Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санитарно-эпидемиологические особенности организации подразделений различного профиля



4.9.1. Приемные отделения стационаров.

4.9.1.1. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату при приемном отделении или бокс до установки диагноза или перевода в инфекционное отделение (больницу).

4.9.1.2. В приемно-карантинном отделении психиатрического стационара в случае отсутствия документально подтвержденных результатов проводится взятие анализов для микробиологических исследований на дифтерию и группу кишечных инфекций. Пациент находится в приемно-карантинном отделении до получения результатов исследования.

4.9.1.3. В инфекционных стационарах (отделениях) для приема больных должны быть приемно-смотровые боксы, количество которых определяется в зависимости от количества коек в отделении.

4.9.1.4. В неинфекционных отделениях для приема больных детей должны быть боксы и приемно-смотровые боксы.

4.9.2. Палатные отделения стационаров общесоматического профиля, в том числе дневных.

4.9.2.1 Палатная секция должна быть непроходной. При входе в палатное отделение/палатную секцию должен быть шлюз.

4.9.2.2. Для тяжелобольных должны быть ванные комнаты с подъемниками и другим специальным оборудованием, предназначенным для гигиенической обработки больных.

4.9.2.3. Дневные стационары могут быть предусмотрены в составе медицинских организаций стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи.

4.9.3. Палатные отделения хирургического профиля.

4.9.3.1. Пациентов с гнойно-септическими заболеваниями изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии - в отдельную палату.

4.9.3.2. В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2 перевязочных. Перевязки пациентам, имеющим гнойное отделяемое, проводят в септической перевязочной, при ее отсутствии - в асептической перевязочной после перевязок пациентов, не имеющих гнойного отделяемого.

4.9.4. Особенности размещения и устройства операционных блоков, операционных.

4.9.4.1. Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха.

4.9.4.2. В операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз). Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется от остальных помещений операционного блока "красной чертой".

4.9.4.3. Вход персонала других отделений за "красную черту" запрещен. При необходимости персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники с соблюдением всех требований санитарной обработки.

4.9.4.4. В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник). В операционные персонал входит через предоперационные, пациенты доставляются через помещение подготовки больного (наркозная) или из коридора оперблока. В малые операционные амбулаторно-поликлинических организаций, а также отделений стационара пациент входит через шлюз, персонал - через предоперационную. В операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери.

4.9.4.5. В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) должны иметь три смежных помещения. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее - в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

4.9.4.6. В операционных блоках на одну операционную допускается наличие одного санитарного пропускника.

4.9.5. Отделения реанимации и интенсивной терапии.

4.9.5.1. Для вновь проектируемых и реконструируемых МО вход в отделения реанимации и интенсивной терапии хирургического профиля должен осуществляться через санпропропускник (мужской и женский), имеющий смежные помещения, аналогичные помещениям санпропускника операционного блока.

4.9.5.1.1. В отделениях реанимации до трёх коек допускается наличие одного санпропускника.

4.9.5.1.2 В составе отделений реанимации и интенсивной терапии должен предусматриваться изолятор (боксированная палата).

4.9.5.2. Отделение гипербарической оксигенации (барозал) относится к помещениям с асептическим режимом (класс Б), воздух в которых подлежит обеззараживанию.

4.9.6. Акушерские стационары (отделения), перинатальные центры.

4.9.6.1. В акушерских стационарах (отделениях), перинатальных центрах наличии обсервационных коек прием рожениц с подозрением на инфекционное заболевание осуществляется через блок помещений обсервационного приема.

4.9.6.2. В составе приемных отделений необходимо предусматривать индивидуальные родовые боксы, при наличии которых обсервационное отделение в структуре учреждения не выделяется. В этом случае следует предусматривать возможность планировочной изоляции части палат.

4.9.6.3. В составе акушерского стационара выделяется родильный блок.

