ru/; · Центральную городскую публичную библиотеку им. В.В. Маяковского – https://pl.spb.ru/ · Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина – https://www.prlib.ru/ · и др.
Для отбора литературы следует обратиться к каталогам библиотек (списки названий книг). В библиотеках имеются следующие каталоги: систематический, предметный, алфавитный, журнальных и газетных статей. В справочном отделе библиотеки можно получить консультацию у библиографа. Большинство современных библиотек имеют электронные каталоги, хранящихся в них изданий, а также нередко хранилища оцифрованных копий некоторых изданий. Кроме того, в век цифровых технологий распространение получили электронные библиотеки (См. раздел «Электронные ресурсы в сети Интернет»), которые позволяют изучать литературу и источники дистанционно. Получив литературу, следует проанализировать информацию, которую несут заглавия книги, фамилия автора, наименование издательства, время издания, аннотация, оглавление и предисловие. Заглавие полученной литературы стоит сопоставить с темой реферата. Если заглавие совпадает с темой реферата, то, вероятнее всего, весь материал представляет интерес для работы.
Не менее важно обратить внимание на фамилию и имя автора, так как чаще всего известность автора свидетельствует об его авторитете в определенной области исторической науки. Хотя также не следует сразу отвергать работы молодых малоизвестных авторов, так как нередко именно молодые ученые выдвигают новые концепции и подходы в науке. Наименование издательства может свидетельствовать о качестве публикаций. Также необходимо обратить внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по теме реферата. ВАЖНО: 1. В реферате должны быть использованы не менее 10 (десяти) источников. 2. В реферате недопустимо использовать детскую, школьную или художественную литературу (за исключением случаев, когда художественная литература осмыслена и использована как исторический источник), а также учебные пособия и учебники по дисциплине «История» для вузов. Категорически запрещается использовать в качестве источника материалы свободной энциклопедии «Википедия» (https://ru.wikipedia.org/) Оформление подстрочных примечаний (ссылок)
При изучении литературы необходимо делать выписки и заметки. Каждая выписка должна иметь заглавие: название вопроса, которому она посвящена, и указание на источник. Там же полезно отметить, в какой раздел реферата может войти этот материал. Подстрочные примечания ( подстрочные примечания (ссылки) приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература) (Приложение 5). Подстрочные примечания оформляются шрифтом Times New Roman «10 кегль». Цитирование не должно быть избыточным. Максимальный объем цитаты – три - четыре фразы. Цитаты из источников и литературы заключаются в кавычки. В конце цитируемого фрагмента перед точкой приводится подстрочная ссылка на источник, библиографическое описание которого должно проводиться согласно ГОСТу.[2] При непрямом цитировании (изложении своими словами) необходимо точно передать смысл слов автора. В конце непрямого цитирования также ставится ссылка на источник. Обязательно подтверждаются подстрочными ссылками факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте и заимствованные из источников и литературы. Если на одной странице несколько раз подряд приводятся заимствования из одного источника, то в каждой следующей ссылке приводятся только, например: · «Там же. С. 24» или «Там же». · Для иностранных источников используется – «Ibid. P. 34» или «Ibid». При цитировании одного и того же источника на разных страницах при повторе указывается автор, а место названия пишется «Указ. соч.». Например: «Рыбаков Б.А. Указ. соч. С. 57» Список использованной литературы должен соответствовать сноскам/ссылкам в тексте реферата.
Тематические ресурсы: 1. Библиотека издательства Молодая гвардия, серии ЖЗЛ – http://zzl.lib.ru 2. Виртуальный музей декабристов - http://decemb.hobby.ru/ 3. Документы советской эпохи - http://sovdoc.rusarchives.ru/#main 4. Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» - https://www.memo.ru/ru-ru/history-of-repressions-and-protest/ 5. Милитера. Военная литература - http://militera.lib.ru/ 6. Память народа - https://pamyat-naroda.ru/ 7. Рабоче-крестьянская красная армия - http://rkka.ru/
Биографика: 1. Русский биографический центр - http://www.rulex.ru/rbc.htm 2. Герои страны - http://www.warheroes.ru/ 3. Всероссийского генеалогическое древо - https://vgd.ru/
Энциклопедии: 1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - https://runivers.ru/lib/book3182/10132/ 2. «Большая советская энциклопедия» - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008028141/ 3. Значительное число общих и отраслевых энциклопедий собраны на электронном ресурсе «Академик» https://dic.academic.ru/.
