Последствия Культурной революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия Культурной революции



- Культурная революция оказала разрушительное влияние на жизнь страны.

- Человеческие жертвы по некоторым источникам достигают 100 миллионов.

- Идеология маоизма привела к возникновению классовой войны, а убийства стали считаться частью повседневной жизни.

- Были разрушены величайшие архитектурные сооружения древности, такие как многие Тибетские храмы и некоторые участки Великой китайской стены.

- Были уничтожены тысячи картин и книг, а также декорации в Пекинской опере. В течение 10 лет после Культурной революции в ее репертуаре были только произведения Цзян Цин, жены Мао Цзэдуна.

- Миллионы молодых специалистов пропали в деревнях. Оставшаяся часть молодежи - хунвэйбины - и сейчас считается потерянным поколением.


 

− «бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы

В 1989 году в странах Центральной и Юго-Восточной Европы наступила пора глобальных перемен — в этих странах началась политическая и социально-экономическая трансформация после сорока с лишним лет господства коммунистической системы. Волна демократических революций вызвала большой резонанс в мире, сравнимый с влиянием Великой Французской революции, и революции 1917 года в России.

Одной из первых восточноевропейских стран, вставших на путь перемен, стала Польша. В условиях ухудшающейся экономической и политической ситуации в стране, всплеска забастовочной волны руководство ПОРП решается в конце 1988 года созвать "круглый стол", то есть начать переговоры с оппозицией по поводу путей дальнейшего преобразования страны. В заседаниях "круглого стола" принимали участие представители реформистского крыла правящей коммунистической партии, умеренная часть оппозиции, вышедшей из рядов "Солидарности", была еще и третья сила - представители епископата польской католической церкви, которая традиционно пользовалась значительным почетом и уважением в польском обществе, это не смогли выхолостить и годы коммунистического правления. В ходе переговоров был принят ряд решений, касавшихся будущего Польши. Они были оформлены в трех основных документах: "Позиции по вопросу политических реформ", "Позиции по вопросу социально-экономической политики и системных реформ", "Позиции по вопросу профсоюзного плюрализма".

В политической сфере предполагалось введение политического плюрализма, свободы слова, принципа демократического формирования государственной власти, независимости судов, расширения полномочий органов местного самоуправления. Признавалось право на существование легальной политической оппозиции. В области экономики решения "круглого стола", по сути, сводились к созданию социально ориентированной рыночной экономики. Предполагалось развитие рыночных отношений, ограничить функции государства по части принятия экономических решений, ввести многообразие форм собственности, содействовать развитию самоуправления трудовых коллективов.

В июле 1989 года состоялись первые "полусвободные" выборы в Польше. Правящей коалиции гарантировалось 65% мест в сейме (в том числе 37% - ПОРП), за остальные места, а также за все места в сенате развернулась открытая борьба, которая принесла победу оппозиции в лице "Солидарности". ПОРП вела себя во время избирательной компании вяло, ее успех был более чем скромный. В результате было сформировано первое некоммунистическое правительство, председателем которого стал советник "Солидарности" Тадеуш Мазовецкий. Поражение ПОРП способствовало дальнейшему разложению этой партии. Для Польши открывалась новая страница в ее истории, означавшая перемены во всех областях жизни общества.

Мирно, без бурных политических потрясений совершился демонтаж прежней системы в Венгрии. К моменту перехода, как уже отмечалось, в Венгрии уже накопились изменения, которые неминуемо вели к смене существующего строя. К 1989 году здесь фактически уже образовалось несколько оппозиционных партий. К чести руководства ВСРП следует отметить, что оно само проявило готовность и политическую волю осуществить перемены в стране и сесть за стол переговоров с оппозицией, и это при всем том, что страну в отличие от Польши отнюдь не сотрясали забастовки или митинги протеста. Венгрия продемонстрировала всему региону пример политической культуры, способности политических сил договориться в переломный для своей страны момент. Так в марте 1989 года состоялись трехсторонние переговоры между ВСРП, девятью оппозиционными партиями и шестью общественными организациями о создании предпосылок мирного перехода к парламентской демократии. В марте1990 года состоялись первые свободные демократические выборы, победу на которых одержали правые силы во главе с Венгерским демократическим форумом. Венгерская социалистическая партия (ВСП), возникшая на базе ВСРП и перешедшая на позиции социал-демократии, мирно уступила власть некоммунистическим силам.

