Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста. Укажите номера ответов.



1. Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.

2. Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.

3. В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить

4. Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.

5. Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. Предложение 4 содержит описание действий.

2. В предложениях 7–10 представлено рассуждение.

3. В предложениях 20–22 представлено повествование.

4. Предложения 23–25 содержат описание.

5. Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.

Из предложений 6–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

 

25. Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

«Стараясь воспроизвести атмосферу происходящего, Григорий Бакланов использует троп – (А)__________ («слепые окна» в предложении 2). Ещё один троп – (Б)__________ («будто уже совсем замёрз»в предложении 11) и приём – (В)__________ («объяснишь» в предложениях 20–22) помогают передать чувства персонажей. С помощью такого синтаксического средства, как (Г)__________ (предложения 27, 28, 31), автор призывает задуматься о том, что важно для него самого».

Конец формы

 

Список терминов: 1) эпитет 2) диалог 3) сравнение 4) восклицательные предложения 5) вопросительные предложения 6) диалектизм 7) лексический повтор 8) книжная лексика 9) анафора Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г
       

Текст 4

(1)Прокопия Ивановича привезли в больницу глубокой ночью. (2)Его провожала жена. (3)Ввалившиеся глаза больного взывали к участию. (4)Сухие с синевой губы еле могли шевелиться.

– (5)Прасковьюшка, умру я, наверное. (6)Чего не так – прости...

(7)Маленькая седовласая женщина с лицом, испещрённым морщинками, коснулась рукой его лица.

– (8)Что ты, Пронюшка, – заплакала женщина.

(9)Потом, когда затих шум лифта, увозящего Прокопия Ивановича
в палату, она вытерла глаза и ушла из больницы, тихо закрыв за собой дверь, будто боясь разбудить тех, с кем теперь её муж. (10)Хирург, осмотрев больного, нашёл его состояние безнадёжным.

– (11)Катастрофа в животе. (12)Лёгочно-сердечная недостаточность. (13)Вряд ли старик доживёт до утра, – сказал он сестре. – (14)Поставьте капельницу с глюкозой, сердечными, витаминами. (15)Дайте кислород. (16)До утра больной дожил, и хирург принял решение оперировать Прокопия Ивановича, хотя отчётливо понимал, какому огромному риску подвергал его жизнь. (17)Но другого выхода не было.

(18)Операция шла долго. (19)Хирургу не раз вытирали потный лоб. (20)Больной лежал в забытьи под действием наркоза. (21)В вену его руки медленно, капля за каплей, вливалась живительная жидкость. (22)А Прасковья Андреевна, измученная бессонной ночью и плохими мыслями, уже сидела в вестибюле больницы.

(23)После окончания операции хирург огорчил её:

– Не стану скрывать: положение серьёзное, хотя сделано всё, что в наших силах. (24)Прошу Вас, если можете, помогите нам, поухаживайте за ним, – добавил он.

– (25)Ладно... – только и промолвила Прасковья Андреевна.

(26)В палате Прокопий Иванович лежал неподвижно, с закрытыми глазами, ни на что не реагировал. (27)Лицо его было бледным, дыхание еле заметным.

– (28)Пронюшка, как ты?

– (29)Это ты, Прасковьюшка? – и опять сделался ко всему безучастным.

(30)Несколько дней подряд, с утра и до позднего вечера, была она с ним. (31)Ложечку водички даст, чтобы во рту не сохло, чёлочку причешет, чтобы на глаза не спускалась, умоет, подушку другой, холодной стороной повернёт.

– (32)Вот так... (33)Хорошо-то как будет!

(34)Потом сядет возле него, руку его в свою возьмёт. (35)В одну руку Прокопия Ивановича беспрестанно поступали лекарства, по другой текла любовь Прасковьи Андреевны. (36)Больному становилось лучше. (37)На пятый день хирург осматривал Прокопия Ивановича раньше, чем пришла Прасковья Андреевна. (38)На теле его он увидел старые рубцы и теперь решил спросить:

– Что это у Вас?

– (39)Немец...

– (40)Наверное, награды есть?

– (41)А как же: от воротника до пояса!

– (42)А что-то сегодня жены не видно. (43)Не придёт?

– (44)Придёт... (45)Пусть-ка не придёт! – и стукнул кулаком по краю кровати.

(46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой.