Для вновь проектируемых и реконструируемых МО вход в родильный блок должен осуществляться через санпропропускник (мужской и женский), имеющий смежные помещения, аналогичные помещениям санпропускника операционного блока. В родильных блоках общим количеством коек не более трёх допускается наличие одного санпропускника.

Помещение для обработки рук и переодевания персонала (подготовительная) следует размещать перед родовыми палатами или между ними.

4.9.6.4. Допускается размещать палаты новорожденных между палатами родильниц. Перед входом в палату новорожденных необходимо предусматривать шлюз.

4.9.6.5. Отделения второго этапа выхаживания могут входить в состав перинатальных центров и детских стационаров при соответствующей планировочной изоляции.

4.9.7. Палатные отделения стационара для лечения детей.

4.9.7.1. Вместимость палат для детей до одного года (кроме новорожденных) должна быть не более чем на 2 койки.

4.9.7.2. В отделениях второго этапа выхаживания и отделениях для детей до 3 лет предусматриваются палаты для совместного круглосуточного пребывания матерей, фильтр для их профилактического осмотра и переодевания.

4.9.8. Отделения для лечения инфекционных и иммунокомпрометированных больных.

4.9.8.1. Палаты в отделениях должны быть со шлюзом и туалетом, оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с преобладанием притока над вытяжкой, обеспечивающей чистоту воздуха в соответствии с требованиями действующих гигиенических нормативов.

4.9.8.2. В туберкулезном стационаре должны быть предусмотрены: боксированные палаты для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью. В целях профилактики распространения туберкулеза перепрофилирование МО для лечения больных туберкулезом запрещается.

4.9.8.3. Палатные отделения для иммунокомпрометированных пациентов (отделения для пациентов с ВИЧ-инфекцией, муковисцидозом, онкогематологическими заболеваниями, ожогами). Вместимость палат указанных подразделений должна быть не более двух  коек.

4.9.9. Отделения физиотерапевтического и восстановительного лечения

4.9.9.1. Отделение восстановительного и физиотерапевтического лечения может быть общим для всех структурных подразделений организации, за исключением отделений инфекционного профиля.

4.9.9.2. Уровень электромагнитных полей (ЭМП) в кабинетах физиотерапевтического лечения должен соответствовать гигиеническим нормативам для производственных помещений.

4.9.9.3. Размещение и эксплуатация лазерных аппаратов и приборов в МО должна проводиться в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.  

4.9.9.4. Кабинеты гипокситерапии в случае использования азота для газовой гипоксической смеси должны размещаться преимущественно на первом этаже. В кабинетах предусматриваются противошумовые мероприятия от работы компрессора и естественное проветривание. Для мойки и дезинфекции масок и шлангов предусматривается отдельное помещение.  Между сеансами устраивается перерыв для проветривания. После окончания рабочей смены предусматривается уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также обеззараживание воздуха.

4.9.9.5. При кабинете гидроколонотерапии должен быть санузел.

4.9.10. Эндоскопические отделения.

4.9.10.1. Для проведения бронхоскопии, эндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта и нижних отделов пищеварительного тракта должны быть отдельные процедурные. Проведение этих манипуляций в одной процедурной не допускается. При процедурной для исследования нижних отделов пищеварительного тракта должен быть санитарный узел.

4.9.11. Отделения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), других вспомогательных репродуктивных технологий.

4.9.11.1. Состав помещений определяется технологическим процессом и мощностью учреждения в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

4.9.11.2. В помещении криохранилища не должно быть водопроводных труб, кранов и другого водосодержащего сантехнического оборудования. Предусматривается приточно-вытяжная вентиляция с вытяжкой из нижней зоны. Помещение оборудуется датчиками для контроля содержания кислорода. Индикаторы должны быть выведены из рабочего помещения в места постоянного присутствия персонала.

4.9.12. Отделения гемодиализа.

4.9.12.1. Для пациентов, являющихся носителями маркеров парентеральных инфекционных заболеваний, должны быть отдельные залы и оборудование.

4.9.12.2. Допускаются смежные гемодиализные залы для стационарных и амбулаторных больных. Для проведения хронического гемодиализа амбулаторным больным должна выделяться самостоятельная зона.

