Предъявляемые к финансовой отчетности 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предъявляемые к финансовой отчетности



В международной практике и в Российской Федерации определены и действуют концепции финансовой отчетности (КФО). К ним относятся:

1) цели и задачи финансовой отчетности;

2) качественная характеристика информации, содержащаяся в финансовой отчетности;

3) элементы финансовой отчетности;

4) критерии признания, измерения и оценки финансовой информации;

5) принципы построения информационной системы.

Целями финансовой отчетности являются:

· оценка ресурсов и обязательств хозяйствующего субъекта;

· оценка работы руководящих органов:

· правильное отражение итогов хозяйственной деятельности за отчетный период.

· принятие инвестиционных решений и решений по предоставлению кредитов;

В Законе Российской Федерации «О бухгалтерском учете», в статье 2 отмечено: «Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам».

Отчетность составляется при строгом соблюдении требований, предусмотренных указаниями по заполнению форм квартального и годового финансового отчета предприятия.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета.

Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный период, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и финансовых результатов в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина Российской Федерации.

Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории Российской Федерации, – в рублях.

Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующим положением по бухгалтерскому учету – «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному приказом Минфина РФ.

Ко второй концепции финансовой отчетности относится качественная характеристика бухгалтерской информации, которая предусматривает: понятность, значимость, достоверность и сопоставимость данных, предусмотренных в отчетности.

Информация, содержащаяся в отчетности, должна быть понятна всем пользователям в целях ее полного использования для принятия необходимых решений.

Значимость относится к приемлемости бухгалтерской информации для различных категорий внутренних и внешних пользователей, уполномоченных принимать решения. Степень значимости бухгалтерской информации зависит от того, насколько она соответствует следующим качествам: своевременность; ценность прогнозирования и обратная связь.

Достоверность финансовой информации означает, прежде всего, отсутствие в ней ошибок и неточностей. Она должна, правильно раскрывать суть информации. Достоверность информации определяется следующими тремя критериями:

1. Правдивое отображение финансово-хозяйственной деятельности.

2. Проверяемость информации.

3. Нейтральность информации, т. е. отсутствие предубеждений, искаженных точек зрения с целью оказания влияния на пользователей этих отчетов.

Сопоставимость необходима для сравнения информации, представленной в двух пакетах финансовых отчетов, т.е. данных на начало и конец периода, за отчетный и прошлый период (квартал, год).

Элементы финансовой отчетности – это группы статей, которые должны включаться в финансовые отчеты.

Концепцией финансовой отчетности (КФО) установлены семь элементов:

1. Активы – экономические ресурсы, контролируемые хозяйствующим субъектом в результате прошлых сделок или событий, которые в будущем принесут прибыль.

2. Обязательства – возникающие в процессе хозяйственной деятельности с различными юридическими и физическими лицами расчеты по средствам, которые с наступлением определенного срока должны быть возвращены.

3. Акционерный капитал (чистые активы) – доля владения активами хозяйствующим субъектом за минусом его обязательств.

4. Доходы – увеличение экономических ресурсов посредством притока активов или сокращения обязательств в результате хозяйственной деятельности.

5. Расходы – сокращение экономических ресурсов посредством оттоков активов или взятия на себя обязательств, вытекающих из хозяйственной деятельности с целью увеличения прибыли.

6. Прибыль – увеличение капитала в результате основной и не основной деятельности, событий, обстоятельств, воздействующих на хозяйствующий субъект, за исключением взносов в акционерный капитал.

7. Убыток – сокращение капитала в результате основной деятельности и всех других операций, событий, обстоятельств, за исключением тех, которые являются результатом расходов или распределения акционерного капитала.

Концепция финансовой отчетности имеет свои критерии:

Критерий признания. Признание – это процесс включения статьи в финансовый отчет. Признанной статье присваивается название и числовой код строки. Признанная статья распространяется на все элементы финансовой отчетности во всех предприятиях и организациях, составляющих эту отчетность.

Критерий измерения (учета). Он основывается на четырех количественных показателях:

1. Определение элемента, т. е. статья должна соответствовать определению элемента финансового отчета.

2. Измеримость элемента, т. е. статья имеет соответствующий атрибут (т. е. характеристику), которую можно точно измерить.

3. Актуальность, т. е. информация, содержащаяся в статье, способна влиять на принятие решений пользователями.

4. Надежность, т. е. информация, содержащаяся в статье, является достоверной, нейтральной и поддающейся проверке.