Справочные ресурсы:
1. Хронос. Всемирная история в интернете - http://www.hrono.info 2. Энциклопедия Кругосвет - https://www.krugosvet.ru Приложение 1 Примерная тематика рефератов [4] 1. Положение российских рабочих на рубеже XIX—XX вв. (сравнительный анализ литературных и документальных источников) 1. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII-начало XX века. М., 2012. 848 с. 2. Миронов Б.Н. «По сравнению с 1913-м…» уровень жизни российских рабочих и крестьян в предреволюционные годы отнюдь не падал, как принято считать // Родина. № 11. С. 64-67. 3. Нефедов С.А. Уровень потребления в оскудневшем центре России и причины революции // Новейшая история России. Т. 20. № 4. С. 826-843. 4. Нефедов С.А., Эллман М. О динамике уровня жизни в России, 1874-1912 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18. № 1. С. 30-39. 5. Постников С.П., Фельдман М.А. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900-1941 гг. М.: РОССПЭН, 2009. 367 с. Литература и искусство в условиях НЭПа. 1. Блюм А.В. От Неолита до Главлита. СПб.: издательство им. Н.И. Новикова, 2009. 272 с. 2. История советской архитектуры. 1917-1954. М.: Стройиздат, 1985. 256 с. 3. Киянская О.И., Фельдман Д.М. Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920-х-1930-х годов. М.: Форум, 2015. 448 с. 4. Советское градостроительство 1920-х-1930-х гг. / под ред. Косенковой Ю.Л. М.: Либроком, 2013. 384 с. 5. Художники группы «Тринадцать». Из истории художественной жизни 1920-х-1930-х гг. М.: Советский художник, 1985. 216 с.
6. Внутрипартийная борьба в РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е гг. 1. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М.: ИРИ РАН, 2000. 440 с. 2. Емельянов Ю.В. Сталин: путь к власти. М.: Вече, 2003. 480 с. 3. Николаевский Б.И. Тайные страницы истории. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. 512 с. 4. Роговин В.З. Была ли альтернатива? «Троцкизм»: взгляд через годы. М.: Изд. центр «Терра», 1992. 399 с. 5. Сахаров В.А. «Политическое завещание» Ленина: реальность истории и мифы политики. М.: Изд-во МГУ, 2003. 736 с. 6. Такер Р. Сталин. История и личность: Путь к власти. 1879-1929; У власти. 1928-1941. М.: «Весь мир», 2006. 864 с. 7. Шубин А.В. Вожди и заговорщики: политическая борьба в СССР в 1920-1930-х гг. М.: Вече, 2004. 400 с.
7. Национальная политика РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е гг. 1. Государство наций: империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. М.: РОССПЭН, 2011. 376 с. 2. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923–1939. М.: РОССПЭН, 2011. 855 с. 3. Пайпс Р. Россия при большевиках. М.: РОССПЭН, 1997. 672 с. 4.ЦК РКП (б) и национальный вопрос. Кн. 1. 1918-1933 гг. Сост. Л.С. Гаталова, Л.П. Кошелева, Л.А. Роговая. М.: РОССПЭН, 2005. 784 с. 5. Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР. Свет и тени национальной политики. 1917-1924. М.: Общественная академия наук российских немцев, 2003. 852 с 6. Шаститко П.М. Обреченные догмы: Большевизм и национальный вопрос. М.: Восточная литература РАН, 2002. 272 с.
История ГУЛАГа 1. Виола Л. Крестьянский ГУЛАГ: мир сталинских спецпоселений. М.: РОССПЭН, 2010. 333 с. 2. ГУЛАГ 1917-1960 / Сост. А.И. Кокурин и Н.В. Петров; Науч. ред. В.Н. Шостаковский. М.: Междунар. фонд "Демократия": Материк, 2000. 885 с. 3. ГУЛАГ: экономика принудительного труда. М.: РОССПЭН, 2008. 315 с. 4. ГУЛАГ и война: эхо войны и эхо Победы: материалы Научно-практической конференции / под редакцией Ю.З. Кантор и М.П. Трофимова. Пермь: Азбука Морзе, 2017. 167 с. 5. Дугин А.Н. Неизвестный Гулаг: Документы и факты. М.: Наука, 1999. 101 с. 6. Рождение ГУЛАГа: дискуссии в верхних эшелонах власти. Документы //Исторический архив. 1997. № 4. С. 142–156. 7. Феномен ГУЛАГа: Интерпретации, сравнения, исторический контекст / под ред. Дэвид-Фокс М. М.: Academic Studies Press, 2020. 631 с.
Дело Пастернака» 1. Быков Д. Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2007. 896 с. 2. Пастернак Е.Б., Пастернак Е.В. Жизнь Бориса Пастернака. СПб.: «Звезда», 2004. 528 с. 3. Переписка Бориса Пастернака. М., Художественная литература, 1990. 576 с. 4. Сергеева-Клятис А.Ю. Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2015. 382 с. 5. Толстой И.Н. Отмытый роман Пастернака «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ. М.: «Время», 2009. 504 с. 6. «А за мною шум погони…» // Источник. 1993. № 4. С. 101 – 112.