4.9.12.3. Для пациентов, являющихся носителями маркеров парентеральных инфекционных заболеваний, предусматриваются отдельные залы и оборудование.

4.9.12.4. Процедура острого диализа может проводиться в специальных помещениях отделения гемодиализа либо в реанимационном отделении, приемном отделении при наличии стационарной или мобильной организации водоподготовки.

4.9.12.5. Пациенты, находящиеся на хроническом гемодиализе, должны быть привиты против гепатита В.

4.9.13. Отделения лучевой диагностики.

4.9.13.1. Размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами, осуществляется в соответствии с требованиями норм радиационной безопасности и санитарных правил устройства и эксплуатации помещений для работы с источниками ионизирующих излучений[17].

4.9.13.2. Размещение, оборудование кабинетов ультразвуковой диагностики должны соответствовать гигиеническим требованиям к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования. Каждая ультразвуковая диагностическая установка должна размещаться в отдельном помещении. В помещении кабинета ультразвуковой диагностики не следует размещать электроприборы, которые могут вызывать помехи при работе ультразвуковой аппаратуры. Стены в кабинете ультразвуковой диагностики следует окрашивать в светлые тона. Запрещается облицовка стен керамической плиткой.

4.9.13.3. Диагностическую МРТ-кабинетов (отделений) не допускается размещать смежно (по горизонтали и вертикали) с палатами для беременных, детей и кардиологических больных

4.9.13.4. Магнитно-резонансный томограф (МРТ) может размещаться в составе отделения лучевой диагностики.

4.9.13.5. Диагностическую, где установлен МРТ, не допускается размещать смежно (по горизонтали и вертикали) с палатами для беременных, детей и кардиологических больных.

4.9.13.6. Техническое помещение МРТ не допускается размещать смежно с палатами круглосуточного пребывания пациентов.

4.9.13.7. Перед входом в отделение МРТ необходимо размещать предупреждающие и запрещающие знаки (знак Р11 «Запрещение работы (присутствия) людей со стимуляторами сердечной деятельности» знак W13 «Внимание. Магнитное поле»).

4.9.13.8. В технической документации производителя на аппарат МРТ должны быть представлены типичные линии распределения уровней постоянного магнитного поля (далее ПМП), создаваемого аппаратом в диагностической и прилегающих к ней помещениях.

4.9.13.9. Помещения диагностической и пультовой размещают в зонах с минимальными уровнями ПМП.

4.9.13.10. Экранирование осуществляют с помощью клетки Фарадея с учетом мощности томографа. Конструкция стен, потолка, пола, дверей, окон в помещении диагностической должны обеспечивать снижение уровней электромагнитного поля в прилегающих помещениях до допустимых значений. Оценка и нормирование ПМП осуществляют по уровню магнитного поля дифференцированно, в зависимости от времени его воздействия на работника за смену при условии общего (на все тело) и локального (кисти рук, предплечье) воздействия.

4.9.13.11. В случае выхода линии зоны контролируемого доступа (зона магнитной индукции ≥ 0,5мТл, в которой не допускается нахождение пациентов с кардиостимуляторами и другими типами имплантированных электронных стимуляторов) за пределы стен и перекрытий помещений отделения (кабинета) МРТ необходимо проведение измерений ПМП в этих смежных помещениях для уточнения фактической «Зоны контролируемого доступа». Участки в смежных помещениях, где регистрируются уровни магнитной индукции ≥ 0,5мТл, должны быть обозначены предупреждающими знаками, изолироваться и контролироваться с целью предотвращения нахождения там пациентов и персонала с кардиостимуляторами и другими типами имплантированных электронных стимуляторов. В случае невозможности изоляции и контроля таких зон следует изменить назначение помещений.

