Классификация звуков русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация звуков русского языка



В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч.слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки, либо в виде узких щелей и проходов, либо в виде последовательного соединения смычки го щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Гласные - [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

согласные - все остальные.

 

Различаются гласные по следующим признакам:

1. По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):

гласные переднего ряда: [и] [э];

гласные среднего ряда: [ы] [а];

гласные заднего ряда: [у] [о];

 

2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:

гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у];

гласные среднего подъема: [э], [о];

гласные нижнего подъема: [а];

 

3. По наличию или отсутствию лабиализации, т.е. степени участия губ:

гласные лабиализованные: [у], [о];

гласные нелабиализованные: [и], [ы], [э], [а].

 

Классификация согласных звуков по месту артикуляции:

1.Губные (лабиальные):

- губно-губные: [б] [бь] [п] [пь] [м] [мь];

- губно-зубные: [в] [вь] [ф] [фь];

 

2. Язычные, подразделяющиеся в свою очередь на

- переднеязычные,

- среднеязычные,

- заднеязычные;

 

- переднеязычные зубные {кончик языка опущен к нижним зубам}: [д] [дь] [т] [ть] [з] [зь] [с] [сь] [ц] [н] [нь];

- переднеязычные альвеолярные {кончик языка приподнят к альвеолам и загнут кверху, в то время как передняя часть спинки языка вогнута внутрь}: [р] [рь] [л] [ль];

- переднеязычные передненёбные {кончик языка вместе со спинкой приподнимается к верхним зубам или альвеолам}: [ж] [ш] [щ] [чь];

- среднеязычные средненёбные {средняя часть спинки языка сближается с твердым нёбом}: [й];

- заднеязычные средненёбные: [гь] [кь] [хь];

- заднеязычные задненёбные: [г] [к] [х];

 

Классификация согласных звуков по способу образования:

- смычные согласные {артикуляторы полностью смыкаются}

- щелевые (фрикативные) согласные {артикуляторы сближаются, оставляя щель для прохода воздушной струи}:

 

- смычно-взрывные {за смыканием органов артикуляции следует их резкое размыкание, сопровождаемое сильным толчком воздуха}: [б] [бь] [д] [дь] [г] [гь] [п] [пь] [т] [ть] [к] [кь];

- смычно-проходные {одни органы артикуляции образуют смычку, другие образуют проход для воздушной струи}: [л] [ль] [м] [мь] [н] [нь];

- щелевые (фрикативные): [в] [вь] [з] [зь] [ж] [ф] [фь] [с] [сь] [ш] [щ] [х] [хь] [й];

- смычно-щелевые (аффрикаты) {смычное начало артикуляции и щелевое завершение}: [ц] [чь];

- дрожащие (вибранты) {образуются чередованием смычки и прохода}: [р] [рь].

 

Классификация согласных звуков по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:

- звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';

- сонорные, при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', й

- глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.

 

Классификация согласных по наличию или отсутствию подъема спинки языка:

- твердые (непалатализованные): ш, ж, ц, твердые пары всех согласных;

- мягкие (палатализованные): й, ч,щ, мягкие пары всех согласных.

Палатализация - дополнительное поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу.

 

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба(месту резонирования):

- носовые {мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос}- [м], [м'], [н], [н ];

- ротовые - все остальные.

Таким образом, каждый согласный звук (фонема) имеет целый ряд артикуляционных особенностей и в зависимости от этого может быть отнесен одновременно к нескольким группам.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛАЛИЙ

Существует несколько классификаций данного нарушения произношения:

1) в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих нарушение (формы дислалии) – механическая и функциональная;

2) в зависимости от признаков нарушения (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая);

3) в зависимости от количества нарушенных звуков – простая и сложная;

3) в зависимости от недостатков произношения отдельных звуков (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, йотацизм, хитизм).Начало формы

ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При нарушениях в строении периферического речевого аппарата(зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической ( органической) дислалии.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Функциональная дислалия. Причины возникновения — биологические и социальные:

- общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

- задержка психического развития

- минимальные мозговые дисфункции,

- задержка развития речи,

- нарушение фонематического восприятия;

- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Формирование произносительной стороны речи — сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками.

При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению артикуляторных движений. Несформированным оказывается умение произвольно принимать определенный артикуляционный уклад, необходимый для правильного произношения звуков.

Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков.

Если фонемы не различаются по своему звучанию, это приводит к замене звуков.

 В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т. е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены з вуков (фонем) – говорит то правильно, то неправильно.

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Пропуски звуков возникают вследствие несформированной артикуляционной позы либо вследствие нарушений фонематического слуха.

 

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории:

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты,при которых нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В отечественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов, нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию (К. П. Беккер, М. Совак, М. Е. Хватцев, О. А. Токарева, О. В. Правдина и др.). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.

На современном этапе для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В зависимости от признаков нарушения выделяют три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

 

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознание, узнавание, сличение акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «шук», рыба — «лыба»).

Неразличение наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающихся по признаку глухости-звонкости, некоторых сонорных фонем (р — л) и некоторых других.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений физического слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

От акустико-фонематической дислалии следует отличать более грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивный и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

 

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений.

При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции (замены одного звука другим). В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова то правильно, то неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков:

- свистящими и шипящими сш, з — ж (крыса — «крыша»),

- между взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными т-к, д- г (Толя — «Коля», гол — «дол»),

- между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами ссь, лль, тть (сад — «сядь», лук — «люк», тук — «тюк») и др.

- между аффрикатами ц и ч («курича» — курица, «крицать» — кричать),

- сонорами р и л («лыба» — рыба, «рапа» — лапа).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью. Он различает все фонемы, узнает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе их развития отмечается в работах многих исследователей (А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, О. В. Правдиной и др.). Вместе с тем авторы отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не все дети.

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

 

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых затруднений соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука. Случай пропусков звуков при этой форме дислалии — явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, например, при алалии). При дислалии аналог звука, сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

Нарушаются не все звуки. Почти не встречаются искажения губно-зубных ффь, ввь.

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные (шипящие, соноры). Реже наблюдается дефектное произнесение заднеязычных взрывных согласных и среднеязычного й.

Переднеязычные не взрывные согласные представляют собой сложные по артикуляции звуки, овладение их правильным укладом требует тонких дифференцированных движений. Эти звуки формируются позже других.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады близких в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay). Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, так как в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в русском языке не несут смыслоразличительной функции. В ряде случаев такой промежуточный для развития произношения звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Он принимается фонетическим слухом ребенка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляторных навыков. Эти дефекты, в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.038 с.)