Организация управления при ведении работ в очаге поражения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация управления при ведении работ в очаге поражения



Главной целью управления при ведении работ в очаге поражения является обеспечение эффективного использования сил и средств гражданской обороны в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями.

Организация управления при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения осуществляется на основе решения соответствующих руководителей гражданской обороны и включает:

- определение состава необходимых пунктов управления силами гражданской обороны и сроков их развертывания в очаге поражения, расчет графика их работы и перемещения (в случае необходимости);

- построение колонн для передвижения;

- распределение личного состава органов управления, средств связи, подразделений обеспечения по пунктам управления;

- составление расчетов (дежурных смен) и распределение личного состава по пунктам управления, установление режимов их работы;

- организацию связи с вышестоящим руководством, взаимодействующими иподчиненными силами;

- организацию охраны, комендантской службы, регулирования движения инженерного оборудования и маскировки;

- определение системы кодирования топокарт, применения документов скрытого управления, назначение позывных должностным лицам руководства и органам управления;

- уточнение состава, содержания и сроков представления документов по табелю срочных донесений;

- установление единых сигналов оповещения, управления и взаимодействия, определение порядка восстановления нарушенного управления.

Управление силами при ведении АСДНР включает: непрерывное добывание, сбор, анализ и оценку обстановки в зоне работ; принятие решений; постановку задач подчиненным; планирование действий сил; организацию их всестороннего обеспечения; организацию и поддержание взаимодействия; организацию системы управления; непосредственное руководство формированиями сил гражданской обороны (соединениями, частями, подразделениями войск ГО, аварийно-спасательными формированиями) контроль и оказание помощи силам в ходе выполнения задач.

Управление силами гражданской обороны организуется и осуществляется на основе решения начальника (командира).

Управление ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ должно обеспечить своевременное оказание помощи пострадавшему населению, эффективное использование возможностей подразделений и успешное выполнение поставленной задачи в короткие сроки, обеспечивающие выживание пораженных (пострадавших) в сложившейся обстановке с минимальными потерями и нанесением окружающей природной среде минимального ущерба.

Основным принципом управления является централизация в сочетании с предоставлением подчиненным инициативы в определении способа и технологий выполнения поставленных задач.

Основными требованиями к управлению являются: устойчивость, оперативность и непрерывность. Их выполнение достигается:

- постоянным знанием и объективной оценкой руководителями гражданской обороны (командирами) и органами, осуществляющими управление гражданской обороной, складывающейся обстановки:

- быстрым реагированием на ее изменения;

- своевременным принятием обоснованных решений и доведением задач до подчиненных;

- решительным и настойчивым претворением в жизнь намеченных планов и решений, выбором эффективных способов и технологий ведения АСДНР;

- своевременным маневром силами и средствами с учетом условий ведения работ и складывающейся обстановки;

- личным контролем и оказанием подчиненным необходимой помощи; организацией и поддержанием устойчивого взаимодействия и всестороннего обеспечения действий подразделений;

- поддержанием высокой готовности органов управления и сил, своевременным уточнением необходимых сигналов управления, оповещения и взаимодействия.

Наиболее целесообразным может быть следующий порядок работы командира соединения (части) подразделения, формирования гражданской обороны с получением задачи на выдвижение в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ:

- уяснение задачи;

- информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке;

- расчет времени;

- отдача распоряжений на приведение в готовность, выдвижение в район ведения АСДНР и организацию разведки;

- проведение рекогносцировки района (участка, объектов) предстоящих работ и установление связи и взаимодействия с органом руководства, в подчинении которого формирование (соединение, часть) находится;

- оценка обстановки и принятие решения;

- постановка задач подразделениям и организация взаимодействия;

- организация ввода подразделений на участки (объекты) работ;

- организация управления и всестороннего обеспечения действий подразделений;

- управление ведением работ.

Уясняя задачу, командир соединения (части), подразделения, формирования гражданской обороны должен понять цель предстоящих действий, задачи формирования сил гражданской обороны, его места и роли в выполнении задачи по ведению АСДНР; порядок взаимодействия и сроки готовности к выполнению задачи.

Расчет времени производится с целью оптимизации действий сил, их сосредоточения в районе при выполнении задачи. Основой расчетов является срок готовности к выполнению задачи, указанной старшим начальником; время постановки задачи; время, необходимое на приведение в готовность сил и выдвижение в очаг поражения.