Чехословакия

Иной сценарий смены власти произошел в Чехословакии. 17 ноября 1989 года состоялась студенческая демонстрация на улицах Праги, приуроченная к 50-й годовщине нацистской расправы над чешскими студентами. На митинге прозвучали требования отказаться КПЧ от своей руководящей роли, отставки правительства и проведения демократических выборов. Власти приняли опрометчивое решение разогнать демонстрацию, но в тех условиях, когда начались демократические процессы в соседних странах, рухнула Берлинская стена -символ разделения Востока и Запада, такая позиция правящих сил вызвала в стране бурю негодования.

В знак протеста произошли массовые митинги и манифестации в Праге, Братиславе, Брно. Ситуация угрожала перерасти во всеобщую забастовку. 19 ноября 1989 года в результате объединения оппозиционных группировок возникло массовое политическое движение - Гражданский форум. Руководство КПЧ в условиях массового народного недовольства неминуемо сдавало одну позицию за другой.

21 декабря Федеральное собрание избрало президентом страны бывшего диссидента В. Гавела. Председатель КПЧ Г. Гусак ушел в отставку. В июне 1990 года состоялись свободные выборы. Победу одержал Гражданский форум, после чего было сформировано правое правительство под председательством В. Клауса. Через два года некогда единое государство - Чехословацкая федерация прекратило свое существование, и на карте Европы возникли два новых государства Чешская и Словацкая Республики.

Румыния

Более драматично складывалась ситуация в Румынии. Поводом к антиправительственному восстанию послужил инцидент в Тимишоаре в Трансильвании, где накануне был арестован венгерский священник А. Текеши. Последовавшие вслед за этим демонстрации протеста, потом кровавая расправа над митингующими всколыхнули страну. Во главе всенародного восстания становится Фронт национального спасения во главе с Ионом Илиеску, куда вошли оппозиционно настроенные коммунисты. После уличных столкновений повстанцев с частями госбезопасности (т. н. секуритате) режим пал. Н. Чаушеску с женой были расстреляны по приговору военного трибунала. Исполнительная власть перешла к Временному комитету Национального союза. Впоследствии было сформировано правительство во главе с П. Романом. И. Илиеску был назначен ФНС президентом страны. Страна вступила на путь демократизации.

Болгария

Гораздо менее радикально происходили перемены в Болгарии. Здесь также вызревал социально-экономический кризис, осложненный национальной проблемой тюркоязычного населения, в отношении которого власти проводили ассимиляторскую политику в 80-е годы. Граждан, носивших арабско-тюрские имена и фамилии, заставляли менять на болгарские, им запрещалось пользоваться турецким языком в быту. Под бульдозер пошли даже мусульманские кладбища. В отношении тюркоязычного населения принимались различного рода репрессии, вплоть до заключения в тюрьмы и высылки из страны. Результатом ущемления прав мусульманского населения стали мощные манифестации в мае 1989 года, а летом из Болгарии в Турцию двинулся мощный поток беженцев, многие не находили приюта на чужбине и были вынуждены возвращаться обратно.

Между тем назревал кризис в болгарском руководстве. Многие члены ЦК БКП были недовольны политикой Т. Живкова, его авторитарным стилем управления. 10 ноября 1989 года на пленуме ЦК БКП он был отстранен от должности генерального секретаря и ушел в отставку с должности президента. Вместо него в этой должности был утвержден Петр Младенов. Под влиянием ноябрьских манифестаций в Софии в декабре этого же года пленум ЦК БКП принимает решение о реформе экономики и общества в русле демократизации, внедрения рынка, построения правового государства. Из конституции были исключены статьи о руководящей роли БКП. Началось формирование политических партий. Заметную роль в политической жизни страны стал играть оппозиционный Союз демократических сил, состоявший из нескольких партий и движений. В феврале 1990 года на XIX внеочередном съезде БКП было принято решение о реформе партии. Она получила новое название Болгарской социалистической партии. В идейном плане она провозгласила свою приверженность демократическому социализму, политическому плюрализму, парламентской демократии, в области экономики ею было предложено формирование социально ориентированной экономики. В июне 1990 года состоялись первые свободные выборы, которые принесли победу БСП. Правда, президентом с января 1992 года стал избранный на всеобщих выборах лидер СДС Ж. Желев. Страна вступила на путь перемен.

