Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Учебные цели: Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Патология кровообращения». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно: · о видах нарушений кровообращения · об артериальная гиперемии · о венозная гиперемии · об ишемии · об инфарктах · о тромбозе · о эмболии · о кровотечениях · о кровоизлияниях Cпособствовать формированию соответствующих профессиональных и общих ком-петенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
Воспитательные цели: · Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию; · Формировать профессиональный кругозор и общую культуру; · Добиваться осознанности в правильном выборе профессии; · Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы. · Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника: · Умение осознавать ответственность за жизнь пациента; · Умение анализировать свое поведение; · Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам. · Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Развивающие цели: · Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
4. Оснащение: Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы. 5. Этапы занятия:
6. Список литературы: Основная: 1. Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.: Геотар-Медиа, 2013. – 272 с. 2. Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.
Дополнительные источники:
1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с. 2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.
Ход занятия
Приложение №1 Патология кровообращения План
1.Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика 2.Патология периферического кровообращения. 3.Артериальная гиперемия. 4.Венозная гиперемия 5.Ишемия: определение, причины, механизмы развития, клинико-морфологические проявления. 6.Инфаркт: определение, причины, клинико-морфологическая характеристика, осложнения и исходы.' 7.Тромбоз: определение, местные и общие факторы тромбообразования. 8.Эмболия: определение, виды, причины, клинико-морфологическая характеристика. 9.Стаз. 10.Кровотечение. Кровоизлияние. Их виды.
Приложение №2 Артериальная гиперемия.
Артериальная гиперемия - повышение кровенаполнения органа или ткани вследствие увеличения притока артериальной крови. Различают общее и местное артериальное полнокровие. Общее артериальное полнокровие возникает при увеличении объема циркулирующей крови. Местное артериальное полнокровие возникает: - при нарушениях иннервации в связи с затруднением кровотока по магистральному артериальному стволу; - после удаления опухоли либо лигатуры, сдавливающей артерию; - в связи с уменьшением барометрического давления (вакатная гиперемия) - например, при применении медицинских банок; - при воспалении (воспалительная гиперемия). Различают также физиологическую и патологическую артериальную гиперемию. Физиологическая артериальная гиперемия - рабочая функциональная гиперемия. Возникает при активном функционировании органа - например, прилив крови к головному мозгу при его работе или психической нагрузке. Патологическая артериальная гиперемия развивается под действием необычных раздражителей, образующихся при воспалении, механических факторов и др. Патологическая артериальная гиперемия возникает в связи с изменением тонуса сосудов, расширением их стенок при раздражении экстеро- и интерорецепторов (например, покраснение лица и шеи при патологических процессах во внутренних органах). Такая гиперемия обусловлена влиянием парасимпатической нервной системы и называется нейрогенной. Клинически артериальная гиперемия проявляется: покраснением, расширением мелких артерий, вен и капилляров, увеличением числа функционирующих сосудов, местным повышением температуры, ускорением кровотока.
Венозная гиперемия
Венозная гиперемия (венозное полнокровие) - повышенное кровенаполнение органа или ткани в связи с уменьшением оттока крови по венам. Приток крови по артериям при этом не изменен. Венозное полнокровие может быть общим и местным, острым и хроническим.