4.9.13.12. Звукоизоляция стен, потолка, пола, дверей, окон технического помещения и диагностической, должна быть выполнена в соответствии с расчетами акустического влияния оборудования и обеспечивать гигиенические требования по шуму в смежных помещениях. Оценку уровней шума, воздействующего на медицинский персонал в помещениях диагностической и пультовой, проводят с учетом поправок на продолжительность времени воздействия шума. Расчет производится для уровней звука или уровней звукового давления в каждой октавной полосе.

4.9.13.13. Для предотвращения вредного воздействия повышенных уровней шума и электромагнитных полей необходимо учитывать функциональные и конструктивные особенности оборудования. Предпочтительно использовать аппараты, имеющие дистанционное управление столом, центровкой и программой запуска сканирования, обеспечивающие минимальное время нахождения обслуживающего персонала в зонах с повышенными уровнями ПМП без подключения катушек обслуживающим персоналом внутри отверстия магнита). Маркировать зоны с уровнями ПМП, превышающими ПДУ для общего воздействия с учетом времени нахождения в данной зоне за смену. Заранее планировать последовательность выполнения различных исследований в течение смены для минимизации количества замен катушек. Ведут журнал регистрации диагностических процедур с указанием количества замен катушек в смену на каждого сотрудника и времени (хронометраж), необходимого для замены катушки и укладки пациента в условиях повышенного уровня ПМП. При работе в диагностической необходимо использовать средства индивидуальной защиты органов слуха требуемой эффективности.

4.9.14. Патолого-анатомические отделения и отделения судебно-медицинской экспертизы.

4.9.14.1. При соответствующей изоляции и наличии автономных систем вентиляции патолого-анатомическое отделение может быть сблокировано с лечебным корпусом стационара.

4.9.14.2. В отделении предусматривается не менее трех входов (доставка трупов, вход персонала и посетителей, вход в траурный зал). Помещения для вскрытия инфицированных трупов должны быть изолированными и иметь отдельный вход снаружи.

4.9.14.3. В патолого-анатомическом отделении должны быть предусмотрены как минимум две секционные, одна из которых на один секционный стол, с запасным наружным входом.

4.9.14.4. Секционные столы должны быть изготовлены из водонепроницаемого материала с легко очищаемым покрытием (мрамор, мозаичные плиты, оцинкованное железо, нержавеющая сталь), выдерживающим частую обработку дезинфекционными средствами, иметь подводку холодной и горячей воды и сток в канализацию, закрывающийся сеткой-уловителем. Предусматривается наличие трапа в полу секционной.

4.9.14.5. Работа с секционным материалом должна проводиться с использованием средств индивидуальной защиты. В случаях, не исключающих туберкулез, используются СИЗ органов дыхания. При подозрении на карантинные инфекции применяются защитные костюмы.

4.9.14.6. В бюро судебно-медицинской экспертизы отделение экспертизы живых лиц располагается в изолированном отсеке с самостоятельным входом.

4.9.15. Лабораторные подразделения.

4.9.15.1. Клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках зданий. Помещение для забора материала располагают за пределами блока помещений для исследований. Размещение и состав помещений микробиологической лаборатории (отделения) определяются с учетом требований санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных болезней.

4.9.15.2. Работа с использованием вредных химических веществ (фиксирование материала, розлив формалина, концентрированных кислот, приготовление реактивов, прокаливание, выжигание, измельчение) должны проводиться в вытяжном шкафу.

4.9.16. Амбулаторно-поликлинический прием.

4.9.16.1. В амбулаторно-поликлинических организациях мощностью до 100 посещений в смену (в том числе в офисах врача общей практики), а также в специализированных амбулаторно-поликлинических организациях неинфекционного профиля (поликлиники восстановительного лечения, врачебно-физкультурные, психоневрологические, кардиологические, наркологические, эндокринологические, онкологические) допускается наличие общей вестибюльной группы для детей и взрослых (с выделением туалета для детей), а также совместное использование диагностических отделений и отделений восстановительного лечения. Вход детей в территориальные поликлиники организуется через фильтр-бокс.

4.9.17. Прием косметолога-терапевта.

