Цель и задачи реализации программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи реализации программы



БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 127»

 

Дошкольное образование

 

 

Программа

«Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

  Автор: Климашонок Анастасия Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории  

 

 

Программа  «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.

Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и родителей дошкольников.

Предлагаемое тематическое планирование занятий рассчитано на два год.

Содержание

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..............................4

1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...............................5

1.3.Принципы и подходы к формированию Программ………………….................................5

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристик……………………5

1.5.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников......................7

1.6.Планируемые результаты освоения Программы……………….........................................7

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………….....................8

2.2.Перспективный план занятий…………………………………………...............................9

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………….............................19

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Организация режима занятий…………………………………………...............................19

3.2.Описание материально - технического обеспечение………………….............................19

3.3. Методическое обеспечение..................................................................................................20

3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……….21

3.5.Диагностика развития связной речи старших дошкольников …………………………..22

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

Федерального уровня:

· Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года.

· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

 

Актуальность программы

Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86- 82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Как любая работа строится от простого к сложному.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1 - Рассматривание таблицы.
Этап №2 - Перекодирование информации.
Этап №3 - Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4 - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Воспроизведение мнемотаблицы.

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).

 

Планируемые результаты освоения Программы

В результате обучения по программе «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» предполагается, что у дошкольников расширятся знания об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности

Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты - мнемодорожкки - мнемотаблицы.

Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки» и т.д. Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.

Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико - грамматическую наполняемость рассказа.

Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе.

Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные».

Составление предложений. Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука в слогах, словах. Учим повторять фразы за взрослым по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги.

При заучивании стихотворений можно рассмотреть с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию и воспроизведению содержания стихотворений.

В старшем дошкольном возрасте приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Чтение текста.

3. Ответы на вопросы по содержанию.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

5. Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице.

Пересказ с помощью мнемотаблиц, позволяет концентрировать внимание дошкольника на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 

2.2. Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5лет)

 

Дата проведения Образовательная деятельность Задачи, содержание
Сентябрь Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад» Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.
Октябрь Пересказ украинской народной сказки «Колосок» Интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка

Ноябрь

Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» Составление мнемотаблицы для пересказа; учить передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст
Дидактическая игра «Зашифруем слова» Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Декабрь

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей» Продолжать учить передавать текст точно, последовательно, выразительно с опорой на мнемотаблицу; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь.
Заучивание стихотворения И. Гурин «Веселый снеговик» Способствовать запоминанию стихотворения наизусть используя прием мнемотехники.
Январь Пересказ сказки «Три поросенка»   Способствовать умению пересказывать содержание сказки точно, последовательно, выразительно; (использование для пересказа готовые мнемотаблицы)
Февраль Пересказ русской народной сказки «Жихарка» Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица
Март Заучивание стихотворения Т.Дмитриев «Весна пришла» Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения
Апрель Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» Передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы
Май Пересказ знакомых сказок по желанию детей (викторина) Побуждать желание рассказывать знакомые сказки. Развивать связную речь.

 

Перспективный план по речевому развитию

В старшей группе (5-6 лет)

 

Дата проведения Образовательная деятельность Задачи, содержание
Сентябрь Дидактическая игра «Копилка слов»     Дидактические игры с предлогами. Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связой речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.
Октябрь Дидактическое упражнение «Из чего сделан?».   Д/игра «Загадки и отгадки» Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений с использованием мнемоквадратов.   Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.
Ноябрь Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые» Заучивание скороговорок Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Насекомые» с опорой на мнемотаблицу.
Декабрь Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой
Январь Составление описательного рассказа на тему: «Птицы» Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Птицы» с опорой на мнемотаблицу.
Февраль Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт» Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Март Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)     Составление описательного рассказа на тему: «Деревья» Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.  
  А.Н.Плещеев «Сельская песня»   Дидактические игры с предлогами. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность.   Продолжать знакомить детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.
Май Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина «Черёмуха» Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно, читать наизусть стихотворение без опоры на наглядность.

 

Ведущие педагогические технологии:

· технология диалогового обучения;

· технология мнемотехника;

· кинезиологические упражнения;

· здоровьесберегающие технологии;

· информационно-коммуникативные технологии.

