Высказывания современников о поэме А.А. Блока «Двенадцать» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высказывания современников о поэме А.А. Блока «Двенадцать»



· О.Мандельштам назвал поэму «монументальной драматической частушкой», которая «бессмертна, как фольклор».

· В. Шкловский: «Двенадцать ‑ ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана “блатным” стилем. Блок пошёл от куплетистов и уличного говора. И, закончив вещь, приписал к ней Христа».

· И. Бунин: «Увлекшись Катькой, Блок совсем забыл свой первоначальный замысел “пальнуть в Святую Русь” и “пальнул” в Катьку, так что история с ней, с Ванькой, с лихачами оказалась главным содержанием “Двенадцати”. Блок опомнился только под конец своей “поэмы” и, чтобы поправиться, понёс что попало: тут опять “державный шаг” и какой-то голодный пёс - опять пёс! - и патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц. Блок кричит: “Слушайте, слушайте музыку революции!” и сочиняет “Двенадцать”, он берет зимний вечер в Петербурге, теперь особенно страшном, где люди гибнут от холода, от голода, где нельзя выйти даже днем на улицу из боязни быть ограбленным и раздетым догола, и говорит: вот смотрите, что творится там сейчас пьяной, буйной солдатней, но ведь в конце концов все ея деянія святы разгульным разрушением прежней России и что впереди нея идет Сам Христос, что это Его апостолы. Ведь вот до сих пор спорим: впрямь его ярыги, убившие уличную девицу, суть апостолы или все-таки не совсем?»

· И.Эренбург: «…вслед за поучительными статьями о музыке революции Блок пишет “Двенадцать”. Идут убийцы и громилы, люди все знакомые – воротник рубахи отвернут, красная звезда, торчит невинно кончик Нагана. Идут, но стиль! стиль! – и впереди их один в особой форме, в белом венчике из роз; это Исус (через И) Христос. Идут, поют о вещах, тоже хорошо известных - кто кого прирезал, но музыка! музыка! – и они поют еще: “мировой пожар в крови, Господи, благослови!” А все – и пожар, и Христос “очень народно”, на манер частушек».

· М. Пришвин: «Наконец я понял, почему в “Двенадцати” впереди идет Христос, это он, только Блок, имел право так сказать: это он сам, Блок, принимал на себя весь грех дела и тем, сливаясь с Христом, мог послать Его впереди убийц: это есть Голгофа - стать впереди и принять их грех на себя. Только верно ли, что это Христос, а не сам Блок, в вихре чувств закруженный, взлетевший до Бога».

 

ГУМИЛЁВ Николай Степанович (1886-1921) ‑ русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.

 


ПОБЕДА, СЛАВА, ПОДВИГ

Я вежлив с жизнью современною,

Но между нами есть преграда,

Все, что смешит ее, надменную,

Моя единая отрада.

Победа, слава, подвиг ‑ бледные

Слова, затерянные ныне,

Гремят в душе, как громы медные,

Как голос Господа в пустыне.

Всегда ненужно и непрошено

В мой дом спокойствие входило:

Я клялся быть стрелою, брошенной

Рукой Немврода иль Ахилла.

Но нет, я не герой трагический,

Я ироничнее и суше,

Я злюсь, как идол металлический

Среди фарфоровых игрушек.

Он помнит головы курчавые,

Склоненные к его подножью,

Жрецов молитвы величавые,

Грозу в лесах, объятых дрожью.

И видит, горестно-смеющийся,

Всегда недвижные качели,

Где даме с грудью выдающейся

Пастух играет на свирели.

 

Задание 7. Прочитайте отрывок из стихотворения «Капитаны», письменно ответьте на вопросы:

1. Чем привлекает поэта (и читателя) коллективный герой стихотворения?

2. Что можно сказать о пространственно-временных координатах нарисованной поэтом картины?

3. Выпишите эпитеты и охарактеризуйте их роль в утверждении поэтической мысли.

КАПИТАНЫ (отрывок)

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий -

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса –

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

Разве тр у сам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

 

У КАМИНА

Наплывала тень... Догорал камин,

Руки на груди, он стоял один,

Неподвижный взор устремляя вдаль,

Горько говоря про свою печаль:

«Я пробрался в глубь неизвестных стран,

Восемьдесят дней шел мой караван;

Цепи грозных гор, лес, а иногда

Странные вдали чьи-то города,

И не раз из них в тишине ночной

В лагерь долетал непонятный вой.

Мы рубили лес, мы копали рвы,

Вечерами к нам подходили львы.