(48)Вечером хирург снова зашёл в палату. (49)Прокопий Иванович улыбался. (50)Его рука опять покоилась в руке Прасковьи Андреевны. (51)Старый врач знал о великом целительном свойстве любви: как цветок наливается соком от солнца, так больной человек оживает от любви. (52)Недаром для борьбы за жизнь Прокопия Ивановича он взял себе в союзницы маленькую седовласую женщину. (53)Любовь её он заметил ещё в ту ночь, когда принимал больного, показавшегося ему безнадёжным.

 

(По Н.И. Батыгиной*) * Надежда Ивановна Батыгина (1919 - 1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.

Из предложений 46 - 49 выпишите слово высокого стиля.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Хирург взялся оперировать больного, показавшегося ему безнадёжным, несмотря на то что риск для жизни был очень велик.

2. Хирург прооперировал больного сразу после поступления Прокопия Ивановича в больницу.

3. Прасковья Андреевна всю ночь просидела в вестибюле больницы, ожидая исхода операции.

4. Причиной плохого самочувствия больного после операции были многочисленные ранения, полученные им во время войны.

5. Любовь близкого человека обладает целительными свойствами.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 7 - 9 представлено повествование с элементами описания.

2. Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13.

3. Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

4. Предложение 25 поясняет содержание предложения 24.

5. Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46.

25. Среди предложений 18–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Конец формы

 

26. «Рассказывая о взаимоотношениях героев, Н.И. Батыгина использует такой троп, как (А)__________ (в предложении 35), и синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 28, 29). Тропы: (В)__________ («как цветок наливается соком от солнца» в предложении 51) и (Г)__________ («о великом целительном свойстве» в предложении 51) – подчёркивают значение любви в жизни человека».

 

Конец формы

Список терминов: 1) эпитет 2) фразеологизм 2) вводные конструкции 4) сравнение 5) метафора 6) обращение 7) парцелляция 8) литота литота 9) восклицательные предложения Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г
       

 

Проблемы: Позиция автора:
В чём заключается сила любви? Любовь способна исцелять, давать силы на то, чтобы бороться с жизненными трудностями.
На чём должны строиться взаимоотношения в семье? Взаимоотношения в семье должны строиться на заботе, любви.

Текст 5

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ – не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, – Бурнашев прокричал во всё поле:

– За Родину! (6)Вперёд!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19)Наши товарищи, сорок–пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20)Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21)Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:

– Не дури, не смей, комбат!

(27)Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты... (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём...»

(34)Я крикнул:

– Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле!

(36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:

– За Родину! (44)Ура-а-а!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу.   (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали.
(48)С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова. (49)Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

 

(По А.А. Беку*) Александр Альфредович Бек (1902−1972) − русский советский писатель

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.

2) Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.

3) После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.

4) В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.

5) Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.

2) В предложениях 5 — 7 представлено описание.

3) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

4) В предложениях 25 и 26 содержится повествование.

5) В предложениях 29 — 33 представлено рассуждение.

 

24. Из предложений 34−41 выпишите синонимы.

25. Среди предложений 24 — 28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.

26.  «Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)».

 

Список терминов: 1) сравнение 2) противопоставление 3) анафора 4) парцелляция 5) ирония 6) вводные конструкции 7) литота 8) метафора 9) лексический повтор   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г
       

 

 

Проблемы: Позиция автора:
1. Проблема лидера (какой человек может повести за собой? как стать лидером? лидер — человек, не боящийся взять на себя ответственность)   1. Командир на фронте — это лидер, способный управлять не только боем, но и психикой подчинённых.    
2. Проблема выбора (что движет человеком в ситуации выбора?). Проблема нравственного выбора человека на войне; проблема оправданности самопожертвования. (На что способен человек ради победы, ради того, чтобы помочь боевым товарищам? В каком случае самопожертвование — это оправданный выбор?) 2. Оказавшись в ситуации выбора каждый человек принимает свое решение, и решение это зависит от многих факторов: от жизненных принципов, от воспитания, от целей, которые человек ставит перед собой. Бывает так, что выбор —это порыв, но порыв этот тоже не бывает случаен. Хотим мы или не хотим, наши внутренние порывы ведь тоже чем-то обусловлены. Бойцов под пули бросает любовь к Родине, непримиримость к врагу.
3. Проблема патриотизма (почему люди умирали за Родину?)   3. Родина — самое дорогое, что есть у человека, за Родину готов русский солдат, превозмогая себя, сражаться с врагом, готов, если понадобиться, умереть. Победа над превосходящими силами противника может быть одержана благодаря самоотверженности и отваге простых солдат, ежедневно выполнявших свой долг перед Родиной. Они, охваченные какой-то таинственной силой национального духа, готовы скорее погибнуть, чем бесславно покинуть поле боя.