4.9.17.1. Оказание медицинской помощи по косметологии терапевтической без нарушения целостности кожных покровов, в том числе с применением физиотерапевтических методов лечения, проводится в кабинете врача-косметолога. В случае применения инъекционных методов лечения предусматривается и процедурный кабинет.

4.9.18. Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).

4.9.18.1. Помещения ЦСО должны быть разделены на три зоны: грязную, чистую и стерильную. К грязной зоне относятся помещения приема и очистки изделий медицинского назначения, к чистой зоне относятся помещения упаковки, комплектации и загрузки в стерилизаторы. К стерильной зоне относятся стерильная половина стерилизационной-автоклавной, склад стерильных материалов и экспедиция.

4.9.19. Здравпункты предприятий и учреждений.

4.9.19.1. Состав и площадь помещений определяются с учетом численности обслуживаемого контингента и видами медицинской деятельности. Помимо медицинских кабинетов, предусматриваются бытовые помещения для персонала. В здравпунктах соблюдаются правила противоэпидемического режима в соответствии с действующими нормативно-методическими документам.

4.10. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

4.10.1. Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.

4.10.2. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже одного раза в месяц с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

4.10.3. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. После окончания генеральной уборки проводится обеззараживание воздуха в помещении с использованием разрешённых для этих целей оборудования и/или химических средств.

4.10.4. В стационарах и поликлиниках должны быть центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.

4.10.5. Процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть механизированы. Стирка белья должна осуществляться в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается.

4.10.6. После выписки (смерти) больного, а также по мере загрязнения матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрацев чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется.

4.10.7. В МО не должно быть членистоногих насекомых и грызунов. Проведение дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарных правил.

4.10.8. Сбор, временное хранение и удаление отходов различных классов опасности в МО осуществляются в соответствии с требованиями действующих санитарных правил по обращению с медицинскими отходами[18].

Требования к организации питания пациентов.

4.11.1. Пищеблок МО должен размещаться в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией.

4.11.2. Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать действующим санитарным правилам по оказанию услуг общественного питания.

4.11.3. Состав и планировка помещений пищеблоков МО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к организации общественного питания.

4.11.4. Поточность технологического процесса приготовления блюд должна исключать возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.

4.11.5. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится органолептическая оценка и делается запись в журнале бракеража продукции.

4.11.6. Продукты следует хранить по видам продукции. Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать требования действующих санитарных правил по организации услуг общественного питания. 

4.11.7. В холодильных камерах/холодильниках должны строго соблюдаться правила товарного соседства.

4.11.8. В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи на пищеблоках МО отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Суточные пробы хранятся не менее 48 часов с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте/ холодильнике при температуре от +2 °С до +6°С.

4.11.9. Для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения МО используют термосы или плотно закрывающуюся посуду. Хлеб можно транспортировать в полиэтиленовых или клеенчатых мешках, хранение хлеба в которых не разрешается.

4.11.10. Срок раздачи готовых блюд не должен превышать 2 часов от момента приготовления.

4.11.11. Для обработки посуды необходимо использовать моющие, чистящие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке. В моечных отделениях вывешивают инструкцию о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

4.11.12. В буфетных отделений должно быть предусмотрено два помещения: для раздачи пищи и для мытья посуды. В помещении буфетной должна быть раковина для мытья рук.

4.11.13. Дезинфекция (обеззараживание) посуды проводится в инфекционных больницах (отделениях) и по эпидемиологическим показаниям химическим (растворы дезинфицирующих средств, в том числе в моечной машине) или термическим способом (кипячение, обработка в суховоздушном стерилизаторе и др.), а также обеззараживание остатков пищи от больного - по режимам для соответствующих инфекций.

4.11.14. Не допускается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.

4.11.15. В местах приема передач и в отделениях должны быть вывешены списки запрещенных для передачи продуктов.

4.12. Санитарно-эпидемиологические требования к стоматологическим медицинским организациям.

