Н.С. Хрущев в оценках современников и историков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.С. Хрущев в оценках современников и историков



ИСТОРИЯ РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Методические указания для самостоятельн ой работ ы для студентов всех специальностей и направлений подготовки

 

Санкт-Петербург

2021


 

УДК 94 (47) (073)

 

 

 ИСТОРИЯ РОССИИ. Методические указания к самостоятельных работам для студентов всех специальностей и направлений подготовки / Санкт-Петербургский горный университет. Сост.:, С.И. Подольский, С.Н. Рудник, Е.А. Самыловская. СПб, 2021. 57 с.

 

 

Методические указания соответствуют требованиям государственного стандарта высшего образования.

По каждой теме представлены документы для самостоятельной и аудиторной работы, контрольные вопросы, библиографический список.

 

Научный редактор к.и.н., доц. Рудник С.Н.

 

 

Рецензент проф. Давыдов А.Ю. (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

 

© Санкт-Петербургский

горный университет, 2021


Введение

 

Важной частью учебного процесса по дисциплине «История России» является выполнение рефератов. Реферат – это учебно-научная работа, выполняемая студентами в процессе обучения и выступающая итоговым документом, предусмотренным учебной программой на заключительном этапе изучения курса «История России».

Методические указания будут полезны студентам, которым предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. При их выполнении студенты должны осваивать приемы и методы научных исследований, в ходе которых они получают новое научное знание. Учащиеся также овладевают методикой оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.

В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике исследования, овладение языком науки, корректное оформление результатов деятельности.

Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов исследовательского труда.

Цель данных методических указаний состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в ВУЗе и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения.

Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования.

Целью выполнения рефератов является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, сформулированных в основной общеобразовательной программе подготовки и учебной программе дисциплины в виде знаний, умений и навыков.

Процесс подготовки реферата состоит из ряда последовательных этапов:

· выбор и согласование темы;

· изучение требований к составлению и оформлению работы;

· составление плана;

· подбор литературы и источников;

· изучение подобранной литературы и источников;

· написание работы, обобщение результатов и обоснование выводов в заключительной части работы.


1. Выбор темы и составление плана

 

Выбор темы

Тематика рефератов выбирается из списка рекомендованных кафедрой «История» тем (Приложение 1). Тема реферата может быть предложена студентом при условии ее предварительного обсуждения с ведущим преподавателем. При выборе темы необходимо руководствоваться ее актуальностью, степенью изученности, личным интересом и возможностями выполнения работы.

Одной из целей реферата является расширение знаний студента сверх того, что содержится в учебнике или лекционном курсе. Поэтому не рекомендуется выбирать слишком широкие темы (например, «Россия при Петре Великом» или «Российская империя в годы правления Николая II»). В противном случае выбор подобной темы приведет к тому, что она не будет полностью раскрыта.

При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов:

1.  Определить для себя, какого рода сюжеты Вам наиболее интересны:

· историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.);

· военно-исторические (история военного искусства и история войн);

· историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России и Мира на разных этапах развития, экономические последствия тех или иных политических реформ);

· историко-культурные.

2.  Определить период истории, который кажется Вам наиболее интересным.

3.  Обратиться к учебнику/учебному пособию с целью выяснения событий из интересующей Вас группы сюжетов, которые имели место в избранный Вами период.

Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться.

 

1.2. Составление плана

После выбора темы рекомендуется прочесть соответствующие разделы учебника/учебного пособия или курса лекций, монографий по теме и составить первоначальный приблизительный план реферата. План поможет подобрать материалы (монографии, статьи, аудио-видео материалы и проч.) для работы над рефератом. Работая с материалами для реферата необходимо обязательно делать выписки и пометки, определяя, в какой раздел реферата войдет подобранная Вами информация.

По мере сбора материала и осмысления полученной Вами информации первоначальный план реферата может меняться и уточняться. Окончательный вариант плана составляется после изучения и проработки всех отобранных материалов. Чем подробнее будет составлен план, тем легче писать реферат.

 

Пример плана реферата:

 

Оформление реферата

 

Знакомство с требованиями оформления реферата является начальным этапом его подготовки. Своевременное изучение требований, предъявляемых к содержанию реферата, позволит студенту подготовить грамотно написанную и отредактированную работу.