В распоряжении на приведение в готовность и выдвижение в район чрезвычайной ситуации указываются: данные об обстановке и предстоящей задаче; маршрут движения, район сосредоточения, время начала движения и сосредоточения в указанном районе; время готовности к началу аварийно-спасательных работ; организация обеспечения; порядок связи и информации.

В указании по организации разведки командир определяет: цели и задачи разведки; какие данные и к какому времени необходимо добыть; на каких объектах (участках) сосредоточить основные усилия разведки.

Приведение подразделения, формирования в готовность и организация выдвижения осуществляются в соответствии с заблаговременно разработанным планом действий с уточнением его, исходя из поставленной задачи и условий ее выполнения.

Для проведения рекогносцировки штаб создает рекогносцировочную группу, в которую с учетом характера чрезвычайной ситуации и обстановки, кроме командира, включаются необходимые начальники служб, офицеры штаба, командиры основных подразделений.

В ходе рекогносцировки командир уточняет обстановку и задачу руководителя работ в очаге поражения. Изучает участки (объекты) работ и пути подхода к ним; характер разрушений, завалов, пожаров; наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления; состояние населения, наличие местных материалов, необходимых для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; состояние коммунально-энергетических сетей и местности в районе ведения работ; места, удобные для развертывания пунктов управления, медицинского пункта, район развертывания подразделений обеспечения работ, место развертывания пункта обезвреживания техники и санитарной обработки личного состава и т.п.

Оценка обстановки включает: оценку очага поражения, состояния и возможностей своих подразделений; местных сил и материально-технических средств, которые будут способствовать выполнению поставленной задачи; времени года, суток, состояния погоды и местности.

При оценке очага поражения анализируются: характер и масштабы основных поражающих факторов, состояние объектов и территории, где будут проводиться работы; состояние населения, наличие и характер факторов, препятствующих ведению работ; вид и объемы аварийно-спасательных и других неотложных работ.

При оценке состояния и возможностей своих подразделений анализируются: состав, оснащенность техникой и инструментом, обеспеченность материально-техническими средствами, готовность к действиям; возможности системы управления с учетом характера предстоящих работ.

При оценке местных возможностей анализируются: с какими местными органами необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам; наличие местных материалов, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других работ, возможности их использования.

При оценке времени года, суток и состояния погоды анализируются их возможное влияние на выполнение поставленной задачи.

По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы и производятся расчеты, которые в итоге составляют основу решения.

Основными выводами при оценке состояния очага поражения могут быть: характер и объемы предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ; характер и масштабы вредных и опасных факторов, препятствующих ведению работ, необходимые действия для их ликвидации или снижения до минимально возможного уровня; основные наиболее целесообразные способы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; характер и требуемое количество сил и средств для выполнения предстоящих работ; направление (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; порядок и сменность при ведении работ; задачи разведки по уточнению обстановки; меры безопасности и защиты подразделений в ходе работ; что необходимо дополнительно предпринять по подготовке подразделений к действиям; районы (места) размещения тыла, пунктов управления, исходя из характера обстановки.

При оценке состояния и возможностей своих подразделений основными выводами могут быть: состояние готовности подразделений, что необходимо дополнительно выполнить по ее повышению; удаление подразделений от объектов работ; подразделения, которые необходимо задействовать, исходя из характера и объема предстоящих работ; время возможного начала работ; соответствие возможностей подразделений и запасов материальных средств требуемому количеству сил и средств; что необходимо предпринять для повышения возможностей; наиболее целесообразные способы ведения работ, исходя из возможностей имеющихся сил и средств; распределение подразделений по объектам работы и сменам; задачи основных подразделений; основные вопросы взаимодействия.

При оценке местных возможностей основными выводами могут быть: с какими местными органами необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам в интересах выполнения задачи; какие местные ресурсы необходимо использовать, что необходимо предусмотреть в этих целях.

При оценке состояния времени года, суток, состояния погоды и местности основными выводами могут быть: что необходимо предусмотреть для защиты личного состава от неблагоприятных климатических и погодных условий; необходимая сменность работ с учетом времени года и погоды; мероприятия по обеспечению непрерывности ведения работ; особенности жизнеобеспечения личного состава, пораженного населения и эксплуатации техники; места размещения пунктов управления, района отдыха, тыла; мероприятия по обеспечению проходимости маршрутов.

