На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.



РУССКИЙ ЯЗЫК

 

 

Москва, 2020


Автор-составитель: И.П. Цыбулько

 

Методические рекомендации предназначены для обучающихся 9 классов. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ОГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ОГЭ. В рекомендациях описана структура и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ 2020 года, приведён индивидуальный план подготовки к экзамену, указаны темы, на освоение / повторение которых целесообразно обратить особое внимание. Даны рекомендации по выполнению разных типов заданий, работе с открытым банком заданий ОГЭ и другими дополнительными материалами, полезные ссылки на информационные материалы ФИПИ и Рособрнадзора.

 

 

2

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


Дорогие друзья!

 

Скоро Вам предстоит сдать основной государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку. Подготовка будет эффективной, если Вы будете систематически заниматься. Данные рекомендации помогут Вам в подготовке к экзамену.

 

Каждый вариант контрольных измерительных вариантов (далее – КИМ) ОГЭ состоит из трёх частей и включает в себя девять заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

 

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким

ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

 

– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня. Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение),

 

проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Эта часть работы содержит три творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых необходимо выбрать и выполнить только одно.

 

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

 

Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса русского языка дано в таблице 1.

 

         

Таблица 1

 
         

 

 
 

Содержательные разделы

  Количество Максимальный    
   

заданий

первичный балл

   
           

 

       

Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи.

1 7    
Изложение. Письменное воспроизведение текста        
с заданной

степенью свёрнутости (сжатое изложение

       

содержания прослушанного текста)

         

 

       

Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи

1 1    

 

           

Выразительность русской речи

    1 1    
               
Орфография       1 1    
               
Лексика       1 1    
               
Синтаксис       2 2    
               
Пунктуация       1 1    

 

       

Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной

1 9    

темой и функционально-смысловым типом речи

         

 

       

Практическая грамотность и фактическая точность речи

Части 1, 3 10    
        (в целом)      
               
      Итого 9 33    
               

 

3

 

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


На рисунке показана структура экзаменационной работы и проверяемые темы школьного курса русского языка.

 

  Часть 1        
1 Текст (информационная  

Сжатое изложение

 
 

обработка текста)

   
         
  Часть 2

Синтаксический

Анализ

(предложение,

 

2

   
  грамматическая основа предложения,  
    второстепенные члены предложения,  
   

Часть 3

 

9

 

(1,2,3)

 

 

9.2

9.1 Сочинение- 9.3
Сочинение- рассуждение на Сочинение-
рассуждение на тему, связанную с рассуждение на
лингвистическую анализом тему, связанную с
тему фрагмента анализом текста
  текста  

 

 

4

 

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


При подготовке к ОГЭ важно усвоить главное: в экзаменационной работе нет материала, который бы выходил за пределы школьных учебников и программ. Поэтому следует готовиться по тем учебникам, по которым Вы учились в школе. Можно использовать дополнительные материалы при подготовке. Пособия для подготовки к экзамену Вы выбираете самостоятельно. Проконсультируйтесь со своим учителем русского языка.

 

Рекомендуем Вам использовать следующую таблицу, включающую все темы и элементы содержания, которые могут быть проверены на ОГЭ по русскому языку (таблица 2). Отметьте, какие темы Вы уже изучили / повторили, а какие ещё предстоит изучить / повторить. Так Вы сможете спланировать свою подготовку к экзамену.

 

   

Таблица 2

       
  Элементы содержания Пройдено Необходимо
      изучить /
      повторить
       

Фонетика

 

Звуки и буквы

 

Фонетический анализ слова

 

Лексика и фразеология

 

Лексическое значение слова

 

Синонимы. Антонимы. Омонимы

 

Фразеологические обороты

 

Группы слов по происхождению и употреблению

 

Лексический анализ

 

Морфемика и словообразование

 

Значимые части слова (морфемы)

 

Морфемный анализ слова

 

Основные способы словообразования

 

Словообразовательный анализ слова

 

Грамматика. Морфология

 

Самостоятельные части речи

 

Служебные части речи

 

Морфологический анализ слова

 

Грамматика. Синтаксис

 

Словосочетание

 