 

Текст 6

(1)Главная претензия к пьесе Грибоедова «Горе от ума», высказываемая в разное время независимо друг от друга Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё, что говорит он, очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)На бале московским бабушкам? (7)Молчалину? (8)Это непростительно. (9)Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми», – пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым знал отлично.

(10)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия: в Софью влюблён, надо же! (11)Какой после этого ум?! (12)«И что он нашёл в Софье? (13)Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом, Молчалина».

(14)Грибоедов попал в нерв: черта умного человека – изначально и неизбежно присущая уму, –увы, именно в этом. (15)Высказываться перед теми, кто не может тебя понять; домогаться уважения тех, кого сам ты не можешь уважать ни при какой погоде; любить ту, которая способна полюбить кого угодно, кроме тебя, и в сущности мизинца твоего не стоит. (16)Может ли быть иначе? (17)Вряд ли. (18)Потому что иное положение дел свидетельствовало бы о высокомерии, а оно весьма редко уживается с настоящим-то умом. (19)Снобизм – иное дело, но редкий сноб умён в истинном смысле слова. (20)Чаще он демонстрирует репетиловские черты: нахватался фраз да и позиционирует себя, не особо слыша, что ему отвечают.

(21)Горькая и странная, эта пьеса – именно о том, как ум взыскивает диалога. (22)Он не живёт в вакууме, по-щенячьи горячо набрасывается на собеседника, надеясь разагитировать, перевербовать его, хоть что-то доказать. (23)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. (24)Скажите на милость, естественно ли для умного человека разбираться в предмете страсти? (25)Это признак совсем другой души – расчётливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, чаадаевский, самоцельный, занятый вечными вопросами. (26)Такому мудрецу и правда не понять, что у него под носом делается.

(27)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви. (28)Не даётся ум холодным и самодостаточным существам. (29)И это – один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны, о, в какой ад они превратили бы захваченный ими мир!
(30)Но злодеи недалёки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. (31)А ум даётся таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, инфантильным, небрежно одетым. (32)Высчитывать, кому и что можно сказать, – молчалинская черта. (33)Это Молчалин у нас знает, в какое время открывать рот, а в какое тебя всё равно неправильно поймут.

(34)Горе ума – в том, что он не может априори признать людей идиотами. (35)В нём нет холодного презрения к тем, кто много ниже, и температура его мира не около ноля, а много выше. (36)Горе ума – в вечном и обречённом поиске понимания, в искреннем неумении и нежелании вести себя так, чтобы «блаженствовать на свете». (37)Горе ума – в любви к Софье, потому что трезво оценивать возлюбленную – прерогатива буфетчика Петруши. (38)Горе ума, наконец, – в трезвом осознании того, что представляет собой общество. (39)Но ничего не поделаешь: все эти бессмыслицы – непременная черта умного человека, этой немногочисленной, но, к счастью, неистребимой породы людей.

 

(По Д.Л. Быкову*) * Дмитрий Львович Быков (род. в 1967 г.) – современный российский писатель, журналист, критик.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По мнению В.Г. Белинского, первым признаком умного человека является умение видеть, с кем он имеет дело.

2. А.С. Пушкин и В.Г. Белинский независимо друг от друга выражали претензии к пьесе «Горе от ума», заключавшиеся в психологической несообразности конфликта.

3. С настоящим умом не сочетается презрение к людям: ум не даётся холодным и самодостаточным существам.

4. Уязвимое место всякого большого ума – необходимость отклика, потребность в любви.

5. Злодеи, как правило, очень умны.

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1, 2 содержится повествование.

2. В предложениях 10–13 содержится рассуждение.

3. Предложение 20 противопоставлено по содержанию предложению 21.

4. В предложениях 23–25 содержится рассуждение.

5. В предложении 31 содержится элемент описания.

 

24. Из предложений 27–28 выпишите один фразеологизм.

