Порядок представления курсовых работ на проверку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок представления курсовых работ на проверку



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

ИСТОРИЯ»

 

 

Уфа 2019


Рассмотрены и утверждены Учебно-методической комиссией ИИГУ (протокол № 7 от 26.03.2018 г.).

Пересмотрены и утверждены Учебно-методической комиссией ИИГУ (протокол № 1 от 25.01.2019 г.).

 

Вводятся в действие с.01.04.2018 г.

 

Печатаются по решению Учебно-методической комиссии ИИГУ от 26.03.2018 г.

Составители: профессор, д.и.н. Азнабаев Б.А., профессор, д.и.н. Акманов А.И., доцент, к.и.н. Газизов Р.Р., доцент, к.и.н. Тухватуллин Р.Р., доцент, к.и.н. Шаяхметов Ф.Ф.

Методические рекомендации по подготовке, написанию, оформлению и защите курсовых работ предназначены для бакалавров очной и заочной форм обучения направления подготовки 46.03.01 «История».

Рекомендации раскрывают технологию выполнения курсовых работ, а также содержат критерии оценки.


 

Содержание

 

1.Общие положения………………………………………………………….. 4
2. Требования к выполнению курсовой работы…………….…………….… 7
3. Оформление курсовой работы…………………………………………..… 20
4. Порядок представления курсовых работ на проверку…………………... 27
5. Защита и оценка курсовых работ……………………………………….… 28
Приложения…………………………………………………………………… 29

 

 


Общие положения

Методические рекомендации по подготовке, оформлению курсовых работ студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по образовательной программе бакалавриата 46.03.01 «История»,  разработаны на основании:

Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2017);

Приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;

Устава Башкирского государственного университета (в ред. Приказа БашГУ от 01.06.2016 г. № 656);

Положения о курсовых работах (проектах) студентов (Приказ БашГУ от 02.09.2014 г. № 818, с изм. от 26.03.2018 г.).

В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.105-95. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам. (введен Постановлением Госстандарта от 08.08.1995 N 426) (ред. от 22.06.2006);

ГОСТ 7.1-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 N 332-ст);

ГОСТ Р 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.32 2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

Курсовая работа - логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области науки, которое выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.

Курсовая работа представляет собой вид учебной и научно-исследовательской работы, проводимой студентами всех форм обучения самостоятельно по определенным темам. Она предусматривается учебными планами соответствующего направления подготовки и выполняется в пределах часов, отводимых на дисциплину.

Курсовая работа является одним из видов учебной и научно-исследовательской работы студента и представляет собой исследования, проводимые студентами самостоятельно под руководством преподавателя по определенным темам.

Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач, практическое применение полученных за время обучения студентом знаний путём самостоятельного выполнения работы на заданную тему.

Задачами выполнения курсовых работ являются:

- систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;

- овладение методами научных исследований;

- формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования, художественного творчества или проектирования по определенной теме;

- подготовка к написанию выпускной квалификационной работы (материалы курсовых работ могут входить в ВКР).

Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования. На младших курсах работы носят, как правило, обзорно-учебный характер, на старших курсах - научно- исследовательский.

В зависимости от целей и содержания дисциплины курсовые работы могут быть следующих разновидностей:

- аналитический обзор информационных ресурсов по заданной проблеме;

- описание решения конкретной профессиональной задачи (ситуации);

- анализ практики использования теоретических и методологических аспектов изучаемой дисциплины в реальных профессиональных ситуациях;

- описание результатов исследования, проведенного студентом с использованием конкретных эмпирических и теоретических методов научного познания.

- представление способности и умения научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные компетенции;

- презентация навыков профессионального изложения специальной информации, публичной дискуссии, отстаивания и защиты научных идей.

Таким образом, написание курсовой работы– это способ, позволяющий овладеть навыками исследовательской и аналитической работы.

Количество курсовых работ, наименование дисциплин, по которым они предусматриваются, определяется учебным планом. Общее число курсовых работ по дисциплинам учебного плана не может превышать 6на весь период обучения.

Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Курсовые работы рассматриваются как форма отчетности.

Полные названия курсовых работ вносятся в экзаменационные ведомости, зачетные книжки студентов и в приложение к диплому в соответствии с установленными требованиями.

