Произведение считается художественным, если оно завершено, целостно и воплощает авторский замысел, единство содержания и формы, что дает гармонию и «артистизм». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведение считается художественным, если оно завершено, целостно и воплощает авторский замысел, единство содержания и формы, что дает гармонию и «артистизм».



Вопрос 4. Отличие литературы от других искусств и учет ее специфики при анализе текста. Статья Г. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии». Комментирование фрагмента статьи.

 

Литература как вид универсальна. Её универсальный и основной элемент – слово, с помощью которого передается художественность. Лессинг рассматривает в своей работе походы к отображению действительности в живописи и литературы. Они отличаются тем, что предметом поэзии является движение (действие), воспроизводимое во времени (он раскрывает это на примере таких античных авторов, как Гомер, Софокл). Поэзия авторов отображает их индивидуальность. Их описание не моментное, а систематическое (на картине запечатлен определенный статичный момент из жизни, в произведении (даже его малом жанре) прослеживается действие, развитие). Также главной задачей литературы является правдоподобие изображаемого, так как в этом виде искусства на первый план выступает внутренний мир самого человека.

Специфика:

- основной элемент – слово

- нет прямой наглядности изображения

- психология и мысли персонажей, воплощенная в диалогах, монологах персонажей.

- разнообразие образов, которые могут находиться поле друг друга, но не пересекаться и не вредить друг другу (по Лессингу)

- Изображение духовных процессов человека (по Лессингу)

Вопрос 5. - Художественный образ, его отличие от понятия. Какие типы литературных образов Вы можете назвать? Знаковая природа образа и понятие текста. «Образ» в школьном анализе.

Искусство – это мышление художественными образами, поэтому образность является общим существенным признаком всех видов искусства.Образность характеризует способ отображение и преобразования действительности в искусстве. Образ – это конкретное представление или отражение человеческим сознанием единичных предметов и событии.

Понятие – необходимое средство научного мышления, избегающего чувственного как заведомо субъективного, меняющегося.

Образ всегда является эмоционально насыщенным, понятие же стремится быть эмоционально нейтральным.

Типы литературных образов.

1. Классификация по предметности:

- образы-детали (статичные описательные фрагментарные образы): пейзаж, портрет, интерьер;

- образы-события (динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности);

- образы характеров и обстоятельств (герои в коллизиях и конфликтах);

- образы судьбы и мира (глобальные образы бытия вообще в понимании художника)

2. Классификация по смысловой обобщенности

- Индивидуальные (неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника);

- Характерные (отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде);

- Типические (это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты);

- Мотив (образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов);

- Топос (образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации);

- Архетип (образ, заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития).

3. Классификация по структуре

- автологические (образ-представление однозначно);

- металогические (за образом – «живой картинкой» скрыты разные значения, «сверх» -значения: аллегории, метафоры, символы);

- аллегорические и символические.

Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость» (семиотический подход к образу). Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. Знак — это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.

Создатели и сторонники семиотики рассматривают ее как центр научного знания. Один из основоположников этой дисциплины Ч. Моррис писал: «Отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны — это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это — инструмент наук»: средство объединения разных областей научного знания и придания им «большей простоты, строгости, четкости, путь к освобождению от «паутины слов», которую сплел человек науки».

Понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц. Тексты, рассматриваемые как явление семиотическое и определяемые как «связные знаковые комплексы», создаются не на одних только естественных языках. Существуют несловесные тексты, обращенные напрямую к зрению (географические карты, произведения изобразительных искусств), или к слуху (звуковая сигнализация, музыкальные произведения), либо к зрению и слуху одновременно (язык ритуала и, в частности, литургии, театральное искусство, кино- и телеинформация).

Рассмотрение текста в семиотическом ракурсе позволяет яснее представить природу авторства и полнее осмыслить литературу как феномен межличностного общения.

Вопрос 6. -Понимание условности литературы в процессе анализа. Вторичная условность (фантастика, ее формы, приемы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма. Анализ произведения/текста с учетом предложенного аспекта.

