Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания



Наряду с морфологическим принципом, который занимает ведущее положение в русском правописании, применяются так называемые фонетические написания, представляющие отступления от морфологического принципа. В этих случаях единство написания морфем не выдерживается и морфема в разных условиях своего употребления пишется по-разному.

На общем фоне морфологических написаний фонетические написания представляют небольшое количество разрозненных примеров.

В написании корней:

1) передача на письме исторических чередований в области корневых гласных и согласных (ср.: заря - зори, расти - рост и др.; запереть - запирать, сжечь - сжигать и т.п.);

2) написание ы вместо и в корнях, начинающихся с и, после приставок (ср. искать - подыскать и т.п.);

В написании суффиксов:

1) написание о - е после шипящих в суффиксах имен существительных, прилагательных и наречий (ср.: орешек - грешок, грошовый - грушевый, ярче - горячо и т.п.);

2) написание ы после ц в суффиксе -ын прилагательных притяжательных (ср.: Сережин - сестрицын и т.п.);

3) написание о - е после ц в суффиксах прилагательных и глаголов (ср.: ситцевый - песцовый, танцевать - вытанцовывать).

В написании окончаний:

1) написание о - е в падежных окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц (ср.: кожей - межой, мужем - ужом, зайцем - яйцом и т.п.);

2) обозначение окончаний, начинающихся с гласного звука, в соответствии со слоговым характером графики (ср.: дном - днем, полом - полем и т.п.);

3) написание окончания -ой (под ударением) и -ый, -ий (без ударения) (ср.: больной, красный, синий).

В написании приставок:

1) написание приставок с конечным з (ср.: разжать - расшить и др.);

2) написание приставки раз- с буквами о и а (ср.: распустить и роспуск);

3) написание только двух с и н при стечении трех звуков - в приставке или суффиксе (одного) и в корне (двух) (ср.: ссудный - бессудный, ванна - ванная и т.п.).

Традиционные и дифференцирующие написания

К нарушениям морфологического принципа правописания относятся также традиционные и дифференцирующие написания.

Традиционные написания, иначе исторические, являются пережитками прошлого, требующими для уяснения своего правописания справок из истории языка и письма.

В прошлом такие написания в большинстве случаев имели фонетический характер и вследствие изменения фонетической системы языка потеряли опору в произношении, стали необъяснимыми с точки зрения современных живых связей в языке. Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова, но могут и не соответствовать ей.

Традиционным написанием, не мотивированным с точки зрения современных языковых закономерностей, является употребление буквы и после твердых шипящих ж, ш и ц. В древнерусском языке, когда звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими, современное написание звукосочетаний [жи], [ши], [ци] (жить, шить, панцирь) соответствовало произношению.

Вследствие проникновения в литературный язык аканья стали традиционными написания: калач, кавычки, карман, стакан, паром, славяне, ястреб т.п. Перечисленные слова имеют традиционное написание, противоречащее их этимологии.

Дифференцирующими написаниями называются написания таких двух слов или форм, которые фонетически совпадают, являются омофонами, но имеют разное значение. Такие написания помогают зрительно различать омофоны.

Примерами дифференцирующих написаний являются: ожег (глагол в прош. врем.) и ожог (имя сущ.), туш (м. р.) и тушь (ж. р.), плач (имя сущ.) и плачь (пов. накл. глагола) и т.п.

Слитные, полуслитные и раздельные написания

Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов представляют особый раздел правописания. Этот раздел не касается буквенного состава значащих частей слов, а содержит правила применения особых приемов их орфографической дифференциации: слитного, дефисного и раздельного написания.

Вопрос о слитных, дефисных и раздельных написаниях по своему существу является вопросом лексическим, связанным с проблемой отдельного слова. Рассмотренные выше принципы, применяемые в русском правописании, к этому разделу орфографии неприменимы.

