Тема № 1 9 Независимый Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1 9 Независимый Казахстан



Цель лекции – общий анализ основных аспектов развития Казахстана с момента обретения независимости

Ключевые слова – независимость, СССР, СНГ, государственное строительство

План лекции

1) Распад СССР и образование СНГ

2) Становление Казахстана как независимой Республики

3) Политические и социально-экономические реформы независимого Казахстана

4) Казахстан – равноправный член международного сообщества. Внешняя политика Республики Казахстан

Тезисы лекции

1) Распад СССР и образование СНГ

В настоящее время нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

· Центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику.

· Авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, действия КГБ в отношении диссидентов, принудительный коллективизм).

· Господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции).

· Растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.) Нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.). Постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада.

· Диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было).

· Кризис доверия к экономической системе — в 60-е — 70-е г.г. ХХ века главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 80-х г.г. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом.

· Ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, Чернобыльская авария, взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них.

· Неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года).

· Снижение мировых цен на нефть пошатнувшее экономику СССР.

· Моноцентризм принятия решений — только в Москве, что приводило к неэффективности и потере времени.

· Поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке.

· Афганская война и непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, разорявшая бюджет.

Распад СССР происходил на фоне начала общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением).

· В период 1989—1991гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. По всей стране вводится нормированное снабжение в форме талонов.

· С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

· Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза «Солидарность» Лех Валенса (9 декабря 1990), в Чехословакии — бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент-диктатор Чаушеску вместе с женой расстрелян по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния.

· На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.

· Первым проявлением напряжённости в период перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 г. в Алма-Ате состоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника Колбина В. Г., работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники пропали без вести, либо попали в тюремное заключение.

· Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году Карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха, Азербайджанская ССР начинает блокаду. В апреле 1991 между двумя советскими республиками фактически начинается война.

· В 1990 году происходят беспорядки в Ферганской долине. Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму — между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии — между осетинами и вернувшимися ингушами.

· На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах — Москве и Ленинграде.

· Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота (ГКЧП, известную также как «августовский путч» 19 августа 1991года).

· Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и массовому обвалу Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

· С выхода в сентябре 1991 года из состава СССР прибалтийских республик, он состоял из 12 республик.

· 28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

· 6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Ельцина деятельность КПСС и Коммунистической партии РСФСР на территории РСФСР была прекращена.

· Референдум в Украине, проведённый 1 декабря 1991 года, на котором сторонники независимости победили даже в таком традиционно пророссийски настроенном регионе как Крым, сделал (по мнению некоторых политиков, в частности, Б. Н. Ельцина) сохранение СССР в каком бы то ни было виде окончательно невозможным.

· 14 ноября 1991 семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991.

· Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 миллиарда долларов, а активы — в 110,1 миллиарда. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.

· 25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

· 26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР

 

Как уже было отмечено выше, 19 августа 1991 года в СССР было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форосе, был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Но путч провалился, лидеры ГКЧП были арестованы и переданы суду. Эти события ускорили распад СССР, сорвав намеченное на 20 августа подписание Новоогаревского соглашения о его реформировании. Провал путча привел к роспуску компартии. 7 сентября состоялся внеочередной съезд компартии Казахстана, принявший решение о самороспуске, преемницей ее стала Социалистическая партия. 28 августа 1991 года Президент Казахстана подписал Указ о закрытии Семипалатинского полигона. 1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря было принято решении о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", этот день был объявлен днем независимости. 2 октября 1991 года впервые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур, с него стартовал первый космонавт - казах Т. Аубакиров.

В декабре 1991 года шел сложный процесс создания Союза Независимых Государств (СНГ). Сначала 8 декабря в Минске, в Беловежской пуще состоялась встреча лидеров России, Белоруссии и Украины, которые подписали соглашение об аннулировании Договора 1922 года об образовании СССР и создании СНГ. Затем в Ашхабаде, 13 декабря состоялась встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана, которые поддержали "Беловежское соглашение". И, наконец, 20 декабря главы Азербайджана, Армении. Белоруссии, Грузии, Казахстана. Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана. Туркменистана, Узбекистана собрались в Алматы и 21 декабря подписали Протокол о создании СНГ.

