Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Основы конституционного строя Российской ФедерацииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. Форма правления - это Виды: монархические и республиканские формы правления. В статье 1 Основного закона Россия характеризуется как государство с республиканской формой правления. В Конституции не устанавливается, к какой разновидности республики относится Российская Федерация – парламентской или президентской. Вместе с тем, конституционная характеристика правового положения Президента Российской Федерации дает основания говорить о том, что в Российской Федерации предпочтение отдано президентской форме правления.
Президент Российской Федерации и исполнительная власть отделяются, а это значит, что сделан шаг в сторону от американской модели президентской республики, которая предполагает тесную связь этих ветвей власти. Особенность президентской власти в России в том, что она становится самостоятельной, доминирующей в схеме разделения властей, в определенной степени первичной и по отношению к законодательной, к исполнительной, судебной. Россия является президентской республикой со своими специфическими особенностями.
Однако всё многообразие политических режимов в науке сводят к двум большим разновидностям – демократическому и антидемократическому политическому режиму. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, которые закрепляют институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные личные и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, политическое многообразие, разделение властей, широкое местное самоуправление и мн. др.
Отличаются многообразием и антидемократические политические режимы. Эти режимы обычно делят на авторитарные и тоталитарные. Авторитарным называется политический режим, при котором власть полностью или в достаточно полном объеме сконцентрирована в руках одного органа или лица, роль представительных органов игнорируется или существенно снижается. В таком государстве полностью или почти полностью отсутствует политическая оппозиция, она либо прямо запрещается, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть широко прибегает к администрированию, выборы проводятся под контролем властей. Формальным характером отличается и разделение властей, даже если оно и провозглашено конституционно. Предел авторитаризма образует тоталитарный режим. Своё законченное выражение тоталитаризм получает в виде фашистского государства. Политический режим в Российской Федерации. Согласно ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 года: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Выборы в Российской Федерации. Наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. выборы – это единственный способ формирования депутатского корпуса законодательных (представительных) органов государственной власти и выборных органов муниципальных образований. Путем выборов избирается также Президент Российской Федерации и выборные должностные лица муниципальных образований. Порядок организации и проведения соответствующих выборов определяется специальными федеральными законами.
К факультативным формам народовластия в Российской Федерации относятся: всенародные и местные обсуждения законопроектов, выявление общественного мнения по вопросам государственного и местного значения; собрания (сходы) граждан; обращения граждан и другие формы участия граждан в управлении делами государства. Сюда же относятся права граждан Российской Федерации, закрепленные в статье 31 Конституции Российской Федерации: правого собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Порядок реализации закрепленных в статье 31 Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан установлен в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Федеральный закон устанавливает уведомительный порядок проведения публичного мероприятия. Это предполагает необходимость подачи в письменном виде в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении конкретного публичного мероприятия в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Представительное народовластие (представительная демократия). Это форма народовластия, при которой народ свою суверенную волю осуществляет через избираемые ими выборные, представительные органы государственной власти и выборные, представительные органы муниципальных образований. Такими органами в Российской Федерации являются: Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации; соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные, представительные органы муниципальных образований. Представительная форма – это главная форма народовластия в Российской Федерации. Используя её, народ практически реализует принадлежащий ему суверенитет, практически и фактически выступая единственным источником и носителем государственной власти в стране. 5 вопрос. Правовое государство и Российская Федерация Идеи и концепции правовой государственности разрабатывались и в эпоху рабовладельческого строя и раннебуржуазными прогрессивными идеологами – Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джеферсоном и Дж. Локк. В его трактовке идея господства права представляется в виде государства, в котором верховенство закона соответствует естественному праву и признает неотчуждаемые права и свободы индивида и осуществляется разделением властей. Идея государства, подчиненного праву, в первый раз нашла свое выражение и обоснование в философской системе Иммануила Канта в конце 70-х годов XVIII столетия. Он говорил: «Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Сам термин «правовое государство» сформировался в первой четверти XIX века в немецкой юридической литературе в трудах К.Т. Волькера, и, главным образом, в 1829 году в работе Роберта Моля «Королевское государство и право». В дальнейшем оно получило распространение и в России, где среди сторонников, правового государства были Чичерин Б.Н., Кистяковский Б.А., Новгородцев П.И. и др.