Курсовые работы хранятся на соответствующих кафедрах Института в течение двух лет.


 

Требования к выполнению курсовой работы

 

Рекомендуемый объем курсовой работы по направлению подготовки 46.03.01 «История» – для первого курса 25-30 страниц, для второго и третьего курсов – 35-40 страниц текста формата А4 (без приложений) при междустрочном интервале 1,15 и размере шрифта 14 пт.

По общему правилу, курсовая работа обучающегося по направлению подготовки 46.03.01 «История» должна содержать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист - начальный лист курсовой работы.

Образец титульного листа – Приложение А.

2. Задание (Приложение Б) включается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов.

3. Содержание с перечнем частей курсовой работы.

Содержание размещают наследующей после титульного листа курсовой работы, включают в общее количество страниц работы. Заголовок «Содержание» записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы без абзацного отступа, точка в конце не ставится.

Содержание включает введение, наименование всех глав, пунктов (подпунктов) или параграфов, заключение, список сокращений и условных обозначений (при наличии), словарь терминов (при наличии), список использованных источников и литературы и наименование приложений (при наличии) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя их сокращать или давать в иной формулировке, соподчиненности и последовательности.

Образец оформления содержания – Приложение В.

4. Введение - структурная часть курсовой работы, вводящая в суть ее проблематики. Объем введения должен составлять 5-6 страниц печатного текста. Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посередине поля страницы, записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы без абзацного отступа, точка в конце не ставится.

Введение в свою очередь включает следующие элементы:

− постановка проблемы и обоснование актуальности темы курсовой работы;

- обоснование используемых теоретико-методологических подходов к изучаемой проблеме;

− степень разработанности темы (историография);

− анализ и характеристика исторических источников по теме работы;

− характеристика объекта и предмета курсовой работы;

−обоснование хронологических и территориальных (при необходимости) рамок работы;

− формулировка цели и задач курсовой работы;

− обоснование структуры курсовой работы;

− апробация исследования (при наличии);

5. Основная часть, которая разбита на главы и содержит:

− изложение выполненных в работе теоретических или практических исследований;

− результаты и промежуточные выводы (по главам) исследования;

6. Заключение, в котором подводятся основные итоги работы, обобщаются полученные результаты и освещаются (при возможности) направления дальнейших исследований;

7. Список использованных источников и литературы, который должен содержать не менее 20 наименований; примеры библиографического описания – Приложения Г, Д.

8. Перечень сокращений и условных обозначений (при наличии);

9. Словарь терминов (при наличии);

10. Приложения, которые могут содержать необходимый иллюстративный и картографический материал, статистические таблицы, каталоги, тексты неопубликованных источников (при необходимости) и т.п. Образцы – Приложение Е.

Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита начиная с А (за исключение Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ).

При оформлении работы необходимо помнить, что каждая структурная часть (содержание, введение, основная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Оформление титульного листа и содержания приведены в приложении.

Следует подчеркнуть, что содержание дает возможность увидеть структуру исследования. Обязательным требованием является дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

Важной и ответственной составной частью курсовой работы является введение. Здесь в сжатой форме содержатся все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена работа. Оно не только ориентирует автора в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все её необходимые квалификационные характеристики.

Введение курсовой работы должно содержать обязательные элементы, расположение которых может быть различным. Рекомендуется обосновать актуальность темы работы, затем провести анализ литературы и охарактеризовать исторические источники по теме, обосновать хронологические и территориальные рамки исследования, его объект и предмет, методологические подходы, далее сформулировать цель и задачи работы.

Обоснование актуальности темы курсовой работы

Актуальность темы работы отражает её значимость и приоритетность среди иных тем и событий, своевременность выполнения, что требует обстоятельной аргументации. С этой целью необходимо глубоко и всесторонне изучить историю изучения рассматриваемой проблемы. Для этого необходимо проанализировать научную литературу, а также провести сбор данных о различных аспектах исследуемого вопроса.

Актуальность темы курсовой работы может быть обоснована исходя из практических потребностей современного общества, важности изучаемого периода или проблемы в общеисторическом контексте, степени её научной изученности.

Обоснование актуальности не должно быть пространным. В пределах одной страницы следует показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и проистекает актуальность темы.