4.12.1.Стоматологические медицинские организации могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, приспособленных и встроенных (встроенно-пристроенных), в зданиях жилого и общественного назначения, помещениях, при условии соблюдения требований санитарных правил и гигиенических нормативов.

4.12.2.Стоматологические медицинские организации, расположенные в жилых зданиях, должны иметь отдельный вход, изолированный от жилой части здания.

4.12.3.Размещение и эксплуатация рентгеновских кабинетов, аппаратов (в том числе радиовизиографов) регламентируются действующими нормативными документами в области радиационной безопасности[19].

4.12.4.Устройство, оборудование и эксплуатация физиотерапевтических кабинетов, применение лазеров регламентируются действующими нормативными документами.

4.12.5.Для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детского населения по графику. Для организации приема детей следует, выделять специально оборудованный туалет (с унитазом и раковиной).

4.12.6.Структура, состав, функциональное назначение и площади помещений стоматологических медицинских организаций должны определяться мощностью и видами деятельности медицинских организаций с учетом требований приложения 2.

4.12.7. В стоматологических кабинетах площадь на основную стоматологическую установку должна быть не менее 14 м2, на дополнительную установку - 10 м2 (на стоматологическое кресло без бормашины - 7 м2), высота кабинетов - не менее 2,4 м.

4.12.8. Оперативные вмешательства, для проведения которых осуществляется медицинская деятельность по анестезиологии и реаниматологии, проводятся в условиях операционного блока. При этом оборудуется помещение для временного пребывания пациента после операции. В операционной при необходимости обеспечивается подача медицинских газов.

4.12.9. Работа кабинета хирургической стоматологии организуется с учетом разделения потоков "чистых" (плановых) и "гнойных" вмешательств. Плановые вмешательства проводятся в специально выделенные дни с предварительным проведением генеральной уборки.

4.12.10.Требования к внутренней отделке помещений принимаются в соответствии с главой 4.3. настоящих санитарных правил.

4.12.11.Требования к используемой медицинской мебели и оборудованию принимаются в соответствии с главой 4.7. настоящих санитарных правил. В кабинетах с односторонним естественным освещением стоматологические кресла устанавливаются в один ряд вдоль светонесущей стены.

4.12.12. При наличии нескольких стоматологических кресел в кабинете они разделяются непрозрачными перегородками высотой не ниже 1,5 м.

4.12.13. Отсутствие стерилизационной в стоматологической медицинской организации допускается при наличии не более 3 кресел. В этом случае установка стерилизационного оборудования возможна непосредственно в кабинетах.

4.12.14. Стоматологические кабинеты оборудуются раздельными или двухсекционными раковинами для мытья рук и обработки инструментов. При наличии стерилизационной и организации в ней централизованной предстерилизационной обработки инструментария в кабинетах допускается наличие одной раковины. В операционном блоке раковины устанавливаются в предоперационной. В хирургических кабинетах, стерилизационных, предоперационых устанавливаются локтевые или сенсорные смесители.

4.12.15. Помещения зуботехнических лабораторий и стоматологических кабинетов, в которых проводятся работы с гипсом, должны иметь оборудование для осаждения гипса из сточных вод перед спуском в канализацию (гипсоуловители или др.).

4.12.16. Кабинеты оборудуют бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха, разрешенными для этой цели в установленном порядке. При использовании облучателей открытого типа выключатели должны быть выведены за пределы рабочих помещений.

4.12.17.Требования к параметрам микроклимата и воздушной среды, в т.ч. по микробиологическим показателям, а также к отоплению, вентиляции, естественному и искусственному освещению, обеспечению радиационной безопасности при размещении и эксплуатации рентгеновских аппаратов принимаются в соответствии с действующими нормативными документами[20][21].

В стоматологических медицинских организациях общей площадью не более 500 кв. м, в помещениях классов чистоты Б и В (кроме операционных, рентгенокабинетов, кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии) допускается неорганизованный воздухообмен за счет проветривания помещений через открывающиеся фрамуги или естественная вытяжная вентиляция.