Приложение 2
Пример оформления титульного листа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федералъное государственное бюджетное образователъное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» Кафедра истории Реферат
По дисциплине: История Тема: «Россия XVI в. глазами иностранцев»
Автор: студент гр. ________ ____________ /Петров П.П./ (подписъ) (Ф.И.О) ОЦЕНКА: ___________
Дата: ___________
ПРОВЕРИЛ Руководителъ работы, доц. _____________ /Иванов И.И./ (должностъ) (подписъ) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург 2021 Приложение 3 Пример оформления оглавления Оглавление Введение................................................................................................................... 3 Глава 1. Мирское в жизни деятелей культуры.......................... 5 1.1. Положение деятелей культуры в условиях политики военного коммунизма к весне 1921 г. 5 1.2. Изменение материального положения деятелей культуры в годы НЭПа в 1921-1929 гг. 9 Глава 2. Творчество деятелей культуры в годы НЭПа: между свободой и диктатом 10 2.1. Свобода в выборе тем художественных произведений деятелями искусства в 1920-е гг. и политическая конъюнктура..................................................................................... 10 2.2. Влияние НЭПа на разнообразие форм культурной жизни в 1920-е гг. 13 2.3. Отношения деятелей культуры и политиков: сотрудничество, цензура, партийный диктат 15 2.4. Влияние слома НЭПа на судьбу писателей и деятелей искусства 17 Заключение............................................................................................................... 18 Список использованной литературы и источников....................... 19 Приложение.............................................................................................................. 20
Приложение 4
Примеры библиографических описаний литературы и источников Монографии
Бутенина Н. В. Ленд-лиз: сделка века. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 312 с.
Статьи в журнале Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 25–38.
Статья в сборнике Андреев А. Н. Защита православной паствы от влияния западно-христианских конфессий в законодательной практике правительства России в XVIII в. // Духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание в традиции православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России: мат. междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. Ч. 1. С. 92–99. Публикация в многотомном издании Добролюбов Н. А. Новый кодекс русской практической мудрости // Лебедев П. А. (Сост.) Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) М.: Педагогика, 1989. С. 486–498.
Интервью
Захаров В. Г. Интервью в Москве 10.10. 2019 (Архив Е. Самыловской)
Кинофильмы
«Ленин в Октябре» (реж. Михаил Ильич Ромм, Дмитрий Васильев, 1937).
Публикации в интернете
Монографии
Фроянов И. Я. Города-государства Древней Руси [Электронный ресурс]. Л., 1988. URL: https://royallib.com/book/froyanov_igor/goroda_gosudarstva_drevney_rusi.html (дата обращения 04.03.2021) Публикация Началась Северная война // Сайт «Президетская библиотека им. Б.Н. Ельцына». URL: https://www.prlib.ru/history/619494 (дата обращения 04.03.2021) Публикации на YouTube [5] ПостНаука. Дворцовые перевороты в послепетровской России — Игорь Курукин // YouTube. 24 февраля. 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Yo9k6n-wejA (дата обращения 04.03.2021)
Приложение 5
Примеры оформления ссылок на разные виды источников Монографии Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII-начало XX века. М., 2012. С. 501–502.
Статья в журнале Давидсон А. Б. Образ Британии в России XIX и XX столетий // Новая и Новейшая история. 2005. С. 51–55.
Статья в сборнике Андреев А. Н. Защита православной паствы от влияния западно-христианских конфессий в законодательной практике правительства России в XVIII в. // Духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание в традиции православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России: мат. междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. Ч. 1. С. 80.
Публикация в многотомном издании
Добролюбов Н. А. Новый кодекс русской практической мудрости // Лебедев П. А. (Сост.) Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) М., 1989. С. 486.
Интервью
Захаров В. Г. Интервью в Москве 10.10. 2019 (Архив Е. Самыловской) Кинофильмы «Ленин в Октябре» (реж. Михаил Ильич Ромм, Дмитрий Васильев, 1937). Публикации в интернете
Монографии
Фроянов И.Я. Города-государства Древней Руси [Электронный ресурс]. Л., 1988. URL: https://royallib.com/book/froyanov_igor/goroda_gosudarstva_drevney_rusi.html (дата обращения 04.03.2021) Публикация Началась Северная война // Сайт «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцына». URL: https://www.prlib.ru/history/619494 (дата обращения 04.03.2021) Публикации на YouTube [6] При описании видеоматериала с YouTube необходимо указать название материала и автора публикации, а после этого указать название ресурса, дату публикации и гиперссылку на него.