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН и был фактически признан мировым сообществом.

2) Становление Казахстана как независимой Республики

16 декабря 1991 года Казахстан приобрел свою истинную независимость в своей новой и новейшей истории, возникла возможность для возрождения казахской и других наций, населяющих республику, для их разностороннего развития. И перед Казахстаном первоочередными задачами стали строительство суверенного государства, сформирование института гражданского общества. Предстояло осмыслить первые шаги независимости, пройденный путь, анализировать настоящее с тем, чтобы наметить курс на будущее.
Президент Н.Назарбаев в своей книге «Стратегия становления и развития Казахстана «как независимого государства» определил стратегические цели и направления становления нашего независимого государства2) в контексте новой исторической ситуации. Важнейшие принципы, высказанные в книге, затем вошли в Основной Закон (Конституцию), принятый 27 января 1993 года3). В этих и других произведениях руководитель страны уделил большое внимание вопросам претворения в жизнь общественной солидарности и гармонии, являющихся главенствующей политической ценностью для молодого независимого государства.
Политическое устройство. Республика Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органом. Право выступить от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также парламенту республики в пределах, его конституционных полномочий.
Президент Республики Казахстан является главой государства, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.
По Конституции 1995 года президент республики избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. В связи с изменениями,
внесенными в Конституцию в 1998 году, президент избирается сроком на 7 лет. В 2007 году в ныне действующую Конституцию РК были внесены новые изменения, ознаменовавшие собой новый этап политической модернизации страны.
За годы независимости в Казахстане четырежды проходили (1991,1995, 1999, 2005 гг.) выборы президента республики. Высшим представительным органом Казахстана является двухпалатный Парламент с верхней палатой - Сенатом и нижней -Мажилисом.
Исполнительную власть в стране осуществляет Кабинет Министров, возглавляемый Премьер - Министром. Во всей своей деятельности оно ответственно перед Президентом, который утверждает его структуру и назначает Премьер - Министра.
Контроль за соблюдением норм Конституции в стране возложен на Конституционный Совет Республики Казахстан. Он состоит из 7 членов, которые избираются на шестилетний срок.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам является Верховный суд республики Казахстан. Действует также Высший судебный совет, возглавляемый Президентом РК.
Функции государственного управления на местах осуществляют местные представительные (маслихаты) и исполнительные органы. Маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных образований. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями, которые возглавляют Акимы (главы) областей. Акимы областей назначаются Президентом по представлению Премьер - Министра.
Государственные символы Республики Казахстан. Становление Республики Казахстан как независимого государства потребовало в качестве неотложной задачи принятия государственных символов. После всенародного обсуждения сессия Верховного Совета республики в мае 1992 года утвердила новый Государственный флаг и Герб. В декабре того же года был утвержден новый текст Государственного гимна Республики Казахстан.
7 января 2006 года глава государства подписал Указ «О внесений дополнений и изменений в конституционный закон», «О государственных символах Республики Казахстан». В соответствии с ним был утвержден новый Государственный Гимн (музыка Ш. Калдаякова, слова Ж. Нажмиденова, Н. Назарбаева).
Государственный язык. В Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским используется русский язык.
В связи с провозглашением Казахстана субъектом международного права возникла необходимость принятия новой Конституции. 28 января 1993 года был принят Основной Закон - Конституция независимого Казахстана.
Конституция Республики Казахстан 1993 года осталась в истории народа, выполнив свою миссию Основного Закона переходного периода.
В своей речи на II сессии Ассамблеи народов Казахстана 30 июня 1995 года Президент Н.Назарбаев дал высокую оценку Конституции, принятой в 1993 году. Нет никаких оснований для охаивания и отвержения первой Конституции, сказал он. Необходимо выразить ей чувство благодарности, она сыграла свою роль в истории, дала возможность в начальном периоде строительства независимого государства заложить основу для формирования и развития новых отношений в политической и социально-экономической сферах, предотвратить эксцессы нестабильности общественно-политической ситуации в республике. В то же время, Конституция, принятая в 1993 году имела свои недостатки. Вот главные недостатки той Конституции:
1) при определении прав и обязанностей граждан во многом превалируют социалистические принципы;
2) не рассмотрены проблемы землепользования и собственности, а эти вопросы являются одним из главенствующих аргументов развития рыночных отношений;
3) не расчерчен круг взаимоотношений между тремя ветвями власти;
4) в ней больше внимания уделено принципу разделения ветвей власти, а не единству их целей, что привело к усилению противоречий и противоборства между ними;
5) не проработаны порядок импичмента (оказания недоверия) Президенту и право Президента на роспуск Парламента, система полномочий Парламента и их досрочное прекращение;
6) система судов и прокурорский надзор остались на старом уровне.
В конце концов, сама Конституция была принята на Верховном Совете, который являлся также одной из ветвей власти, что позволило внести много ограничений в Основной Закон и привело к ухудшению ее содержания.
С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н.А.Назарбаева от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.
Важным событием в это время стало создание Ассамблеи народов Казахстана. Она была образована в 1995 году в Положении о ней записано, что целью Ассамблеи является выработка на основе оценки событий и прогнозов политической ситуации в республике практических рекомендаций, обеспечивающих консолидацию общества, а также оказание содействия Президенту Республики Казахстан в его деятельности как гаранту соблюдения прав и свобод граждан Казахстана независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений.