Существуют две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами:

условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности).

жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

В широком смысле любое произведение искусства условно, т.е. не тождественно реальной жизни. Вместе с тем термином «условность» (в узк.см.) обозначаются способы воспроизведения жизни, при которых подчеркиваются несоответствие и даже контраст между формами, изображенного и формами самой реальности. В этом отношении художественные условности противостоят «жизнеподобию».

Жизнеподобные образы максимально тождественны действительности:

тип

характер

К условным образам относят:

гротеск (сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности

аллегорию (предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает своё служебное, переносное значение)

символ (изображает явление жизни в прямом, самостоятельном значении, его иносказательность проясняется только потом, при свободном проникновении эмоциональных ассоциаций)

УСЛОВНОСТЬ

Условность художественная – это нетождественность художественного образа объекту воспроизведения.

Различают:

первичную – произведения реализма, вымышленные, но основанные на реальности

вторичную – материалом служат выдуманные фантастические события. Фантастика, утопия, антиутопия.

Первичная условность. Образ, относимый к первичной условности, художественно правдоподобен, его «сделанность» не заявляет о себе, не акцентируется автором. Частично первичная условность зависит от специфики материала, с которым связано воплощение образов в определенном виде искусства.

Первичная условность реализуется в соответствии с историческими представлениями воспринимающего субъекта о художественном правдоподобии.

Также находит выражение в типологических особенностях определенных родов и устойчивых жанров литературы.

Термин «условность» является новым, его закрепление относится к 20 веку. Хотя уже у Аристотеля есть не утратившее убедительности определение «невозможного», иными словами — вторичной условности. «Вообще же... невозможное... в поэзии следует сводить

или к тому, что лучше действительности, или к тому, что думают о ней, — ибо в поэзии предпочтительней невозможное, но убедительное, возможному, но неубедительному» (Поэтика. 1461)

ВТОРИЧНАЯ УСЛОВНОСТЬ

Вторичная условность, или собственно условность, это демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в стиле произведения. Истоки, типы ее проявления многообразны. Между условными и правдоподобными образами есть сходство в самом способе их создания. Существуют определенные приемы творчества:

1) комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новые комбинации;

2) акцентирование — подчеркивание в образе определенных черт, увеличение, уменьшение, заострение.

Вся формальная организация образов в художественном произведении может быть объяснена сочетанием комбинирования и акцентирования.

Условные образы возникают при таких комбинациях и акцентах, которые выходят за грани возможного, хотя не исключают реальной жизненной основы вымыслов.

Иногда вторичная условность возникает при трансформации первичной

когда используются открытые приемы обнаружения художественной иллюзии (обращение к зрителям в «Ревизоре» Гоголя, принципы эпического театра Б. Брехта).

при использовании образности мифов, легенд, осуществляемом не для стилизации жанра-источника, а в новых художественных целях («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1533-64, Ф. Рабле; «Фауст», 1808-31, И.В. Гёте; «Мастер и Маргарита», 1929—40, М.А. Булгакова; «Кентавр», 1963, Дж. Апдайка).

Нарушение пропорций, комбинирование и акцентирование каких-либо компонентов художественного мира, выдающие откровенность авторского вымысла, порождают особые стилевые приемы, свидетельствующие об осознанности игры автора с условностью, обращении к ней как к целенаправленному, эстетически значимому средству.

Формы условной образности — фантастика, гротеск.

Смежные явления — гипербола, символ, аллегория — могут быть и фантастическими (Горе-Злосчастие в древнерусской литературе, Демон у Лермонтова), и правдоподобными (символ чайки, вишневого сада у Чехова).

Чем больше автор привносит своей выдумки, тем выше степень условности. Литература как феномен возникает тогда, когда условность осознается автором, когда, например, он перестает верить в мифологические существа, понимает, что это вымысел, условность. Пока же он верит в то, что придумал, это миф (осмысление мира, законы, по которым живет человек). Как только возникает необходимость связать это с чувственным познанием, эстетикой, возникает литература.

