Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации



Тема 2.

Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации

 

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о судебной власти, ее понятии, разделении властей, а также соотношении судебной власти с другими ветвями государственной власти;

— получение представления о признаках судебной власти;

— формирование общих теоретических знаний о современной судебной системе России;

— усвоение основных понятий судебных звеньев, судебных инстанций, а также усвоение понятия и признаков подсудности судебных органов в России;

— усвоение правовой сущности основного органа судебной власти суда;

— формирование общих теоретических знаний о сущности правосудии как формы реализации судебной власти, а также о принципах правосудия в Российской Федерации;

— получение представления о правовой сущности принципов правосудия;

— усвоение основных принципов правосудия в Российской Федерации.

В результате изучения данной темы обучающиеся должны.

Знать

— понятие судебной власти и ее признаки;

— критерии разграничения судебной власти от других ветвей власти в государстве;

— критерии соотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти;

— понятия и состав современной судебной системы Российской Федерации;

— порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судебных звеньев и судебных инстанций, а также подсудность судебных органов в России;

— понятие «суд» и его признаки как основного судебного органа;

— понятие правосудия и его признаков как основной формы реализации судебной власти в Российской Федерации;

— понятие демократических принципов правосудия и их значение для правоприменительной практики;

— систему демократических принципов правосудия;

Уметь

— отграничивать судебную власть от других видов государственной власти;

— оперировать понятиями «судебная власть», «суд»;

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судебных звеньев и судебных инстанций, а также подсудность судебных органов в России;

— отграничивать принципы правосудия от других принципов отраслей российского права;

— оперировать понятием правосудия;

— использовать принципы правосудия в правоприменительной дея­тельности;

Владеть

— навыками работы с нормативными правовыми актами, определяющими понятие «судебная власть», «суд».

— юридической терминологией;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими правовой статус судебных звеньев, судебных инстанции в России;

— навыками анализа правоприменительной практики судебных звеньев, судебных инстанций в России;

— навыками применения принципов правосудия в правоприменительной практике.

Ключевые слова: судебная власть; правосудие; суд; разделение властей, судебная власть; судебные звенья; судебные инстанции система судебных органов; федеральные суды; суды общей юрисдикции арбитражные суды; суды субъектов РФ; подсудность дел судебным органам; признаки подсудности; правосудие; суд; принципы правосудия; законность; независимость [1].

Признаки судебной власти

 

Особое положение суда и специфика судебной власти, о которых шла речь выше, дает основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличие от других форм государственной деятельности.

Признаки (свойства) того или иного предмета, явления помогают полнее раскрыть сущность этого предмета, явления.

Признак — «это качество, свойство, составляющее отличительную особенность чего-нибудь», показатель, примета, знак, по которому можно узнать, определить что-нибудь»[23].

В юридической литературе не сложилось единого мнения в признаках судебной власти. В учебной литературе (о правоохранительных органах) отмечается от трех до десяти различных признаков судебной власти[24].

Некоторые авторы разделяют эти признаки на общие, которые относятся и к иным ветвям власти (например, социальный характер власти и, т.е. она (власть) присуща человеческому обществу), и специфические свойства, то есть те, которые отличают судебную власть от законодательной и исполнительной[25].

На наш взгляд, можно выделить ряд признаков, присущих судебной власти.

Судебная власть:

—вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях, принятых от имени государства и обязательных для исполнения на территории всего государства;

—принадлежит специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам — судам, в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему РФ, предусмотренную Законом о судебной системе (ст. 1 и 4);

—обладает признаком исключительности. Он тесно связан с предыдущим. Суть его заключается в том, что никакой другой орган государственной власти или должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда. Например, только суд уполномочен признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях — и административного правонарушения и применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия;

—независима, самостоятельна и обособлена от других ветвей власти.