 

Структура реферата

 

           Реферат должен включать следующие структурные элементы:

  • Титульный лист (Приложение 2).
  • Оглавление (Приложение 3).
  • Введение, в котором раскрывается актуальность и значимость темы, выполняется краткий обзор литературы, формулируются цель, задачи и структура работы.

Студент может выбирать одну из следующих целей:

– критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой…..

– изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме...

– подробно охарактеризовать своеобразие (специфику)...…

– рассмотреть вопрос (содержание теории) …...

– описать (осветить) состояние изучения проблемы...…

– обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…...

– осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …...

– сопоставить разные точки зрения на …...

– дать оценку, анализ (чего?) …...

– обобщить (что?) …...

– представить точки зрения разных ученых на (что?)...

Определить задачи, на решение которых будет направлена реферативная работа. Задачи напрямую связаны с поставленной выше целью.

  • Основная часть, структура и содержание которой зависят от тематической направленности реферата.
  • Заключение, в котором содержатся выводы (соотносятся с целью и задачами).
  • Список использованных источников и литературы.
  • Приложения, содержащие материалы иллюстративного и вспомогательного характера (если вы посчитали необходимым сопроводить реферат данными материалами).

 

Реферат начинается с титульного листа, который включается в общую нумерацию, однако номер страницы на нем не ставится.

           « Оглавление» включает введение, название всех разделов и подразделов основной части реферата (заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте), заключение, список использованной литературы и источников и приложение (если такой раздел существует). Каждый структурный элемент сопровождается указанием номера страницы, на котором размещается его начало. Титульный лист в «Оглавление» не включается.

           В основной части раскрывается содержание работы. Основная часть, как правило, делится на три-четыре раздела (главы), каждый из которых, разбивается на два или три подраздела (параграфы).

           В структурном элементе «Заключение» подводится итог реферата и представляются выводы.

           Важной частью реферата является составление библиографического описания отобранных в « Список литературы и источников» монографий, статей и других документов.

«Список литературы и источников» к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных в процессе написания реферата материалов – монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и прочих документов.

 

 

2.2. Технические требования к реферату

Общий объем реферата составляет 10-15 страниц печатного текста без учета титульного листа, оглавления, списка использованных источников и литературы, приложений.

Формат бумаги: А 4 (297х210).

Шрифт: Times New Roman, «кегль 12».

Междустрочный интервал – 1,5.

Поля: левое поле – 3 см; правое – 1,5 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.

Заголовки в тексте выделяются полужирным и располагаются по центру. Подзаголовки выделяются полужирным курсивом.

Текст должен быть отформатирован по ширине листа.

Страницы (односторонняя печать) нумеруются арабскими цифрами. Цифры располагаются в пределах рабочего поля страницы снизу, посередине. Нумерация страниц проставляется начиная с 3 страницы. Титульная страница не нумеруется, но учитывается. Используется сквозная нумерация страниц реферата.

Черновой вариант реферата необходимо внимательно прочесть: отредактировать, сверить цитаты, фактические данные, даты, имена и т.д.

 


 

3. Подбор материалов для подготовки реферата[1]

Д ля написания реферата необходимо произвести подбор и изучение материалов научных документов.

Научные документы могут быть:

· текстовыми (книги, журналы и проч.);

· графическими (карты, таблицы, схемы, фотографии и проч.);

· аудиовизуальными (видеофильмы, документальные кинофильмы, звукозаписи).

Документы бывают первичными и вторичными.

Первичными документами называются те источники, в которых содержатся непосредственные результаты научных исследований. К первичным документам относятся книги, брошюры и научные журналы.

Среди книг особое научное значение имеют монографии и сборники научных трудов.

Монографии содержат результаты всестороннего комплексного исследования той или иной проблемы и созданы одним или несколькими авторами.

Сборники научных трудов содержат ряд произведений одного или нескольких авторов, чаще всего научных статей.

Журналы – это периодические издания, в которых публикуются научные статьи. Научные статьи обладают рядом преимуществ при обращении к ним: актуальностью, лаконичностью и системностью изложения. Сегодня многие журналы выкладывают и хранят архивы своих номеров в открытом доступе в сети Интернет.

