Основы организации и строительства гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации и строительства гражданской обороны



РАЗДЕЛ I

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Глава 1

Основы организации гражданской обороны

Полномочия федеральных органов государственной власти в области

Гражданской обороны

Президент Российской Федерации:

- определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

- утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

- вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

- утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

- обеспечивает проведение единой государственной политики вобласти гражданской обороны;

- руководит организацией и ведением гражданской обороны;

- издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

- определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

- определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные регионы;

- определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

- принимают нормативные акты вобласти гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

- разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

- осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации:

- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

- осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

- организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

- планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

- планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

- проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

 

Общие обязанности руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны

Общими обязанностями руководителей федеральных органов исполнительной власти являются:

- разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны;

- обеспечение защиты работников федеральных органов исполнительной власти от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- разработка и осуществление мероприятий по эвакуации работников федеральных органов исполнительной власти; принятие мер по заблаговременной подготовке базы для их размещения в загородной зоне;

- разработка и принятие (в пределах своих полномочий) нормативных актов в области гражданской обороны и доведение их до бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

- осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, а также мероприятий по снижению опасности возникновения вторичных очагов поражения, выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений;

- разработка и представление в установленном порядке проектов планов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств осуществление контроля за реализацией утвержденных планов;

- методическое руководство созданием нештатных аварийно-спасательных формирований в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

- обеспечение светомаскировки подведомственных объектов;

- организация проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

- организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по тематике гражданской обороны.

Общими обязанностями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются:

- руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач;

- организация проведения мероприятий по выполнению задач гражданской обороны на соответствующей территории; разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

- организация управления гражданской обороной, создание, развитие реконструкция) и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также систем разведки, наблюдения, прогнозирования, информации и контроля за радиоактивным, химическим и биологическим (бактериологическим) заражением;

- организация подготовки органов управления гражданской обороны, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организация разработки и представления в установленном порядке проектов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, контроль за реализацией утвержденных планов;

- организация заблаговременного накопления и хранения в мобилизационном резерве техники и специального имущества для нужд гражданской обороны;

- накопление и поддержание в готовности защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

- оповещение и информирование органов управления гражданской обороны и населения об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления, а также в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

- ввод в действие плана гражданской обороны и защиты населения иприведение в готовность гражданской обороны в установленном порядке;

- обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от современных средств поражения;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- планирование мероприятий по светомаскировке объектов и населенных пунктов с заинтересованными органами;

- организация пропаганды по вопросам гражданской обороны.

Общими обязанностями руководителей органов местного самоуправления (выполняемых самостоятельно в границах муниципальных образований) являются:

- руководство гражданской обороной иобеспечение ее постоянной готовности;

- разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения, проведение мероприятий гражданской обороны;

- поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- проведение подготовки и обучения населения способам защиты от военных действий или вследствие этих действий;

- организация создания и поддержания в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- создание и поддержание в постоянной готовности к использованию фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты;

- осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности; организация создания нештатных аварийно-спасательных формирований;

- проведениепервоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- обеспечение выполнения норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве конструкции городов и организаций;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

- ввод в действие планов гражданской обороны и защиты населения, приведение в готовность гражданской обороны муниципальных образований в установленном порядке;

- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных в очагах поражения и в ходе ликвидаций последствий аварий, катастрофических бедствий;

- проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и организаций.

Общими обязанностями руководителей организаций являются:

- планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны; издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны для выполнения мероприятий гражданской обороны;

- обеспечение защиты своих работников от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; обучение их способам защиты от данных опасностей;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;

- проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

- создание, обучение и укомплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами;

- введение в действие планов гражданской обороны с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;

- личное руководство проведением аварийно-спасательных и других, неотложных работ на объекте;

- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

Руководители организаций являются непосредственными организаторами гражданской обороны на своих объектах и несут личную ответственность за постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач гражданской обороны. Они выполняют указания и распоряжения по организации и ведению гражданской обороны вышестоящего руководителя по ведомственной принадлежности, а также руководителя органа местного самоуправления по месту дислокации организации.

Силы гражданской обороны

Структура сил гражданской обороны показана на рис. 1.3. В состав сил, выполняющих задачи гражданской обороны, входят как основные силы, создаваемые специально в ее интересах, так и привлекаемые силы других ведомств.

К основным силам относятся:

- войска ГО;

- аварийно-спасательные службы ГО;

- нештатные аварийно-спасательные формирования ГО;

- силы МЧС России и функциональных подсистем РСЧС.

Кроме того, могут создаваться добровольные формирования из населения.

К функциональным подсистемам РСЧС относятся:

- части и подразделения Минобороны, МВД, других силовых ведомств, выделяемых по планам взаимодействия;

- ведомственные аварийно-спасательные формирования (газо- и горноспасатели, аварийно-спасательные подразделения Минтранса и др.);

- штатные учреждения мирного времени (скорая помощь, аварийно-коммунальные службы и др.).