Албания

В Албании ввиду отсутствия серьезной политической оппозиции импульс к переменам также был дан правящей коммунистической Албанской партией труда. Видимо, сказалась общая политическая ситуация, которая сподвигла на реформы албанское руководство. Албания позже остальных вступила на путь реформирования общества. Начало было положено на IX пленуме ЦК АПТ, проходившем 22 - 23 января 1990 года. Делегаты приняли программу из 25 пунктов, провозгласивших большую децентрализацию экономики и проведение демократизации политических и социальных институтов. В марте 1991 года победу одержала АПТ (56%), ее оппонент, только что возникшая Демократическая партия Албании получила 39%. К власти пришло коалиционное правительство. 3 июня 1991 АПТ сменила название на Социалистическую партию и отказалась от марксистско-ленинского наследия. Через год в марте 1992 года победу на выборах одержала ДПА, сформировалось новое правительство С. Бериша, взявшее курс на радикальную перестройку экономической системы.

Югославия

Перемены, начавшиеся в начале 90-х годов в Югославии, имели драматические последствия для судеб народов, населявших ее. Как уже отмечалось выше, Югославия неминуемо шла к своему распаду в силу национальных, религиозных, социально-экономических причин. Единственным консолидирующим фактором до поры до времени оставалась коммунистическая партия - Союз коммунистов Югославии. Но в конце 80-х годов партия начала утрачивать свои доминирующие позиции. Все настойчивее стали раздаваться призывы ввести многопартийную систему, в республиках стали подниматься националистические настроения. В январе 1990 года словенские коммунисты отказались участвовать в работе XIV чрезвычайного съезда СКЮ. "Начался прямой процесс развода партии по национальным квартирам" (1).

В 1990-91 году еще оставалась надежда сохранить единое государство, хотя бы в реформированном виде. Но реформа политической системы, которая означала введение политического плюрализма, становление многопартийности неминуемо вела к углублению самостоятельности субъектов федерации. В ноябре - декабре 1990 года прошли выборы в парламенты республик, которые привели к формированию новых органов власти. В Сербии и Черногории победили реформированные коммунисты, в Боснии и Герцеговине, Македонии, Словении к власти пришли коалиционные правительства. В Хорватии - националистические силы. Далее Словения и Хорватия при активной, стимулирующей поддержке ФРГ и США в одностороннем порядке в 1991 году вышли из федерации на основании решений, принятых на проведенных в республиках плебисцитах. Это вызвало цепную реакцию распада государства и, как следствие, обострение межэтнических проблем, которые до сих пор сотрясают этот регион на карте Европы. Известный специалист по новейшей истории Югославии Е. Ю. Гуськова видит корень последовавших за распадом страны военных конфликтов в том, что "сам выход из СФРЮ осуществлялся не на правовой основе, без урегулирования пограничных вопросов, имущественного наследования, распределения долгов, при полном и немедленном разрыве всех годами складывающихся экономических, военных, научных, культурных и других связей, игнорировании требований Президиума СФРЮ, соблюдении законности и конституционности" (2).

 

 

Сноски

1. Медведев В. А. Распад. Как он назревал в "мировой системе социализма". М., 1999. С. 247.

2. Гуськова Е. Ю., Карасев А. В. Балканская трагедия: 90-е годы XX века.// Очаги тревоги в Восточной Европе. М., 1997. С. 294-295.

3. Политическая и социально-экономическая трансформация стран Центральной и Восточной Европы с 1989 по 2000 год // Блинова М. А. Социалистический интернационал и страны Центральной и Восточной Европы в 1989-2002 годах. М., 2003. С. 26-32.


 

− объединение ГДР и ФРГ

Объединению Германии предшествовал глубокий социально-экономический и политический кризис в ГДР, который назревал в течение последних 4 лет и привел к стремительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение одного года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г., когда на политической карте Европы появилось новое объединенное государство Германии с 78 млн. населением.

Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие экономики ГДР. Начались перебои с поставкой промышленных товаров, росла инфляция. Немцы рвались в обеспеченную Западную Германию. Все настойчивее звучавшие требования открытия границ, сопровождавшиеся массовыми демонстрациями, стали началом революционных перемен в стране.