К вторичным документам относятся справочники и библиографические издания. В начале выполнения реферата следует обратиться с справочным изданиям, например, к энциклопедиям.

Благодаря энциклопедиям можно не только получить информацию по избранной теме, но и подобрать литературу, так как к большинству энциклопедических статей прилагаются списки литературы.

При подготовке реферата студент сталкивается с необходимостью работы в библиотеке. Прежде всего, следует обратиться к университетской библиотеке - Библиотеке Санкт-Петербургского горного университета (http://irbis.spmi.ru/jirbis2/)

Также стоит обратить внимание на следующие библиотеки:

· Российскую национальную библиотеку (РНБ) – http://nlr.ru/;

·  Центральную городскую публичную библиотеку им. В.В. Маяковского – https://pl.spb.ru/

· Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина – https://www.prlib.ru/

·  и др.

 

Для отбора литературы следует обратиться к каталогам библиотек (списки названий книг). В библиотеках имеются следующие каталоги: систематический, предметный, алфавитный, журнальных и газетных статей. В справочном отделе библиотеки можно получить консультацию у библиографа.

Большинство современных библиотек имеют электронные каталоги, хранящихся в них изданий, а также нередко хранилища оцифрованных копий некоторых изданий.

Кроме того, в век цифровых технологий распространение получили электронные библиотеки (См. раздел «Электронные ресурсы в сети Интернет»), которые позволяют изучать литературу и источники дистанционно.

Получив литературу, следует проанализировать информацию, которую несут заглавия книги, фамилия автора, наименование издательства, время издания, аннотация, оглавление и предисловие.

Заглавие полученной литературы стоит сопоставить с темой реферата. Если заглавие совпадает с темой реферата, то, вероятнее всего, весь материал представляет интерес для работы.

Не менее важно обратить внимание на фамилию и имя автора, так как чаще всего известность автора свидетельствует об его авторитете в определенной области исторической науки. Хотя также не следует сразу отвергать работы молодых малоизвестных авторов, так как нередко именно молодые ученые выдвигают новые концепции и подходы в науке.

Наименование издательства может свидетельствовать о качестве публикаций.

Также необходимо обратить внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по теме реферата.

ВАЖНО:

1. В реферате должны быть использованы не менее 10 (десяти) источников.

2. В реферате недопустимо использовать детскую, школьную или художественную литературу (за исключением случаев, когда художественная литература осмыслена и использована как исторический источник), а также учебные пособия и учебники по дисциплине «История» для вузов. Категорически запрещается использовать в качестве источника материалы свободной энциклопедии «Википедия» (https://ru.wikipedia.org/)

Оформление подстрочных примечаний (ссылок)

 

При изучении литературы необходимо делать выписки и заметки. Каждая выписка должна иметь заглавие: название вопроса, которому она посвящена, и указание на источник. Там же полезно отметить, в какой раздел реферата может войти этот материал.

Подстрочные примечания ( подстрочные примечания (ссылки) приводятся во всех случаях, когда в письменной работе используются и цитируются источники и литература) (Приложение 5).

Подстрочные примечания оформляются шрифтом Times New Roman «10 кегль».

Цитирование не должно быть избыточным. Максимальный объем цитаты – три - четыре фразы. Цитаты из источников и литературы заключаются в кавычки. В конце цитируемого фрагмента перед точкой приводится подстрочная ссылка на источник, библиографическое описание которого должно проводиться согласно ГОСТу.[2]

При непрямом цитировании (изложении своими словами) необходимо точно передать смысл слов автора. В конце непрямого цитирования также ставится ссылка на источник.

Обязательно подтверждаются подстрочными ссылками факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте и заимствованные из источников и литературы.

Если на одной странице несколько раз подряд приводятся заимствования из одного источника, то в каждой следующей ссылке приводятся только, например:

· «Там же. С. 24» или «Там же».

· Для иностранных источников используется – «Ibid. P. 34» или «Ibid».

При цитировании одного и того же источника на разных страницах при повторе указывается автор, а место названия пишется «Указ. соч.».

Например: «Рыбаков Б.А. Указ. соч. С. 57»

Список использованной литературы должен соответствовать сноскам/ссылкам в тексте реферата.


