Социально-педагогической направленности «Развивайка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогической направленности «Развивайка»



Разработчик: Педагог дополнительного образования Дома творчества детей и взрослых Булдакова Елена Сергеевна

 

Пояснительная записка

Данная программа имеет социально – педагогическую направленность, а именно направлена на развития познавательных процессов в период дошкольного детства. Актуальность заключается в том, что развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте это заказ общества и государства, родителей. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей при обучении в дошкольном учреждении. Ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений, навыков. В дошкольном возрасте интенсивно происходит развитие восприятия в процессе формирования перцептивно-интеллектуальных действий. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. На первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.

В связи с данной проблемой разработана программа «Развивайка», которая поможет формировать познавательные психические процессы ребенка дошкольного возраста.

Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ."Об образовании в Российской Федерации"

- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России от 2007 года, утверждена Правительством РФ.

- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества детей и взрослых» и другие локальные акты регламентирующие образовательную деятельность учреждения. 

На основе изучения программы Краснодарской школы «Коррекция и развитие познавательных процессов младших школьных» Сусловой Натальи Сергеевны отличительной особенностью от данной программы является комплексность. Содержание ориентировано на развитие познавательных процессов, а именно мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения. В связи с этим уровень развития познавательных процессов целесообразно диагностировать не только на этапе приема ребенка в школу, но и на первых порах его обучения для того, чтобы можно было сделать прогнозы в дальнейшем обучения ребенка и его успехов.

Программа предназначена для детей в возрасте 5 – 6 лет.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Мышление. Важность развития логического мышления у ребенка ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше он научится видеть закономерности,
группировать и обобщать, составлять последовательно, делать выводы, тем успешнее он будет усваивать курс математики и другие дисциплины в школе.

Для детей 5-6 лет уместны простые игры и занимательные упражнения, цель которых как можно раньше начать формирование классификационных навыков. Выполняя их, ребенок учится выделять общие и отличительные признаки предметов. Эти навыки имеют первостепенное значение для развития всех мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Память. Хорошая память - необходимое условие умственной деятельности ребенка. В дошкольном возрасте развитие памяти идет очень быстрыми темпами. У 5-6 летнего ребенка память носит непроизвольный характер. Он лучше запоминает все новое, яркое, интересное. Чем больше органов чувств участвует в процессе запоминания, тем легче ребенок усваивает информацию. Поэтому очень важно активизировать зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и даже вкусовые ощущения.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения в школе. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, т.е. оно носит непроизвольный характер. Используемые в комплексе занятий игровые задания и упражнения направлены на развитие концентрации и устойчивости внимания, на тренировку пространственного поиска.

Восприятие. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте также носит непроизвольный характер. Дошкольник не умеет управлять своим восприятием, не может самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах он замечает не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Воображение. Доказано многими исследованиями, что без развитого воображения невозможна творческая и умственная активность ребенка. Очень важно научить ребенка именно в дошкольном возрасте создавать новые образы, находить оригинальные решения, воспитывать способность к проявлению инициативы и экспериментированию. Предлагаемые упражнения направлены на формирование навыков абстрагирования от второстепенных деталей, созданию в воображении образов на основе схематичного рисунка, развитию творческих способностей, навыков нестандартного подхода к решению задач, умению преобразовывать нереальный объект в реальный.

Программа предполагает коррекцию и развитие познавательных процессов.

Срок реализации – 2 года.

Форма обучения – очная. Состав группы – постоянный, разновозрастной, основной состав объединения. Набор детей свободный, на добровольной основе.

Режим занятий:

- занятия проводятся 1раз в неделю;

- продолжительность занятия 30 минут;

- среднее количество детей в группе 10 - 12 человек.

Цель программы:

Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста 5-6 лет на занятиях кружка «Развивайка»

Задачипрограммы:

Предметные:

- активизация мыслительной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

- формировать систему знаний, умений, навыков по познавательным процессам.

- помочь лучше узнать себя.

Метапредметные:

- развитие взаимосвязанных между собой психических процессов, определяющих познавательные возможности: мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

Личностные:

- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность)

- сформировать гражданскую позицию.

Программа реализуется по разделам:

  1. Мышление
  2. Память
  3. Внимание
  4. Восприятие, воображение.

Уровни реализации программы:

  1. Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Включает комплектование групп. Входящая диагностика. Основные понятия: мышление, внимание, память, восприятие, воображение. Формирование и развитие познавательных процессов, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
  2. Базовый (декабрь-май). Включает в себя реализацию содержания программы согласно учебному плану. Выявление и развитие у учащихся внимания, памяти, мышления, воображения.
  3. Углубленный (2 год обучения). Сформировать личностные качества и социально значимые компетенции.