Суды и судьи, осуществляющие функции (полномочия) судебной власти, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретных дел, находящихся в их производстве. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, угроза жизни и здоровью судьи, клевета в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность (ст. 294—298 УК РФ). Вместе с тем независимость судей одновременно означает запрет каждому судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятии по ним решений, противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность органов судебной власти (ст. 10 Конституции РФ) означает их неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам. Экономической основой самостоятельности и независимости судебной власти в системе государственной власти является установление в Конституции РФ финансирования их деятельности прямо и исключительно из федерального бюджета (ст. 124).

В Законе о судебной системе содержится запрет издавать законы и нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5).

Обособленность судебной власти заключается в том, что суды, осуществляющие функции судебной власти, образуют самостоятельную систему государственных органов, не входящих в структуру органов законодательной и исполнительной власти. Организационное обеспечение деятельности судов (кадровое, материально-техническое, финансовое и иное) происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей;

—реализуется посредством судопроизводства, что определено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) и Законом о судебной системе (ч. 3 ст. 1). Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Например, поводом для начала уголовного судопроизводства является сообщение (заявление) о совершенном или готовящемся преступлении, а основанием — наличие в этом сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Судопроизводство по уголовному делу включает производство в органах расследования преступлений, в суде. Судопроизводство по гражданскому или административному делу возбуждается по заявлению лиц, обратившихся в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Конституционное производство возбуждается и осуществляется Конституционным Судом РФ.

Судебная власть осуществляется посредством судопроизводства:

— конституционного — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов;

—гражданского — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений (процедура закреплена в Гражданском процессуальном кодексе РФ – далее ГПК);

—административного — рассмотрение и разрешение дел, возникающих из административных правоотношений, и дел об административных правонарушениях (процедуры закреплены соответственно в Кодексе административного судопроизводства РФ – далее КАС и Кодексе РФ об административных правонарушениях – далее КоАП);

—уголовного — досудебного и судебного производства по уголовному делу (процедура закреплена в Уголовном процессуальном кодексе РФ – далее УПК) (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ);

—арбитражного — разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (процедура закреплена в Арбитражном процессуальном кодексе РФ – далее АПК).

В процессуальном порядке судебная власть осуществляет важнейшую свою функцию — правосудия, рассмотрения конкретных дел. Процедура рассмотрения и разрешения дел, процессуальная форма всех судебных действий и решений определяется законом.

Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определенном Законом о Конституционном Суде (ст. 43—84). Гражданское, уголовное, арбитражное и административное судопроизводство осуществляется в соответствии с ГПК, УПК, АПК, КАС и КоАП соответственно.

Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть. Полномочия, порядок образования и деятельности судов определяются законом, суды и судьи действуют на основе закона, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам и не вправе отступать в своей деятельности от их требований. Они наделены полным объемом компетенции, которая выражается в том, что решения, принимаемые ими, являются окончательными и обязательными для государственных органов, должностных лиц и граждан на территории РФ. Это означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства. Неисполнение требований и распоряжений суда влечет установленную законом ответственность.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) и ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, могут входить присяжные заседатели, а при рассмотрении арбитражного дела — арбитражные заседатели.

 

Федеральные законы:

—о мировых судьях;

—о присяжных заседателях;

—об арбитражных заседателях;

—об органах судейского сообщества;

—о судебной системе;

—о Судебном департаменте и ряд других.

Все эти законодательные акты формируют правовую базу судебной системы, создают надлежащие условия для ее эффективной деятельности.

В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ (ст. 4 Закона о судебной системе). Совокупность этих судов составляет судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

—Конституционный Суд РФ;

—Верховный Суд РФ, высший судебный орган судов общей юрисдикции;

—Верховный Суд РФ, высший судебный орган арбитражных судов (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ)[28].

К судам субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституция РФ определяет статус Конституционного Суда РФ его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов (ст. 125). Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции указанных в Конституции РФ (ст. 125) органов государственной власти, дает толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ занимает особое место, ему напрямую не подведомственны никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику и практику других правоохранительных органов.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образую две относительно автономные подсистемы российской судебной системы.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся.