 

Тематические ресурсы:

1. Библиотека издательства Молодая гвардия, серии ЖЗЛ – http://zzl.lib.ru

2. Виртуальный музей декабристов - http://decemb.hobby.ru/

3. Документы советской эпохи - http://sovdoc.rusarchives.ru/#main

4. Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» - https://www.memo.ru/ru-ru/history-of-repressions-and-protest/

5. Милитера. Военная литература - http://militera.lib.ru/

6. Память народа - https://pamyat-naroda.ru/

7. Рабоче-крестьянская красная армия - http://rkka.ru/

 

Биографика:

1. Русский биографический центр - http://www.rulex.ru/rbc.htm

2. Герои страны - http://www.warheroes.ru/

3. Всероссийского генеалогическое древо - https://vgd.ru/

 

Энциклопедии:

1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» - https://runivers.ru/lib/book3182/10132/

2. «Большая советская энциклопедия» - https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008028141/

3. Значительное число общих и отраслевых энциклопедий собраны на электронном ресурсе «Академик» https://dic.academic.ru/.

 

Справочные ресурсы:

 

1. Хронос. Всемирная история в интернете - http://www.hrono.info  

2. Энциклопедия Кругосвет - https://www.krugosvet.ru


Приложение 1

Примерная тематика рефератов [4]

1.  Положение российских рабочих на рубеже XIX—XX вв. (сравнительный анализ литературных и документальных источников)

1. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII-начало XX века. М., 2012. 848 с.

2. Миронов Б.Н. «По сравнению с 1913-м…» уровень жизни российских рабочих и крестьян в предреволюционные годы отнюдь не падал, как принято считать // Родина. № 11. С. 64-67.

3. Нефедов С.А. Уровень потребления в оскудневшем центре России и причины революции // Новейшая история России. Т. 20. № 4. С. 826-843.

4. Нефедов С.А., Эллман М. О динамике уровня жизни в России, 1874-1912 // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. Т. 18. № 1. С. 30-39.

5. Постников С.П., Фельдман М.А. Социокультурный облик промышленных рабочих России в 1900-1941 гг. М.: РОССПЭН, 2009. 367 с.

Литература и искусство в условиях НЭПа.

1. Блюм А.В. От Неолита до Главлита. СПб.: издательство им. Н.И. Новикова, 2009. 272 с.

2. История советской архитектуры. 1917-1954. М.: Стройиздат, 1985. 256 с.

3. Киянская О.И., Фельдман Д.М. Очерки истории русской советской литературы и журналистики 1920-х-1930-х годов. М.: Форум, 2015. 448 с.

4. Советское градостроительство 1920-х-1930-х гг. / под ред. Косенковой Ю.Л. М.: Либроком, 2013. 384 с.

5. Художники группы «Тринадцать». Из истории художественной жизни 1920-х-1930-х гг. М.: Советский художник, 1985. 216 с.

 

6. Внутрипартийная борьба в РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е гг.

1. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М.: ИРИ РАН, 2000. 440 с.

2. Емельянов Ю.В. Сталин: путь к власти. М.: Вече, 2003. 480 с.

3. Николаевский Б.И. Тайные страницы истории. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. 512 с.

4. Роговин В.З. Была ли альтернатива? «Троцкизм»: взгляд через годы. М.: Изд. центр «Терра», 1992. 399 с.

5. Сахаров В.А. «Политическое завещание» Ленина: реальность истории и мифы политики. М.: Изд-во МГУ, 2003. 736 с.

6. Такер Р. Сталин. История и личность: Путь к власти. 1879-1929; У власти. 1928-1941. М.: «Весь мир», 2006. 864 с.

7. Шубин А.В. Вожди и заговорщики: политическая борьба в СССР в 1920-1930-х гг. М.: Вече, 2004. 400 с.

 

7. Национальная политика РКП(б) – ВКП(б) в 1920-е гг.

1. Государство наций: империя и национальное строительство в эпоху Ленина и Сталина. М.: РОССПЭН, 2011. 376 с.

2. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923–1939. М.: РОССПЭН, 2011. 855 с.

3. Пайпс Р. Россия при большевиках. М.: РОССПЭН, 1997. 672 с.