На I сессии Ассамблеи, которая состоялась в марте 1995 года, делегаты представляли 29 национальностей. На сессии с докладом «За мир и согласие в нашем общем доме» выступил Президент Н.Назарбаев. Анализируя уроки Казахстана, и отвечая на свой же вопрос: в чем главный исторический просчет прошлой системы? - он сказал: «На мой взгляд, он кроется в том, что целые народы были насильственно загнаны в прокрустово ложе тоталитарного государства. На деле это привело к сжатию пружин национального самосознания. Значительно обострившиеся в конце 80-х годов противоречия в национальных отношениях стали итогом многолетнего роста самосознания народов. Именно эта сфера оказалась наиболее чутким барометром, отразившим всю глубину наболевших в обществе проблем, что и обусловило открытое противостояние ряда республик тоталитарной системе. На этом этапе национально-государственное неравноправие народов стало основным источником политического раскола державы. Она не смогла выдержать естественного стремления народа к достижению реального государственного суверенитета. Мы должны извлекать уроки из случившегося. Проводя национальную политику, нам нужно учитывать этнический состав населения Казахстана и процесс его сформирования, проходивший далеко не просто. Среди основных задач Ассамблеи были выделены следующие:
- духовное возрождение и развитие всех этносов Казахстана;
- сформирование культуры межнациональных отношений, основанных на цивилизованных, демократических принципах, на уважении интересов разных народов и этносов в государственной национальной политике.
При этом приоритетными должны были стать поиск политических компромиссов при разрешении возникающих противоречий и проблем, экспертиза законодательных актов, затрагивающих национальные интересы.
Первый в истории государства всенародный референдум состоялся 29 апреля 1995 года. Этот референдум показал, что многонациональный народ Казахстана полностью одобряет политику своего Президента, направленную на политическую стабильность и мир, общественную гармонию. По результатам референдума 95,4% избирателей проголосовало за продление полномочий Н.А.Назарбаева до 1 декабря 2000 года**.
30 августа 1995 года на втором референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В ее основу заложено верховенство прав и свобод человека и гражданина, идея строительства в Казахстане сильного государства. Конституция учитывает исторические условия, современные тенденции - Казахстанского общества, опыт конституционного строительства наиболее передовых стран мира. В новом Основном Законе четко разделены функции исполнительной, законодательной и судебной властей, детально регламентированы взаимоотношения между ними.
Конституция 1995 года по-новому, с учетом требований времени, определила вопросы организации управления государством собственности, прав и свобод граждан. Конституция значительно повысила статус Президента и закрепила конституционное положение об учреждении президентской системы правления в республике Казахстан. Президенту предоставляются полномочия конституционного арбитра, позволяющего обеспечить согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственности их перед народом. Действующая Конституция - одна из основных достижений нашего общества, и именно она служит одним из главных стабилизирующих факторов в период реформ. На основе новой Конституции 9 декабря 1995 года состоялись выборы в первый двухпалатный Парламент в истории Республики Казахстан. Верхняя палата - Сенат, нижняя палата - Мажилис.
Своеобразным подведением итогов пятилетнего развития независимого Казахстана стала книга Н.А.Назарбаева «На пороге XXI века» (Алматы, 1996). В ней Президент страны в первом разделе «Вспоминая недавнее прошлое» проанализировал причины распада СССР. Во втором разделе «Определение пути» показал, как шел сложный процесс «поиска универсальных рецептов» развития страны, как в теории и на практике проходила модернизация политической системы Республики Казахстан, и как Казахстан совершил путь «от парламентских кризисов до новой Конституции». В разделе книги «Между Востоком и Западом» Н.А.Назарбаев подробно раскрыл историю формирования внешней политики Республики Казахстан.
В октябре 1996 года было опубликовано первое официальное послание Президента Народу Казахстана. И с этого времени закрепились традиции, характерные для многих президентских республик. Послание Президента это программный документ, который содержит оценку текущей ситуации и намечает ориентиры на перспективу.
«Казахстан - 2030». Программа стратегии развития республики Казахстан до 2030 года. В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В нем дается подробный анализ положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике, с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций. Они позволяют осуществить полномасштабное, комплексное и системное развитие страны. Особенность в том, что каждый из приоритетов, решая конкретные и специфические задачи, обеспечивает реализацию других. В этом заключается комплексность и системность взятых за основу подходов. «Стратегия -2030» - это результат сложной и многоуровневой работы, тщательного анализа теории и практики мировой экономики, тематических, отраслевых и идикативных планов, математических и экономических расчетов, многочисленных поездок по многим странам и дискуссии с признанными экспертами. Большую помощь в разработке стратегии оказали международные организации, прежде всего ПРООН.
Правительство Республики Казахстан, начиная с 1998 года, приступило к проведению в жизнь долгосрочной Стратегии Президента Республики Казахстан -2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Первым этапом в этой работе стали разработка и реализация трехлетних стратегических планов. Данная Программа Правительства Республики Казахстан направлена на достижение целей и приоритетов, предусмотренных в стратегических планах развития Казахстана. Правительство Республики Казахстан убеждено, что предлагаемые им меры реализации стратегических планов Президента Республики Казахстан будут способствовать завершению переходных процессов и выходу на траекторию устойчивого развития.
10 декабря 1997 года Президент, Премьер - Министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу. В нем говорилось, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан - евразийская страна, Акмола - один из географических центров Евразийского материка» Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось Воззвание словами: «В драматической истории XX века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге XXI века заявляем о своем собственном выборе - новой столице под светлым небом древней Сары-Арки». 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.
16 декабря 2001 года в Астане состоялось торжественное собрание, посвященное 10-летию независимости. На нем в своем выступлении «Десять лет, равные столетию» Президент Н.А.Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем - труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее.»

