ТЕМА 4.Верховный Суд Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4.Верховный Суд Российской Федерации.



ТЕМА 4.Верховный Суд Российской Федерации.

Учебные вопросы:

1. Основные вехи развития Верховного Суда Российской Федерации.

2.Правовой статус Верховного Суда РФ.

3.Пленум Верховного Суда РФ

4.Президиум Верховного Суда РФ

5.Судебные коллегии Верховного Суда РФ

 

Литература:

- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с послед. изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс;;

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ                        «О судебной системе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ                        «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

- Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ                            «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

- Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ                             «О Верховном Суде Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

 

1..

 

В результате вооруженного восстания 1917 года судебная система Российской Империи полностью утратила свою дееспособность.

Первым нормативно-правовым актом, опубликованным Советом Народных Комиссаров, стал Декрет №1 «О суде». Упразднение ранее действовавших судов, создание новой судебной системы, участие в осуществлении правосудия представителей широких народных масс – вот основные задачи принятого документа. Реализация этих положений обеспечивалась провозглашением демократических принципов организации и деятельности правосудия - гласности судебного процесса, выборности судей, участия в отправлении правосудия народных заседателей, ведения судопроизводства на языке местного населения, независимости судей, права обвиняемого на защиту и др.

Вопросы создания системы советских судов, разработки законодательства, кодификации законов, их толкования и опубликования были отнесены к компетенции Народного комиссариата юстиции РСФСР, который вошел в состав Советского правительства.

Функции отправления правосудия приняли на себя революционные трибуналы и народные суды.

К подсудности революционных трибуналов были отнесены дела «о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц». Все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти, были подсудны Революционному трибуналу при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который позднее был переименован в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК.

Местные народные суды в то время рассматривали дела о незначительных правонарушениях, а также разрешали гражданские споры.

Согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 21 октября 1920 г. высший судебный контроль с 10 марта 1921 г. возлагался на Народный комиссариат юстиции РСФСР. Целью создания этого судебного института стало становление правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов РСФСР и соответствие их деятельности общему направлению политики рабоче-крестьянского правительства.

Как мы можем отметить, истоки ныне существующей структуры Верховного Суда РФ были заложены именно в начале 20-х годов прошлого века.

Так в июне 1921 года Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции по делам особой важности. В его состав вошли четыре коллегии: кассационная, судебная, военная и военно-транспортная. При ЦИК автономных республик были образованы Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.

Пленум и коллегии Верховного трибунала в своих циркулярах обобщали и комментировали судебную практику нижестоящих трибуналов и судов, а после введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов РСФСР (соответственно с 1 июня и с 1 августа 1922 г.) давали разъяснения по применению содержащихся в них норм права.

Постепенное завершение Гражданской войны обусловило необходимость проведения судебной реформы. Принятое 11 ноября 1922 года ВЦИК Положение о судоустройстве РСФСР устраняло раздвоение советской юстиции на революционные трибуналы и народные суды. Система трибуналов, за исключением военных, упразднялась. Создавалась новая система судебных учреждений:

- народный суд (действовал в пределах уезда и городского района),

- губернский суд (орган правосудия по важным делам, руководивший всеми судами губернии),

- Верховный Суд РСФСР (стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК).

Нужно отметить, что провозглашенные еще в 1917 году демократические принципы осуществления правосудия, так и не нашли своей реализации. В июне 1929 года Верховный Суд РСФСР вошел в состав НКЮ, а его Председатель получил статус заместителя Народного Комиссара юстиции РСФСР. Таким образом, Верховный Суд РСФСР, проводя «свою судебную работу самостоятельно», был обязан руководствоваться не только действовавшим законодательством, но и «общими директивами ВЦИК, СНК РСФСР и Народного Комиссара юстиции».

Дальнейшее ослабление демократических основ правосудия связано с порядком судебного разбирательства дел о государственных преступлениях (контрреволюционных и против порядка управления). Основная масса уголовных дел по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58 УК РСФСР, рассматривалась в закрытых судебных заседаниях. Процедура разбирательства сводилась к оглашению обвинительного заключения и постановке вопросов - признает ли подсудимый свою вину и имеет ли дополнения к материалам предварительного следствия. Поскольку по большинству дел о так называемых «контрреволюционных» преступлениях ни прокурор, ни защитник не участвовали, результат рассмотрения дела был определен еще в ходе следствия.

Для рассмотрения таких дел создавались специальные судебные коллегии, в составе председательствующего и двух членов суда(народные заседатели в состав не входили). Зачастую, судьи, допустившие «политические ошибки», сами оказывались на скамье подсудимых. Впоследствии репрессированные члены и работники аппаратов судов были реабилитированы посмертно. 