На основе выводов из оценки обстановки командир принимает решение о ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Основу решения составляет замысел действий.

В замысле определяются: цель предстоящих действий; район (участок, объекты) сосредоточения основных усилий; задачи подразделений; последовательность выполнения задач; состав смен; сроки выполнения задач; организация управления и взаимодействия.

Решение о ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ командир объявляет командирам основных подразделений.

В первую очередь задачи ставятся подразделениям, назначенным для выполнения главной задачи, действующим на направлении (участке) сосредоточения основных усилий с таким расчетом, чтобы обеспечивалось выполнение всего комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Задачи подразделениям ставятся с учетом их предназначения.

Между подразделениями, выполняющими общую задачу, а также между ними и местными (объектовыми, территориальными) формированиями при их наличии на участке (объектах) ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется взаимодействие.

Взаимодействие организует лично руководитель работ в очаге поражения командиры подразделений и формирований путем отдачи соответствующих указаний при постановке задач.

В последующем взаимодействие уточняется непосредственно на местах работ с учетом их хода и складывающейся обстановки.

Взаимодействие организуется по задачам, месту действий, способам их выполнения и времени с целью добиться единого понимания всеми командирами поставленной задачи, порядка и способов ее выполнения.

Взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах подразделений выполняющих главную задачу — спасение пораженных и локализацию источника поражения.

При этом обычно согласовываются: порядок действий при вводе на участок (объекты) работ; организация ликвидации или снижения до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; порядок действий спасателей, инженерно-технических и других специальных подразделений при ведении спасательных работ в сложных условиях обстановки; порядок взаимодействия с местными (объектовыми) формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; порядок действий при смене; порядок действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни участников АСДНР; порядок связи и информации; места размещения пунктов управления.

На основе решения командира разрабатывается приказ и планируется ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Приказ является основным юридическим директивным документом, определяющим замысел и организацию работ.

В приказе указываются краткие выводы из оценки обстановки; задачи подразделения; задачи, выполняемые в интересах подразделения территориальными (объектовыми) органами по месту ведения работ; замысел действий; задачи и места развертывания медицинских подразделений и лечебных учреждений; порядок эвакуации пораженных; время готовности подразделений к выполнению задач; места развертывания и время готовности пунктов управления.

Планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения подразделениями основных задач, распределении усилий подразделений и материальных средств по задачам и объектам работ, установлении порядка взаимодействия подразделений.

План разрабатывается на карте (плане участка, объектов) с приложением графика (календарного плана) работ и пояснительного текста.

На карте (плане) отражаются: исходный район, маршруты ввода, участки (объекты) работ, источники поражения — пожары, источники заражения (загрязнения), основные препятствия; зона заражения (загрязнения); места размещения медицинских пунктов, пунктов специальной и санитарной обработки, маршруты эвакуации пораженных; район размещения тыла; пункты управления и другие вопросы.

Текстуально отражаются: цель и общий замысел действий, состав привлекаемых сил и средств; расчет потребности материально-технических средств, организация взаимодействия.

На графике (календарном плане) работ отражаются: распределение сил и средств по основным задачам (участкам, объектам работ), выполнение задач (работ) по времени.

Кроме того, отрабатываются планы по видам обеспечения, план разведки, связи, радиационной, химической и биологической защиты, технического и тылового обеспечения, комендантской службы.

Указанные планы отрабатываются на рабочих картах.

Планирование осуществляется на весь период выполнения поставленной задачи — до ее полного выполнения.

По ходу действий план уточняется ежесуточно с учетом хода аварийно-спасательных и других неотложных работ и складывающейся обстановки.

Основными методами управления при ведении АСДНР соответственно являются: личное общение с подчиненными и уточнение задач на основе непосредственного наблюдения за ходом ведения АСДНР,изучения донесений; ведение прямых переговоров с командирами подразделений, отдача коротких распоряжений по средствам связи.

Для управления ведением АСДНР развертываются в формированиях сил гражданской обороны пункты управления, в соединениях и воинских частях гражданской обороны — полевые и тыловые пункты управления, в подразделениях — командно-наблюдательные пункты управления. Полевой пункт управления развертывается на направлении действий главных сил, тыловой — в районе расположения тыловых подразделений.

Обязанности должностных лиц

(руководителя работ, начальника оперативного штаба и т.д.)