4.12.18. Автономные системы вентиляции должны предусматриваться для следующих помещений: операционных с предоперационными, стерилизационных, рентгенокабинетов (отдельных), производственных помещений зуботехнических лабораторий, санузлов.

4.12.19. В помещениях зуботехнических лабораторий местные отсосы и общеобменную вытяжную вентиляцию допускается объединить в одну вытяжную систему в пределах помещений лабораторий или в помещении вентиляционной камеры. Допускается устройство общей общеобменной приточной вентиляции для помещений лабораторий и других помещений стоматологической медицинской организации, при этом подачу приточного воздуха в помещения лаборатории следует предусмотреть по самостоятельному воздуховоду, проходящему от вентиляционной камеры, с установкой на нем обратного клапана в пределах вентиляционной камеры.

4.12.20. В стоматологических кабинетах, не имеющих автономных вентиляционных каналов, допускается удаление отработанного воздуха от общеобменных систем вытяжной вентиляции на наружную стену здания через устройства, обеспечивающие очистку воздуха от вредных химических веществ и запахов (фотокаталитические фильтры или другие устройства).

4.12.21. Технологическое оборудование зуботехнических лабораторий, в состав которого входят секции для очистки удаляемого воздуха от данного оборудования, а также оборудование замкнутого цикла, не требует дополнительных местных отсосов.

4.12.22. В зуботехнических лабораториях в зависимости от технологической части проекта предусматриваются местные отсосы от рабочих мест зубных техников, шлифовальных моторов, в литейной над печью, в паяльной, над нагревательными приборами и рабочими столами в полимеризационной. Воздух, выбрасываемый в атмосферу, следует очищать в соответствии с технологической характеристикой оборудования и материалов. Системы местных отсосов следует проектировать автономными от систем общеобменной вытяжной вентиляции стоматологических медицинских организаций.

4.12.23. Зуботехнические лаборатории на 1 или 2 рабочих места, в которых выполняются работы, не сопровождающиеся выделением вредных веществ (например: нанесение и обжиг керамической массы, обточка и другие работы), допускается размещать в жилых и общественных зданиях. Допускается неорганизованный воздухообмен в помещении путем проветривания через фрамуги или с помощью естественной вытяжной вентиляции с 2-кратным воздухообменом через автономный вентиляционный канал с выходом на кровлю или наружную стену без световых проемов.

4.12.24. В помещениях, к которым предъявляются требования асептических условий, предусматривается скрытая прокладка воздуховодов, трубопроводов, арматуры.

4.12.25. В помещениях должны соблюдаться нормируемые показатели микробной обсемененности воздушной среды.

4.12.26. Обслуживание систем вентиляции и кондиционирования воздуха и профилактический ремонт проводятся ответственным лицом или по договору со специализированной организацией.

4.12.27. Устранение возникающих неисправностей и дефектов в системе вентиляции должно проводиться безотлагательно.

    4.13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий.

4.13.1. Фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), амбулатории разворачиваются в сельской местности, где отсутствует возможность или нет необходимости предусматривать более мощные медицинские организации.

4.13.2. Требования к размещению и территории принимаются в соответствии с главой 4.1 настоящих санитарных правил.

4.13.3. Состав и площади основных и вспомогательных помещений зависят от численности обслуживаемого населения в соответствии с приложением 4. Для ФАПов, амбулаторий обслуживающих население, проживающее на удаленных территориях должны предусматриваться помещение для временного пребывания больных до госпитализации.

4.13.4. Допускается совмещение туалетов для больных и персонала.

4.13.5. Требования к внутренней отделке помещений принимаются в соответствии с главой 4.3 настоящих санитарных правил.

4.13.6. Требования к водоснабжению принимаются в соответствии с главой 6.4. настоящих санитарных правил.

4.13.7. Для удаления сточных вод должна оборудоваться система канализации (допускается использование накопительных емкостей с последующим вывозом на сооружения очистки сточных вод).

4.13.8. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.074 с.)