Ведомственные аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные службы привлекаются для выполнения задач в области гражданской обороны по решению руководителей соответствующих уровней управления согласно планам гражданской и защиты населения, с учетом профессиональной подготовки.

Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Основными задачами сил гражданской обороны являются:

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся заражению (загрязнению), санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов;

- проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер;

- восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;

- розыск пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении в лечебные учреждения;

- участие в выполнении других задач в области гражданской обороны (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей; обслуживание убежищ; выдача индивидуальных средств защиты; осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время).

Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Структура сил, привлекаемых для решения задач гражданской обороны

 

Войска гражданской обороны

Войска гражданской обороны Российской Федерации (далее именуются – войска гражданской обороны) являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Войска гражданской обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обладая высокой готовностью и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.

Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации – через региональные центры МЧС России;

- соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения – непосредственно.

Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.

Задачи, возложенные на войска гражданской обороны, порядок подготовки и применения их в военное время определяются Положением о войсках гражданской обороны Российской Федерации, а также Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

Основы действий войск гражданской обороны по защите территории страны и ее населения в военное время определяются Уставом войск гражданской обороны Российской Федерации, который согласовывается с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий.

В настоящее время в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 28.06.2005 осуществляется поэтапное преобразование войск гражданской обороны в специальные формирования Государственных спасательных сил и перевод их на иные виды государственной службы.

Основными задачами войск гражданской обороны в военное время являются: ведение радиационной, химической и неспецифической биологической (бактериологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления: проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления; проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов; участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров для прикрытия территорий субъектов Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.

Спасательные центры в составе отдельных спасательных отрядов являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. Они предназначены для проведения в военное время аварийно-спасательных и других неотложных работ в городах (категорированных), промышленных районах, на наиболее важных объектах экономики. В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания. Они оснащены различными современными специальными видами техники и средств малой механизации. Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток, при всякой погоде.

Отдельная авиационная эскадрилья смешанного состава предназначена для обеспечения управленческих функций (штабных, связных и др.); ведения воздушной разведки на маршрутах и в очагах поражения; выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.; оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ; эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением, вывоза уникального оборудования и ценностей и т.п.

Отдельный отряд РХБ защиты предназначен для ведения радиационной и химической разведки; проведения спасательных и других неотложных работ в очагах РХБ заражения; тушения отдельных очагов пожаров.

Подразделения соединений и частей войск гражданской обороны предназначены: механизированные – для обеспечения выдвижения сил гражданской обороны в очаг поражения; проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; спасательные – для поиска и спасения людей, находящихся под завалами, в разрушенных, поврежденных и горящих зданиях и сооружениях, и оказания им первой медицинской помощи; инженерно-технические (механизации) — для инженерного обеспечения действий подразделений частей и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; пожарно-спасательные — для противопожарного обеспечения действий других подразделений, ведения пожарной разведки, локализации и тушения пожаров на маршрутах и в очагах поражения, спасения людей в зоне пожара; медицинские — для ведения медицинской разведки; проведения лечебно-профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий; оказания первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным. Понтонно-переправочные отряды предназначены для оборудования и содержания паромных переправ, наплавных мостов; строительства и ремонта низководных мостов, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах катастрофического затопления; пиротехнические – для поиска, обезвреживания и уничтожения авиационных бомб и фугасов, а также для проделывания проходов в завалах и обрушения поврежденных конструкций зданий и сооружений взрывным способом; отряды аэромобильные пожаро-спасательные — для проведения общей разведки на маршрутах выдвижения и в очагах поражения, воздушного десантирования спасателей, техники и грузов в районы ведения ими аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализации и тушения пожаров. Отряды первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения обеспечивают: водоснабжение (разведку источников воды, ее добычу, очистку, хранение); выпечку хлеба и подвоз необходимых материальных средств. Химико-радиометрические лаборатории предназначены для проведения радиометрических и химических анализов проб и определения типов аварийно химически опасных, а также радиоактивных веществ; расчетно-аналитические станции (группы) — для сбора, обобщения и обработки информации о применении противником средств поражения; подготовки предложений о наиболее целесообразных действиях частей (подразделений) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях радиоактивного и химического заражения; лаборатории измерительной техники — для метрологического обслуживания средств измерений подразделений; технического обеспечения — для выполнения текущего и среднего ремонта, а также проведения специальных видов работ по техническому обслуживанию вооружения и техники; материального обеспечения — для приема, содержания и доставки запасов вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, воды, вещевого, инженерного, медицинского имущества и иных материальных средств; заправки техники горючим и других видов тылового обеспечения.

Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Деятельность войск гражданской обороны регламентирована «Положением о войсках гражданской обороны», введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 784.

В связи с реформированием военной организации Российской Федерации войска гражданской обороны в перспективе могут быть преобразованы в специальные формирования государственных спасательных сил.

РАЗДЕЛ I

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Глава 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.105 с.)