25. Среди предложений 25–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза, лексического повтора и контекстных антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Основное синтаксическое средство, которое использует автор, – это (А)_________(например, предложения 11, 12, 24). Разнообразные изобразительно-выразительные средства, в том числе синтаксическое средство – (Б)____ (в предложениях 13, 21, 22), – помогают автору дать оценку пьесе и персонажам. Особую эмоциональность придаёт тексту приём – (В)__________ (в предложениях 36–38) – в сочетании с таким лексическим средством, как (Г)__________(в предложениях 30, 34).

Список терминов: 1) антонимы 2) вопросительные предложения 2) диалектизмы 4) ряды однородных членов предложения 5) восклицательные предложения 6) анафора 7) метафора 8) эпитет 9) эмоционально-оценочная лексика Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г
       

 

Текст 7

(1)От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. (2)Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. (3)Фотография поблёкла, края, смазанные ещё при съёмке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в вечность, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время. (4)Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 «Б», до седых волос дожило девятнадцать. (5)Мне почему-то сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе.

(6)А ещё мы с детства играли в то, чем жили сами. (7)Классы соревновались не за отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться «чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей.

(8)И ещё я помню, как горевал, что не смогу помочь челюскинцам, потому что мой самолёт совершил вынужденную посадку где-то в Якутии, так и не долетев до ледового лагеря. (9)Самую настоящую посадку: я получил «плохо», не выучив стихотворения. (10)Потом-то я его выучил: «Да, были люди в наше время…» (11)А дело заключалось в том, что на стене класса висела огромная самодельная карта и каждый ученик имел свой собственный самолёт. (12)Отличная оценка давала пятьсот километров, но я получил «плохо», и мой самолёт был снят с полёта. (13)«Плохо» было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного – чуть-чуть! – челюскинцам, которых я так подвёл.

(14)Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. (15)Ведь никто же не хотел умирать, правда?

(16)А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила война. (17)Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. (18)Но из всех мальчиков, что смотрят на меня
с фотографии, в живых осталось четверо.

(19)Улыбнись мне, товарищ. (20)Я забыл, как ты улыбался, извини. (21)Я теперь намного старше тебя, у меня масса дел, я оброс хлопотами, как корабль ракушками. (22)По ночам всё чаще и чаще слышу всхлипы собственного сердца: оно уморилось. (23)Устало болеть.

(24)Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте. (25)Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. (26)И тогда я думаю, что не дай им Бог повторить вашу судьбу. (27)А если это всё же случится, то дай им Бог стать такими же.

(28)Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. (29)Мы твёрдо знали, что будет война, а они убеждены, что её не будет. (30)И это прекрасно: они свободнее нас. (31)Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью…

(32)В девятом классе Валентина Андроновна предложила нам тему свободного сочинения «Кем я хочу стать?». (33)И все ребята написали, что они хотят стать командирами Красной Армии. (34)Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой. (35)Мы сами избирали её, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.

(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги
и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна.
(39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной.

(43)Мне люто завидовали все ребята. (44)И даже Искра Полякова.

– (45)Конечно, она мне немного велика, – сказала Искра, примерив мою гимнастёрку. – (46)Но до чего же в ней уютно. (47)Особенно, если потуже затянуться ремнём.

(48)Я часто вспоминаю эти слова, потому что в них – ощущение времени. (49)Мы все стремились затянуться потуже, точно каждое мгновение нас ожидал строй, точно от одного нашего вида зависела готовность этого общего строя к боям и победам. (50)Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига. (51)Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. (52)Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого ещё долго светят грядущим поколениям.

 

(По Б.Л. Васильеву*) * Борис Львович Васильев (1924–2013) – выдающийся русский писатель и сценарист.

 

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. В играх детей довоенного поколения отражалась их жизнь.

2. Самолёт, который вёз гуманитарный груз челюскинцам, совершил вынужденную посадку в Якутии из-за плохих метеоусловий.

3. Рассказчика печалит, что свобода для современной молодёжи порой оборачивается безмятежностью.

4. Поколение рассказчика жаждало не личного счастья, а личного подвига.

5. Из сорока пяти учащихся седьмого «Б» класса до старости дожили только четверо.

23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 6-9 представлено описание.

2. В предложениях 16, 17 содержится повествование.

3. Предложения 28-31 содержат рассуждение.

4. В предложениях 34, 35 представлено повествование.

5. В предложениях 50–52 представлено рассуждение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.103 с.)