4.ЦК РКП (б) и национальный вопрос. Кн. 1. 1918-1933 гг. Сост. Л.С. Гаталова, Л.П. Кошелева, Л.А. Роговая. М.: РОССПЭН, 2005. 784 с.

5. Чеботарева В.Г. Наркомнац РСФСР. Свет и тени национальной политики. 1917-1924. М.: Общественная академия наук российских немцев, 2003. 852 с

6. Шаститко П.М. Обреченные догмы: Большевизм и национальный вопрос. М.: Восточная литература РАН, 2002. 272 с.

 

История ГУЛАГа

1. Виола Л. Крестьянский ГУЛАГ: мир сталинских спецпоселений. М.: РОССПЭН, 2010. 333 с.

2. ГУЛАГ 1917-1960 / Сост. А.И. Кокурин и Н.В. Петров; Науч. ред. В.Н. Шостаковский. М.: Междунар. фонд "Демократия": Материк, 2000. 885 с.

3. ГУЛАГ: экономика принудительного труда. М.: РОССПЭН, 2008. 315 с.

4. ГУЛАГ и война: эхо войны и эхо Победы: материалы Научно-практической конференции / под редакцией Ю.З. Кантор и М.П. Трофимова. Пермь: Азбука Морзе, 2017. 167 с.

5. Дугин А.Н. Неизвестный Гулаг: Документы и факты. М.: Наука, 1999. 101 с.

6. Рождение ГУЛАГа: дискуссии в верхних эшелонах власти. Документы //Исторический архив. 1997. № 4. С. 142–156.

7. Феномен ГУЛАГа: Интерпретации, сравнения, исторический контекст / под ред. Дэвид-Фокс М. М.: Academic Studies Press, 2020. 631 с.

 

Дело Пастернака»

1. Быков Д. Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2007. 896 с.

2. Пастернак Е.Б., Пастернак Е.В. Жизнь Бориса Пастернака. СПб.: «Звезда», 2004. 528 с.

3. Переписка Бориса Пастернака. М., Художественная литература, 1990. 576 с.

4. Сергеева-Клятис А.Ю. Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2015. 382 с.

5. Толстой И.Н. Отмытый роман Пастернака «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ. М.: «Время», 2009. 504 с.

6. «А за мною шум погони…» // Источник. 1993. № 4. С. 101 – 112.

 

Приложение 2

 

Пример оформления титульного листа

 

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федералъное государственное бюджетное образователъное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»

Кафедра истории

Реферат

 

 

По дисциплине: История

Тема: «Россия XVI в. глазами иностранцев»

 

Автор: студент гр. ________        ____________                                  /Петров П.П./

                 (подписъ)                                                                                                                     (Ф.И.О)

ОЦЕНКА: ___________

 

Дата:        ___________

 

ПРОВЕРИЛ

Руководителъ работы, доц.           _____________                            /Иванов И.И./

(должностъ)                                                                                  (подписъ)                                                                                                                            (Ф.И.О.)

 

 

Санкт-Петербург

2021

Приложение 3

Пример оформления оглавления

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3

Глава 1. Мирское в жизни деятелей культуры.......................... 5

1.1. Положение деятелей культуры в условиях политики военного коммунизма к весне 1921 г.       5

1.2. Изменение материального положения деятелей культуры в годы НЭПа в 1921-1929 гг.

9

Глава 2. Творчество деятелей культуры в годы НЭПа: между свободой и диктатом          10

2.1. Свобода в выборе тем художественных произведений деятелями искусства в 1920-е гг. и политическая конъюнктура..................................................................................... 10

2.2. Влияние НЭПа на разнообразие форм культурной жизни в 1920-е гг.           13

2.3. Отношения деятелей культуры и политиков: сотрудничество, цензура, партийный диктат      15

2.4. Влияние слома НЭПа на судьбу писателей и деятелей искусства     17

Заключение............................................................................................................... 18

Список использованной литературы и источников....................... 19

Приложение.............................................................................................................. 20


 

Приложение 4

 

Примеры библиографических описаний литературы и источников

Монографии

 

Бутенина Н. В. Ленд-лиз: сделка века. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 312 с.

 

Статьи в журнале

Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 25–38.