РЕАЛИЗМ

(позднелат. realis – вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни.

Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность; напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далеким от жизненной правды. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Искусство писателя состоит в умении концентрировать реальность, рисуя героев, которых, может быть, и не было на самом деле, но в которых воплотились подобные им реальные люди.

Вопрос 7. Методы литературоведения (общий обзор. Не путать с методами литературы!!!)

Под методом литературоведения подразумевается принцип исследования художественного произведения. Метод указывает пути искусства как формы отражения и образного пересоздания жизни. Литературоведческий метод выявляет логику внутреннего развития сюжетов и образов в произведениях. Он определяет художественные принципы отражения и литературные направления.

Описательный метод – последовательно описывает выбранный материал, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Является наиболее широко применяющимся в естественных и гуманитарных науках.

Структурно-описательный метод – описание с учетом структуры объекта.

Описательно-функциональный – описание с учетом функций объекта.

Биографический метод – устанавливает взаимосвязи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Впервые применен французом Ш. Сент-Бёвом в первой пол. XIX в.

Культурно-исторический метод – в рамках данного метода литература трактуется как продукт общественной жизни и конкретных культурно-исторических условий. Явления искусства объясняются через крупные исторические факты.

Впервые был реализован Ипполитом Тэном во второй трети XIX в. как концепция влияния на искусство «расы, среды и момента».

Сравнительно-исторический метод (компаративизм) –выявление общих элементов в различных национальных литературах на протяжении длительного промежутка времени.

По сути – поиск универсальных мотивов во всех анализируемых литературах и анализ их исторических модификаций. Толчок развитию метода дан И. Г. Гердером и И.-В. Гете. В России существенный вклад внесен А. Н. Веселовским.

Сравнительно-сопоставительный метод – выявление природы разнородных объектов при помощи сопоставления по определенным параметрам.

Историко-типологический метод – выявляется общность явлений, которые типологически сходны, но не родственны, и их сходство возникло в результате совпадения условий развития.

Историко-генетический метод – общность сопоставляемых явлений объясняется общностью происхождения.

Мифологический/мифо-поэтический метод – исходит из того, что все литературные произведения либо представляют собой мифы в чистом виде, либо в этих произведениях присутствует большое количество элементов мифа.

Связан с работами Дж. Фрэзера и К. Г. Юнга (учение об архетипах).

Социологический метод/социологизм – определяющими для искусства являются социальные аспекты биографии писателя/бытия литературы.

Вульгарный социологизм – предельное упрощение причинно-следственных связей между социальными и литературными явлениями.

Психологический метод – рассмотрение искусства как результата неких психических процессов, протекающих внутри человека. Эстетические явления соотносятся с психическими процессами у автора и читателя.

В России начало развития метода связано с работами А. Потебни и Д. Овсянико-Куликовского.

Психоаналитический метод – рассмотрение литературных произведений в свете концепции Зигмунда Фрейда, как отражения бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, сформировавшихся у автора в результате детских травм.

Формальный метод – нацелен на рассмотрение исключительно формальной стороны произведения, игнорируя содержательную. Литература воспринимается как сумма художественных приемов. В России формальный метод сложился в 1920-е гг. благодаря В. Шкловскому, В. Жирмунскому и Б. Томашевскому.

Структурализм/метод структурализма (семиотическая школа) – подход, который рассматривает взаимодействие «структур» (различных уровней и элементов текста, а также «внешних» по отношению к тексту элементов). Произведение рассматривается в аспекте структурности, знаковости (семиотика), коммуникативности и цельности.

Вопрос 8. -Мифологический/мифопоэтический метод литературоведческого анализа. Мифореставрация. Анализ произведения/текста с учетом предложенного аспекта.

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы и образы использовались и переосмыслялись в литературе на протяжении всей её истории.

Термин "мифологема" означает заимствование у мифа мотива, темы или её части и воспроизведение их в более поздних фольклорных или литературных произведениях.