Формулировка объекта и предмета курсовой работы

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Объект исследования - это относительно автономная совокупность взаимосвязанных явлений и процессов, определённая часть действительности, обладающая границами и относительной автономностью существования от окружающей его среды. Именно объект порождает избираемую для изучения проблемную ситуацию.

Предметом исследования является та часть (сторона) объекта, которая непосредственно изучается в рамках работы. Иными словами, формулировка предмета исследования направлена на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области, рассматриваемой в курсовой работе. Именно предмет определяет тему работы.

Например, тема курсовой работы «Развитие высшего образования в России в XIX в.», то предметом работы будет «эволюция системы и структуры институтов высшего образования в России в XIX в., объект можно сформулировать «система образования России XIXв.».

В рамках объекта исследования можно выделить различные предметы. Например, в объекте исследования «система образования России XIXв.» предметом исследования могут быть «развитие женского образования в России XIXв.», «эволюция дворянского образования в России в XIXв.», «состояние и развитие системы земского образования в России в XIXв.».

Объектом исследования может быть определенная область международных отношений – «международные отношения России в начале XX в.». Предметом исследования могут быть «российско-французские отношения вначале XXв.», «российско-английские отношения в начале XXв.», «политика России на Балканах в начале XXв.».

Определение хронологических и территориальных рамок работы

Определить хронологические и территориальные рамки курсовой работы необходимо для четкого обозначения границ исследовательского поля и для выявления существенных факторов и перспектив развития исследуемого явления.

В исторических работах необходимо обосновать выбор как начальной, так и конечной хронологической границы исследования. Этот выбор должен обусловливаться изучаемой темой, предметом работы, так, чтобы автор мог в полной мере реализовать цель и задачи исследования. При этом границы исследования не должны противоречить более широкому историческому контексту и внутренней логике изучаемого социально-исторического феномена или процесса. Таким образом, хронологические границы определяются, прежде всего, качественными изменениями в предмете исследования и не должны зависеть исключительно от интереса автора или имеющихся в распоряжении исследователя источников. Например, тема курсовой работы «Внешняя политика России в период Северной войны». В этом случае хронологические рамки определяются временем Северной войны, т.е., начальная граница обусловлена тем, что Северная война началась в 1700 г. военными действиями государств Северного союза, в который входили Дания, Речь Посполитая, Саксония и Россия, против Швеции на территории Прибалтики, Гольштейна и Дании. Конечная граница исследования определяется подписанием в 1721 г. Ништадтского мирного договора.

Территориальные (географические рамки) указывают территорию, где происходили изучаемые события (явления, процессы) или действовали лица, группы людей, интересующие исследователя. Соответственно курсовая работа предполагает использование материалов, относящихся к определенным территориям. При определении территориальных рамок работы используются, как правило, такие категории и термины как территория государства, регион (географический, административный, исторический и т.д.), территория как предмет какого-либо соглашения (например, западноевропейский регион) и т.д.

Вопрос о территориальных рамках также связан с тем, что в названии работы указывается какая-то территория, которую трудно отождествить без разъяснений. Иными словами, необходимо пояснить географические термины и названия, используемые в работе. Территориальные рамки могут отражать как современные географические образования и наименования, так и административно-политические реалии изучаемого периода. Например, если предмет исследования – «эвакуация населения на Южный Урал в годы Великой Отечественной войны», то следует уточнять – что имеется в виду под термином «Южный Урал». Если изучается этнический состав населения или социально-экономическое развитие Северо-Востока Башкирской АССР в 1960-1980 гг., в этом случае необходимо оговорить какие районы относятся к этому региону.

Термин «Прибалтика» в географическом смысле – это совокупность государств, которые расположены на побережье Балтийского моря, т.е., России, Латвии, Эстонии, Литвы, Польши, Германии и скандинавских стран – Финляндии, Дании и Швеции. Но в историческом смысле этот термин применяется для обозначения Литвы, Латвии, Эстонии и Калининградской области Российской Федерации.

Следует учитывать, что названия отдельных территорий эволюционируют. Так, в европейской традиции XIX в. «Ближний Восток» – это, прежде всего, Балканский полуостров. В конце XIX в. термин «Ближний Восток» закрепился за восточно-средиземноморскими азиатскими странами. Географические рамки, которые  охватывались термином «Сибирь» в XVII в., включали также Приуралье.

