Общий очерк изящной литературы этого периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий очерк изящной литературы этого периода



 

Революция 1905–1906 г. дала возможность познакомиться в печати с многими крупными поэтическими дарованиями. Не бедна оказалась поэтами та страна, которая в течении нескольких десятилетий не имела права писать и печатать на своем родном языке. Обратимся к этим представителям нашей культуры.

Замечательно, что наши поэты большею частью вышли из недр народа.

Все это представители крестьянского или рабочего класса и их литературная деятельность часто начиналась вне связи с идеей белорусского возрождения, начиналась, так сказать, по интуиции, как акт проявления дарования. И это еще раз показывает, что наше возрождение идет из недр народа, из народных глубин и далеко от искусственных и чуждых влияний.

Это указывает нам и на прочность нашего культурного возрождения.

Во главе новейших белорусских поэтов обзоры нашей литературы обыкновенно ставят, и не без основания, Янку Купалу (Иван Луцевич), родив[ившегося] 1882 г. под Минском, сын хлебороба. Еще в детстве он был рабочим на соседнем дворном броваре и там впервые у машин слагал свои первые думки. Первое печатное его произведение появилось в год революции. Тогда же он мог расширить свое образование, попав на время в Вильну, потом в Петербург, где слушал общеобразовательные лекции. Глубокая любовь к родине, к ее убогому люду, любовь к бедной белорусской природе — вот те мотивы, которые чаще всего настраивают лиру Янки Купалы. В своих поэтических произведениях он дает яркое отражение тех идеалов, которые проснулись в душе только что возродившегося народа. Купала является ярким идеологом белорусского возрождения и в своих произведениях он зовет народ к новой жизни, к свободному творчеству, к устроению своей будущности. Он будит в белорусе человеческую гордость, старается влить в сердце своих сермяжников-братьев веру в будущую светлую долю. По словам М. Богдановича, Купала сразу же выдвинулся своею первою книгою стихов («Жалейка», 1908 г.) и с тех пор приковывает к себе внимание белорусского читателя. Продолжим характеристику этого автора словами того же Богдановича: «Правда, необработанные, хаотические стихи „Жалейки“ производят впечатление скорее своими темами, всегда ярко гражданского направления, чем довольно слабыми художественными достоинствами. Однако, уже в этой книге некоторые места заставляли видеть в Купале богато одаренного поэта, лишь не умеющего использовать как следует свой незаурядный талант. „Адвечная песня“ — лирическая драма, вышедшая в 1910 г., — еще определеннее указывала на талант Купалы. Находясь в несомненной идейной связи со стихотворениями „Жалейки“, она, бесспорно, художественнее их и оставляет, благодаря своей цельности и выдержанности, более глубокий след в душе читателя. Изданный в том же 1910 г. сборник стихов „[Husliar]“, показал, кроме того, что дарование Купалы способно эволюционировать, расширять круг своих тем, совершенствовать свои творческие приемы. Однако, в полной мере это сказалось лишь в последней, лучшей книге, неудержимо развивающегося белорусского поэта, а именно, в сборнике „Шляхам жыцця“ (1913 г.). Кроме того, перу Купалы принадлежат „Паўлiнка“, драма из сельской жизни, написанная хорошей прозой, и лирическая драма „Сон на кургане“…

Необыкновенная ритмичность — вот главная, всеподчиняющая особенность Купалы. Его буйные, стремительные ритмы захватывают, гипнотизируют читателя, не дают ему задержаться, опомниться, покоряют его своей власти.

Ими обусловлены и все достоинства, равно как и недостатки разбираемых стихов. Богатство рифм, ярких и полнозвучных, звенящих не только на конце, но и посредине строк, удивительно звучный подбор слов, энергия выражений — все это характерно для поэзии Купалы. Но характерно для нее и отсутствие точности эпитета, ясности фразы, четкой оформленности самого стихотворения в целом, ибо все это приносится в жертву звучности и ритмичности. Лишь в последние годы деятельности Купалы эти недостатки начали исчезать и в лице его начал вырисовываться не только „Божией милостию поэт“, но и умелый мастер своего дела, расширяющий круг своим тем, форм и стилей, искусно работающий над общей архитектурой произведения, конструкцией строфы, комбинациями рифм и т. п.». Кроме мысли и прелести стиха, Купала обладает еще важным достоинством; в своем обзоре «Наших поэтов» Антон Новина видит значение Янки Купала в том, что в его творчестве замечается ряд новых слов, передающих иногда тонкие оттенки мыслей. Этот сын народа блестяще владеет своим родным языком.