Существенно изменился статус Верховного Суда РСФСР с принятием Закона о судоустройстве СССР в 1938 г. – в его составе остались только Коллегия по уголовным делам и Коллегия по гражданским делам. Президиум, Пленум и Специальная коллегия были исключены, что лишило Верховный Суд РСФСР права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства нижестоящим судам.

С начала 60-х годов Верховный Суд РСФСР вновь стал действовать в прежнем составе и выполнять свои надзорные функции.

На рубеже 90-х годов идея создания правового государства затронула и судебную сферу. Демократическое развитие России было невозможно без независимой судебной власти.

Разработка Концепции судебной реформы предусматривала также преобразование прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, органов Министерства юстиции.

Реформа сместила приоритеты в осуществлении правосудия - отныне соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стали обязанностью государства, а человек, его права и свободы признавались высшей ценностью.

В декабре 1991 года Верховный Суд РСФСР был провозглашен высшим судебным органом страны, а в его составе образована Военная коллегия, осуществляющая надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил России.

С момента принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года высшей судебной инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции стал Верховный Суд РФ. Однако развитие судебной системы России потребовало от власти принятия действий по укреплению ее единства и дальнейшему совершенствованию.

В этих целях 5 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин утвердил Закон о поправках к Конституции РФ, что позволило объединить Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в единый судебный орган.

Таким образом, сегодня в России создан единый высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам – Верховный Суд Российской Федерации.

Местом постоянного пребывания Верховного Суда РФ был избран город Санкт-Петербург, где уже осуществляет свою деятельность Конституционный Суд Российской Федерации. Для организации взаимодействия с другими органами государственной власти страны в г. Москва создается представительство Верховного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда РФ

Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 3 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее также - заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), и судей Верховного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

2) решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

3) обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации;

4) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации неоднократно;

5) утверждает состав Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и переводы судей из одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в другую судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

6) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

7) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

8) утверждает по представлению председателя арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

9) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

10) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации и положение о нем;

11) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) коллегии (коллегий) судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»);

12) утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации правомочен при наличии не менее двух третей его состава.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума Верховного Суда Российской Федерации, подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

 

2.Президиум Верховного Суда РФ

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации и заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации входят в состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации по должности.

Члены Президиума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в количественном составе, определяемом Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

 

Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ст. 7 ФКЗ).

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

 

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

(ст. 11 ФКЗ).

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

Деятельность Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Организация деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

ТЕМА 4.Верховный Суд Российской Федерации.

Учебные вопросы:

1. Основные вехи развития Верховного Суда Российской Федерации.

2.Правовой статус Верховного Суда РФ.

3.Пленум Верховного Суда РФ

4.Президиум Верховного Суда РФ

5.Судебные коллегии Верховного Суда РФ

 

Литература:

- Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с послед. изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс;;

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ                        «О судебной системе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ                        «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

- Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ                            «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

- Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ                             «О Верховном Суде Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс;

 

1..

 

В результате вооруженного восстания 1917 года судебная система Российской Империи полностью утратила свою дееспособность.

Первым нормативно-правовым актом, опубликованным Советом Народных Комиссаров, стал Декрет №1 «О суде». Упразднение ранее действовавших судов, создание новой судебной системы, участие в осуществлении правосудия представителей широких народных масс – вот основные задачи принятого документа. Реализация этих положений обеспечивалась провозглашением демократических принципов организации и деятельности правосудия - гласности судебного процесса, выборности судей, участия в отправлении правосудия народных заседателей, ведения судопроизводства на языке местного населения, независимости судей, права обвиняемого на защиту и др.

Вопросы создания системы советских судов, разработки законодательства, кодификации законов, их толкования и опубликования были отнесены к компетенции Народного комиссариата юстиции РСФСР, который вошел в состав Советского правительства.

Функции отправления правосудия приняли на себя революционные трибуналы и народные суды.

К подсудности революционных трибуналов были отнесены дела «о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц». Все дела о наиболее опасных преступлениях, направленных против Советской власти, были подсудны Революционному трибуналу при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК), который позднее был переименован в Верховный Революционный Трибунал при ВЦИК.

Местные народные суды в то время рассматривали дела о незначительных правонарушениях, а также разрешали гражданские споры.

Согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 21 октября 1920 г. высший судебный контроль с 10 марта 1921 г. возлагался на Народный комиссариат юстиции РСФСР. Целью создания этого судебного института стало становление правильного и единообразного применения всеми судебными органами законов РСФСР и соответствие их деятельности общему направлению политики рабоче-крестьянского правительства.