Критерий оценки. Оценка – это процесс определения величины, по которой учитывается статья в финансовой отчетности.

Концепция финансовой отчетности предусматривает, чтобы информационная система должна быть построена на основе следующих принципов:

1) принципа среды;

2) принципа реализации;

3) принципа ограничения.

Принцип среды,в свою очередь, подразумевает, чтобы отчетность соответствовала четырем требованиям: обособленность, непрерывность, оценка и периодичность.

Обособленность подразумевает составление финансовой отчетности по отдельным самостоятельным организациям, независимо от их владельцев.

Непрерывность (продолжающаяся деятельность) заключается в том, что деятельность предприятия рассчитана на длительный период. Данные отчета соответствующего периода являются продолжением предыдущего.

Оценка – все статьи финансовой отчетности оцениваются в денежном выражении, т. е. в валюте данного государства.

Периодичность – финансовая отчетность составляется за соответствующие установленные периоды (месяц, квартал, год) или хозяйственный год.

Принцип реализации предусматривает отражение основных результативных показателей хозяйственной деятельности (доходы, затраты, прибыли и убытки) в финансовой отчетности с учетом реализованной продукции. Этот принцип, в свою очередь, включает в себя принципы начисления и соответствия.

Принцип начисления гласит: «Результат всех операций учитывается в момент когда они имели место, а не в момент получения или выплаты денежных средств».

Принцип соответствия предусматривает – доходы и расходы относятся на тот период, когда они совершены. Отсюда и прибыль предприятия определяется с учетом принципов начисления и соответствия.

Принцип ограничения предусматривает границы отражения информации в финансовой отчетности:

1) затраты – доходы;

2) существенность;

3) особенности отрасли;

4) консерватизм.

Затраты-доходы – предусматривают, как правило, отражение в отчетности превышения доходов над расходами.

Существенность. Информация, представленная в отчетности, должна быть существенной, т. е. при ее отсутствии или неверном толковании она повлияет на правильное принятие управленческого решения или изменит это решение.

Особенности отрасли – информация, предоставляемая в отчетности, зависит от отраслевой деятельности организации.

Консерватизм (осторожность) - там, где существуют две альтернативы принятия решения, предпочтение дается той, которая оказывает наименее благоприятное влияние на чистую прибыль или общую сумму активов. Прибыль должна быть признана после осуществления операции. Убытки должны быть признаны тотчас, как они произошли.

 

Содержание и показатели бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс - одна из форм бухгалтерской отчетности, показывающая размещение, использование и источники средств компании, предприятия. Бухгалтерский баланс содержит полную, развернутую информацию о ресурсах, используемых компанией, и представляет двухстороннюю таблицу, в левой части которой (актив) дается состав ресурсов (размещение финансовых ресурсов). В правой части бухгалтерского баланса (пассив) - показывают источники, использованные при формировании ресурсов, отраженных в активе. Даются сведения о задолженности компаниям, другим лицам, подлежащей погашению за счет имеющихся активов. В активе и пассиве рассматриваются одни и те же ресурсы, хотя и с различных позиций, поэтому итоги активной и пассивной частей бухгалтерского баланса обязательно совпадают.

Руководитель предприятия должен уметь читать бухгалтерский баланс, пользуясь его данными, видеть за каждой статьей реальную картину состояния предприятия, откуда поступили средства и где они размещены, достаточно ли их для нормальной работы.

Существуют различные виды бухгалтерского баланса, которые классифицируются по следующим признакам: времени составления; объему информации; форме собственности; объекту отражения; способу очистки.

По времени составления бухгалтерские балансы могут быть вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные и объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. Он определяет сумму ценностей, с которыми предприятие начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляют периодически в течение всего существования предприятия в сроки, установленные законодательством.

Ликвидационные балансы составляют при ликвидации предприятия.

Разделительные балансы составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий или передаче одного или нескольких структурных подразделений данного предприятия другому предприятию. Иногда этот баланс называют передаточным.

Объединительный баланс (консолидированный) составляют при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие.

По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

Единичный баланс составляется только по одному предприятию на основании текущего учета.

Сводный баланс составляется на основании единичных балансов и отражает хозяйственные средства объединений (министерств, фирм, акционерных обществ и т. п.).

По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных предприятий, а также общественных организаций.

По объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

Самостоятельный баланс составляют предприятия, являющиеся юридическими лицами.

Отдельный баланс (консолидированный) составляют структурные подразделения предприятия (филиалы, цехи, автотранспортные и т. п.).