Среди многих поэтов Якуб Колас (Константин Мицкевич), род[ившийся] в начале 80-х годов в Миколаевщине Минского уезда, занимает также видное место. Это тоже сын народа и по профессии народный учитель. Он печатал свои произведения под разными псевдонимами и в различных изданиях — в «Нашей нiве», в «Маладой Беларусi», а с 1910 г. под обычным его псевдонимом вышло несколько сборников его произведений: «Песнi жальбы», «Батрак», «Як Юрка збагацеў», «Прапаў чалавек», под псевдонимом Тараса Гущи он издал несколько поэтических сборников и произведений в прозе: «Родныя з'явы», «Апавяданнi» и др., писал также под псевдонимом Томаша Булавы. Для характеристики этого поэта мы позволим себе воспользоваться тем, что сказал о нем М. Богданович: «Несомненным талантом обладает и Якуб Колас, бывший народный учитель, печатающийся по-белорусски еще с 1906 г. Книжка его стихотворений „Песнi жальбы“ вышла в 1910 г., а позднейшие произведения разбросаны на страницах различных белорусских изданий. Многими сторонами своего творчества он напоминает Никитина. Это писатель простой, спокойный и всегда себе равный. Нет у него чего-нибудь особенно сильного, яркого, неожиданного, но нет и слабого, никчемного. Стих его не блещет крупными достоинствами, но всегда старательно обдуман и умело обработан. Крестьянская жизнь, ее тяжесть, поэзия труда, сельские пейзажи, национально-гражданские мотивы, тюремное одиночество, — этим и ограничивается весь кругозор его скромной поэзии. Но столько в ней любви к родному краю, столько неподдельного, тихого лиризма, что становится вполне понятной популярность Коласа среди белорусских читателей».

К тому же циклу поэтов надо отнести и Тишку Гартного. Биография его не сложна. Сын бедного крестьянина из м[естечка] Копыля, Минской губ., родился в 1887 г., в раннем детстве был пастухом, потом стал учиться, а затем превратился в кожевника в родном местечке. Он не только рабочий, но и видный политический деятель, организатор с[оциал]- д[емократической] рабочей организации в родном Копыле, издатель рукописных нелегальных журналов. Но, главным образом, в нем просвечивает сильное поэтическое дарование. Его поэзия — это поэзия рабочего. Нелегкая доля рабочего, тяжелый его труд — вот мотивы, которые вдохновляют нашего поэта. Поэзия его грустная, иногда надрывающая душу. Гартный писал и в прозе. Его литературная деятельность носит, таким образом, сильный классовый оттенок.

Мы только что видели, что у наших поэтов вкусы литературные тесно переплетаются с интересами белорусского возрождения и частью с интересами политической работы. В этом отношении особенно интересной и крупной фигурой является Алоиза Пашкевичевна Кейрисовая, писавшая чаще под псевдонимом Мацея Крапивки, а в революционных кружках и в литературе известная под именем Тетки. Это — натура бурная, с сильным общественным и политическим темпераментом. Для нее на первом плане всегда была работа общественная и политическая. В 1904-05 гг. она принимает видное участие в Вильне в тамошней Белорусской социалистической громаде и выказывает организаторские способности. Когда начинает выходить первая наша литературная легальная газета «Наша доля» в Вильне, Тетка является в числе ее ближайших сотрудников. Начавшаяся реакция побудила ее уехать за границу, где она слушает лекции во Львове. Затем она возвращается вновь на родину, принимает близкое участие в устройстве в Вильне белорусского театра и белорусских громадских организаций, издает для школ «Першае чытанне», помещает свои произведения в «Маладой Беларусi», организует ежемесячник в Минске под заглавием «Лучынка».

Во время войны мы видим ее сестрой милосердия на фронте. Когда немцы заняли Вильню, она все силы свои приложила к развитию школьного дела в Вильне и ее окрестностях. К несчастью, увлекшись зимой 1916 г. исполнением обязанностей сестры милосердия в селах, куда она случайно попала, вследствие печального обстоятельства в ее жизни, по случаю смерти и похорон отца, она сама заразилась тифом во время эпидемии и умерла.