Как мы можем отметить, истоки ныне существующей структуры Верховного Суда РФ были заложены именно в начале 20-х годов прошлого века.

Так в июне 1921 года Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР стал единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции по делам особой важности. В его состав вошли четыре коллегии: кассационная, судебная, военная и военно-транспортная. При ЦИК автономных республик были образованы Верховные Трибуналы Республик на правах отделений Верховного Трибунала при ВЦИК.

Пленум и коллегии Верховного трибунала в своих циркулярах обобщали и комментировали судебную практику нижестоящих трибуналов и судов, а после введения в действие Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов РСФСР (соответственно с 1 июня и с 1 августа 1922 г.) давали разъяснения по применению содержащихся в них норм права.

Постепенное завершение Гражданской войны обусловило необходимость проведения судебной реформы. Принятое 11 ноября 1922 года ВЦИК Положение о судоустройстве РСФСР устраняло раздвоение советской юстиции на революционные трибуналы и народные суды. Система трибуналов, за исключением военных, упразднялась. Создавалась новая система судебных учреждений:

- народный суд (действовал в пределах уезда и городского района),

- губернский суд (орган правосудия по важным делам, руководивший всеми судами губернии),

- Верховный Суд РСФСР (стал правопреемником Верховного Трибунала при ВЦИК).

Нужно отметить, что провозглашенные еще в 1917 году демократические принципы осуществления правосудия, так и не нашли своей реализации. В июне 1929 года Верховный Суд РСФСР вошел в состав НКЮ, а его Председатель получил статус заместителя Народного Комиссара юстиции РСФСР. Таким образом, Верховный Суд РСФСР, проводя «свою судебную работу самостоятельно», был обязан руководствоваться не только действовавшим законодательством, но и «общими директивами ВЦИК, СНК РСФСР и Народного Комиссара юстиции».

Дальнейшее ослабление демократических основ правосудия связано с порядком судебного разбирательства дел о государственных преступлениях (контрреволюционных и против порядка управления). Основная масса уголовных дел по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58 УК РСФСР, рассматривалась в закрытых судебных заседаниях. Процедура разбирательства сводилась к оглашению обвинительного заключения и постановке вопросов - признает ли подсудимый свою вину и имеет ли дополнения к материалам предварительного следствия. Поскольку по большинству дел о так называемых «контрреволюционных» преступлениях ни прокурор, ни защитник не участвовали, результат рассмотрения дела был определен еще в ходе следствия.

Для рассмотрения таких дел создавались специальные судебные коллегии, в составе председательствующего и двух членов суда(народные заседатели в состав не входили). Зачастую, судьи, допустившие «политические ошибки», сами оказывались на скамье подсудимых. Впоследствии репрессированные члены и работники аппаратов судов были реабилитированы посмертно. 

Существенно изменился статус Верховного Суда РСФСР с принятием Закона о судоустройстве СССР в 1938 г. – в его составе остались только Коллегия по уголовным делам и Коллегия по гражданским делам. Президиум, Пленум и Специальная коллегия были исключены, что лишило Верховный Суд РСФСР права давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства нижестоящим судам.

С начала 60-х годов Верховный Суд РСФСР вновь стал действовать в прежнем составе и выполнять свои надзорные функции.

На рубеже 90-х годов идея создания правового государства затронула и судебную сферу. Демократическое развитие России было невозможно без независимой судебной власти.

Разработка Концепции судебной реформы предусматривала также преобразование прокуратуры, следственного аппарата, адвокатуры, органов Министерства юстиции.

Реформа сместила приоритеты в осуществлении правосудия - отныне соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стали обязанностью государства, а человек, его права и свободы признавались высшей ценностью.

В декабре 1991 года Верховный Суд РСФСР был провозглашен высшим судебным органом страны, а в его составе образована Военная коллегия, осуществляющая надзор за судебной деятельностью всех военных судов, действующих в составе Вооруженных Сил России.

С момента принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года высшей судебной инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции стал Верховный Суд РФ. Однако развитие судебной системы России потребовало от власти принятия действий по укреплению ее единства и дальнейшему совершенствованию.

В этих целях 5 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин утвердил Закон о поправках к Конституции РФ, что позволило объединить Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в единый судебный орган.

Таким образом, сегодня в России создан единый высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам – Верховный Суд Российской Федерации.

Местом постоянного пребывания Верховного Суда РФ был избран город Санкт-Петербург, где уже осуществляет свою деятельность Конституционный Суд Российской Федерации. Для организации взаимодействия с другими органами государственной власти страны в г. Москва создается представительство Верховного Суда РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.242.140 (0.072 с.)