Трудуобучающихся с интеллектуальными нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудуобучающихся с интеллектуальными нарушениями



Учебный предмет «Ручной труд», обозначенный в ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, создает возможность для целостного развития личности младшего школьника в процессе формирования у него трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

На уроках ручного труда школьники приобщаются к созидательной деятельности в процессе получения материального продукта, что способствует развитию потенциальных возможностей их личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений.Это имеет большое воспитательное и коррекционно-развивающее значение.

Начальное технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент и практически-преобразующую деятельность обучающихся. Оно предполагает знакомство школьников с предметным миром, рациональной организацией труда, миром профессий, формирование знаний и умений по основам материаловедения и технологии и др. В связи с этим обучение ручному труду в начальных классах направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:

¾ воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице и т.д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты;

¾ формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

¾ формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

¾ расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

¾ расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;

¾ формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

¾ обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;

¾ обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах;

¾ формирование интереса к разнообразным видам труда;

¾ развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

¾ развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

¾ развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

¾ развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

¾ формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

¾ формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей предусматривает:

¾ коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различия между предметами;

¾ коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовыхумений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

¾ коррекцию ручной моторикиза счет развития плавности и координации движения рук, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала;

¾ компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы в процессе формирования адекватной реакции на неудачи, самостоятельного преодоления трудностей, принятия помощи учителя и т.д.

В целом коррекционная направленность обучения на уроках технологии (ручного труда) предполагает:

¾ максимальное использование возможностей всех сторон ручного труда (интеллектуальной, физической и эмоциональной) в коррекции и исправлении недостатков в развитии школьников;

¾ взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

¾ неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

¾ замедленность обучения;

¾ подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

¾ максимально развернутую и расчлененную форму сложных понятий, умственных и практических действий;

¾ предварение пропедевтикой изучения нового материала;

¾ руководство действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;

¾ подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, имеющихобщие черты и сходные приемы обработки поделочных материалов;

¾ подбор доступных для работы поделочных материалов.

Учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках технологии решаются в процессе следующих видов работ:

 

 

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
«Работа с глиной и пластилином» «Работа с глиной и пластилином»
«Работа с природными материалами» «Работа с природными материалами» «Работа с природными материалами»
«Работа с бумагой» «Работа с бумагой и картоном» «Работа с бумагой и картоном» «Работа с бумагой и картоном»
«Работа с нитками» «Работа с текстильными материалами» «Работа с текстильными материалами» «Работа с нитками. Работа с тканью»
«Работа с древесиной» «Работа с древесиной»
«Работа с проволокой» «Работа с проволокой»
«Работа с металлом»
«Ремонт одежды»
«Ручные швейные работы»
«Картонажно-переплетные работы»

 

Все виды работ распределены по годам обучения с учетом возрастных особенностей и возможностей детей работать с тем или иным материалом.

«Работа с глиной и пластилином». Знакомство с этими пластическими материалами начинается с глины. В учебнике для 1 класса дети вместе с учителем найдут ответы на вопросы: что такое глина? Где находят глину? Какая бывает глина? Что делают из глины? В связи с тем что работа с этим пластическим материалом требует особой организации занятий, использование данного материала в начальных классах в условиях урочной системы встречается редко.

Широко доступным пластическим материалом считается пластилин. Соответствующий раздел учебника содержит все необходимые сведения об этом материале. Так, к примеру, даны ответы на такие вопросы: что такое пластилин? Чем пластилин отличается от глины? Какой бывает пластилин? Какие инструменты помогают при работе с пластилином? Как работать с пластилином? (Описываются приемы обработки — скатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание и др.) Как лепить из пластилина объемные фигурки? В учебнике иллюстрируются образцы заданий, которые дети должны выполнить на уроке.

