Основные техники семейной коммуникативной психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные техники семейной коммуникативной психотерапии



Коммуникативная модель семейной психотерапии базируется на идеях гуманистической психологии, фокусируется на актуальных проблемах. Цель - личностный рост членов семьи, задача - оказание помощи семье в умении открыто и спонтанно выражать свои чувства и потребности, эффективно общаться, делиться переживаниями. Средствами этого являются конструктивные правила и способы общения [1].

Правила эффективной коммуникации:

- говорить о своих чувствах, мыслях, потребностях от первого лица, без посредников и метафор вместо "мне плохо с тобой" - «я хочу внимания»);

- передача своих чувств и переживаний другим людям с ориентацией на уровень их понимания;

- послания должны быть конгруэнтными (соответствие вербальных и невербальных сигналов);

- разделение факторов субъективных переживаний;

- эмпатия к чувствам и состояниям других людей [3].

Типы неконструктивных коммуникаций (игры общения с целью избежать отвержения):

- заискивание - демонстрируется угождение, чувство вины, подчинение;

- обвинение - демонстрация силы, власти, контроля;

- расчетливость - демонстрация эмоциональной холодности, поиск выгоды;

- отстранение - демонстрация безразличия.

Любая семейная система характеризуется 4 параметрами: самооценка членов семьи, модели коммуникаций; семейная система - свод правил и норм; социальные связи с внешним миром.

Здоровая семья характеризуется:

- высокой самооценкой членов семьи;

- открытыми, ясными, конгруэнтными, адекватными, прямыми коммуникациями;

- гибкими, меняющимися по необходимости семейными правилами и нормами, автономностью и свободой членов семьи, совместным обсуждением проблем.

- открытыми внешними границами, многообразием внешних связей [4].

Неблагополучная семья:

- низка самооценка у членов семьи;

- закрытые, неконгруэнтные, непрямые, неадекватные, неопределенные коммуникации.

- жесткие и неизменные семейные правила, контроль и оценивание членов семьи друг другом, много запретов, отсутствие совместного обсуждения;

- закрытые внешние границы, страх перед социумом.

- деструктивные представления: отношения в семье строятся на силе и страхе наказания: всегда есть кто - то, кто знает лучше тебя, что тебе необходимо; люди по природе аморальные, поэтому должны находиться под контролем; все решает тот, у кого находится власть, остальные подчиняются [1].

Техники:

1. Скульптура семьи - социометрическая техника, которая пространственно отображает структуру социальных взаимоотношений в семье. Каждого члена семьи просят создать структуру своей семьи, по которой видны проблемы взаимодействия членов семьи и осознать свою позицию и роль в семье (можно использовать мебель, игрушки, предметы). В скульптуре люди могут стоять рядом, порознь, обнявшись, или отвернувшись друг от друга. В скульптуре семьи наглядно видны симбиозы, альянсы, треугольники, близость, дистанция, границы борьба за власть и соперничество. Можно придумать реплики каждому члену семьи, которые характеризуют их поведение.

2. Семейная хореография- разновидность техники «Скульптура семьи», показывает актуальную ситуацию в семье. Задача - без слов в позах, движениях и действиях отобразить свое состояние в семье. Члены семьи размещаются в комнате таким образом, что бы это показало ситуацию в семье: где нахожусь я, где мама, где папа что каждый из них делает? Потом изображается идеальная семья [4].

 

3. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьей (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста).

Критерием оценки эффективности семейного консультирования является успешность разрешения проблем семьи. Показателями высокой эффективности консультирования являются:

1) степень симптоматического улучшения;

2) степень понимания клиентом психологических механизмов порождения трудностей семейного функционирования;

3) степень реконструкции семейных отношений;

4) степень восстановления и повышения эффективности функционирования семьи. Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы [1].

Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи. Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения нормативных кризисов жизненного цикла ее развития. Во-вторых, на уровне разрешения реальных трудностей и проблем семьи. В-третьих, на уровне оптимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и каждого ее члена, роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком. Критерием оценки эффективности консультирования является реализация поставленных целей с точки зрения клиента. Эффективность консультирования зависит от времени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения семьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успешного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффективность консультативной работы: психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, готовность к саморазвитию и самоизменению [2].

 

Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.

 

К техникам слушания относится нерефлексивное и рефлексивное слушание. Также их называют пассивным и активным слушанием.

Нерефлексивное слушание является простейшим и эффективным приемом психотерапии и психологического консультирования. Оно состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. Больше всего подходит к напряженным ситуациям, так как люди, переживающие кризис, ищут «резонатора», а не советчика. Не годится, если клиент стремится получить руководство к действию, боится быть непонятым, отвергнутым или у него нет желания говорить [4].