Общая венозная гиперемия чаще развивается при поражении сердца (при миокардите, инфаркте миокарда). возникает в результате нарушения оттока крови от органа или отдельнох частей тела. Причиной местного венозного полнокровия может быть закупорка вен тромбом, эмболом, сдавливанием опухолью и др. Острая венозная гиперемия чаще наблюдается при острой сердечной недостаточности. Вследствие гипоксии и увеличения гидростатического давления резко повышается проницаемость капилляров, в строме органов развиваются плазморрагия и отек, множественные диапедезные кровоизлияния. В легких развивается отек. При слабости левого желудочка развивается венозный застой в малом круге кровообращения. При недостаточности правого желудочка застой крови преобладает в системе верхней и нижней полых вен. Хроническое венозное полнокровие развивается при хронической сердечной недостаточности. Для последней характерна хроническая гипоксия органов, тканей, в результате чего возникают стереотипные процессы. Признаки венозной гиперемии. При венозном застое отмечают синеватый оттенок кожи, чаще в дис-тальных отделах конечностей (пальцы, особенно ногти), на кончике носа. Длительный венозный застой приводит к гипоксии, повышению давления в сосудах, а как следствие - к повышению проницаемости стенок капилляров. Во всех случаях венозного полнокровия имеет значение не только механический застой, но и нарушение нервно-сосудистой регуляции, врожденные факторы: слабость мышечного слоя вен, недостаточность венозных клапанов. Морфологические изменения в органах при хроническом венозном полнокровии. Особое значение в патологии приобретает длительный венозный застой в легких и печени вследствие хронической сердечной недостаточности. При этом в венах легких повышается давление, возникает застой крови, что способствует развитию гипоксии. Вследствие повышения проницаемости стенок сосудов из капилляров выходит плазма крови, затем эритроциты, которые разрушаются в строме легких и захватываются макрофагами, а гемоглобин превращается в гемосидерин. Скопления клеток, содержащих бурый пигмент гемосидерин, отмечается в просветах альвеол, бронхов, в межальвеолярных перегородках. Происходит также разрастание соединительной ткани в межальвеолярных перегородках, вокруг бронхов и сосудов. При гемосидерозе легкие по макроскопическому виду получили название «бурой индурации»: бурая окраска обусловлена накоплением гемосидерина, индурация (уплотнение) связана со склерозом легочной ткани. В печени при хроническом венозном полнокровии кровь застаивается в нижней полой вене, затем в венах долек. Центральные вены расширяются, происходят кровоизлияние, диапедез эритроцитов, в центре долек гепатоциты погибают. Распространению венозного полнокровия из центров на периферию долек препятствует высокое давление в синусоидах - в месте впадения веточки печеночной артерии. На периферии долек в гепатоцитах развивается жировая дистрофия, чем объясняется серо-желтый цвет печеночной ткани
В исходе хронического венозного полнокровия развивается мускатный фиброз: печень увеличена, плотная, на разрезе пестрая - серо-желтая с темно-красным крапом и напоминает мускатный орех. При хроническом венозном полнокровии: - почки увеличены, плотные, синюшные; - кожа холодная, синюшная, вены расширены, переполнены кровью и лимфой, отек; - в подкожной клетчатке и серозных полостях - отеки.
Исходы тромбоза Наиболее неблагоприятным исходом тромбоза является отрыв всего или части тромба с превращением этой части в тромбоэмбол Опасны «мигрирующие» тромбы, проникновение микробов из тока крови с «септическим аутолизом» тромба. Благоприятными исходами тромбоза являются: возникновение сквозных каналов и частичное восстановление кровотока, полный аутолиз с исчезновением тромба.
Стаз.
Стаз в капиллярах - местная остановка кровотока Стаз возникает вследствие изменений свойств стенок сосудов или нарушения свойств крови. Это наблюдается при действии токсинов микроорганизмов или различных раздражающих веществ. В основе развития стаза лежат утрата способности эритроцитов находиться во взвешенном состоянии и образование их агрегатов. Наибольшую опасность представляет стаз в капиллярах мозга: здесь сосуды резко расширены и переполнены склеившимися в виде монетных столбиков эритроцитами. В веществе мозга развивается отек. Состояние крови, в основе которого лежит агрегация эритроцитов, называется сладж (сладж-синдром) Развитие сладжа представляет собой крайнюю степень выражения агрегации (склеивания) эритроцитов, которые прилипают друг к другу, склеиваются, нарастает вязкость плазмы, что затрудняет протекание крови через мелкие сосуды.
Задания по теме «Патология кровообращения.» Задание 1 Определите патологический процесс в легких, для которого характерны следующие явления. A. Утолщения и склероз межальвеолярных перегородок. Б. Появление многочисленных клеток, содержащих бурый пигмент (гемосидерин). B. Часто развивается при врожденных пороках сердца. Г. Сопровождается уплотнением органа. Ответ поясните.