3) Политические и социально-экономические реформы независимого Казахстана

Переход к демократии, реформированию политической системы начался в сложных условиях:

- страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения;

- в стране отсутствовало политическое многообразие, не было многопартийности, независимых СМИ, неправительственных организаций;

- не было исторически сложившихся демократических традиций и опыта функционирования демократических институтов.

В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.

На первом этапе (1990 – 1993 гг.) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.

На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны.

На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны.

Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент.

Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны. Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.

Парламентские выборы 1999 г., проводившиеся по общенациональному избирательному округу по партийным спискам, явились переломным моментом в жизни нашего общества - достигнуто политическое многообразие и многопартийность. Проведение выборов на альтернативной основе стало одним из важных элементов демократизации казахстанского общества, придало заметный импульс развитию политической системы и свидетельствовало о качественном росте политического сознания казахстанцев.

На сегодняшний момент политическая система вышла из противоречий между либерализацией экономики и консервацией «старых» политических отношений. Политическая элита проявила свою приверженность к последовательному курсу поддержки и укрепления легитимности политической власти и неприемлемости антидемократических мер. Об этом свидетельствует тот факт, что в Казахстане созданы основные условия для развития неправительственных организации: действует более 2,5 тыс. общественных объединений, которые выражают и защищают интересы самых различных групп и слоев населения.

В республике стали реальностью независимые средства массовой информации. В настоящее время из более 1300 действующих в республике СМИ негосударственные масс-медиа составляют более 70%.