Во 2 классе знания школьников пополняются техническими сведениями о назначении и применении глины в промышленности: глина как строительный материал (1-я четверть); применение глины для изготовления посуды (2-я четверть); применение глины для изготовления скульптуры (3-я четверть). В ходе лепных работ дети знакомятся с геометрическими телами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы (столярные предметы прямоугольной геометрической формы; посуда цилиндрической, конической и шарообразной формы). Работая с пластическим материалом, второклассники как осваивают новые приемы обработки (с применением резака, стеки), так и закрепляют и совершенствуют ранее освоенные в 1 классе (скатывание, сплющивание, сдавливание, вытягивание, прищипывание, примазывание). Также происходит закрепление практических умений лепить конструктивным способом изделия и фигурки (лепка из отдельных частей). Новым для второклассников является освоение пластического способа лепки изделий и фигурок (лепка из целого куска пластической массы), что является наиболее сложным для этих детей.

Объекты труда: бруски, кубики, башня, ворота, молоток, чашки, чайник, фигурки животных, птиц, макеты.

«Работа с природными материалами». С помощью информации, содержащейся в учебнике, дети совершат тематические экскурсии «Лес», «Море», «Поле», т. е. прогулки в те места, где можно найти разнообразные природные материалы. Рассматривая приведенные в книге образцы природных материалов, школьники упражняются в их распознавании и получают о них новые сведения. В учебнике дети найдут ответы на вопросы: где используются природные материалы (в городах, парках, домах)?Какие предметы быта, сувениры, декоративные украшения и игрушки делают из разнообразных природных материалов?

Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения детей с интеллектуальными нарушениями. В учебнике 1 класса предлагаются группы изделий, выполненных из различных природных материалов: аппликации из засушенных цветов, трав и листьев; объемные изделия, сочетающие в себе пластилин и сухую пушистую траву; изделия, выполненные на основе пластилина и шишек.

Во 2 классе содержание учебного материала данного вида работы направлено на ознакомление школьников с новыми видами природных материалов, их свойствами и применением (желуди, скорлупа грецкого ореха и др.). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или вспомогательного материала (палочки с заостренными концами). Повторяются познавательные сведения об уже знакомых природных материалах, их свойствах и правилах заготовки (сухие листья, травы, цветы, шишки и др.). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использования их при изготовлении аппликационных работ и объемных композиций (макетов).

Объекты труда: птички, парусник, черепаха, собачка, человечек, утка, композиции (макеты) и др.

Содержание учебного материала в 3 классе для данного вида работы направлено на закрепление познавательных сведений об уже знакомых детям природных материалах (сухие листья, травы, цветы, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов и др.), их свойствах, правилах заготовки; на совершенствование практических умений и навыков использования природных материалов при создании аппликаций и многодетальных объемных изделий с применением специальных инструментов, приспособлений и материалов (шило, палочки с заостренными концами, пластилин, клей).

Объекты труда: аппликация из листьев «Птица», аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках» и «Рыбки», объемные изделия «Птица», «Паук» и др.

«Работа с бумагой и картоном». При изучении этого вида работы школьники получат сведения о бумаге, которая занимает на уроках труда в 1 классе ведущее место из большого разнообразия поделочных и художественных материалов. Бумага — это общеизвестный материал, крайне необходимый современному человеку. В учебнике школьники получат ответы на вопросы: какие предметы из бумаги используют в быту? Какие предметы из бумаги используют в игре? Какие предметы из бумаги используют в учебе? Из существующего перечня сортов бумаги школьники 1 класса знакомятся лишь с некоторыми: писчая бумага, печатная, бумага для рисования, впитывающая, папиросная или бумага для труда, для упаковки промышленных товаров. Соприкасаясь с различными сортами бумаги (которые раздаются дополнительно), дети определяют на ощупь ее плотность, гладкость, шероховатость, что способствует развитию тактильных ощущений. Игровые ситуации с использованием различных сортов бумаги способствуют развитию слуховой чувствительности у детей. Например, не видя бумаги, по шуму при еесминании дети на слух определяют и называют тот или иной ее сорт. Данные в учебнике образцы цвета помогут сформировать у школьников с интеллектуальными нарушениями представления о том, какого цвета может быть бумага или картон.

