Традиционные факторы — земля, труд и капитал — в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные факторы — земля, труд и капитал — в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний.



К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений.

Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций.

Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом воздействия, которое производят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям.

  В связи с этим менеджмент становится инновационным по своей сути.

В свою очередь, инновационный характер менеджмента требует постоянного обучения персонала. Каждый работник вынужден учиться в процессе всей своей трудовой жизни, осваивая новые приемы труда и новые подходы к решению возникающих новых производственных задач.

Обучение становится непрерывным процессом.

Объектом обучения все в большей мере становятся техника решения проблем и новые технологии управления. В передовых организациях обучаются не только отдельные люди, но и целые команды; в процессе этого обучения приобретаются и генерируются не только индивидуальные, но и коллективные знания и навыки.

 В современном мире работники имеют дело, прежде всего, со знаниями, данными и информацией, а не с физическими предметами труда.

Эту закономерность подметил один из признанных авторитетов современного менеджмента П.Друкер. Он обратил внимание на появление на современных предприятиях нового вида работника — интеллектуального работника.

П. Друкер особый акцент делает на том, что этот новый работник принципиально отличается от работника индустриальной эпохи. И это отличие заключается, в первую очередь, в том, что для него не подходит жесткий менеджмент, основанный на тейлоризме. В новых условиях экономики ответственность за эффективность перекладывается на плечи самого работника, и его работа нуждается в определенной автономности.

 На рубеже XX-XXI в. возникло новое направление в практике менеджмента — так называемый менеджмент знаний.

    Meнеджмент знаний — это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, и их уже сложно отделить от продукта или услуги. Знания сегодня — это не только то, что знает человек.

  Под знанием в современном мире понимается и то, что «знает» организация в целом. Сюда включаются ее нематериальные активы, а также коллективные знания и коллективный опыт персонала организации в целом.

   Одной из центральных идей управления знаниями является более эффективное использование уже существующих знаний. Важно не изобретать то, что уже изобретено, а активно и широко использовать имеющийся опыт.

          Широкое распространение в мировой практике сегодня получил бенчмаркинг. Бенчмаркинг — особая управленческая технология, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций-аналогов.

В процессе бенчмаркинга осуществляются поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях.

Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций, оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.

        Еще одной особенностью современного производственного процесса стало то, что изменился предмет труда у большинства работников. Мощнейшим фактором управления становятся прогрессивные информационные и коммуникационные технологии.

Информационные системы становятся важнейшей составляющей производственного аппарата предприятия. Новые информационные технологии создают новые возможности для организации сетей, которые выводят разделение труда на новый уровень, позволяя формировать цепочки производства продукта и сети дистрибьюции.

  Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в основном прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщение практики управления в соответствующих специальных сферах.

 Общей тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.

Например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность органов государственного управления, образовательных, медицинских и других учреждений. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.

   В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен.

Особенно ярко эти процессы видны на примере России: обстоятельства деятельности многих государственных учреждений за последние несколько лет претерпели существенные изменения. Но и во всем мире условия деятельности государственных учреждений изменяются весьма быстро. Так, например, меняются:

- функции государственных учреждений (все большее число прежних функций передается государственным и частным агентствам),

- методы управления (в деятельность государственных учреждений проникают новые методы и приемы управления, такие как группы качества, стратегическое планирование, гибкие временные структуры, маркетинг и др.).

Менеджмент в передовых государственных учреждениях и организациях общественного сектора характеризуется гибким распределением функций и ответственности, плоскими организационными структурами, малыми командами, массовым и постоянным обучением персонала. Обучение в этих организациях рассматривается как особый вид трудовой деятельности. При этом оно не ограничивается формальными видами: активно применяется обучение в процессе де­ятельности, в том числе в процессе взаимодействия с внешними организациями и клиентами.

В государственную службу внедряются некоторые приемы практического управления из сферы обслуживания населения. В частности, развивается маркетинг муниципальных услуг, в практику работы государственных учреждений постепенно стандарты обслуживания, проникает технология создания команд, т. е. гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого «продукта».

 Еще одной фундаментальной тенденцией развития современного менеджмента является расширение объектов менеджмента в связи с тем, что современная теория и практика исходят из расширенного представления о сути предприятия и его границах.

Современное представление о предприятии объединяет технологические и ментальные факторы, а также такие явления, как культура предприятия, его институты, когнитивная система, события, опыт других людей и компаний. Все это в современной практике деятельности предприятий становится объектом менеджмента.

Сегодня менеджмент включает в себя не только управление производственными процессами, но и целенаправленное формирование и рост культуры предприятия, развитие таких институтов внутри организации, как:

- доверие и творческая атмосфера продуктивной групповой работы,

- расширение организационных связей внутри организации и за ее пределами,

- повышение инновационной способности микроколлективов,

- использование опыта других организаций.