Работа с родителями строится согласно плану воспитательной работы через:

- Родительские собрания

- Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы

- Совместные мероприятия, такие как игровые программы.

 

 

Учебный план 1 года обучения.

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

занятия

Форма

контроля

общее теория практика
1. Вводное занятие. Техника безопасности.   2 2 - Беседа Опрос
2. Внимание. 16 80 16 Игра Тест
2.1 Утреннее приветствие 4 20 4    
2.2 Минутка вхождения 4 20 4    
2.3 Спящий лев. Шаги гнома 4 20 4    
2.4 Давайте поздороваемся 4 20 4    
3. Память. 16 50 16 Игра Практическая работа
3.1 Театр стихов 6 20 6    
3.2 Запомни картинки 6 20 6    
3.3 «10 слов» 4 10 4    
4. Мышление. 16 78 16 Игра Устный опрос
4.1 «Логика» 8 40 8    
4.2 Пазлы 8 38 8    
5.   Восприятие, воображение. Уроки общения 20   28   20 Игра Тест
5.1 В стране гномов 6 14 6    
5.2 Доброе животное 6 14 6    
6 Итоговое занятие. 2 2      
Итого   72 4 68   Тест

 

Содержание программы.

Раздел. 1 Теория. Введение в образовательную программу: инструктаж по технике безопасности, знакомство с группой. Практика. Тест по технике безопасности.

Раздел.2 Внимание.

Тема 2.1 Утреннее приветствие. Теория. Основные понятия. Практика. Заполнить последовательность представленных карточек и сделать точно также.

Тема 2.2 Минутка вхождения. Теория. Основные понятия. Практика. Саморегуляция глазомера, координации движений.

Тема 2.3 Спящий лев. Шаги гнома. Теория. Основные виды внимания. Практика. Координация движений, саморегуляция.

Тема 2.4 Давайте поздороваемся. Теория. Способность анализировать. Практика. Снятие мышечного напряжения.

Раздел.3 Память.

3.1 Театр стихов. Теория. Основные понятия. Практика. Запомни и воспроизведи.

3.2 Запомни картинки. Теория. Что изображено. Практика. Запомнить и ответить на вопросы.

3.3 «10 слов». Теория. Основные термины. Практика. Запомнить и воспроизвести 10 слов.

 

Раздел. 4. Мышление.

Тема 4.1 Логика. Теория. Что такое логика и для чего она нужна. Практика. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

4.2 Пазлы. Теория. Основные понятия. Практика. Собери пазл. 

Раздел. 5 Восприятие, воображение.

5.1 В стране гномов. Теория. Основные понятия. Практика. Снятие мышечного напряжения.

5.2 Доброе животное. Теория. Умение анализировать. Практика. Создание положительного эмоционального настроя.

Раздел. 6 Итоговое занятие. Тестирование.

Планируемый результат:

Обучающийся должен знать:

- основную характеристику познавательных процессов;

- основные понятия по предмету.

Уметь;

- Применять полученные знания;

- Вести дискуссию.

Быть;

- Коммуникативным;

- Ориентирован на развитие всех психических процессов.

Учебно – тематический план 2-го года обучения.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Форма

занятия

Форма

контроля

общее теория практика
1. Вводное занятие   2 2 - Беседа Опрос
2. Подготовка к школе 14 4 10 Практика Тест
2.1 Графический диктант 14 4 10    
3. Развитие мелкой моторики 14 4 10 практика Зачет 
4. Развитие речи 14 4 10 Практика  
5. Релаксация 22 4 18    
6. Итоговое занятие, тестирование 6 2 4   Тест
Итого:   72 20 52    

 

Содержание программы.

Раздел.1 Теория. Введение в образовательную программу: инструктаж по технике безопасности, знакомство с группой. Практика. Тест по технике безопасности.

Раздел. 2 Подготовка к школе. Диагностика познавательных процессов.

2.1 Графический диктант. Теория. Основные понятия по теме. Практика. Работа в тетради по образцу, по шаблону. Выполнение теста «графический диктант», «10 слов», «10 предметов».

Раздел. 3 Развитие мелкой моторики. «Тонкая моторика руки». Выложи узор по образцу(спички). Выкладывание из счетных палочек.

Раздел. 4 Теория. Развитие речи. Практика. Рассказываем сказку, стихотворения.

Раздел. 5 Релаксация. Теория. Основные понятия эмоций, дыхания, движения. Практика. Работа мышц рук. Поза покоя. Снятия напряжения. Сны и эмоции.

Раздел. 6 Итоговое занятие. Тестирование.

Планируемый результат.

В процессе обучения дети приобретут знания по развитию познавательных процессов, узнают о своих индивидуальных особенностях памяти, мышления, внимания, воображения.