В законодательстве Казахстана было закреплено равенство прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной, языковой и религиозной принадлежности. Закон о языках дает прочные гарантии дальнейшего развития языков всех народов Казахстана.

В социально-политической сфере претворяются в жизнь перспективные, нацеленные в будущее общенациональные программы: «Здоровье народа», полная компьютеризация системы образования, поддержка культуры. За последние 2 года введена конкурсная система отбора государственных служащих.

Принятый в декабре 2000 г. Закон "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" отражает объективные процессы, происходящие в социальной сфере, в частности, в нем определяются правовые основы, задачи и порядок заключения, изменения и расторжения соглашений для достижения общих социально значимых задач.

Лейтмотивом социального партнерства является классический треугольник классового консенсуса (трипартизм). Он состоит из государства (правительства), профсоюзов, представляющих интересы наемных работников, и организаций, защищающих права работодателей. Это обеспечивает дальнейший поступательный ход демократизации в стране без раскола и потрясений общества.

За последние годы в Казахстане проведены важные институциональные и структурные преобразования, которые закрепили базовые основы демократического общественного устройства и либеральной политической системы. При этом большинство возникающих в обществе проблем были решены без опасных внутренних конфликтов.

На нынешнем этапе развития общества присутствует ряд объективных факторов, обуславливающих дальнейшую демократизацию общества.

В результате последовательных политических реформ в Казахстане на нынешнем этапе сложился тип политической системы, для которого характерны следующие черты:

- в государственном устройстве реально утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

- завершен переход к проведению всеобщих выборов Главы государства и представительных органов; законодательно закреплено политическое многообразие, положено начало становлению многопартийности;

- активно функционируют негосударственные СМИ;

-идет процесс создания неправительственных организаций;

- законодательно закреплено и осуществляется на практике равноправие всех этнических групп населения;

- сформирована база рыночной экономики.

Обозначенные в «Декларации о государственном суверенитете» и Конституционном Законе «О государственной независимости» принципы демократического государственного устройства Республики   Казахстан обрели реальные очертания.

В октябре 1997 года Президент Н.А. Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстана, в которой была изложена Стратегия развития страны до 2030 года. В этой программной работе были обозначены траектория развития страны на ближайшие тридцать лет, будущее казахстанцев и будущее их детей. Целью стратегии является построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения. В этой связи, в качестве долгосрочных приоритетов были выделены:

- Национальная безопасность: развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности;

- Внутриполитическая стабильность и консолидация общества: единство как гарант дальнейшего развития общества и государства;

- Экономический рост на основе открытой рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений: достижение реальных и устойчивых темпов экономического роста;

- Здоровье, образование и благополучие казахстанцев: улучшение условий и уровня жизни граждан, улучшение экологической среды;

- Энергетические ресурсы: эффективное использование путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа для устойчивого экономического роста;

- Инфраструктура (транспорт и связь): укрепление национальной безопасности, политической стабильности и усиление экономического роста;

- Профессиональное государство: создание эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей страны.

В Послании Президента четко сформулированы основополагающие идеи мобилизации, консолидации и координации, подчеркнута необходимость коренного пересмотра методов и приемов осуществления реформ в системе управленческих решений. Уникальность данного документа состоит в том, что реализация основных кратко- и долгосрочных приоритетов нацелена, в первую очередь, на свободу, благосостояние и уверенность в завтрашнем дне всех граждан Казахстана.

Стратегия реформ учитывает неразрывность связи экономической и политической составляющей либерализации. Путь к открытому, конкурентоспособному и честному обществу пролегает через дальнейшие шаги демократизации общества, касающиеся проведения выборов, усиления роли политических партий, парламента, повышения самостоятельности правительства, реформы судебной системы, предоставления большей свободы СМИ, положения женщин в обществе.

Республика последовательно проводит стратегический курс на поэтапную демократизацию всех сфер общественно-политической жизни. В короткий срок обеспечен переход от однопартийной диктатуры к многопартийности и плюрализму. Показателями реальной демократизации являются обеспечение прав и свобод гражданина, развитие независимых СМИ, формирование структур гражданского общества.

В 2007 г. в общественно-политическом развитии Республики Казахстан произошли существенные изменения, знаменующие новый этап политической модернизации страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.043 с.)