Пучков Д. Цифровая история: Илья Ратьковский о Феликсе Дзержинском и основании советских спецслужб // YouTube. 19 мая. 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lzq0rNoeKIM. (дата обращения 04.03.2021
Оглавление 1.1. Выбор темы... 5 2. Оформление реферата.. 8 3. Подбор материалов для подготовки реферата.. 11 4. Оформление подстрочных примечаний (ссылок). 14 5. Электронные ресурсы в сети Интернет.. 16
[1] Примеры библиографических описаний литературы и источников см. в Приложении 4. [2] Р 7.0.5 - 2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. [3] Научные социальные сети – это цифровые интерактивные площадки, н которых представители научного сообщества обмениваются мнениями, ищут коллег со схожими научными интересами, а также размещают свои публикации в открытом доступе. [4] Темы рефератов приводятся со списками рекомендованной литературы (данные списки студент дополняет самостоятельно найденными научными статьями и(или) научными монографиями по соотвествующей теме) [5] При описании видеоматериала с YouTube необходимо указать название материала и автора публикации, а после этого указать название ресурса, дату публикации и гиперссылку на него.
[6] При описании видеоматериала с YouTube необходимо указать название материала и автора публикации, а после этого указать название ресурса, дату публикации и гиперссылку на него. ИСТОРИЯ РОССИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Методические указания для самостоятельн ой работ ы для студентов всех специальностей и направлений подготовки
Санкт-Петербург 2021
УДК 94 (47) (073)
ИСТОРИЯ РОССИИ. Методические указания к самостоятельных работам для студентов всех специальностей и направлений подготовки / Санкт-Петербургский горный университет. Сост.:, С.И. Подольский, С.Н. Рудник, Е.А. Самыловская. СПб, 2021. 57 с.
Методические указания соответствуют требованиям государственного стандарта высшего образования. По каждой теме представлены документы для самостоятельной и аудиторной работы, контрольные вопросы, библиографический список.
Научный редактор к.и.н., доц. Рудник С.Н.
Рецензент проф. Давыдов А.Ю. (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
© Санкт-Петербургский горный университет, 2021 Введение
Важной частью учебного процесса по дисциплине «История России» является выполнение рефератов. Реферат – это учебно-научная работа, выполняемая студентами в процессе обучения и выступающая итоговым документом, предусмотренным учебной программой на заключительном этапе изучения курса «История России». Методические указания будут полезны студентам, которым предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. При их выполнении студенты должны осваивать приемы и методы научных исследований, в ходе которых они получают новое научное знание. Учащиеся также овладевают методикой оформления результатов проведенных исследований в письменном виде. В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике исследования, овладение языком науки, корректное оформление результатов деятельности. Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов исследовательского труда. Цель данных методических указаний состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в ВУЗе и дать необходимые пояснения по их выполнению. Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения. Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Целью выполнения рефератов является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, сформулированных в основной общеобразовательной программе подготовки и учебной программе дисциплины в виде знаний, умений и навыков. Процесс подготовки реферата состоит из ряда последовательных этапов: · выбор и согласование темы; · изучение требований к составлению и оформлению работы; · составление плана; · подбор литературы и источников; · изучение подобранной литературы и источников; · написание работы, обобщение результатов и обоснование выводов в заключительной части работы. 1. Выбор темы и составление плана
Выбор темы Тематика рефератов выбирается из списка рекомендованных кафедрой «История» тем (Приложение 1). Тема реферата может быть предложена студентом при условии ее предварительного обсуждения с ведущим преподавателем. При выборе темы необходимо руководствоваться ее актуальностью, степенью изученности, личным интересом и возможностями выполнения работы. Одной из целей реферата является расширение знаний студента сверх того, что содержится в учебнике или лекционном курсе. Поэтому не рекомендуется выбирать слишком широкие темы (например, «Россия при Петре Великом» или «Российская империя в годы правления Николая II»). В противном случае выбор подобной темы приведет к тому, что она не будет полностью раскрыта. При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов: 1. Определить для себя, какого рода сюжеты Вам наиболее интересны: · историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.); · военно-исторические (история военного искусства и история войн); · историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России и Мира на разных этапах развития, экономические последствия тех или иных политических реформ); · историко-культурные. 2. Определить период истории, который кажется Вам наиболее интересным. 3. Обратиться к учебнику/учебному пособию с целью выяснения событий из интересующей Вас группы сюжетов, которые имели место в избранный Вами период. Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться.
1.2. Составление плана После выбора темы рекомендуется прочесть соответствующие разделы учебника/учебного пособия или курса лекций, монографий по теме и составить
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.314 с.) |