Отец был токарем. Я хочу учиться. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отец был токарем. Я хочу учиться.



Солнце взошло. Луна взошла.

В основе классификации сказуемого лежит способ выражения вещественного и грамматического значений, поэтому различаются два основных структурных типа сказуемого - простое и составное.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение заключены в одной словоформе.

Дети играют. Трава растет.

Составное сказуемое состоит из двух компонентов, функции которых разграничены: основной компонент выражает лексическое значение, вспомогательный компонент выражает грамматическое значение.

Отец был токарем. Я хочу учиться.

Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое – это сказуемое, выраженное глаголом в различных грамматических формах лица, времени и наклонения, а также неспрягаемыми формами глагола.

При этапе ознакомления с новым материалом рекомендуется:

- поисковая работа, заключающаяся в соотнесении теоретических положений с практическими примерами;

- задания по развитию речи, развивающие умение употреблять простое глагольное сказуемое в составе предложения;

- проблемные задания, развивающие умение отличать аналитическую форму простого глагольного сказуемого от однородных сказуемых.

Задание, предполагающее знакомство со способами выражения

простого глагольного сказуемого:

Определите способ выражения простого глагольного сказуемого. К теоретическим положениям подберите соответствующие примеры

1.Сказуемое выражается глаголом «мгновенного действия»- толк, хвать, стук, прыг, хлоп.

2.Выражение аналитическими формами будущего времени.

3.Выражение аналитическими формами повелительного наклонения.

4.Употребление со сравнительными частицами.

5.Употребление с модальными частицами.

6.В структуру входит два глагола.

7.Устойчивые сочетания.

8.Сказуемое выражается одной словоформой

 

Данные примеры соотнести с теоретическими положениями

 

 

Я песней, как ветром, наполню страну. (8)

 

Ночью был дождик. (8)

 

Мы старую дружбу ломаем, как хлеб. (8)

 

Татьяна прыг в другие сени. (1)

 

Лев – цап его за воротник. (1)

 

Мы будем учиться добру.(1)

 

Пусть нам подпоет боевой капитан.. (3)

 

Она как будто онемела. (4)

 

Ты словно спишь. (4)

 

Он как закричит. (5)

 

Читаю-читаю книгу, но все не впрок. (6)

 

Я отпустить отпущу, но за последствия не ручаюсь.(6)

 

Некоторые родители знать не знают, где их подросшие дети. (6)

 

Они живут не ссорятся. (6)

 

Жизнь моя висела на волоске. (7)

 

Мы им в подметки не годимся. (7)

Задание по развитию речи:

Составить предложения с простыми глагольными сказуемыми: пойду узнаю, пойду погуляю, сяду напишу, возьму и сделаю, смотрит улыбается.

Проблемные вопросы:

1. В сочетании этих глаголов какой является неполноценным?

2. Почему такие глаголы не разделяются запятой?

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным называется сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и примыкающим к нему инфинитивом: начинаю читать, хочу учиться.

Вспомогательный глагол выражает грамматическое и ослабленное лексическое значение.

Глагол неопределенной формы выражает лексическое значение.

Способы выражения вспомогательного глагола:

- фазовые (фазисные) глаголы: начать, начинать, готовиться, продолжать, кончать, перестать, прекратить, бросить

- глаголы с модальным значением (мочь, уметь, желать, предполагать, думать, надеяться, бояться);

- предикативные прилагательные (рад, горазд, должен, способен);

-устойчивые сочетания (иметь право, изъявить желание, сделать усилие, задаться целью, дать обещание);

- роль вспомогательного компонента может выполнять имя существительное (мастер, мастерица, охотник, охотница);

- осложненная форма (хотел начать работать, решил начать лечиться, хочу бросить курить, должен быть решиться начать работать).

Контрольно- тренировочные упражнения

Задание: из ряда предложений определить составное глагольное сказуемое

1. Путешественники готовились к походу.

2. Путешественники готовились преодолеть сложный перевал.

3. Учитель начинает урок.

4. Учитель начинает рассказывать об интересных явлениях природы.

5. Дрова горели ярко.

6. Мы горели желанием покорить вершину

7. Для путешествия они имели все снаряжение.

8. Инструкторы имели право отстранить от похода нарушителей дисцилны.

Составное именное сказуемое

Составным именным сказуемым называется сказуемое, состоящее из связки и именной части.

Глагол – связка выполняет грамматическую функцию - указывает на лицо, время, наклонение глагола, а также выражает связь сказуемого с подлежащим.

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого.

Он – учитель. Лес густой.

Виды связок в структуре составного именного сказуемого:

1.Глаголы- связки с отвлеченным значением выполняют только грамматическую функцию:

Быть – был - будет- был бы – есть - суть и др.

Улица – моя. Дома – мои.

4. Числительным.

Наша аудитория седьмая.

5. Наречием.

Задание: из ряда предложений определить предложение с составным именным сказуемым.

1. Все становятся в ряд.

2. Дни становятся короче.

3. Он оказался на улице.

4. Он оказался агрономом.

5. Настя оказалась на широкой поляне.

6. Эти люди оказались врагами.

7. Друзья встретились у фонтана.

8. Они встретились приятелями.

9. Сотрудники вернулись из отпуска.

10. Наши бывшие выпускники вернулись инженерами.

 

Задание: выпишите номера предложений с простым глагольным сказуемым, составным глагольным, с составным именным сказуемым

1 вариант

1. Важная миссия была поручена Ивану Михайловичу Лихареву. Сост.им.

2.Земли были неосвоенными. Сост.им.

3.По указу царя предпринимается первая экспедиция.прост.

4 Отряд решал важную задачу. прост.

5.Отряд решил отправиться к Иртышу. Сост.глаг.

6.Члены экспедиции разочаровались в местном климате. прост.

8.Они были разочарованы во многих вещах.

9.Руководитель начинает отдавать приказ о закладке крепости.

10.Первым комендантом был назначен Ступин. Сост.им

11.Государственную казну хотели пополнить золотом этих мест. Сост.глаг.

12.Казначеи государя приготовились считать прибыль. Сост.глаг.

Проверьте себя. (Прост. 3,4,6; Сост. им. 1,2,7,10; Сост. глаг. 5,11, 12).

 

Солнце взошло. Луна взошла.

В основе классификации сказуемого лежит способ выражения вещественного и грамматического значений, поэтому различаются два основных структурных типа сказуемого - простое и составное.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение заключены в одной словоформе.

Дети играют. Трава растет.

Составное сказуемое состоит из двух компонентов, функции которых разграничены: основной компонент выражает лексическое значение, вспомогательный компонент выражает грамматическое значение.

Отец был токарем. Я хочу учиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.011 с.)