В мае 1989 г. после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления был снят со своего поста Председатель Государственного совета и Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер. Самая массовая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР, в начале ноября 1989 г., в которой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. В результате правительство полностью потеряло контроль над толпами "экскурсантов", что окончательно размыло экономику ГДР, и без того ослабленную в это время.

Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное требование - объединение с ФРГ. Ответом на эти массовые требования, в условиях полного невмешательства Москвы в немецкие события, стало выступление канцлера ФРГ Гельмута Коля в западногерманском бундестаге с программой из 10 пунктов, посвященной развитию отношений между обоими германскими государствами.

Эта программа состояла из перечня постепенно осуществляемых мер укрепления сотрудничества двух немецких государств, обещания немедленной конкретной помощи ГДР в гуманитарной сфере, в частности создания валютного фонда для финансирования поездок восточных немцев к западным (ФРГ еще в 1983-1984 гг. становится одним из главных кредиторов ГДР), предложения о создании договорного немецкого сообщества с новыми совместными институтами и расширением функций уже имеющихся. Подтверждая необходимость развивать и углублять сотрудничество с ГДР, канцлер высказывал намерение создать в будущем конфедеративное объединение Германии.

Осуществление программы оговаривалось рядом условий: если в ГДР будут в обязательном порядке решены и необратимо начаты "принципиальные перемены политической и экономической системы". Это означало достижение государственным руководством ГДР с оппозиционными группами соглашения об изменении конституции, о новом демократическом законе о выборах с участием несоциалистических партий и пр.

Планы "многоразового объединения" обоих государств были выдвинуты и новым премьер-министром ГДР Г. Модровым. Одной из последних инициатив объединения Германии стало предложение аккумулировать все лучшее, что имелось в ГДР и ФРГ, реализация которого должна была создать, с наименьшими потерями и более совершенным законодательством, действительно новое государство Германии. Указывалось при этом на положительный опыт системы всеобщей трудовой занятости в ГДР, на достижения в сфере народного образования, беспримерные результаты в спорте и пр. Мыслилось, что переходный период продлится 2-3 года. Все эти планы, находившие понимание у социал-демократов ФРГ, под напором реальных событий были отброшены.

Мирное объединение Германии могло быть проведено только договорным путем. Первым крупным шагом на этом пути и стал Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г., вступление в действие которого привело к денежной реформе. В результате марки ГДР были заменены Дойч-марками, ставшими единым платежным средством на территории еще параллельно существующих двух немецких государств. При этом в ГДР сохранялся прежний уровень заработной платы, стипендий, пенсий, квартирной и арендной платы за жилье и гарантированы денежные вклады населения, перечисляемые 1 к 1 до 2 тыс. марок для детей, 4 тыс. марок для взрослых и 6 тыс. марок для пенсионеров. Вклады сверх этих сумм перечислялись из расчета 1 к 2. Германия не только включалась в сферу действия дойч-марки, но и в Общий рынок Европейского сообщества.

Условия денежной реформы стали сокрушительным ударом по и без того расшатанной экономике ГДР, привели к росту задолженности ее предприятий, на которых была крайне низкая, по сравнению с западногерманской, производительность труда. В целях снижения накала оппозиционных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит ее государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономики ГДР и пр.

Следующим важным шагом на пути достижения германского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подписанный в августе 1990 г., согласно которому в целях достижения правовой унификации создавалась "единая избирательная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, принятым в ФРГ.

Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссозданных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ.

В договоре были закреплены также признание земельной реформы, осуществленной еще в годы правления советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы социального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось, что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату не подлежит.

Вместе с тем стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности прежним владельцам за счет "реорганизации общественного имущества", при этом возможность компенсации за потерянную собственность признавалась лишь в случае невозможности ее возврата. Остались, однако, нерешенными такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономического содействия развитию новых земель. Вставали проблемы и с разгосударствлением "народных предприятий" ГДР, ибо не были выработаны соответствующие нормы, регулирующие деятельность ведомства по опеке над ними, о способах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.