Правовое государство – это политическая форма организации власти в государстве, которая функционирует на основе правового закона и является инструментом защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. В статье 1-й Конституции Российской Федерации наше государство впервые провозглашено правовым государством. При этом правовое государство является одним из структурных элементов основ конституционного строя. В Российской Федерации должны быть созданы условия для такого типа правопонимания, в рамках которого так или иначе проводится различие между правом и законом, и на этой основе формулируется требование правового закона. Говоря о праве в правовом государстве, надо прямо утверждать, что право в данном случае, не только совокупность правовых норм, но и их действие, практическое регулирование соответствующих общественных отношений. Признаки правового государства: 1, это связанность правовым законом самого государства, его органов и должностных лиц.
3. любой гражданин должен знать свои права и те средства, с помощью которых он смог бы их защитить в случае нарушения. 4. наличие в государстве определенных организационно-правовых структур, способных решать те задачи, которые поставлены правовым конституционным государством. Такие организационно-правовые структуры должны преследовать цель исключения монополизации власти в руках одного лица, одного органа или социального слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требованиям права, их последовательное соблюдение и проведение в жизнь. 6 вопрос. Разделение властей в Российской Федерации Основной вопрос - как распределяются функции власти в государстве. Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и правосудие. Отмечалось также, что различные органы государства специализируются на выполнении того или иного вида деятельности.
Французский философ и историк Ш.-Л. Монтескье (1680-1755 гг.) созданную им теорию «разделения властей» увязал с теорией естественного права. По его мнению, в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать три независящие друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимо с политической свободой личности. Такую модель принято считать «жесткой» формой разделения властей, для современного развития которых характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит в усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется в усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модель характерна для стран с президентской формой правления. В последующие годы принцип разделения властей был провозглашен одним из принципов буржуазного конституционализма, что было впервые реализовано в Конституции США 1787 г., а затем воспроизведено во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В Декларации было сказано: «свободное общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не установлено разделение властей, не имеет конституции». В России сторонниками разделения властей были М.М. Сперанский, А.П. Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель. Однако идеи Монтескье о власти и формах правления рассматривались и воспринимались ими с учетом тогдашней действительности в Российской империи. Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой «державной власти». Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественных объединений являются физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимаются устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом или законами об отдельных видах общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений лица, достигшие 8 лет. Учитывая весьма разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает следующие организационно-правовые формы функционирования общественных объединений: - общественные организации; -
- общественные фонды; - общественные учреждения; - органы общественной самодеятельности; - политические партия. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Во всех других формах лица, входящие в их состав, именуются участниками. Главной целью политической партии является выдвижение кандидатов в депутаты на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Требование об 2. Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подлежит ликвидации согласно статье 41 настоящего Федерального закона Членство в политической партий является добровольным и индивидуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.
Практикой развития демократии в современных государствах порождены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система. Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартийную систему в США. Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации 1. Конституционный строй: понятие, содержание; соотношение понятий «общественный строй» и «конституционный строй». 2. Основы конституционного строя как государственно-правовой институт. 3. Форма Российского государства: форма правления, государственное устройство, политический режим. 4. Народовластие в Российской Федерации и формы его проявления. Референдум в Российской Федерации. 5. Российская Федерация - правовое государство: основные признаки и их государственно-правовая характеристика. 6. Разделение властей в Российской Федерации: основы теории; правовые и организационные основы проявления в Российской Федерации. 7. Идеологическое многообразие, общественные объединения, политические партии и многопартийность в Российской Федерации. 8. Российская Федерация - социальное государство. 9. Российская Федерация - светское государство.
|