- Верховный Суд РФ;

- верховные суды республик, краевые и областные суды;

- суды городов федерального значения (г. Москвы, г. Санкт-

Петербурга и г. Севастополя);

- суды автономной области и автономных округов,

- районные, городские, межрайонные суды;

- военные суды и специализированные суды.

Суды общей юрисдикции разрешают споры и рассматривают дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

По данным Судебного департамента на территории России действует 85 верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов; около 2239 - районных и городских судов; 12 -окружных и флотских военных судов; 100 - гарнизонных военных судов; 7447 - судебных участков мировых судей субъектов РФ. За пределами территории России действует пять гарнизонных военных судов.

Верховный Суд РФ в январе 2018 года внес на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект федерального конституционного закона в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого будут созданы 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий – например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию.

Президиумы областных, районных судов окажутся полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов.

Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

Намеченные разработчиками сроки (с 1 июля 2018 года) эксперты считают нереалистичными и ко второму чтению в законопроект могут быть внесены поправки, которые отодвинут его вступление в силу как минимум до 2020 года.

Систему арбитражных судов составляют:

Верховный Суд РФ (с 06.02.2014), в т.ч. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ [29];

—арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды, их 10);

—арбитражные апелляционные суды (21 судов);

—арбитражные субъектов РФ (85 суда);

—арбитражные специализированные суды. Специализированным арбитражным судом, входящим в систему федеральных арбитражных судов, является Суд по интеллектуальным правам. Он введен в систему арбитражных судов Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ с 1 февраля 2013 г.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции.

Систему арбитражных судов с 06.02.2014 возглавляет Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по экономическим спорам)[30], который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ[31] и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).

Создание и упразднение федеральных судов происходит путем принятия соответствующих законов (ст. 17 Закона о судебной системе). Высшие суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Суды субъектов — конституционные (уставные суды) и мировые судьи создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

При упразднении суда, отнесенные к его ведению вопросы по осуществлению правосудия, одновременно передаются в юрисдикцию другого суда.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ при этом упразднили, передав отнесенные к их ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому Верховному Суду РФ.

Цели реорганизации - обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении физ. лиц и юр. лиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволила исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

Верховный Суд РФ стал высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также надзирает за деятельностью судов, и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

На реорганизацию отводилось 6 месяцев. Ранее назначенные судьи Высшего Арбитражного Суда РФ (98) и Верховного Суда РФ (125) продолжали исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного Верховного Суда РФ, который состоит уже из 170 судей. Был предусмотрен особый порядок формирования первоначального состава нового Верховного Суда РФ.

Для отбора кандидатов на должности судей создали Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В нее вошли по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии избрали советы судей регионов из своего состава - по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, сформировали Специальную экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового ВС РФ. Она состояла из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов). Закреплялось, что одни и те же лица членами коллегии и комиссии быть не могут. Судей нового Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» вступили в силу 6 февраля 2014 года. Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений был установлен переходный период сроком на шесть месяцев. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - ФКЗ вступили в силу по истечении 180 дней с 06.08.2014.

В начале 2018 года Президент РФ внес в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 10 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на изменение роли председателей судов при назначении судей, а также на совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей. Изменение роли председателей судов предусматривает принятие норм, закрепляющих процедуру, когда положительное решение квалификационной коллегии судей направляется председателю суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит его в установленном порядке.

Совершенствование действующего порядка дисциплинарной ответственности судей предполагает расширение перечня дисциплинарных взысканий. Проектом предусматривается применить новую меру дисциплинарной ответственности в виде понижения судьи в квалификационном классе за существенное нарушение положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и (или) кодекса судейской этики в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.

Под понижением судьи в квалификационном классе понимается принятие квалификационной коллегией судей решения о присвоении судье квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.

Повторная квалификационная аттестация судьи в случае применения к нему дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе проводится только по истечении срока пребывания судьи в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания.