При подписании и последующей ратификации Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не вносились предложения о разработке новой конституции. Между тем дебаты по этому вопросу, предшествующие объединению, не были праздными. Речь шла о том, будут ли восточные и западные немцы равноценными гражданами нового государства, а основа их объединения равноправной.

Создатели Основного закона ФРГ 1949 г. рассматривали себя в качестве представителей всего населения бывшей Германии, создавших его, как указано в преамбуле, в целях сохранения национального и государственного единства, и за тех немцев, "которым было отказано в сотрудничестве". Основной закон содержал призыв ко всему германскому народу "путем свободного самоопределения осуществлять до конца единство и свободу Германии". Статья 146 подчеркивала переходный характер Основного закона, предполагая прекращение его действия "в день, когда вступит в действие Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа".

Но в текст Основного закона была включена впоследствии ст. 23, предусматривающая вступление Основного закона в силу и "в остальных частях Германии... по их присоединении". Именно эта статья и была взята на вооружение правыми партиями ГДР перед выборами в Народную палату весной 1990 г. На этих выборах решительную победу одержал "Альянс ради Германии", возглавляемый вновь созданной по примеру ФРГ Христианско-демократической партией ГДР. Западногерманские партии уже в это время стали занимать доминирующие позиции в партийной системе Германии.

После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым условиям единого государства путем поправок, которые должны были вноситься восточными землями до 1993 г. Вносились в основном поправки, реализация которых была или невозможной, или неприемлемой для ФРГ. Например, о гарантиях полной занятости, или права на жилье, о признании большего значения такой формы непосредственной демократии, как референдум, и пр.

Значительным дополнением к Конституции стал итоговый документ СМИД четырех великих держав, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. по формуле 2 плюс 4 (Восточная и Западная Германии и 4 великих державы), призванный обеспечить внешние условия германского единства.

Статья 1 договора устанавливала незыблемость границ Германии, в первую очередь ее западных границ с Польшей, ст. 2-3 посвящались запрету производства, владения и распоряжения ФРГ оружием массового уничтожения. В соответствии с договором Германия должна была сократить свои вооруженные силы до согласованного предела и строго придерживаться требования, чтобы с ее земли "исходил только мир". В ст. 4-5 говорилось о временном пребывании советских войск на территории ГДР - до 1994 г. и о других военных аспектах в связи с признанием полного суверенитета ФРГ во внутренних и внешних делах.

Трудности объединительного процесса выявились очень скоро, как и политические, экономические, социально-психологические различия Запада и Востока Германии, которые оказались более стойкими, чем предполагалось ранее.

Восстановление хозяйственной жизни, которая десятилетиями формировалась в ГДР на основе затратной экономики, требовало колоссальных денежных вливаний, приведших к повышению подоходного налога в ФРГ на 5%, цен на нефтепродукты и пр., что не встретило понимания, особенно у западных немцев. Бюджет федерации предполагалось пополнить за счет приватизации "народных предприятий" ГДР. Закон о приватизации и реорганизации общественного имущества был принят еще в ГДР 17 июля 1990 г.

Реализация этого закона была возложена на одну из крупнейших холдинговых компаний, которая к концу 1991 г. стала организацией, выступающей как доверенное лицо и формальный владелец 14 тысяч предприятий, расположенных на территории ГДР с числом занятых в 7 млн. человек. Непосредственно эту деятельность выполнял Попечительский совет компании, который был подчинен министерству финансов и стал де-факто в ФРГ федеральным министерством структурных преобразований промышленности Востока. Его функции все время усложнялись (при отсутствии их нормативной основы). Сначала он должен был решать задачи приватизации "народных предприятий" (при этом преследовалась цель получения инвестиций, сохранения рабочих мест, а также устранения вреда, нанесенного окружающей среде), затем - задачи санации, повышения производительности труда, выпуска дешевой продукции.

Но продукция предприятий ГДР была неконкурентоспособна. Губительно сказывалась и потеря такого емкого рынка, как СССР, развал СЭВ. Усугубило тяжелое положение восточных предприятий и увеличение правительством Г. Коля в 1990-1992 гг. тарифов, что без повышения производительности труда, которая в ГДР составляла лишь 40% от Западной Германии, могло привести лишь к усилению неконкурентоспособности продукции восточной промышленности.