Задание 2 Определите патологический процесс в легких, которому соответствуют следующие характеристики. A. Развивается при травматических повреждениях костного мозга при переломе длинных трубчатых костей. Б. Развивается при попадании в кровоток капель жира. B. Развивается при размозжении жировой клетчатки. Г. Попадающие в вены жировые капли обтурируют капилляры легких. Ответ поясните. Ситуационные задачи. 1.Больная в течение многих лет страдала ревматическим пороком сердца. Смерть наступила от хронической сердечно-сосудистой недостаточности. Какие изменения могли быть обнаружены в легких и печени на вскрытии? Назовите причину, вызвавшую эти изменения в указанных органах. Что можно обнаружить в полостях тела? Дайте названия этим изменениям. 2. У больного, страдавшего врожденной аневризмой левой средней мозговой артерии, внезапно наступила смерть. На вскрытии обнаружено скопление крови в левой височной доле, ткань мозга разрушена. Какова причина кровотечения? Какой вид кровоизлияния имеет место (название)? 3. Больной страдал ревматическим митральным пороком сердца. В клинике выражены явления хронической сердечной недостаточности (одышка, цианоз, отеки нижних конечностей, при кашле выделяется мокрота с бурым оттенком). О каком нарушении кровообращения можно думать? Какие микроскопические изменения могут развиться в легких?
Учебные цели: Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Патология кровообращения». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно: · о видах нарушений кровообращения · об артериальная гиперемии · о венозная гиперемии · об ишемии · об инфарктах · о тромбозе · о эмболии · о кровотечениях · о кровоизлияниях Cпособствовать формированию соответствующих профессиональных и общих ком-петенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.
Воспитательные цели: · Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию; · Формировать профессиональный кругозор и общую культуру; · Добиваться осознанности в правильном выборе профессии; · Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы. · Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника: · Умение осознавать ответственность за жизнь пациента; · Умение анализировать свое поведение; · Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам. · Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.
Развивающие цели: · Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней; · Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):
4. Оснащение: Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы. 5. Этапы занятия:
6. Список литературы: Основная: 1. Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.: Геотар-Медиа, 2013. – 272 с. 2. Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.
Дополнительные источники:
1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с. 2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.
Ход занятия
Приложение №1 Патология кровообращения План
1.Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика 2.Патология периферического кровообращения. 3.Артериальная гиперемия. 4.Венозная гиперемия 5.Ишемия: определение, причины, механизмы развития, клинико-морфологические проявления. 6.Инфаркт: определение, причины, клинико-морфологическая характеристика, осложнения и исходы.' 7.Тромбоз: определение, местные и общие факторы тромбообразования. 8.Эмболия: определение, виды, причины, клинико-морфологическая характеристика. 9.Стаз. 10.Кровотечение. Кровоизлияние. Их виды.
Приложение №2 Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика. Кровь и тканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Через системы органов обеспечения (дыхательную, пищеварительную, мочевыделительную) в кровь из внешней среды поступают все необходимые вещества для жизненных отправлений клетки и удаляются продукты жизнедеятельности клеток. Кровообращение разделяют на три отдела: центральное, периферическое и микроциркуляторное русла. Центральное кровообращение включает сердце и крупные сосуды (аорту, сонные артерии, верхнюю и нижнюю полые вены). Своей работой сердце обеспечивает движение крови по сосудам. Центральное кровообращение определяет направление тока крови. Периферическое кровообращение включает артерии и вены меньшего калибра. Артерии распределяют кровь между органами и в самих органах, а вены обеспечивают отток крови от органов в крупные венозные сосуды. Микроциркуляторное кровообращение - кровообращение в мельчайших сосудах. К микроциркуляторному руслу относят: артериолы, пре-капилляры, капилляры, посткапилляры и венулы, которые обеспечивают нормальный обмен между кровью, тканью и клетками. Артериолы обеспечивают приток крови, капилляры играют главную роль в обмене веществ. Венулы обеспечивают отток крови. Артериально-венулярные шунты определяют объем крови, поступающей в капилляры. Имея хорошо развитую мышечную стенку, они закрывают ток крови в капилляры и сбрасывают его в венулы, минуя капилляры, регулируя таким образом обменные процессы в микрососудах. Все три компонента системы кровообращения тесно связаны между собой. Расстройство деятельности одного из них приводит к изменениям в другом. Не только нарушения центрального кровообращения приводят к изменениям микроциркуляторного русла, но и расстройства микроциркуляции могут стать причиной нарушения функции сердца. Центральное и периферическое кровообращение регулируются нервной системой и гуморальным путем. Регуляция микроциркуляторного русла осуществляется в основном местными механизмами, биологически активными веществами и продуктами обмена веществ. Они увеличивают проницаемость стенок сосудов, расширяют микроциркуляторное русло.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.072 с.) |