Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные подходы к пониманию государства и государственного управления
Координаты современных подходов к пониманию государства и государственного управления весьма условны и ограничиваются в настоящее время, как правило, рамками конца XIX – начала XXI в. Их сложно классифицировать, поскольку представители могли принадлежать в разный период своей жизни и творчества к разным идеологическим течениям. Исторически первой (условно) можно назвать концепцию административно-государственного управления, выдвинутую Александром Франсуа Вивьеном в «Очерках об администрации» (1845), попытавшемся разграничить государственную политику и государственное управление (администрирование). В дальнейшем эти идеи были развиты в трудах Франка Гуднау, Вудро Вильсона, Макса Вебера.
В. Вильсон сконцентрировался на проработке проблематики функционального и структурного разграничения политической и административной деятельности[100]. Управленческие функции, по его мнению, отличаются от функций государственной власти по ряду критериев. Вот почему, хотя политика устанавливает задачи для госслужбы, нельзя допускать, чтобы политика манипулировала чиновниками. Задача госслужащего – выполнить приказ под ответственность приказывающего, причем выполнить добросовестно и точно. Руководитель же (политик), эту ответственность отклонить не может, не имеет права, ибо подотчетен выбравшему его народу. Исходя из указанных соображений, функции госслужбы должны быть деполитизированы. Вместе с тем, заработная плата и карьера чиновника напрямую зависят от лояльности высших должностных лиц. Такая зависимость нередко делает госслужащего добросовестным исполнителем недобросовестной политической воли, что недопустимо в современном государстве. Чтобы нивелировать возможность политического манипулирования госслужащими, В.Вильсон предложил обособить бюрократию от политической власти законодательно, функционально, структурно.
- имеют различный источник власти (народ для политиков и властно-политическая элита – для госслужащих); - приобретают власть различным путем (политики – путем выборов, народного представительства, а чиновники – путем назначения на должность госслужбы); - ответственны за различные сферы деятельности (политика – за разработку курса развития общества, госслужба – за качественность реализации политики); - подвержены различным формам контроля (общественный для политика и административный для чиновника); - оцениваются по различным критериям (для политиков – соответствие деятельности воле избирателей, для госслужащих – соответствие установленным законам и предписаниям); - применяют различные методы воздействия (политические и административные). В рамках данного направления исследователи обращают внимание больше на внутреннюю организацию деятельности государства, принципы этического поведения государственных служащих. Зачастую в трудах первой половины XX в. обращается внимание на сближение методологии государственного управления и менеджмента (Ч. Барнард, Л. Гьюлик, Л. Урвик, А. Файоль). Научным обоснованием роли государства в межгосударственном взаимодействии явились геополитические теории, сформировавшиеся в крупнейших государствах мира к рубежу XIX-XX веков: в Германии – К. Хаусхофер, Ф. Ратцель, К. Шмитт, О. Шпенглер, в Великобритании – Х.Дж. Маккиндер, Н.Дж. Спикмэн, в России – Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.П. Семёнов-Тян-Шанский, П.В. Савицкий[102]. Несмотря на очевидные кризисы геополитики на протяжении XX века она до сих пор остается значимым идеологическим компонентом, обеспечивающем и легитимирующем внешнеполитическую активность государств[103].
В XX веке одними из наиболее популярных стали идеи демократии, с одной стороны, формирование теорий демократии было связано с политической традицией, с другой – явилось реакцией на события века, изобиловавшего недемократическими режимами разной природы. Демократия как идея свойственна государственно-правовому и философско-политологическому дискурсу. Вместе с тем, в XX в. наиболее актуальными стали вопросы формирования и функционирования избирательных систем (В. Парето, Дж. Ролз, М. Каплан), защиты прав человека и гражданина, потребителей, меньшинств (Х. Арендт, Д. Горовитц), формирования системы общечеловеческих ценностей (Ф. Хайек, Р. Даль, К. Поппер, Ф. Фукуяма), участия населения в политическом процессе (Й. Шумпетер, С. Липсет, Ю. Хабермас, Р. Дарендорф), формирования и реализации политического интереса, политического курса, политических партий и лидеров (Г. Моска, М. Дюверже, Ж. Блондель, Г. Алмонд, С. Верба, Д. Истон, Г. О’Доннелл).