Другими словами, границы традиционного менеджмента расширяются, что свидетельствует о постоянном развитии и совершенствовании управления организацией.

Фактически основной причиной деятельности, да и самого существования любой компании является наличие осознанной общей цели.

Для коммерческих компаний эта цель носит тотальный характер и может быть сформулирована как получение прибыли.

Таким образом, мы понимаем, что движущей силой и мотиватором рыночной активности является наличие осознанных и желаемых целей. И если формулирование главной коммерческой цели не связано со сложностями в восприятии, то задача создания целей, пригодных для работы и ориентированных на достижение результатов, оказывается зачастую неразрешимой. Мы постараемся помочь нашим читателям в этом нелегком деле. Начнем рассмотрение темы с определения.

Цель – это конкретный конечный желаемый результат, которого стремится достичь компания или ее подразделение в процессе деятельности. Цели делятся на стратегические, тактические и оперативные.

К целям предъявляются определенные требования. Они должны быть реальными, но напряженными, измеряемыми и согласованными (не противоречащими друг другу). Для определения целей и проверки их на адекватность удобна широко известная концепция

SMART:

Specific – конкретность – можно ли объективно оценить степень достижения цели; Manageable – управляемость – в какой степени достижение цели зависит от действий

лиц и организаций, задействованных в процессе;

Achievable – достижимость – имеет ли компания возможность достичь цели при разумном усердии (реальны ли цели в принципе);

Resourced – обеспеченность ресурсами – достаточно ли у компании ресурсов для достижения целей (сможем ли);

Time-bounded – согласованность по времени – есть ли понимание момента времени, к которому может быть достигнута поставленная цель.

Таким образом, постановка цели – это мысленное, виртуальное моделирование возможных результатов деятельности, направленных на устранение реального несоответствия между желаемой и имеющейся в наличии ситуациями.

Целеполагание – «надфизиологическое различие… сознания как выражения способности тесной увязки действия и результата».

      

   В соответствии с концепцией SMART неправильно говорить: «Моя цель – получить прибыль». Но для специалиста в области стратегического менеджмента она пригодна в качестве цели высшего уровня, тем более что высшее руководство зачастую формулирует цели в настолько общем виде. Примем это как данность. Но задача специалиста – конкретизировать эту цель по всем компонентам SMART.

Рассмотрим ее на простейшем примере старушки-«предпринимательницы». Предположим, она ставит себе целью получить прибыль за счет продажи укропа, который собирается вырастить у себя на подоконнике.

Итак…

S – степень достижения цели оценивается по разности между полученной от продажи суммой денег и затратами на выращивание укропа (покупка ящика, земли, семян), а также прочими накладными расходами (какими бы они ни были). Если полученная разность будет положительной – цель достигнута. Это объективно.

M – в процессе задействована только старушка. Она является и производителем, и системой распространения, и финансовым менеджером. Таким образом, процесс является полностью управляемым (маловероятные случаи с раздвоением сознания мы исключаем из рассмотрения).

A – вероятность планируемого события мы с уверенностью можем оценить как достаточно высокую на основании имеющихся прецедентов (мы aприори располагаем информацией, что у других старушек это получалось без проблем). R – если у нашей предпринимательницы достаточно средств для покупки ящика, земли и семян, есть в распоряжении подоконник, на который можно этот ящик поставить, время, чтобы поливать укроп, и возможность оказаться возле станции метро – все в порядке.

T – здесь следует понимать, что «укропная сделка» должна произойти после того, как укроп вырастет до продажной кондиции, и до того, как укроп завянет. Это несколько ограничит амбиции старушки в плане объема продаж, определит возможные сроки получения прибыли, но не сделает цель недостижимой.

Мы видим, что поставленная старушкой цель удовлетворяет концепции SMART: она конкретна, управляема, достижима, обеспечена ресурсами и пониманием временных рамок. Все компоненты продуманы и приведены в соответствие друг с другом. Пожелаем успеха нашей героине! Она справилась с выбором цели.

Естественно, для компаний, работающих в рыночных условиях, все не так просто. Процессы здесь гораздо сложнее, ресурсы обширнее и разнообразнее, уровень неопределенности заметно выше. Фактически компании оказываются перед необходимостью разделять цели на уровни и подцели, формируя так называемое дерево целей.

Дерево целей отражает систему целей, реализация которых обеспечивает реализацию миссии. Фактически это структурирование будущего компании в виде системы взаимосвязанных целей (рис). Дерево целей строится следующим образом:

•на каждом уровне совокупность целей должна быть достаточной для описания цели более высокого уровня;

•расчленение цели на подцели более низкого уровня производится только по одному признаку декомпозиции;

•каждая выделяемая цель должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности – исполнителю, подразделению.

Иерархия целей бизнеса компании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.023 с.)