Кроме того, в разных культурных, политических и научных традициях один и тот же термин может обозначать разные по объему территории. В отечественной историографии под Средним Востоком понимали регион, лежащий на восток от Ближнего Востока, т.е. в этот географический регион входили Иран, Афганистан и Пакистан. В западной историографии понятие Среднего Востока (Middle East) гораздо более широкое, чем понятие Ближний Восток (Near East): условное наименование района Западной Азии, расположенного между Европой и Пакистаном.

При этом стоит отметить, что необходимость определения территориальных рамок исследования не является абсолютной. Например, в работе, посвященной франко-советским дипломатическим отношениям в годы Великой Отечественной войны эти рамки, по сути, невозможно определить.

Определение цели и задач работы

Цель работы – это ожидаемый конечный результат решения поставленной проблемы. Цель работы следует формулировать кратко, ясно и предельно точно в смысловом отношении, с тем, чтобы выразить то главное и существенное, чего собирается добиться и что намеревается сделать в своей работе исследователь. Для этого можно использовать такие глагольные формы и речевые обороты как «определить», «выявить», «описать», «провести анализ», «установить», «выявить значение/роль». Не рекомендуется формулировать цель как «исследование…», «изучение…», поскольку в этом случае сама цель подменяется процессом её достижения.

Следует подчеркнуть: цель, название работы и предмет исследования, должны соответствовать друг другу.

Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути и средства) решения проблемы. Это обычно делается в форме перечисления: рассмотреть…, проанализировать…, показать..., предложить…, дать характеристику… и т.п. Формулировки задач должны быть тщательно продуманы, так как описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Кроме того, заголовки глав и параграфов появляются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

При постановке исследовательских задач необходимо избегать стремления подтвердить или опровергнуть какие-либо ранее полученные результаты, так как подобная заданность может повести по неправильному или ограниченному пути. Например, формулировка «показать обострение российско-американских отношений в начале XXI в.» уже дает оценку изучаемому процессу. Поэтому корректнее сформулировать «определить эволюцию российско-американских отношений в началеXXI в.».

Обоснование используемых теоретико-методологических подходов к изучаемой проблеме

При проведении исследования историк должен опираться на определенные представления, исходить из посылок и идей, которые позволяют раскрыть сущность исследуемых процессов и явлений. Совокупность этих посылок и идей составляет теорию научного познания. Кроме того, при проведении исследования историк должен опираться на определенные принципы, пути и способы познания общественной жизни. Эти принципы, пути и способы и разработанные на их основе правила и процедуры исследования, а также его техника образуют в совокупности метод исследования. Таким образом, основные принципы и пути, способы и приемы познания, которые являются теорией метода, называются методологией.

Например, принцип историзма требует: изучать любое историческое событие в развитии и с учетом конкретной ситуации; учитывать различия между прошлым и настоящим, преодолевать представления о том, что люди прошлого вели себя и мыслили так же, как мы; не вырывать предмет исторического исследования из окружающей обстановки; не рассматривать исторические события в изоляции, а представлять историю как процесс и связь между событиями во времени.

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Выделяют как общенаучные, так и конкретно-научные (частные) методы научного познания. Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования.

Для практической реализации этих принципов и способов необходимы соответствующие правила и процедуры, что и называют методикой. Для проведения любого исследования требуются (в широком смысле) определенные орудия и инструменты – они образуют технику научного исследования. Именно методология оказывает решающее влияние на методику и технику.

В исторических исследованиях используются историко-генетический, историко-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, статистический и прочие методы, которые необходимы для целей работы.

Так, историко-генетический метод состоит в том, что последовательно раскрываются свойства, функции и изменения в изучаемой реальности в процессе её исторического движения. Это позволяет показать непосредственно причинно-следственные связи и закономерности исторического развития, охарактеризовать исторические события в их индивидуальности и образности, познать конкретную специфику реальности.

Историко-сравнительный метод позволяет на основании выявления сходств или различий объектов и явлений показать и выразить их сущность, изучить явления и процессы, суть которых сложно раскрыть путем непосредственного анализа по причине их незавершенности, сложности и противоречивости,  сделать исторические обобщения.