Но трусливых душ не было меж нас,

Мы стреляли в них, целясь между глаз.

Древний я отрыл храм из-под песка,

Именем моим названа река.

И в стране озер пять больших племен

Слушались меня, чтили мой закон.

Но теперь я слаб, как во власти сна,

И больна душа, тягостно больна;

Я узнал, узнал, что такое страх,

Погребенный здесь, в четырех стенах;

Даже блеск ружья, даже плеск волны

Эту цепь порвать ныне не вольны...»

И, тая в глазах злое торжество,

Женщина в углу слушала его.

Задание 8. Прочитайте стихотворение Н. Гумилёва «Жираф», письменно ответьте на вопросы:

1. Каково настроение стихотворения?

2. Можно ли пересказать его сюжет?

3. Где происходит действие? Как оно происходит?

4. Кто ведет повествование?

5. Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе?

6. Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

7. Приведите примеры звукописи.

8. Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

9. Как выражается художественное пространство?

10. Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции?

ЖИРАФ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

 

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

 

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

 

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

 


 

АХМАТОВА Анна Андреевна (фамилия при рождении ‑ Го́ренко; 1889 – 5 марта 1966) ‑ поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик и переводчик, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

 


***

Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнем.

Для тебя в окошке створчатом

Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей

Подымается дымок.

Ах, со мной, печальной узницей,

Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,

Долю-муку приняла.

Или любишь белокурую,

Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!

В сердце темный, душный хмель,

А лучи ложатся тонкие

На несмятую постель.

 

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала ‑ их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!»

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой...»

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

 

***

Пусть голоса органа снова грянут,

Как первая весенняя гроза:

Из-за плеча твоей невесты глянут

Мои полузакрытые глаза.

Прощай, прощай, будь счастлив,

друг прекрасный,

Верну тебе твой сладостный обет,

Но берегись твоей подруге страстной

Поведать мой неповторимый бред, ‑

Затем что он пронижет жгучим ядом

Ваш благостный, ваш радостный союз...

А я иду владеть чудесным садом,

Где шелест трав и восклицанья муз.

***

Я пришла к поэту в гости.

Ровно в полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз.

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить кажый должен;

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

 

Задание 9. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», письменно ответьте на вопросы:

1. Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

2. Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?

3. Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?

4. От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

5. Какова тема этого стихотворения?

6. Что является основным событием стихотворения?

7. Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

8. Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?

***

Сжала руки под тёмной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?» ‑

От того, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

 

 

Задание 10. Прочитайте стихотворение А. Ахматовой «Мне голос был», письменно ответьте на вопросы:

1. О чем это стихотворение? Какому событию посвящено?

2. В каком стиле написано это стихотворение?

3. Какие противопоставления мы видим в этом произведении?


МНЕ ГОЛОС БЫЛ

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие свое,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берет ее, ‑

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.


 

Задание 11. Прочитайте поэму А. Ахматовой «Реквием», письменно ответьте на вопросы:

1. Найдите и выпишите из прозаического предисловия слова и словосочетания, которые можно назвать «приметами времени».

2. В «Посвящении» А. Ахматова постоянно употребляет местоимение «МЫ» вместо «Я». Подумайте, зачем она делает этот акцент?

3. В поэме А. Ахматова использует разные художественные средства для описания горя матерей. Найдите и выпишите из «Посвящения» гиперболу (преувеличение), антитезу (противопоставление), 5-6 эпитетов (определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения), 2-3 сравнения, аллюзию (отсылку) к стихотворению А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»: Любовь и дружество до вас / Дойдут сквозь мрачные затворы, / Как в ваши каторжные норы / Доходит мой свободный глас.

4. Какими словами описывает Ахматова Ленинград во «Вступлении»?

5. Какая метафора во «Вступлении» расширяет географию народной беды, перенося читателей в Москву?

6. Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном в 7-9 главах, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII-IX главы» «Реквием»….

 

РЕКВИЕМ [1]

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был. (1961)

 

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины[2] я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

И я сказала:

– Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

(1 апреля 1957, Ленинград)

 


Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат -

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Приговор... И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет... Шатается... Одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

(Март 1940)

ВСТУПЛЕНИЕ

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь[3].

1

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе... Не забыть!

Буду я, как стрелецкие жёнки[4],

Под кремлевскими башнями выть.

(Ноябрь 1935, Москва)

2

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

 

Входит в шапке набекрень,

Видит желтый месяц тень.

 

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

 

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне. (1938)

3

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари...