Бумага универсальна по своим физическим свойствам, что позволяет совершать с ней разнообразные практические действия, которые положительно влияют на коррекцию мелкой моторики детей с интеллектуальными нарушениями. В учебнике на страницах, посвященных теме «Как работать с бумагой», наглядно демонстрируются приемы безорудийной обработки бумаги. К ним отнесены разрывание, обрывание, сминание и сгибание бумаги. При овладении этими приемами школьники выполняют ряд практических заданий, в ходе которых усваивают понятия «аппликация», «рельефная аппликация», «мозаика», «оригами», учатся выявлять признаки основных геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) и сопоставлять их с изображением реальных предметов.

В процессе овладения орудийными приемами школьники узнают, какими бывают ножницы, как правильно их держать, передавать, как правильно ножницами резать бумагу. В учебнике для 1 класса нашли отражение все доступные приемы вырезания, которыми должны овладеть обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. К ним отнесены приемы прямолинейного вырезания (разрез бумаги по короткой прямой линии, разрез бумаги по короткой наклонной линии, надрез бумаги по короткой прямой линии, разрез по длинной линии), приемы криволинейного вырезания (разрез по незначительно изогнутым линиям, скругление углов прямоугольных форм, вырезание округлых форм несложных контурных очертаний, разрез по кругу). В ходе овладения приемами криволинейного вырезания школьники осваивают понятия «круг», «овал», сопоставляя понятия с изображением реальных предметов. В учебнике содержится иллюстративный материал, направленный на обучение детей способам вырезания ножницами из бумаги. К ним отнесены способы вырезания изображений симметричного строения (симметричное вырезание предметных и орнаментальных изображений из бумаги, сложенной пополам, симметричное вырезание предметных и орнаментальных изображений из бумаги, сложенной несколько раз).

Во 2 классе содержание учебного материала, предусмотренного программой, пополняется новыми познавательными сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке (1-я четверть). Также новым для обучающихся 2 класса на уроках труда является освоение приемов разметки бумаги с помощью линейки (3-я четверть). Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математики, дети применяют его в процессе разметки бумаги и картона. В то же время школьники продолжают работать с шаблонами, закрепляя умения, приобретенные в 1 классе. Содержание программы предусматривает работу по разметке бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур (1-я четверть) и форм сложной конфигурации (2-я четверть). Все шаблоны, образцы которых представлены в рабочей тетради, заранее заготавливаются учителем.

Особое внимание во 2 классе уделяется закреплению и совершенствованию таких важных умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги. В процессе сгибания бумаги используются приемы: сгибание с угла на угол, сгибание пополам, совмещение углов и сторон с опорными точками, деление стороны на две равные части способом сгибания бумаги, сгибание по типу гармошки. Работая ножницами, второклассники закрепляют приемы прямолинейного и криволинейного вырезания: надрез по короткой вертикальной линии, разрез по короткой линии, разрез по длинной линии, вырезание по кругу. Продолжают осваивать способы: симметричное вырезание и тиражирование деталей.

Объекты труда: аппликация, елочные игрушки, гирлянды, поздравительные открытки, композиции (макеты), предметы быта (пакет, книжки-игольницы, салфетки с прорезным орнаментом, закладки и др.).

В 3 и 4 классах содержание программного материала позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага), расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация, объемное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей изделия).

Объекты труда: аппликации, елочные игрушки, гирлянды, карнавальные полумаски, карнавальные головные уборы (шапочка, кокошник, шлем), складная доска для настольной игры, рамка для фотографии, открытые коробки и др.

«Работа с текстильными материалами». В процессе изучения этого вида работы школьники найдут ответы на вопросы: где нитки встречаются в природе? Из чего делает нитки человек? Какие сорта ниток бывают? (Хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные.) Изучая свойства ниток, школьники закрепляют понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», осваивают цветовую гамму ниток, знакомятся с физическими свойствами ниток (нитки разрываются руками, разрезаются ножницами и т. д.).