 

Статья в сборнике

Андреев А. Н. Защита православной паствы от влияния западно-христианских конфессий в законодательной практике правительства России в XVIII в. // Духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание в традиции православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России: мат. междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. Ч. 1. С. 92–99.

Публикация в многотомном издании

Добролюбов Н. А. Новый кодекс русской практической мудрости // Лебедев П. А. (Сост.) Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) М.: Педагогика, 1989. С. 486–498.

 

 

Интервью

 

Захаров В. Г. Интервью в Москве 10.10. 2019 (Архив Е. Самыловской)

 

 

Кинофильмы

 

«Ленин в Октябре» (реж. Михаил Ильич Ромм, Дмитрий Васильев, 1937).

 

 

Публикации в интернете

 

Монографии

 

Фроянов И. Я. Города-государства Древней Руси [Электронный ресурс]. Л., 1988. URL: https://royallib.com/book/froyanov_igor/goroda_gosudarstva_drevney_rusi.html (дата обращения 04.03.2021)

Публикация

Началась Северная война // Сайт «Президетская библиотека им. Б.Н. Ельцына». URL: https://www.prlib.ru/history/619494 (дата обращения 04.03.2021)

Публикации на YouTube [5]

ПостНаука. Дворцовые перевороты в послепетровской России — Игорь Курукин // YouTube. 24 февраля. 2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Yo9k6n-wejA (дата обращения 04.03.2021)

 


 

Приложение 5

 

 

Примеры оформления ссылок на разные виды источников

Монографии

Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII-начало XX века. М., 2012. С. 501–502.

 

Статья в журнале

Давидсон А. Б. Образ Британии в России XIX и XX столетий // Новая и Новейшая история. 2005. С. 51–55.

 

Статья в сборнике

Андреев А. Н. Защита православной паствы от влияния западно-христианских конфессий в законодательной практике правительства России в XVIII в. // Духовно-нравственное, патриотическое образование и воспитание в традиции православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России: мат. междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2008. Ч. 1. С. 80.

 

Публикация в многотомном издании

 

Добролюбов Н. А. Новый кодекс русской практической мудрости // Лебедев П. А. (Сост.) Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) М., 1989. С. 486.

 

Интервью

 

Захаров В. Г. Интервью в Москве 10.10. 2019 (Архив Е. Самыловской)

Кинофильмы

«Ленин в Октябре» (реж. Михаил Ильич Ромм, Дмитрий Васильев, 1937).

Публикации в интернете

 

Монографии

 

Фроянов И.Я. Города-государства Древней Руси [Электронный ресурс]. Л., 1988. URL: https://royallib.com/book/froyanov_igor/goroda_gosudarstva_drevney_rusi.html (дата обращения 04.03.2021)

Публикация

Началась Северная война // Сайт «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцына». URL: https://www.prlib.ru/history/619494 (дата обращения 04.03.2021)

Публикации на YouTube [6]

При описании видеоматериала с YouTube необходимо указать название материала и автора публикации, а после этого указать название ресурса, дату публикации и гиперссылку на него.

 

Пучков Д. Цифровая история: Илья Ратьковский о Феликсе Дзержинском и основании советских спецслужб // YouTube. 19 мая. 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lzq0rNoeKIM. (дата обращения 04.03.2021


 

 

Оглавление

1.1.  Выбор темы... 5

2.  Оформление реферата.. 8

3.  Подбор материалов для подготовки реферата.. 11

4.  Оформление подстрочных примечаний (ссылок). 14

5.  Электронные ресурсы в сети Интернет.. 16

 

 


[1] Примеры библиографических описаний литературы и источников см. в Приложении 4.

[2] Р 7.0.5 - 2008 СИБИД. Библиографическая ссылка.

[3] Научные социальные сети – это цифровые интерактивные площадки, н которых представители научного сообщества обмениваются мнениями, ищут коллег со схожими научными интересами, а также размещают свои публикации в открытом доступе.

[4] Темы рефератов приводятся со списками рекомендованной литературы (данные списки студент дополняет самостоятельно найденными научными статьями и(или) научными монографиями по соотвествующей теме)

[5] При описании видеоматериала с YouTube необходимо указать название материала и автора публикации, а после этого указать название ресурса, дату публикации и гиперссылку на него.