Анализ и характеристика исторических источников по теме работы

Работа с историческим источником направлена на извлечение из него достоверных сведений по вопросам, которые обусловлены целью и задачами исследования. Следует понимать, что каждый источник информации отображает ситуацию, в которой он возник с позиции, определенной особенностями его происхождения.

Источниковедческий анализ преследует цель показать степень обеспеченности работы источниками и их достоверность. Необходимо выделить типы и виды исторических источников, показать их значение для работы, а также оценить их достоинства и недостатки. Сложилась определённая классификация письменных источников. Прежде всего, их делят на неопубликованные и опубликованные. Среди последних, в свою очередь, выделяют актовые материалы, законодательные материалы, делопроизводственную документацию, документы политических партий и общественных организаций, материалы периодической печати и т.д.

Следует определить: достаточен ли круг данных источников для раскрытия темы и решения поставленных исследовательских задач?

Нельзя просто перечислить использованные исторические источники, необходимо дать их характеристику.

Характеристика исторических источников предполагает выявление специфики каждого из видов, их достоверности и достаточности («репрезентативности»). Репрезентативность определяется тем, насколько полно привлеченные источники позволяют решить поставленные в курсовой работе исследовательские задачи, т.е. отражают ли они все ли аспекты изучаемого явления.

Во введении анализируются только действительно использованные автором исторические источники по теме. Необходимо учесть: анализируются не сборники документов, а сами документы, в них опубликованные.

Степень разработанности темы (историография)

В этом разделе необходимо показать степень изученности темы в исторической науке, разработанности её отдельных частей, отразить точки зрения историков по тем или иным вопросам данной темы, а также те проблемы, которые, на ваш взгляд, требуют дальнейшего изучения. Историографический очерк не сводится ни к простому перечислению работ, ни к краткому их аннотированию.

Наиболее рациональным считается историографический очерк, написанный по проблемно–тематическому принципу, т.е. по отдельным вопросам или аспектам темы, что позволяет выявить движение и развитие исторической мысли, динамику рассмотрения интересующей проблематики в литературе. Оценивая работы предшественников, следует обратить внимание на цель проведенного исследования, контекст проблемы, в которой рассматриваются интересующие вопросы, источниковую базу исследования, позицию и подход автора, методику работы, аргументацию, а также оценить его научные результаты и достижения.

Анализ литературы по теме курсовой работы показывает основательность или неосновательность знакомства её автора с научными работами, его умение систематизировать специальную литературу, критически рассматривать, выделять существенное и оценивать ранее сделанное другими исследователями. Всё это позволяет определять главное в современном состоянии изученности темы, критически оценивать, сопоставлять разные концепции, научные направления, методологические подходы, связанные с темой исследования, выявить аспекты, которые до сих пор не получили должного освещения или вообще оказались вне исследовательского поля зрения, и аргументировано вырабатывать собственную точку зрения.

В заключительной части введения необходимо раскрыть структуру работы, т.е. перечислить её структурные элементы и обосновывать последовательность их расположения. Чаще всего используется подобная фраза: «Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений». Но корректнее в данном случае объяснить принцип рубрикации текста, т.е. принцип выделения глав и параграфов – хронологический, проблемный или проблемно-хронологический.

Апробация исследования

Апробация – это официальное одобрение, утверждение, вынесенное на основании испытания, проверки. Апробация результатов подразумевает, что автор использовал материалы исследования. Апробация, в частности, осуществляется в формах публичных докладов и выступлений на конференциях, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Например, если речь идёт о выступлении на научной конференции, то дается название конференции, дата и место проведения, полное название доклада. Также перечисляются публикации автора по теме курсовой работы (с полными выходными данными).

В целом, объём введения должен составлять до 10-15% курсовой работы

Основная часть курсовой работы

В основной части курсовой работы подробно излагаются ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Основная часть должна обладать логически обоснованной структурой, которую автор определяется исходя из осмысления темы, цели и задач, подобранных источников, использованной литературы и логики самого исследования. Эта часть работы, как правило, состоит из 2-3 глав, которые могут быть разделены на параграфы или разделы.