Слитное, полуслитное и раздельное написания являются графическим отражением определенных процессов, которые происходят в лексической системе языка. Словарный состав языка непрерывно пополняется новыми образованиями путем объединения лексических элементов, существующих в языке в качестве самостоятельных слов. Этот процесс словообразования характеризуется исключительным многообразием и протекает постепенно и медленно. В силу указанных особенностей словообразования объединение лексических единиц представляет в языке различные фазы движения к слиянию в новую лексическую единицу и отражается в русской орфографии путем дифференцированных написаний - слитного, дефисного и раздельного.

Неизбежное отставание орфографии от языка, который находится в состоянии непрерывного изменения, с одной стороны, и ограниченность средств графического обозначения многих частных явлений языка – с другой, приводят к тому, что действующие орфографические правила никогда не находились и не находятся в полном соответствии с реальным делением речевого потока на словесные единицы.

Слитное написание применяется для закрепления таких сложных лексических образований, смысловая цельность которых имеет конкретное выражение в самом строении этих слов (слияние при помощи соединительных гласных, объединение общей для всего образования системой флексий, выделение данного образования из ряда смежных лексических единиц посредством собственного ударения; ср.: теплоход, пятилетка и т.п.).

Дефисное написание отражает те случаи словообразования, в которых обычно два слова, а иногда и несколько утрачивают свою лексическую самостоятельность, приближаются к превращению в одну лексическую единицу, но не доходят до полного слияния в одно слово (ср.: диван-кровать, машинно-тракторный, золотисто-желтый и т.п.).

Основания для раздельного написания общеизвестны. Отдельно пишутся как знаменательные, так и служебные слова. Объектом раздельного написания выступает слово со своим значением, без опоры на произношение.

Ясность общих оснований раздельного написания слов не устраняет затруднений в отдельных случаях, которые регулируются частными правилами (ср. переход существительных с предлогами в наречия; употребление частицы не; словосочетания, которые по чисто внешним основаниям принимаются за сложные прилагательные).

Изложенные принципы правописания, применяемые к большому количеству разнообразных и очень сложных языковых явлений, конкретизируются отдельными правилами (см. «Правила русской орфографии и пунктуации»).

 

Фонематический принцип

Мощным стимулом в теории русского письма послужило появление фонологии, науки, которая позволила «возвести звук к той определенности, которая обусловлена внутренними законами языка». М.В.Панов убедительно показал, что лингвисты 19 века стремились найти основание нашей орфографии в чем-то более постоянно, более системно определенном, чем конкретная звуковая стихия. Потребность в теории письма была важнейшим стимулом создания фонологии. До появления фонологии письмо рассматривалось через устную речь, а фонологическая теория привела к пониманию мельчайшей единицы языка – фонемы, обладающей смыслоразличительными и форморазличительными функциями, и, следовательно, рождению ещё одного принципа написания – фонематического. При нефонологическом подходе к описанию орфографии исследователи исходили из того, что письмо есть средство передачи звучащей речи, а правила орфографии для них – это правила, устанавливающая соответствие между буквами и звуками, то есть правила передачи звуков на письме. При фонологическом же подходе отношения между звуком и буквой устанавливаются через фонему. Процесс записи звучащей речи, как считают исследователи, состоит из двух этапов: переход звучащей речи в фонемную запись и затем переход от фонемной транскрипции к буквенной записи. Всё это возможно только пи осмыслении своей речевой деятельности.

Как видим фонематический и морфологический принципы орфографии одинаково проявляют себя во всех морфемах: приставке, корне, суффиксе и окончании. Обе трактовки ведущих принципов правописания едины в том, что фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части слова. Но морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет этого явления, в то время как фонематический принцип предполагает выбор букв из нескольких возможных путем постановки звука в сильную позицию.

Рассмотрим на конкретных примерах влияние того или иного принципа на написание русских слов. Для всех носителей языка совершенно очевиден тот факт, что в русском языке нет приставок: з- па-, но-, поэтому не может быть и слов зделать, папросить, нописать. Нет в русском языке суффикса – -асть-, -лев -, поэтому не может быть и слов: мудрасть, удачлевый. Это несложно запомнить и понять, даже если еще не очень хорошо разбираешься в таких понятиях как приставка, корень, суффикс и окончание. Чтобы подобрать к слову родственные слова, необходимо, как минимум, знать, что называется в науке о языке родственными словами. Это проблемы, которые затрудняют овладение орфографическими нормами при использовании только морфологического принципа.