Перспективный план по речевому развитию старших дошкольников

    Тема недели   Цели Стихотворение
09 1.Вот и лето прошло. 2.Мы теперь в старшей группе 3.Уж небо осенью дышало». 4.Ягоды грибочки выросли в лесочке. Обобщить представления о осени, его признаках. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.   Дать представление о новом статусе детей- дети старшей группы. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу     Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.      Закрепить знания о грибах, ягодах. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. «Осень»     .     «В нашем детском саду»   «Осень, осень к нам пришла.» Или «Листопад»   «Мальчик лес обошел.» Или «Белка-шалунишка»
 10 1«Мой родной город»               2.«Транспорт (пассажирский)» 3. «Береги свое здоровье»   4.«Специальные машины»              Закрепить представление о родном городе. Учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу   «Закрепить знания об общем понятии «транспорт», Учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу     Обратить внимание на важность здорового образа жизни. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Закрепить названия и назначения машин, умение различать их. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Мой родной город»   «Расскажи про транспорт»   «Водичка, водичка»   «К нам во двор забрался крот»
11 1. «Деревья и кустарники»    2.«Кто я»    3.«Звери готовятся к зиме в лесу»     4. «Домашние животные»      5. «Одежда и обувь»   Уточнить знания о деревьях. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Закрепить знания о том, как зимуют звери в лесу. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Уточнить знания о домашних животных. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Уточнить знания о создании вещей. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Ветер по лесу летал»     «Звонкий мяч»     «Хитрый ежик»   «Непоседа Васенька»   «Маша сшила новые штанишки»
12 1.«Вот пришли морозы и зима настала» 2. «Мебель»     3.Зимние забавы»                    4. «Новый год у ворот» Уточнить представление о признаках зимы. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Закрепить понятие о мебели, Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Расширять знания о играх зимой на улице. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Уточнять  с помощью стихотворения о традициях  праздника Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Мишка, мишка лежебока»     «Много мебели в квартире»   «Снеговик»     «Дед Мороз прислал нам елку»
01 1.«Эти разные сказки» 2. «Хорошие манеры» 3. «Опасности вокруг нас»            Познакомить детей с тематическим стихотворением. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Обратить внимание на  нормы поведения. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Уточнить правила обращения с опасными предметами в целях сохранения здоровья. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Медвежий сон»   «Бабушка»     «Я сегодня медсестра»
02 1.«Труд людей»     2.«Чудо вещи вокруг нас» 3.«Воздух –невидимка» 4.«Защитники Отечества»                                   Закрепить представление о труде людей профессии строитель.(почтальон) Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу     Уточнить характерные внешние признаки.Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Уточнить свойства воздуха.Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу     Закрепить знания о  службе в армии, воспитывать уважение к людям военных профессий. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   «Чтобы дом построить новый» Или «Почтальон»   «Зебра»   «Воздушный шар»   «Воин Российский в вечном дозоре»
03 1. «Мамин праздник»              2. «Моя семья»     3. «Вода - волшебница»                            4. «Посуда»                      5. «Весна идёт – весне дорогу»                Воспитывать уважение и любовь. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу Формировать интерес к семье, воспитывать чуткое отношение к близким людям. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицы Формировать бережное отношении к воде. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Закрепить знания о классификации посуды, Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Уточнить  знания о весенних явлениях природы. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу     «Подарок маме»     «Младшая сестренка»   «Кап,кап…»   «Посуда»   «Весна пришла»
04 1. «Мы живём на Земле»                2. «Космос»                  3. «Такие разные птицы»                      4. «Мир насекомых»               Уточнить знания  об изменениях в жизни животных, растений весной.Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Формировать интерес к космосу. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу     Учить внешние признаки птиц. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу     Познакомить  с внешним видом насекомых. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Помощники весны»   «Космонавт»     «Дятел»     «Жук»  
05 1. «Россия - Родина моя»         2. «День Победы»   3. «Мир цветов»                    .   4.Овощи и фрукты»                     Обобщить и систематизировать знания о России. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Воспитывать уважение к ветеранам. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Различать и классифицировать цветы, Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу   Закрепить знания о полезных продуктах их вкусовые качества, способах использования в пищу. Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу «Черемуха»   «9 Мая»   «Я рисую лето»   «Компот»

Методическое обеспечение

1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.

4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

 

Интернет-ресурсы:

  • http://festival.1september.ru/articles/516638/
  • http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/ispol-zovanie-priemov mnemotehniki-v-nachal-noy-shkole-702737
  • http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-i-prezentacija-na-temu-mnemotehnika-odin-iz-yefektivnyh-metodov-i-priemov-v-rechevom-razviti-detei.html
  • http://logoportal.ru/ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-s-onr/.html
  • http://www.logoped.ru/sulus01.htm

 

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 127»

 

Дошкольное образование

 

 

Программа

«Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

  Автор: Климашонок Анастасия Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории  

 

 

Программа  «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.

Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и родителей дошкольников.

Предлагаемое тематическое планирование занятий рассчитано на два год.

Содержание

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..............................4

1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...............................5

1.3.Принципы и подходы к формированию Программ………………….................................5

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристик……………………5

1.5.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников......................7

1.6.Планируемые результаты освоения Программы……………….........................................7

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………….....................8

2.2.Перспективный план занятий…………………………………………...............................9

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………….............................19

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Организация режима занятий…………………………………………...............................19

3.2.Описание материально - технического обеспечение………………….............................19

3.3. Методическое обеспечение..................................................................................................20

3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……….21

3.5.Диагностика развития связной речи старших дошкольников …………………………..22

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

Федерального уровня:

· Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года.

· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)

 

Актуальность программы

Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86- 82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.

Как любая работа строится от простого к сложному.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1 - Рассматривание таблицы.
Этап №2 - Перекодирование информации.
Этап №3 - Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4 - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Воспроизведение мнемотаблицы.

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).

 

Цель и задачи реализации программы

Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников.

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники

Задачи:

Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас.

Развивающие. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру.

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественной культуре.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет в игровой форме овладеть дошкольникам речевыми навыками посредством приемов мнемотехники.

 

1.3.Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных в ФГОС):

· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

· поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.109 с.)