Ограничителем независимости судьи служит механизм дисциплинарной ответственности – возможность лишить полномочий. На практике это зачастую происходит в связи с отменами решений в вышестоящих судах, за нарушения при судопроизводстве. Существующая конструкция санкций – замечание, предупреждение, лишение полномочий. Цель новых предложений – сделать крайнюю меру исключительной, применяемой только после исчерпания всех других, и привязать ее только к грубейшим и систематическим нарушениям. Поэтому вводится промежуточная мера в виде понижения в квалификационном классе, причем ошибки судьи предлагается более четко отделить от дисциплинарных нарушений.

Введение такого дополнительного вида дисциплинарного взыскания, как понижение в квалификационном классе, позволит квалификационным коллегиям судей более точно применять меры дисциплинарной ответственности в отношении судей и дифференцировать ответственность за допущенные нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств.

С 1 января 2019 года дела между судьями будет распределять не председатель, а автоматизированная информационная система методом случайной выборки, однако с учетом судейской нагрузки и специализации. В случае невозможности электронного распределения допускается «иной порядок», но исключающий влияние на формирование судебного состава заинтересованных в исходе дела лиц. На судебных заседаниях вводится обязательная аудиозапись. Впрочем, четкого статуса протокола ей не придается, а на закрытых процессах такая запись запрещена.

Введение обязательной аудиозаписи процесса предполагает и придание ей статуса основного средства фиксации хода судебного заседания. Письменный протокол станет вспомогательным и кратким. Новая технология устранит юридическую составляющую в работе секретарей судебного заседания, а с ней и объективные основания для требования наличия у них высшего юридического образования. Тогда работа секретарем не будет восприниматься как ступенька к судебному креслу (не будет нарабатываться «юридический» стаж) и популярность преобладающего ныне карьерного трека «секретарь – помощник судьи – судья» пойдет на убыль.

Законопроект направлен на обеспечение доступа к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. Разработка законопроекта объясняется необходимостью унифицировать положения процессуального законодательства в части, касающейся закрепления статуса помощника судьи.

Верховный Суд РФ с готовностью воспринял многие предложения, касающиеся снижения нагрузки на судей, уменьшения потока входящих рутинных дел. Поэтому кроме наделения помощников судей полномочиями по подготовке проектов судебных решений следует ожидать и повышения пороговых сумм исков для государственных органов РФ и субъектов РФ (именно они генерируют вал типовых исков на небольшие суммы), и роста судебных пошлин для юридических лиц.

Для всех изменений и дополнений предлагается скорректировать УПК, АПК, ГПК, КАС РФ и ряд других законов.

 

Вопросы для самоконтроля

1) Что определяет построение судебной системы в Российской Федерации?

2) Какие суды относятся к федеральным судам, а какие — к судам субъектов РФ?

3) На какие три подсистемы подразделяются федеральные суды?

4) Что такое судебное звено?

5) Какие судебные инстанции вы знаете?

6) Определите судебные звенья и судебные инстанции на примере судов общей юрисдикции?

7) Что такое судебная власть?

8) Какие формы влияния судебной власти на деятельность законодательной и исполнительной власти вы знаете?

9) Какое значение имеет судебная власть в современном обществе?

10) Какие признаки отличают судебную власть от других ветвей власти?

11) Почему единственным органом, полномочным осуществлять правосудие, является суд?

12) Чем суд отличается от других правоохранительных органов?

13) Дайте определения понятия «правосудие» и перечислите его признаки.

14) В чем заключается значение системы принципов реализации правосудия?

15) Какие принципы реализации правосудия вы знаете?

16) В чем заключается принцип законности при осуществлении правосудия?

17) Как реализуется принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия?

18) Кем обеспечивается и гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи?

19) В чем заключается принцип судебной защиты прав и свобод граждан?


[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 42-62.

[2] Даль В. Толковый словарь. Т. 1. С. 213; Словарь русского языка. М., 1989. Т. 1.С. 184.

[3] Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2005. С. 77.

[4] Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: учебник. М., 2007. С. 44.

[5] Ершов В. В. Судебная власть в правовом государстве: автореф. дис... докт. юрид наук. М„ 1992. С. 45.

[6] Лильберн Дж. Памфлеты. М., 1937. С. 110.