Для осуществления мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных работ руководитель гражданской обороны должен:

- поддерживать непрерывную связь с вышестоящим органом, осуществляющим управление гражданской обороной, подчиненными и взаимодействующими органами управления;

- оперативно добывать, собирать, анализировать, обобщать и оценивать данные обстановки;

- в любое время располагать данными о ходе осуществления намеченных мероприятий и действиях сил в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;

- контролировать выполнение отданных распоряжений по обеспечению действий сил;

- своевременно докладывать в вышестоящие органы управления об обстановке, принятых (уточненных) решениях, поставленных подчиненным силам задачах и их выполнении;

- поддерживать взаимодействие между органами управления (силами);

- восстанавливать резерв сил и средств;

- принимать меры по восполнению потерь и утрат, понесенных подчиненными силами в ходе проведения спасательных и других неотложных работ: обеспечивать непрерывность управления подчиненными органами управления и силами;

- вести учет потерь населения, личного состава и техники формирований гражданской обороны.

К исходу каждых текущих суток соответствующим руководителем гражданской обороны подводятся итоги ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обобщаются поступившие данные обстановки и подготавливаются предложения для принятия решения на последующие действия сил. Предложения могут разрабатываться в виде текстуальных и графических документов, оформляемых на топографических картах крупного масштаба с приложением необходимых расчетов и проектов распоряжений органам управления (силам).

Для руководства спасательными и другими неотложными работами при руководителе ГО наряду с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, могут создаваться временные органы управления: оперативные штабы и группы. В случае привлечения к спасательным и другим неотложным работам значительных по составу войсковых сил для управления их действиями создается оперативная группа военного округа, от которого выделяются эти силы.

Орган управления по делам ГОЧС, являясь основным органом управления спасательными и другими неотложными работами, координирует деятельность созданных временных органов управления и, в соответствии с решением соответствующего руководителя гражданской обороны, поддерживает их взаимодействие при совместном выполнении задач.

Орган управления по делам ГОЧСна основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей имеющихся сил и средств, а также с учетом предложений служб и структурных органов управления разрабатывает предложения по решению руководителя ГО по организации защиты населения и проведению спасательных и других неотложных работ.

Предложения по решению включают:

- краткие выводы из оценки создавшейся обстановки;

- объем предстоящих спасательных и других неотложных работ и целесообразная очередность их проведения;

- состав имеющихся сил и предложения по их распределению по участкам (районам) и объектам работ;

- задачи созданным группировкам сил (соединениям, частям, подразделениям, формированиям), службам, структурным органам управления;

- порядок обеспечения проводимых мероприятий и действия сил;

- порядок поддержания взаимодействия;

- организацию управления мероприятиями и действиями сил при проведении спасательных и других неотложных работ.

Руководитель ГО уясняет указания вышестоящего руководства и объем предстоящих задач по защите населения, проведению спасательных и других неотложных работ. При уяснении задач он продумывает основные цели предстоящих действий, промежуточные задачи, которые необходимо выполнить для их достижения, оценивает задачи ведомственных органов управления старшего звена, соседних республик (краев, областей, районов) и условия взаимодействия с ними.

На основе уяснения задач проводится расчет времени, определяются метод работы и порядок проведения мероприятий и организации работ, осуществляется ориентирование подчиненных органов управления о предстоящих действиях.

После уяснения предстоящих задач руководитель гражданской обороны с привлечением необходимых, заранее определенных им должностных лиц, приступает к оценке обстановки, определению замысла предстоящих действий и принятию решения. В ходе этой работы он заслушивает предложения органа управления по делам ГОЧС и других органов управления (должностных лиц). При этом участвующие в работе должностные лица могут высказывать свое мнение, вносить предложения, а также давать необходимые пояснения и справки. Руководители структурных органов управления должны быть готовы по требованию руководителя гражданской обороны доложить дополнительные данные и расчеты по своим направлениям работы.

В решении руководителя гражданской обороны о проведении спасательных и других неотложных работ отражаются в основном те же вопросы, что и в предложениях органа управления по делам ГОЧС по решению. Кроме того, могут определяться задачи по отдельным, наиболее важным видам обеспечения.

Решение руководителя гражданской обороны оформляется в виде карт, таблиц, графиков и др. В приказе руководителя гражданской обороны указываются: выводы из оценки создавшейся обстановки; объем и характер предстоящих задач и последовательность их выполнения; состав группировки сил, привлекаемых к выполнению этих задач: задачи подчиненным органам управления и силам; порядок обеспечения действий сил и их взаимодействия при совместном выполнении задач; организация управления.