Для Тетки поэзия является отражением ее революционного духа. Это, прежде всего, поэт, для которого мотивы революции стоят на первом плане. Она писала сравнительно немного, часто задумывала и начинала большие произведения, но у нее не хватало выдержки, времени и усидчивости для их обработки и окончания. С другой стороны, в ее произведениях, особенно, написанных за границей, сквозят горячая любовь к родине, поэтическое чувство природы родной страны.

Такая же порывистость и страстность характеризует поэтическое творчество и другой поэтессы — Констанции Буйло. Но это порывы другого рода. Это — поэтесса, обладающая сильной эротической интуицией. «Песня кахання» — обычный мотив ее лиры. В 1914 г. в Вильне вышел сборничек ее стихотворений под заглавием «Курганная кветка». Она пробует писать фантастические образы и драматические произведения. Но все же наиболее выдающейся чертой ее таланта является красивое, изящное, по существу скромное, антологическое стихотворение, зовущее к чистой и возвышенной любви. Несколько иной тип представляет собой пластичная и спокойная поэзия Максима Богдановича, род[ившегося] в 1892 г. в Гродненщине и так рано погибшего и для науки и для белорусской литературы (в 1918 г.).

Как редкое исключение среди белорусских поэтов, Богданович принадлежит к интеллигентной семье и своей жизнью мало связан с родным краем. Он принадлежит к кружку тех лиц, которые выдвинули «Нашу ніву». В произведениях Богдановича, прежде всего, выдвигается чувство красоты и гармонии. Он обогатил нашу поэзию новыми формами белорусского стиха. Богатство и разнообразие форм стихотворений Богдановича представляет собою весьма заметное явление. Это — чистый поэт, не привносящий в свои произведения никаких сторонних тенденций. Для него поэтическое творчество есть само по себе высокое служение народу. Поэтому и мотивы его поэзии прежде всего такие, в которых красота выступает на первом языке. Он редко касается села и сельской жизни. Это — поэт города и всего того, что волнует интеллигентный городской класс. Его стихотворения, между прочим, собраны в сборнике «Вянок», вышедшем в 1913 г., другие разбросаны по различным белорусским изданиям.

В Богдановиче наша литература потеряла не только прекрасного поэта, но и хорошего ученого. Некоторые статьи его, напр., «Белорусское возрождение», напечатанное в «Украинской жизни», написаны с большим знанием предмета и с большой любовью к родной литературе.

Конечно, желательно было бы охарактеризовать хотя бы в коротких чертах поэзию и других белорусских поэтов. Но это очень трудно сделать в таком кратком очерке, как наш. Наша литература быстро разрасталась.

Впрочем, по крайней мере, приведем имена еще некоторых работников на поэтической ниве молодой Белоруссии. Очень недурны многие из стихотворений Змитрока Бядули, белорусского еврея по национальности. Представляет собой интересное поэтическое явление Алесь Гарун, крестьянин-столяр. От произведений К. Каганца веет языческой Русью. Следует напомнить о стихотворениях А. Павловича, Будьки, Гурло, Чернышевича, Лобика, Арла, Журбы, особенно Лесика, являющегося в то же время и крупным политическим деятелем, и многих других.

Еще труднее характеризовать длинную плеяду прозаических писателей. Поэтому мы ограничимся лишь самыми беглыми указаниями.

Так, среди прозаических писателей обращает на себя внимание Ядвигин Ш., начавший свою деятельность на политическом поприще и за это потерпевший обычные в то время неприятности. Своими произведениями он завоевал себе широкую популярность. Его рассказы собраны в нескольких сборниках: «Дзед Завала» (1909 г.), «Бярозка», «Васількі» (1914 г.) и другие. В его творчестве преобладают небольшие рассказы басенного склада. Он охотно прибегает к миру животных, который он знает и любит. Юмор является большим достоинством его сочинений.

В произведениях Власта, крестьянина-самоучки, заметно тонкое чувство красоты. Мы уже говорили о прозаических произведениях таких наших поэтов, как Колас (псевдоним Гуща), З. Бядули и нек. др. С признательностью можно вспомнить рассказы С. Полуяна, П. Простого, живые рассказы Галубка, Лесика, Н. Новича, Живицы, Михалки С. и многих других, произведения которых разбросаны в «Нашей ніве», в ее календаре и в многих изданиях.

Такова наша литература накануне революции 1917 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.01 с.)