Иногда, когда клиент сильно возбужден, это единственная возможность поддерживать консультативный контакт. В нерефлексивном слушании используются такие техники, как повтор, поддержка, «угу-поддакивание».

1. Повтор – это повторение фразы клиента дословно следом за клиентом.

2. Поддержка – это употребление консультантом коротких фраз и слов с целью показать клиенту, что его слышат, и побудить к продолжению рассказа.

3. «Угу-поддакивание»– психолог демонстрирует, что принял к сведению предыдущие высказывания клиента реакцией типа «да», «угу», «гмм». Таким образом, клиент поощряется к продолжению повествования словесно, но без содержательно стимула со стороны консультанта [3].

Рефлексивное слушание представляет собой объективную обратную связь для клиента. Его смысл в уточнении многозначных слов, выяснении скрытого смысла, когда клиент не говорит о чем-то прямо, а так же помогает выражать клиенту свои чувства в атмосфере безопасности и доверия [1].

К техникам рефлексивного слушания относят выяснение, уточнение чувств, закрытые и открытые вопросы, психологическая поддержка клиента, перефразирование, резюмирование, отражение чувств, присоединение чувства к содержанию, отражение собственных чувств, паузы и молчание.

1. Выяснение – это обращение к говорящему за уточнением.

2. Уточнение чувств – это техника, в которой с помощью вопросов консультант предлагает клиенту определить и выразить собственные чувства.

3. Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации о клиенте и предполагают ответ из одного-двух слов, подтверждение или отрицание. Они не позволяют клиенту уклониться от темы, но они и не располагают к самораскрытию, могут демонстрировать недостаток интереса к собеседнику, могут определять форму изложения и тему обсуждения неудобную клиенту.

4. Открытые вопросы дают возможность собеседнику дать развернутый ответ, побуждают к самовыражению. Они позволяют выяснить общую картину и основные факты ситуации, эмоциональное состояние клиента и его отношение к ситуации, его мысли по этому поводу. Они передают клиенту ответственность за беседу.

5. Перефразирование – сжатое изложение основных слов клиента. Пересказ слов клиента позволяет психологу убедиться, что он правильно понял клиента, клиенту помогает лучше понять себя [3].

6. Резюмирование (обобщение) помогает клиенту систематизировать свои мысли, провести анализ сказанного, способствует соблюдения последовательности в консультировании.

7. Отражение чувств – это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может предположить, исходя из невербальных проявлений и особенностей ситуации. Важно отражать все эмоциональные реакции клиента: положительные, отрицательные, амбивалентные, направленные на себя, других людей и консультанта.

8. Присоединение чувства к содержанию – это вербальный навык, объединяющий отражение чувств и перефразирование. Помогает связать чувства с событиями, уменьшить ощущение хаоса, прояснить предмет работы.

9. Паузы и молчание. Умение выдерживать паузу является одним из важнейших и часто используемых коммуникативных навыков консультанта. Во время паузы консультант предоставляет клиенту возможность говорить, добавить что-то к уже сказанному, подумать, собраться с мыслями. [3]

Пауза и молчание могут помочь увеличить эмоциональное взаимопонимание, оказать поддержку и внимание, придать беседе черты неторопливости и обстоятельности, показать, что ответственность за беседу лежит на клиенте. Пауза в беседе будет стимулировать клиента говорить дальше, в ситуации, если клиентов несколько, поможет увидеть, кто из них берет на себя ответственность за разрешение напряжения и каким образом.

Консультант должен уметь спокойно переносить паузы клиента и не торопиться заполнять паузы вопросами и рассуждениями. Но слишком длинная пауза вызывает тревогу и раздражение. Допустимая длительность паузы зависит от стадии работы и состояния клиента. В среднем пауза длится 30-40 секунд [2].


 

 

Литература:

 

1. Зеленская, Ю. Б. Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении для детей c задержкой психического развития / Ю. Б. Зеленская, Н. Г. Колесникова. — Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. — 48 c. — ISBN 978-5-8179-0092-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29983.html

2. Млодик, И. Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии / И. Ю. Млодик. — 5-е изд. — Москва: Генезис, 2017. — 190 c. — ISBN 978-5-98563-514-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89956.html

3. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс]: учебник/ Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Токаева Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 204 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. Милтон Селигман Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития [Электронный ресурс]/ Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 368 c.— Режим доступа: Заблоцкис Е.Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]/ Заблоцкис Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 366 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90073.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: феноменология, диагностика, психологическая помощь [Электронный ресурс]: монография/ Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82444.html.— ЭБС «IPRbooks»

6. Лохов М.И. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок [Электронный ресурс]/ Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2011.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19452.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

Задание для практической работы:

 

1. На основе анализа выше представленных материалов разработать буклет для родителей, в программе «CANVA» (https://www.canva.com/) на тему «Система оказания психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ТНР в регионе», отразив уровни комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.017 с.)