В распоряжении руководителя гражданской обороны указываются: краткие выводы из оценки создавшейся обстановки; задачи, решаемые старшим руководителем гражданской обороны; задачи по защите населения и проведению спасательных и других неотложных работ или по их обеспечению; выделяемые на усиление подчиненных звеньев силы и средства; задачи взаимодействующих органов управления. При необходимости могут указываться способы выполнения отдельных задач и другие вопросы.

Директивы, приказы и распоряжения подписываются руководителем гражданской обороны и начальником органа управления по делам ГОЧС. Распоряжения по видам обеспечения от имени руководителя гражданской обороны может отдавать начальник органа управления по делам ГОЧС.

В ходе выработки общего решения по организации защиты населения и проведению спасательных и других неотложных работ руководитель гражданской обороны может принимать экстренные частные решения по отдельным возникшим проблемам.

Важнейшей обязанностью органа управления по делам ГО ЧС при организации спасательных и других неотложных работ является организация взаимодействия между участвующими в них силами. Организация взаимодействия включает: четкую постановку задач исполнителям и разграничение их функций при выполнении общих задач (мероприятий); назначение головных исполнителей поставленных задач (намеченных мероприятий) и установление подчиненности им других органов управления (сил), участвующих в выполнении этих задач (мероприятий); согласование порядка совместного выполнения задач по способам выполнения, месту и времени; установление порядка обмена данными об обстановке; организацию контроля за выполнением установленного порядка взаимодействия.

Установленный порядок взаимодействия отражается в директивах, приказах, распоряжениях, а также в специальных планах (таблицах) взаимодействия.

В ходе осуществления мероприятий по защите населения и проведения спасательных работ орган управления по делам ГО ЧС обязан: поддерживать непрерывную связь с вышестоящим органом управления по делам ГО ЧС, подчиненными и взаимодействующими органами управления; оперативно добывать, собирать, анализировать, обобщать и оценивать данные обстановки; в любое время располагать данными о ходе осуществления намеченных мероприятий и действиях сил в ходе проведения спасательных и других неотложных работ; контролировать выполнение отданных распоряжений по обеспечению действий сил; обеспечивать повседневную деятельность руководителя гражданской обороны по руководству спасательными и другими неотложными работами, готовить ему необходимые данные и расчеты для уточнения принятого решения или принятия новых решений по возникающим задачам; своевременно доводить до подчиненных органов управления уточненные или новые задачи, организовывать и контролировать их выполнение; докладывать в вышестоящий орган управления по делам ГО ЧС об обстановке, о принятых (уточненных) решениях, поставленных подчиненным силам задачах и их выполнении; обеспечивать поддержание взаимодействия между органами управления (силами); проводить дополнительные мероприятия по созданию (восстановлению) резерва сил и средств; принимать меры по восполнению потерь и утрат, понесенных подчиненными силами в ходе проведения спасательных и других неотложных работ; обеспечивать непрерывность управления подчиненными органами управления и силами; вести учет потерь населения, личного состава и техники формирований гражданской обороны.

При подведении итогов спасательных и других неотложных работ за сутки начальник органа управления по делам ГОЧС обобщает поступившие данные обстановки и готовит руководителю гражданской обороны предложения по решению на последующие действия. Предложения готовятся в виде оформленных на карте (плане) последних данных обстановки с приложением необходимых расчетов и проектов распоряжений органам управления (силам).

В целях повышения оперативности принятия мер по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаги поражения обычно направляется оперативная группа, начальник которой обязан:

- организовать разведку очага поражения, аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

- оценить сложившуюся обстановку в районе чрезвычайной ситуации;

- принять меры к установлению устойчивой связи с органами, осуществляющими управление гражданской обороной;

- доложить обстановку, выводы, предложения по ней вышестоящему начальнику органа, осуществляющего управление гражданской обороной, для принятия решения по ведению АСДНР;

- совместно с другими органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территориях муниципальных образований, организовать управление и координацию действий сил и средств, привлекаемых для ведения АСДНР;

- своевременно представлять доклады в вышестоящие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, о ходе ведения АСДНР;

- координировать работу членов оперативной группы;

- принимать участие в заседаниях оперативного штаба по ведению АСДНР;

- организовать взаимодействие между органами управления силами и средствами в районе ведения АСДНР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.045 с.)