По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называются статьи, суммы по которым при определении фактической стоимости средств (себестоимости или остаточной стоимости) вычитаются из суммы другой статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы «Основные средства» вычитается сумма регулирующей статьи «Износ основных средств». В балансе-брутто суммы регулирующих статей включаются в стоимость итога баланса.

Баланс-нетто – это баланс, из стоимости которого исключены суммы регулирующих статей, что называется «очисткой». Все предприятия Российской Федерации составляют баланс-нетто, т. е. в итог баланса входит остаточная стоимость основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а товары для перепродажи – по себестоимости.

Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому балансу, являются правдивость, реальность, единство, преемственность и ясность.

Правдивость баланса обеспечивается полнотой и качеством документов, на основании которых он составляется. Если не все факты хозяйственной деятельности отчетного периода своевременно оформлены документально или оформлены неправильно, то баланс не отражает фактический итог работы предприятия. Каждая статья бухгалтерского баланса должна быть подтверждена документально, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Преднамеренное искажение данных бухгалтерского баланса называется его вуалированием. Вуалирование баланса может быть умышленным с целью скрытия нарушений или для приукрашивания отдельных сторон деятельности и неумышленным как результат незнания отдельных положений по составлению баланса.

Реальность баланса означает соответствие оценок статей объективной действительности. Не следует смешивать понятия «правдивость» и «реальность» баланса. Баланс может быть правдивым, но не реальным, т. е. данные баланса составлены на основании документов и показывают действительное наличие средств, но некоторые статьи не показывают реального положения, например, основные средства морально устарели, дебиторская задолженность невостребуемая и т. п.

Единство баланса означает составление баланса по единым принципам учета и оценки, т. е. применение во всех структурных подразделениях предприятия и отраслях единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинакового содержания счетов, их корреспонденции и т. п.

В Российской Федерации достигнуто единство балансов, так как принята единая форма бухгалтерского баланса, утверждаемая Министерством финансов Российской Федерации, применяется единый план счетов. Все формы финансовой отчетности составляются на основе «Указаний по заполнению форм квартального и годового финансового отчета предприятий», утверждаемых Министерством финансов Российской Федерации.

Преемственность баланса выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего баланса. Например, заключительный баланс прошлого года (данные на конец года) должен быть начальным балансом отчетного года (данные на начало года), так как отчетный год является продолжением прошлого года.

Ясность баланса – это его доступность для понимания лиц, его составляющих, и всех его читающих и анализирующих. Так, например, в Узбекистане чтобы сделать баланс ясным и понятным, реквизиты и наименования статей изложены на двух языках (узбекском и русском).

Бухгалтерский баланс состоит из двух равных частей: актива и пассива. В активе показываются состав и размещение капитала предприятия, в пассиве – источники образования активов, т. е. собственный капитал и обязательства, временно привлеченные средства других предприятий или физических лиц.

Таким образом, бухгалтерский баланс включает следующие элементы:

1. Активы, отражающие то, чем владеет предприятие.

2. Собственный капитал (финансовые ресурсы), находящийся в распоряжении предприятия.

3. Обязательства (задолженность), возникшие в результате приобретения, образования активов, которые следует в дальнейшем возвратить по назначению.

В международной практике в активе и пассиве баланса все статьи сгруппированы в двух разделах.

В активе:

Раздел 1. «Оборотные активы».

Раздел 2. «Долгосрочные активы».

В пассиве:

Раздел 1. «Источники собственных средств, или Собственный капитал».

Раздел 2. «Обязательства».

Статьи бухгалтерского баланса располагаются во многих фирмах стран развитого капитализма по степени понижения ликвидности.

Статьи в бухгалтерском балансе предприятий Российской Федерации расположены следующим образом (см. табл. 3.1).

В активе – по степени возрастания предполагаемой ликвидности, то есть легкости, с которой активы могут быть обращены в наличные деньги. Сначала приведены показатели наиболее тяжелых по ликвидности активов, а затем оборотные активы и наличные денежные средства, являющиеся наиболее ликвидными активами.

В пассиве, если его показатели рассматривать как обязательства организации, сначала приведены показатели о долгосрочной, а затем о краткосрочной кредиторской задолженности организации перед поставщиками и подрядчиками, по оплате труда перед собственным персоналом и другие. Обязательства организации в балансе, следовательно, располагаются по срочности их возврата.

 

Таблица 3.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.005 с.)