Рассматривая иллюстративный материал, обучающиеся знакомятся с разными областями использования ниток: вышивание нитками, вязание из ниток, изготовление тканей, из которых шьют различные предметы. Для актуализации и активизации личного визуального и бытового опыта школьников во время беседы о нитках необходимо побуждать их вспоминать, какие еще предметы из ниток, которых нет в иллюстративном материале учебника, они знают.

Обучающиеся знакомятся с инструментами, которые используют при работе с нитками: иголки (большие, маленькие), ножницы, коклюшки для плетения кружева, спицы для вязания (демонстрируются отдельно).

В ходе ознакомления с нитками школьникам объясняются условия хранения ниток (в клубках, мотках, на катушках и картонках). В связи с этим предусматриваются задания, позволяющие детям овладеть рядом технических приемов: сматывание ниток в клубок, наматывание ниток на картонную основу, завязывание узелков, связывание ниток.

Обучение шитью включает овладение обучающимися приемом «иглы вверх-вниз». Данный прием используется в линейном шитье (прямые горизонтальные, вертикальные и наклонные стежки) и в предметном вышивании (контуры геометрических фигур).

Обучение вышиванию включает овладение школьниками приемом заполнения расстояния между стежками (линейное и предметное вышивание) ниткой одного или разного цвета. В учебнике приводятся образцы изделий, которые в дальнейшем выполняют дети.

Во 2 классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма, сутаж, тонкая веревка, шпагат) и их видах, сортах, свойствах, применении и назначении (3-я четверть). В ходе практической деятельности дети овладевают разнообразными приемами работы с этими материалами (пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани и вышивание по канве сметочным стежком, выполнение стежка «шнурок»). Наряду с освоением перечисленных материалов школьники повторяют имеющиеся у них первоначальные сведения о нитках (свойства ниток: цвет, толщина, разрываются, разрезаются, скручиваются, сплетаются). В 1-й четверти программой предусматривается работа на повторение практических действий с нитками (намотка ниток на картон и в клубок, связывание в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нити, вышивание).

Объекты труда: коллекция из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, ягоды, шарики и человечки из ниток, игольница, закладка и салфетка с вышивкой.

В последующих классах знания и умения детей по данному виду труда углубляются за счет включения в учебный материал познавательных сведений о новых видах ручных стежков и строчек (строчки прямого и косого стежка и их варианты), составления простейших рисунков по образцам и вышивания по линиям рисунка.

Объекты труда: игольники, закладки, прихватки.

«Работа с древесиной». Содержание работы направлено на ознакомление школьников с назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят детям усвоить понятия «дерево» и «древесина». Выполняя задания, обучающиеся познакомятся с простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).

Объекты труда: опорный колышек для цветов, аппликация из опилок.

«Работа с проволокой». Содержание работы состоит в ознакомлении школьников с назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят сформировать у детей представление о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая) и приемах работы с ней (сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом плоскогубцами).

Объекты труда: паук, буквы.

«Работа с металлом». Особенностями этого вида труда является то, что, во-первых, металл — малознакомый материалдля обучающихся 4 класса; во-вторых, при изучении данного вида работы ученики должны получить элементарные сведения технологического характера (виды металлов, их применение, свойства и цвет металлов, применяемые при обработке инструменты и др.) иовладеть специфической терминологией и технологией ручной обработки тонкого листового металла (алюминиевая фольга), т.е. научиться его сгибать, сминать, сжимать, скручивать и резать.

Объекты труда: «Шарики», «Дерево из алюминиевой фольги».

«Картонажно-переплетные работы». В 3 и 4 классах происходит знакомство и закрепление технологических знаний о видах картонажно-переплетных изделий (картонажные и переплетные) и их применении (коробки, футляры, папки, книги, блокноты, тетради и др.);совершенствуются знанияо материалах (бумага, картон, клей, технические ткани и др.) иинструментах (ножницы, линейки, иглы, кисти и др.), используемых в картонажно-переплетных работах;осваивается технология окантовки картона полосками и листами бумаги;формируются умения разметки деталей с помощью линейки.

Объекты труда:«Картина на окантованном картоне», «Складная доска для игры», «Открытые коробки из тонкого картона», «Записная книжка — раскладка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.026 с.)