Филосовской основой классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегеллей, которые утверждали, что в основе всякой культуры литературы оказывается мифология.

Целенаправленно идеи стали развиваться в период формирования романтизма, когда возродился интерес к легендарному прошлому, фольклорным жанрам.

Как особый метод, мифологическое литературоведение сформировалось в 30-ые г.19в. в Западной Европе, хотя еще со времен Средневековья существовала герменевтика - истолкование священных изотерических текстов, которая имела филологическое и мифологическое понимание.

Теорию европейской мифологической школы разработали фольклористы братья Гримм в книге «Немецкая мифология». Используя принципы сравнительного метода, фольклористы противопоставляли сказки с целью выявления общих моделей, образов, сюжетов. Источник индоевропейского фольклора – «Панчачакра».

В России мифологический метод распространяется в середине 19в. Его классики – Буслаев, Афанасьев, Пропп.

В основу мифокритической методологии положена идея о мифе как о решающем факторе для понимания художественной продукции человечества. Миф рассматривается как естественный источник художественного творчества, генератор литературы.

Мифопоэтика - серия методов, направленных на изучение художественной образности, первобытных смыслов в фольклоре и литературе. То есть исследует мифологические праобразы в литературе. Мифопоэтика базируется на открытиях мифологической школы. Мифопоэтика исследует: скрытые аналогии, связывающие литературные образы, сюжетные ситуации, тропы, жанры – с обрядами, ритуалами (прежде всего, календарными и посвятительными, по Дж. Фрэзеру) и с архетипами (национально- культурными проявлениями «коллективного бессознательного», по К. Юнгу) «авторскую мифологию», то есть представление о бытии, созданное в художественном мире писателя.

Реконструкция мифов - важная этимологическая/лингвистическая часть литературоведения. Она стала важнейшим путём исследования в мифологическом методе, в комплексных исследованиях. Цели и смыслы использования мифов в разных произведениях разных авторов нужно исследовать и выяснять индивидуально. Но мифологические ассоциации всегда играют в важную роль в образном строе, композиции, обогащают идеи произведения.

В литературе и в наше время возникают новые мифы(новая мифология), по моделям древних мифов - это, связанное с какой-то идеей или концепцией, отражение реальности. Французский учёный Ролан Барт назвал рекламу новой мифологией. По сути, каждый гениальный писатель - творец собственных литературных мифов

Вопрос 9. Культурно-исторический метод в литературоведческом анализе. Анализ произведения как выявление культурных, исторических и социальных реалий в тексте. Роль биографического подхода. Поиск культурно-исторических и биографических фактов и ассоциаций в предложенном для анализа произведении/тексте.

Культурно-исторический метод в литературном анализе. Анализ

Произведения как выявление культурных, исторических и социальных реалий в тексте. Роль биографического подхода.

Культурно-исторический метод - способ изучения литературы, разработанный во второй половине XIX века французским философом, историком и литературоведом И.-А. Тэном на базе философии позитивизма (Спенсер, Конт). Позитивисты считали, что наука должна основываться только на положительных фактах-тех, которые проверяются, достигаются лаборатоно-опытным путём. Тэн создает фундаментальную пятитомную «Историю английской литературы», в предисловии к которой излагает суть культурно-исторического метода. Не отрицая связи личности писателя с создаваемым творением, Тэн интересуется по преимуществу более общими историческими и национальными закономерностями. «Три первоначальные силы, три различных источника» определяют характер литературы. Это – «Раса. Среда. Момент». Характер народа формируется под влиянием внешних обстоятельств. • Культурно-исторический метод возникает на основе исторического подхода к литературе и культуре.

Метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные периоды его исторической жизни.

Исследователей интересуют связи художественного произведения с цивилизацией, ее духовной и материальной культурой (в широком понимании), с исторической традицией и социальной средой.

Таким образом, метод изучает эволюцию литературного процесса сквозь призму

духовного национального характера.

В русском литературоведении метод получил развитие в трудах А.Н. Пыпина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.044 с.)