- повышение прозрачности бюджетов, с привязкой затрат к результатам деятельности, а не к используемым ресурсам; - активное включение организаций общественного сектора на основе сети контрактов в процессы предоставления государственных услуг; - трансформация процесса предоставления государственных услуг, упрощение административных процедур; - создание конкурентной среды поставщиков услуг; - проведение политики защиты конкуренции; - стандартизация качества и доступности предоставляемых государственных услуг. Существенную поддержку идей «нового государственного менеджмента» оказали международные организации – Всемирный банк (основан в 1945 г., среди основных направлений деятельности – проблемы бедности, снабжения продовольствием, борьба с коррупцией, экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран, проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности, глобализация, урбанизация)[112] и Организация экономического сотрудничества и развития (основана в 1961 г.)[113]. Вторая половина XX века прошла под флагом «консультантократии», когда ведущие (развитые) государства мира через направление своих представителей либо обучение интеллигенции развивающихся государств непосредственно либо силами международных организаций формировали политические курсы развивающихся государств. Для России период «консультантократии» определяется 1990-ми годами. Альтернативой концепции «нового государственного управления» можно рассматривать идею «надлежащего (хорошего) управления» (good governance), реализуемую в 2000-е годы при участии Организации объединенных наций и иных международных организаций[114]. В основе идеи следующие положения: - открытость – государство и иные общественные институты должны работать открыто; - участие – активизация участия в принятии государственных решений всех заинтересованных сил; - подотчетность – обеспечение ясности и ответственности государственных и общественных институтов; - эффективность – реализуемые политики должны быть эффективны, обязательна оценка последующего эффекта; - слаженность – обеспечение согласованности реализуемых политик.
- глобалистики (в основе которой исследования – доклады Римского клуба, основан в 1968 г.), в центре изучения которой оценка степени влияния социально-экономических, географо-экологических и демографических факторов на развитие социально-экономических отношений, окружающей среды[116]; - мир-системного анализа Фернана Броделя [117] и Иммануила Валлерстайна [118]; - теорий зависимости Рауля Пребиша [119], Теотониу дус Сантуса [120], Самира Амина [121] и др. Развитие теории государственного управления продолжается. Выводы Формирование представлений о государстве и государственном управлении соответствует периоду формирования первых государств. В социально-философской мысли прошлого активно обсуждались проблемы идеального государства, эффективных технологий управления, противодействия коррупции и другим негативным явлениям, свойственным государственному управлению. С развитием практики государственного управления расширяется спектр направлений исследований – методы и способы государственного управления, роль государства в регулировании общественных отношений, участие в принятии государственных управленческих решений, представительство интересов в системе государственного управления. Контрольные вопросы и задания 1. Сравните идеальные модели государства Платона, Аристотеля, Цицерона, Макьявелли. 2. Проведите сравнительный анализ идей китайских легистов и Николо Макьявелли. 3. Охарактеризуйте образ государства как «Левиафана» (по Гоббсу). 4. Сравните идеи о разделении властей Локка, Монтескьё, Канта. 5. Сравните идеи марксизма, ленинизма и неомарксизма. 6. Охарактеризуйте причины появления движений глобалистов и антиглобалистов. Библиографический список Основная литература 1. Жириновский В.В. Современная история политических и правовых учений / В.В. Жириновский, Н.А. Васецкий. – М.: Изд-во СГУ, 2013. – С. 12-475. 2. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления. – М.: Проспект, 2010. – С. 232-303. 3. История политических и правовых учений / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 4. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2014. – С. 41-665. 5. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – С. 115-134. Дополнительная литература 1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2010. – С. 31-109. 2. Графский В.Г. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма, 2009. – С. 94-701. 3. История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия: Автор-составитель М.Н. Грачев. – [Электронный документ] – Режим доступа http://grachev62.narod.ru/hrest/content.htm 4. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2013. – С. 13-342. 5. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 51-92. 6. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. – М.: Юрайт, 2013. – С. 57-87. 7. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление (в 2 ч.). – М.: РОССПЭН, 2006-2007. – Том 1. – С. 195-270.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.015 с.) |