[7] Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 289 - 292.

[8] Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 234—237.

[9] Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С. 158.

[10] Судебная власть в России: История и документы: в 6 т./ В. М. Лебедев, Т. Ю. Семигин, О. Е. Кутафин. М.: Мысль, 2003. Т. 3. С. 413.

[11] Викторский С. И. Русский уголовный процесс. М., 1997.

[12] Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М„ 2000. С. 8.

[13] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Указ. соч. С. 47.

[14] Судоустройство в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Швецова. М„ 1995. С. 28.

[15] См.: Абросимова Е. Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах: конспект лекций. Тверь, 2000. С. 5.

[16] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[17] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» http://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[18] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» http://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[19] URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/InformationKS/Pages/ Aspect -KS.aspx (дата обращения — 11 октября 2017 г.).

[20] Росс. газета. 2018. авг. № 5847 (174).

[21] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXkM1IRW.

[22] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» http://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[23] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1975.

[24] см.: Правоохранительные органы: учебник / под ред. и В П. Божьева. М.: Спарк, 2004. С. 46—51; Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы: учебник. М.: Эксмо, 2006. С. 36—45; СавюкЛ. К. Правоохранительные органы: учебник М.: Юрист, 2005. С. 56—59.

[25] Воскобитова Л. А. Сущностные характеристики судебной власти. Ставрополь, 2003. С. 80—137; Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. М., 2008. С. 136—148.

[26] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[27] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[28] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» http://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[29] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» http://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[30] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXkM1IRW.

[31] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[32] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXjeTUqb.

[33] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXkM1IRW.

[34] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» http://www.garant.ru/news/524024/#ixzz2uXkM1IRW.

[35] Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» http://www.garant.ru/hotlaw /federal /524015/#ixzz2uXkcsYen.

[36] Судебная система России: учеб. пособие / С. А. Батова, С. В. Боботов, Н. Т. Ведерников, О. Н. Ведерникова и др.; отв. за вып.: О. Н. Ведерникова, В. В. Ершов, Н. В. Радутная. М.: Дело, 2000. С. 37-38.

[37] Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С. 63.

[38] Там же. С. 9.

[39] Анишина В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации. М., 2008. С. 192-193.

[40] URL: http://europeanrourt.ru/ (дата обращения — 11 сентября 2012 г.).

[41] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1975.

[42] Пп. в п. 2 ч. 1 Федерального закон аот 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Тема 2.

Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Российской Федерации

 

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний о судебной власти, ее понятии, разделении властей, а также соотношении судебной власти с другими ветвями государственной власти;

— получение представления о признаках судебной власти;

— формирование общих теоретических знаний о современной судебной системе России;

— усвоение основных понятий судебных звеньев, судебных инстанций, а также усвоение понятия и признаков подсудности судебных органов в России;

— усвоение правовой сущности основного органа судебной власти суда;

— формирование общих теоретических знаний о сущности правосудии как формы реализации судебной власти, а также о принципах правосудия в Российской Федерации;

— получение представления о правовой сущности принципов правосудия;

— усвоение основных принципов правосудия в Российской Федерации.

В результате изучения данной темы обучающиеся должны.

Знать

— понятие судебной власти и ее признаки;

— критерии разграничения судебной власти от других ветвей власти в государстве;

— критерии соотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти;

— понятия и состав современной судебной системы Российской Федерации;

— порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судебных звеньев и судебных инстанций, а также подсудность судебных органов в России;

— понятие «суд» и его признаки как основного судебного органа;

— понятие правосудия и его признаков как основной формы реализации судебной власти в Российской Федерации;

— понятие демократических принципов правосудия и их значение для правоприменительной практики;

— систему демократических принципов правосудия;

Уметь

— отграничивать судебную власть от других видов государственной власти;

— оперировать понятиями «судебная власть», «суд»;

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру, состав и компетенцию судебных звеньев и судебных инстанций, а также подсудность судебных органов в России;

— отграничивать принципы правосудия от других принципов отраслей российского права;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.134 с.)