В процессе обучения дети приобретут знания по подготовке к школе.

 

Календарный учебный график.

Занятия в группах дошкольников. I полугодие с 03.09. по 29.12.2019 г. (17 недель) – 36 часов. II полугодие с 09.01. по 31. 05. 2020 года (19 недель) – 36 часов. Итого 36 учебных недели – 72 часа.

Каникулы для дошкольников с 30.12.2019 по 08.01.2020 года

Материально – техническое обеспечение.

Оборудование: столы, стулья

Основные инструменты и приспособления: карандаши, фломастеры, мелки, бумага.

Информационное обеспечение: видео, фото, презентации, интернет источники.

Формы и методы отслеживания эффективности программы и ее корректировки:

- тестирование;

- наблюдение;

- игровая деятельность

Формы и методы контроля:

- отзывы родителей и педагогов;

- диагностика познавательных процессов;

- тестирование;

- беседа;

- игра;

- опрос;

- зачет.

Оценочные материалы: уровень развития учащихся оценивается по методике

 Н.П.Нечаева, М. Тихомирова, уровень воспитанности, методика А.Р.Лурии «10 слов», тест школьной тревожности Филлипса.

Алгоритм учебного занятия

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

         II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего

задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового

содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

      IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1 Усвоение новых знаний и способов действии. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3 Закрепление знаний и способов действуй Применяют тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

 

VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содер­жание и полезность учебной работы.

 

VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если

необходи­мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

       Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Методическое обеспечение тем программы 1-го года обучения

 

Раздел, тема Формы занятий Методика и методические приемы Дидактический материал Техническое оснащение занятий Форма подведение итогов
Ведение в образ. программу беседа, игра беседа; здоровье-сбережение развивающего обучение Набор иллюстраций Презентация Опрос
Внимание, память, мышление, восприятие, воображение. диагностика  Практическая работа. Карточки, иллюстрации Презентация Тестирование, практическая работа, устный опрос
Итоговое занятие   занятие объяснение _________   тестирование

 

Методическое обеспечение тем программы 2-го года обучения

 

Раздел, тема Формы занятий Методика и методические приемы Дидактический материал Техническое оснащение занятий Форма подведение итогов
Ведение в образ. программу беседа, игра беседа; здоровье-сбережение развивающего обучение Набор иллюстраций Презентация Опрос
Подготовка к школе диагностика  Практическая работа. Карточки, иллюстрации Презентация Тестирование
Графический диктант занятие объяснение _________   тестирование
Развитие мелкой моторики занятие объяснение Иллюстрации видеофильм зачет
Развитие речи   занятие объяснение Карточки презентация тест
Релаксация занятие объяснение   аудио  

 

Педагогические технологии:

- Технология группового обучения;

- Технология развивающего обучения;

- Технология игровой деятельности;

- Здоровьесберегающие технологии;

- Личностно – ориентированное обучение;

- ИКТ.

 

Ожидаемый результат.

Результатом реализации комплексной образовательной общеразвивающей программы «Развивайка» учащийся должен:

Знать:

 - познавательная и интеллектуальная сфера: общие и специальные знания по предметам;

Уметь:

- правильно строить речь, логически мыслить, преодолевать трудности, адекватно выражать свои эмоции, решать возникающие споры и конфликты

Быть:

- коммуникативным, милосердным

- выполнять правила школьной жизни

-быть готовым к школе

 

 

Список литературы для педагога.

  1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.
  2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.
  3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.
  4. Земцова О.Н.Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.
  5. Земцова О.Н.Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.
  6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.
  7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.
  8. Венгер А., Дъяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.,1999.
  9. Волонина В.В. Занимательная математика С.Петербург, 1999.
  10. Ковалев В.И. Развивающие игры:10 шагов к успеху. -М., 2004.

 

Список литературы для детей и родителей.

1.  500 загадок для детей. – М.; 2003.

2. Агапова И. А., Давыдова М.А. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. – М.; 2003.

3. Гуткина Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе. /Психолог в детском саду. 2007. - №4 С. 47-65.

4. Косина Е. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику – М.; 2004.

5. Клевцова Т.Л. Программа по развитию внимания для детей старшего дошкольного возраста – Тюмень, 2005.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.; 2000.

7. Савостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М.; 2005.

ИНТЕРНЕТ - ресурсы

1. www. методцентр.рф - Комплексная служба психолого - педагогического и социального сопровождения.

2. www.prozagadki.ru - Разные загадки, в том числе и математические, на одну букву, с подвохом, ребусы.

3. www. korogovor.ru – Скороговорки на определённую букву

4. www.detsad-kitty.ru – практический материал для воспитателей, родителей и учителей.

5. www.detgazeta.ru - детская газета.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.089 с.)