Серьезной преградой на пути структурной перестройки промышленности стало, прежде всего, отсутствие покупателей на приватизированные предприятия и то обстоятельство, что в результате тщательного обследования была признана целесообразной экономическая санация только 10% промышленных предприятий ГДР, остальные подлежали ликвидации. К началу 1991 г. Попечительскому ведомству удалось выручить за 1 тыс. приватизированных предприятий всего 4 млрд. марок, а из государственного бюджета, чтобы ослабить груз безработицы, в восточную промышленность было влито 300 млрд. марок.

ГДР не знала безработицы, в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисциплины труда и пр.

К моменту подписания договора об объединении в бывшей ГДР уже насчитывалось 600 тыс. безработных, 1,8 млн. человек были частично заняты. Ежедневно число потерявших работу увеличивалось на 30-40 тыс. человек. В 1992 г. из числа работающих в 1989 г. восточных немцев потеряли работу 45%. Только в одном Берлине в 1993 г. было зарегистрировано 250 тыс. безработных.

Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточных предприятий были поставлены на первом же объединенном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ занятости, привлечения финансовых средств федерации на переобучение, переквалификацию рабочих и пр. В ФРГ практиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприятиях восточных земель, западным фирмам, досрочное увольнение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующихся семейными пособиями, и пр.

Развитие среднего и мелкого бизнеса, ставшее главной заботой еще послевоенного правительства ФРГ, также принесло определенные результаты. К 1994 г. около 20% самодеятельного населения ФРГ трудилось на предприятиях, число работающих на которых не превышало 5 человек. Но они не были защищены законами от увольнения.

Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья. Закон о собственности, принятый после объединения Германии, фактически дал право бывшим собственникам требовать возвращения пятой части всех квартир ГДР. Все сданное в аренду жилье (то есть половина из 7 млн. квартир в ГДР, которые принадлежали коммунам и кооперативам) дотировалось ранее исключительно за счет государственных средств. Вопросами же финансирования жилищного строительства в бывшей ГДР ведал Государственный банк, который стал дочерним банком Попечительского ведомства под названием Немецкий кредитный банк. Несмотря на государственные кредиты, накопившиеся проценты по старым долгам и другие расходы поставили этот банк на грань банкротства. Чтобы спасти положение, была резко поднята квартирная плата за жилье, которая к концу 1991 г. увеличилась в бывшей ГДР в 4 раза. Нехватка жилья росла и за счет непрекращающегося потока эмигрантов в ФРГ, число которых только в 1992 г. достигло три четверти миллиона человек, - больше, чем в остальных странах Европы, вместе взятых.

Не могло решить проблему жилья, трудоустройства эмигрантов и специально созданное ведомство по делам иностранных беженцев, штат которого был значительно увеличен в этом же году. Все это повлекло за собой взрыв насилия со стороны германских расистов, так называемых бритоголовых, направленного против эмигрантов. В ходе последовавших за этими событиями тысячных антирасистских демонстраций правительство ФРГ не без оснований стало обвиняться в том, что оно не проводит должной борьбы с правыми экстремистами.

Создание вместо планово-распределительной экономики рыночной стало почти неразрешимой задачей для многих восточных немцев, в том числе и управленческого аппарата, в силу незнания западногерманских законов и предписаний. Между тем к восточногерманским ведомствам предъявлялись те же правовые требования, что и к западногерманским, без каких-либо ограничений. Форсированное навязывание усложненного западногерманского права, по утверждению бывшего канцлера ФРГ Г. Шмидта, "многократно усиливало ощущение восточных немцев, что они подчинены чужому непонятному и непостижимому господству".

Общеизвестный германский правовой педантизм вкупе с бюрократизмом, непомерная масса указов, административных предписаний, по признанию Г. Коля, "грозили задушить экономику и общество", влекли за собой "фатальные последствия, особенно на Востоке, где большинство людей впервые в жизни сталкивалось с бесчисленными распоряжениями, которым нужно было следовать". Не исчезала и определенная социально-психологическая несовместимость восточных и западных немцев, которая уходит своими корнями не только в период 40-летнего господства социалистической идеологии в ГДР, но и в более отдаленную историю страны, с ее многовековой раздробленностью и непреодоленным разобщением немецкой нации общностями баварцев, саксов, швабов и др.[33]


 

Приложение 1. Хронология событий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.036 с.)