              Ночь. (1939)

4

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей -

Как трехсотая, с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своею слезою горячею

Новогодний лед прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается... (1938)

5

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пыльные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда. (1939)

6

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят. (Весна 1939)

7

ПРИГОВОР

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

 

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 

А не то... Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

(22 июня 1939, Фонтанный Дом)

 

8

К СМЕРТИ

Ты все равно придешь – зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой,-

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне все равно теперь. Клубится Енисей,

Звезда Полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

19 августа 1939, Фонтанный Дом

9

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

 

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

 

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою):

 

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

 

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук –

Слова последних утешений.

(4 мая 1940, Фонтанный Дом)

 

10

РАСПЯТИЕ

Не рыдай Мене, Мати,

во гробе зрящия.

___

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене...» (1938)

___

 

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

(1940, Фонтанный Дом)

 

ЭПИЛОГ

I

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

 

II

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

 

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

 

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

 

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

 

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

 

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

 

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

 

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

 

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

 

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

 

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

 

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

 

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

 

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

 

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

 

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

 

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.


Задание 12. Анна Андреевна Ахматова ‑ великий русский поэт, глубокий и тонкий мастер лирического стиха. Она внесла свой особенный неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги её бесспорны, а творчество увлекает разные поколения читателей. Подготовьте ответы на вопросы, связанные с особенностями творчества А. Ахматовой.

1. По словам М. Цветаевой, А. Блок сказал об А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на нее глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните ее или отыщите в стихах А. Ахматовой доказательства его правоты.

2. Сделайте подборку стихов Анны Ахматовой на пушкинскую тему. Каким предстает нам национальный гений на страницах ахматовской лирики? Какую роль пушкинская тема играет в творчестве Ахматовой?

3. Каким вам представляется лирический герой Анны Ахматовой? Каков ее идеал мужественности?

4. Современницей каких исторических событий была Анна Андреевна Ахматова? Как она рассказала в своем творчестве «о времени и о себе»?

5. Об афористичности поэтического языка Анны Ахматовой писали многие критики. Выпишите строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппируйте их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах?

Задание 13. Выполните тест по поэме А. Ахматовой «Реквием» (в каждом задании один правильный ответ).

1. О каких «марусях» идёт речь в поэме «Реквием»?

а) «Маруси» - это фургоны для перевозки арестованных

б) «Маруси» - это легковые автомобили для перевозки арестованных

в) «Марусями» называли сотрудниц НКВД

г) «Маруся» - это героиня воровской песни «Мурка»

 

2. Прочитайте отрывок из поэмы:

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 

Какой приём помогает подчеркнуть душевное напряжение героини?

а) анафоры;           б) параллелизма;

в) антитезы;          г) градации

 

3. Укажите неверное утверждение:

а) образ «тюремного голубя» в эпилоге поэмы - это символ спасения

б) «тюремный голубь» - символ чистоты, обретённой через страдание

в) «тюремный голубь» - аллюзия на пушкинское стихотворение «Узник»

г) голубь в поэме - вестник страдания

 

4. Какая глава является кульминационной в поэме?

а) гл. 9 («Уже безумие крылом…»);                  б) гл. 8 («К смерти»)

в) гл. 7 («Приговор»);                                         г) гл. 10 («Распятие»)

 

5. Прочитайте отрывок из поэмы:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня…

 

Чью «безутешную тень» упоминает Ахматова?

а) Музы;                б) Данте;

в) Пушкина;          г) Гумилёва

 

6. Прочитайте отрывок из поэмы:

Ни сына страшные глаза –

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук –

Слова последних утешений.

 

Какой троп является основным средством художественной выразительности в этих строках?

а) метафора;         б) эпитет;

в) метонимия;                   г) литота

 

7. В каком году впервые в Советском Союзе была опубликована поэма «Реквием»?

а) 1935 г.;              б) 1940 г.;

в) 1966 г.;              г) 1987 г.

 

8. Какая из глав поэмы содержит жанровые признаки колыбельной?

а) гл. 1 («Уводили тебя на рассвете…»)

б) гл. 2 («Тихо льется тихий Дон»)

в) гл. 3 («Нет, это не я, это кто-то другой страдает»)

г) гл. 4 («Показать бы тебе, насмешнице…»)

 


ФУТУРИЗМ

Задание 14. Прочитайте манифесты [5] футуристов, выпишите в тетрадь главные цели и творческие принципы русского футуризма. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Кого и почему отвергали футуристы?

2.Каковы причины «недовольства» футуристов существующим языком?

3. Как вы понимаете смысл «самовитого слова»?

4. Кому или чему (и за что) была дана эпатажная пощёчина?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.329 с.)