Гораздо легче, на наш взгляд, использование фонематического принципа для объяснения написания многих слов. Понимание сильной и слабой позиции звуков оказывается несложным делом даже для первоклассника. Сильная позиция для гласных – та, что находится под ударением. Сильная позиция для согласных – та, что находится перед гласным. Все остальные позиции будут слабыми. Таким образом, чтобы правильно написать слов, следует отыскать сильную позицию для звука, и проблема будет решена.

Например: сердце – сердечный, объединение – один, един, шепот – шептать

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как возникло письмо?

2. Что называется графикой?

3. Что представляет собой современный русский алфавит?

4. Каковы взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка?

5. Какие особенности современной русской график вы можете назвать? Приведите примеры.

6. В чем заключается слоговой принцип русской графики? Приведите примеры отступлений от слогового принципа.

7. Что называется орфографией, и какова ее практическая роль?

8. В чем заключается морфологический характер русского правописания?

9. Что входит в понятие традиционного и дифференцирующего написания?

10. В чем различие между морфологическим и фонематическим принципами русского правописания?

11.  Какой путь прошла русская орфография? Составьте хронологическую таблицу.

12. Почему в орфографии русского языка назрела необходимость изменений? В чём трудность проведения такой реформы

Глоссарий

Глаголица одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Кирилл Философ для записи церковных текстов на старославянском языке. На старославянском языке именуется «Кѷрїлловица».

Кириллица – термин, имеющий несколько значений:

· Старославянская азбука (староболгарская азбука): то же, что кирилли́ческий (или кири́лловский) алфави́т: один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка;

· Кириллические алфавиты: система письменности и алфавит для какого-либо иного языка, основанная на этой старославянской кириллице

· Уставной[1] или полууставный шрифт: шрифт, которым традиционно печатают церковные (православные) книги (в этом значении кириллица противопоставляется гражданскому, или петровскому, шрифту).

Пиктография, и, мн. нет, ж. [нем. Piktographie < лат. pictus писанный красками, рисованный + греч. graphō пишу]. лингв. Рисуночное письмо, письмо с помощью пиктограмм. Пиктографи́ческий – относящийся к пиктографии. | П. является древнейшим видом письма.

Толковый словарь иноязычных слов.

Фонема др.-греч. φώνημα – «звук») – минимальная смыслоразличительная единица языка-(Лингвистическая единица речи). Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):

при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом – <т>ом);

при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> – <нос>);

при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он – тон).

Фонематический принцип – В русском письме (русской графике) основным является фонематический принцип: большая часть букв русского алфавита обозначает на письме фонему. Между тем отнюдь не для всех фонем имеются специальная буква. Однако в алфавите представлены также буквы, обозначающие аллофоны, или варианты фонемы.

Транскрипция –(от лат. transcriptio – переписывание)    письменное воспроизведение слов и текстов с учётом их произношения средствами определённой графической системы. Т. бывает научная и практическая.

Сильная и слабая позиции звуков в слове - положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т. п.) называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые.

Сильная позиция – это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков.

Слабая позиция –это позиция неразличения звуков. Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения. Например, ср.; сом — сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома – сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [^]). Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [j]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил – бил, слой – злой, твоих – двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости – на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот – молод ([т]), киска – низко ([с]), сдал – здание ([з]). Сильные позиции по твёрдости/мягкости – на конце слова (удар – ударь), перед гласными (нос – нёс), перед твёрдыми согласными (изба – резьба). Слабая позиция – перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н']

Орфограмма –правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии. Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис, или выяснения места переноса слова из строки в строку. В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных 'е, и' и т. п.).

Количество орфограмм определяется количеством орфографических правил.

Аффиксы – лат. affixus – прикрепленный). Служебная морфема, т. е. часть слова, видоизменяющая лексическое либо грамматическое значение корня (основы) или выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении; общее название всех морфем, за исключением корня.

.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.034 с.)