 

[6] При описании видеоматериала с YouTube необходимо указать название материала и автора публикации, а после этого указать название ресурса, дату публикации и гиперссылку на него.

ИСТОРИЯ РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Методические указания для самостоятельн ой работ ы для студентов всех специальностей и направлений подготовки

 

Санкт-Петербург

2021


 

УДК 94 (47) (073)

 

 

 ИСТОРИЯ РОССИИ. Методические указания к самостоятельных работам для студентов всех специальностей и направлений подготовки / Санкт-Петербургский горный университет. Сост.:, С.И. Подольский, С.Н. Рудник, Е.А. Самыловская. СПб, 2021. 57 с.

 

 

Методические указания соответствуют требованиям государственного стандарта высшего образования.

По каждой теме представлены документы для самостоятельной и аудиторной работы, контрольные вопросы, библиографический список.

 

Научный редактор к.и.н., доц. Рудник С.Н.

 

 

Рецензент проф. Давыдов А.Ю. (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

 

© Санкт-Петербургский

горный университет, 2021


Введение

 

Важной частью учебного процесса по дисциплине «История России» является выполнение рефератов. Реферат – это учебно-научная работа, выполняемая студентами в процессе обучения и выступающая итоговым документом, предусмотренным учебной программой на заключительном этапе изучения курса «История России».

Методические указания будут полезны студентам, которым предстоит выполнить ряд письменных учебно-научных работ. При их выполнении студенты должны осваивать приемы и методы научных исследований, в ходе которых они получают новое научное знание. Учащиеся также овладевают методикой оформления результатов проведенных исследований в письменном виде.

В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике исследования, овладение языком науки, корректное оформление результатов деятельности.

Исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, представляя систему доказательности и формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов исследовательского труда.

Цель данных методических указаний состоит в том, чтобы ознакомить студентов с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в ВУЗе и дать необходимые пояснения по их выполнению.

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения.

Важно подчеркнуть, что реферат – это тот вид письменной работы, в которой происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования.

Целью выполнения рефератов является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, сформулированных в основной общеобразовательной программе подготовки и учебной программе дисциплины в виде знаний, умений и навыков.

Процесс подготовки реферата состоит из ряда последовательных этапов:

· выбор и согласование темы;

· изучение требований к составлению и оформлению работы;

· составление плана;

· подбор литературы и источников;

· изучение подобранной литературы и источников;

· написание работы, обобщение результатов и обоснование выводов в заключительной части работы.


1. Выбор темы и составление плана

 

Выбор темы

Тематика рефератов выбирается из списка рекомендованных кафедрой «История» тем (Приложение 1). Тема реферата может быть предложена студентом при условии ее предварительного обсуждения с ведущим преподавателем. При выборе темы необходимо руководствоваться ее актуальностью, степенью изученности, личным интересом и возможностями выполнения работы.

Одной из целей реферата является расширение знаний студента сверх того, что содержится в учебнике или лекционном курсе. Поэтому не рекомендуется выбирать слишком широкие темы (например, «Россия при Петре Великом» или «Российская империя в годы правления Николая II»). В противном случае выбор подобной темы приведет к тому, что она не будет полностью раскрыта.

При выборе темы рекомендуется выполнить ряд последовательных шагов:

1.  Определить для себя, какого рода сюжеты Вам наиболее интересны:

· историко-политические (связанные с обстоятельствами тех или иных переворотов, осуществлением реформ и борьбы вокруг них, революционными событиями и пр.);

· военно-исторические (история военного искусства и история войн);

· историко-экономические (развитие экономики и хозяйства России и Мира на разных этапах развития, экономические последствия тех или иных политических реформ);

· историко-культурные.

2.  Определить период истории, который кажется Вам наиболее интересным.

3.  Обратиться к учебнику/учебному пособию с целью выяснения событий из интересующей Вас группы сюжетов, которые имели место в избранный Вами период.

Выбрав тему, необходимо четко ее придерживаться.

 

1.2. Составление плана

После выбора темы рекомендуется прочесть соответствующие разделы учебника/учебного пособия или курса лекций, монографий по теме и составить



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.314 с.)