Эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально – личностной сферы детей дошкольного возраста



1. Методика «День рождения» (Панфилова М.А.) - диагностика потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

2. Графическая методика «Кактус» (Панфилова М.А.) - направлена на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии (с 4 лет). 

3. Методика «Паровозик» (Велиев С.В.) - позволяет определить особенности эмоционального состояния (с 2,5 лет).   

4. Методика «Два домика» (И. Вандик, П. Экблад)- позволяет определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе (3-6 лет).

5. Методика «Волшебная страна чувств» (Т. Зинкевич-Евстигнеева) – исследование психоэмоционального состояния (5-13 лет).

6. Диагностика эмоциональной сферы ребенка (Стрелкова Л.П.) – исследование эмоционального развития детей (5-7 лет).

7. Контурный САТ-Н (Собчик Л.Н.) – выявление реального состояния ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное).

8. Проективная методика «Дорисовывание» - выявление эмоциональной ориентации ребёнка – на мир вещей или на мир людей (с 5 лет).

9. Проективная методика «Три желания» - эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей (с 5 лет).

10.   Методика «Что – почему – как» - определение степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.

11.   Методика «Метаморфозы» (модификация Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) – определение проблемных зон и формирование представления о скрытых, часто неосознаваемых потребностях, защитах и опасениях


Методика «День рождения» М.А. Панфиловой

Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.

Инструкция. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок.
После четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Анализ результатов

1.Потребность в общении:

 а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником».
3. Значимость социальных окружений:

а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;

б) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении;

в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка. Для углублённого социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, социометрические опросники и др.)

«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.004 с.)