Порядок изложения определяется целью исследования. Содержание глав и параграфов должно отвечать задачам, сформулированным во введении, и иметь внутреннюю логическую связь. Все главы должны быть примерно одинаковы по объему, иметь тесную смысловую связь и дополнять друг друга. Заголовки глав не могут повторять название работы, а заголовки параграфов – название глав; другими словами – целое не может равняться части. Каждая глава должна быть цельной, законченной по смыслу, раскрывать одну из сторон темы в целом и заканчиваться определенным выводом.

Главные требования к этой части: доказательность, логичность, последовательность, отсутствие необязательного и загромождающего текст материала. При написании текста следует обязательно давать ссылки на работы авторов и источники, из которых заимствованы отдельные выводы или материалы, не допускать описательности, фактографизма и компилятивности.

Не рекомендуется использовать в курсовой работе большие цитаты и отступления. Каждую цитату необходимо использовать для подтверждения и доказательства сформулированного автором утверждения. Если в тексте цитируется документ, его следует анализировать, а не сводить всё к простому пересказу его содержания.

Каждую проблему и каждый вопрос, рассматриваемые в курсовой работе, следует освещать с учетом новейших достижений исторической науки в данной области.

Основная часть курсовой работы – это наиболее важный и трудоемкий раздел работы, который составляет примерно 80-85% текста.

Заключение курсовой работы

Заключение должно содержать четкие и содержательные выводы, логически вытекающие из основного содержания работы. Оно не сводится ни к резюме, ни к краткому пересказу содержания основной части. В этой части работы отражаются результаты решения поставленных во введении цели и задач, формулируются предложения и рекомендации по использованию результатов работы, т.е. заключение не должно повторять выводы, сделанные в главах.

Логика построения выводов в заключении может быть двоякой: либо в соответствии с порядком формулировки задач во введении, либо – в соответствии с ходом рассуждений и логикой изложения материала в основной части (т. е. по главам или периодам). Здесь также целесообразно кратко и чётко обозначить основные этапы эволюции исследуемого процесса или явления. Заключение не должно являться логическим продолжением работы и включать новые моменты, не рассмотренные в основной части курсовой работы.

По объёму заключение может составлять до 5% работы.

Требования к стилю изложения

Курсовую работу следует выполнить с учетом требований к стилю изложения, который обладает некоторыми особенностями. Помимо всего, удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе рассматриваются как достоинство работы.

Для научного стиля характерно, прежде всего, использование языковых конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. Предполагается в этом случае использование неопределенно-личных предложений. Например: «Сначала выявляют факторы, воздействовавшие на развитие…»; либо формы изложения от третьего лица (например: «Автор считает...»); или предложения со страдательным залогом (например: «В результате разработан системный подход к исследованию...»). Впрочем, допускается употребление автором местоимения «мы», что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

Использование специальных слов и словосочетаний является важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста.

Подобные слова и словосочетания позволяют отразить, в частности:

последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);

переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);

противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);

причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);

различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);

итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).

При выражении логической последовательности используются сложные союзы: благодаря тому, что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того, что, после того как, в то время, как и др.

Особенно употребительны производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия: данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше.

В тексте курсовой работы не принято использовать разговорную лексику и канцелярские штампы. Необходимо применять терминологические названия, профессиональную лексику, специальные термины и понятия и, соответственно, избегать художественности и публицистичности, эпитетов, метафор, риторических вопросов и иных эмоциональных средств выражения.

Рекомендуется отказаться от злоупотребления иностранными словами, если они не являются общеупотребительными или не обладают узким терминологическим значением.

Нарушения академических норм написания письменных работ

За достоверность приведенных данных, полученные результаты и выводы, сделанные по результатам выполнения курсовой работы, ответственность несет студент – автор бакалаврской работы.

Выделяют ряд грубых нарушений академических норм написания письменных работ, к которым относятся: плагиат; подлог; фальсификация.

1. Плагиат, как правило, это публикация под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Таким образом, плагиат – это, в частности, нарушение правил цитирования. Иными словами, в тексте работы не указывается начало и конец цитаты и не приводится ссылка на автора (и его работу) текста цитаты. По сути, обязательный признак плагиата - присвоение авторства. Парафраза (передача чего-нибудь своими словами, пересказ, близкий к тексту) без ссылки на источник приравнивается к плагиату.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.097 с.)