Вокальное интонирование. Рисование голосом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вокальное интонирование. Рисование голосом



Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение

голосом по нарисованным линиям. До того, как вы начнете работать над

моделями, которые даны в тетради, попросите детей изобразить голо-

сом, например, как звучит наша планета. Для этого каждый из них дол-

жен протяжно спеть свой, произвольно выбранный звук в среднем или

высоком регистре. Необычность возникшего звукового пятна не только

у детей, но и у взрослых, которые впервые знакомятся с этой интона-

ционной формой, всегда вызывает удивленную реакцию. Помогите де-

тям понять ситуацию, объясняя ее, например, следующим образом: если

бы жители другой планеты изобрели слуховой аппарат и стали слушать

нашу Землю, они, вероятно, не услышали бы что-либо конкретное, а ус-

лышали именно вот это красивое и светлое звучание разных голосов.

Такое разъяснение поможет вновь вернуться к пространственному зву-

 1


 

чанию голосов. При повторении продержите звуковой синтез подольше,

и вы обязательно увидите, как дети в него вслушиваются.

Для рисования голосом кроме звуковых пятен используется и во-

кальное скольжение на определенной гласной. С точки зрения методи-

ки, это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни

один ребенок не чувствует себя плохо поющим. А это очень важный мо-

мент — утверждение себя в том, что я могу петь! Можно сказать и то,

что это единственный из способов, который учит детей самостоятельно

управлять линией движения голоса.

Исполняются такие модели обычно по нарисованной линии, или пе-

дагог показывает рукой, куда следует вести голос. Как и в случае со зву-

ковым пятном, дети будут рисовать голосом линию объемной достаточ-

но широкой интонационной лентой. Исполнение должно быть мягким и

неторопливым, без выкриков на верхнем окончании линии и без актив-

ного выдоха в нижней точке. Восходящие, нисходящие, волнообразные

и кружащиеся линии должны истаивать, повисать в пространстве.

В книге даны разные модели: «Где, чья линия? Ленивый жук» (в ме-

тодических комментариях — «Жучок. Мишка. Мяч»), в которых череду-

ется текст и интонирование по линиям. Оформление стихов звуковыми

интонационными пятнами (кластерами) и рисование голосом необыкно-

венно красиво расцвечивает и украшает тексты, однако для этой формы

их следует подбирать специально.

Песенки-графики

По реакции детей на предложение изобразить или рассказать, как они

понимают движение мелодии вверх-вниз, вы без особого труда выясни-

те, что мелодия именно «ходит» в определенном направлении — бук-

вально «вверх и вниз». Как оказалось, у некоторых детей помехой в слу-

ховом ориентировании при анализе мелодического движения является

отсутствие наглядно-образного примера.

«Как же она (мелодия) идет вниз или вверх, если тут все ровно? —

спросил шестилетний мальчик, показывая на клавиатуру. — Если вниз,

то его (инструмент) надо поставить на бок». Соединить свои представ-

ления о звуковысотности ему было необходимо в опоре на визуальную

иллюстративность.

 2


 

Именно поэтому в книге мы поместили песенки, записанные образ-

но-графически. Детей очень привлекает необычность записи — образ-

ный рисунок удивляет, радует и вызывает желание его расшифровать.

Ценность такой записи заключена в том, что более крупный масштаб

«мелодической» линии в отличие от записи на нотном стане помога-

ет ребенку понять основные параметры звуковысотности — движение

вверх и вниз. Кроме этого, в записи линий сохраняется понятное для

детей изображение ритмической структуры мелодии: маленькие образы

или линии — восьмые, большие образы и более длинные линии — чет-

верти.

Песенная коллекция в книге составлена из песенок с постепенным

увеличением объема мелодии (от однотонной мелодии до пределов ок-

тавы). В основе мелодических линий предлагаемых песен лежит посту-

пенная звуковысотность.

После разучивания и для закрепления выученной мелодии ее можно

показывать «на себе», условно определив место нот, например трех: ко-

лени – талия (живот) – грудь. Показ движения мелодии руками в воздухе

более абстрактный, но также вполне применимый для проверки ориен-

тирования в звуковысотности мелодии и ее запоминания. Этот вариант

вполне пригоден для момента, когда педагог просит детей вспомнить

песенку по памяти с показа. В своей практике мы используем этот при-

ем только для мелодий в объеме секунды и терции. Мелодии с более

расширенным диапазоном дети могут выкладывать на столе кубиками,

кружочками или другими, пригодными для этой работы предметами.

Сопровождение пения шумовым аккомпанементом и звучащими жес-

тами, использование мимических картинок, глядя на которые дети будут

петь более эмоционально, стремясь передать голосом соответствующее

настроение, украсят любую из предлагаемых в книге песен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.009 с.)