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

 

Второстепенные члены предложения Двусоставные и односоставные предложения Распространённые и нераспространённые предложения Полные и неполные предложения Осложнённое простое предложение Сложное предложение

 

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

 

Сложные предложения с разными видами связи между частями

 

Способы передачи чужой речи

 

Синтаксический анализ простого предложения

 

Синтаксический анализ сложного предложения

 

Синтаксический анализ (обобщение)

 

Орфография

Орфограмма

 

Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и и Ц

 

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

 

5

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


Употребление Ь и Ъ

 

Правописание корней

 

Правописание приставок

 

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

 

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

 

Правописание падежных и родовых окончаний

 

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

 

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

 

Правописание отрицательных местоимений и наречий

 

Правописание НЕ и НИ

 

Правописание служебных слов

 

Правописание словарных слов

 

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

 

Орфографический анализ

 

Пунктуация

 

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

 

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

 

Знаки препинания при обособленных определениях

 

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

 

Знаки препинания при сравнительных оборотах

 

Знаки препинания при уточняющих членах предложения

 

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)

 

Знаки препинания в предложениях со словами

 

и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания в осложнённом предложении (обобщение)

 

Знаки препинания при прямой речи, цитировании Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

 

Знаки препинания в сложном предложении с союзной

и бессоюзной связью

 

Тире в простом и сложном предложениях

 

Двоеточие в простом и сложном предложениях

 

Пунктуация в простом и сложном предложениях

 

Пунктуационный анализ

 

Речь

 

Текст как речевое произведение. Смысловая

 

и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Стили и функционально-смысловые типы речи

 

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Анализ текста Создание текстов различных стилей

 

и функционально-смысловых типов речи

 

Языковые нормы

Лексические нормы

 

Грамматические нормы (морфологические нормы)

 

6

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


Грамматические нормы (синтаксические нормы)

 

Тема 1. Фонетика

 

Основные умения:

 

· определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, давать характеристику звуков слова;

 

· проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов.

 

Перечисленные умения очень важны при выполнении конкретных заданий экзаменационной работы, например, при выполнении задания 5, которое проверяет Вашу орфографическую грамотность.

5 Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ на конце приставки перед буквой,обозначающей глухойсогласный звук, пишется буква С.

 

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) –в краткой форме имени прилагательного пишется столькоже Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

 

3) РАССТИЛАТЬСЯ –написание безударной чередующейся гласной в корне словазависит от его лексического значения.

 

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-его склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно

образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО-и суффикса -И.

 

Ответ: ___________________________.

 

В этом задании необходимо выбрать правильное написание указанной в примере буквы. Обратите внимание на то, что при анализе ответов под номерами 1, 3, 4 Вам не обойтись без знаний по фонетике. Вы должны уметь определять звуковой состав слова, который подразумевает различение звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных, чередующихся гласных в корне.

 

При выполнении задания 5 Вам необходимо провести частичный фонетический анализ слова, определяя особенность согласных звуков (мягкие или твёрдые, глухие или звонкие)

 

и учитывая при этом не только качественную их характеристику, но и возможные фонетические процессы: оглушение и озвончение, особенности произношения некоторых сочетаний букв. Эти умения должны применяться вместе с другими видами анализа: орфографическим, лексическим, морфологическим, морфемным и словообразовательным. Именно эти виды анализа позволят решить приведённое выше задание: верными будут ответы 1 и 5. Таким образом, в бланк ответа записываем: 15<или>51.

 

7

 

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


Знания по разделу «Фонетика» понадобятся и при выполнении заданий к тексту – 7 (анализ средств выразительности в тексте), 9.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему).

 

Тема 6. Орфография

 

Основные умения:

· проводить орфографический анализ;

· находить орфограммы и применять правил написания слов с орфограммами;

· применять на письме правила переноса слов;

· соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

 

Орфографические правила изучаются в школе с первого класса и содержат изложение закономерностей правописания всех частей речи во всех формах их употребления. В школе изучается много орфографических правил, и их сознательное применение потребует умения проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов. Эти умения потребуются не только при выполнении задания 5, но и при написании изложения и сочинения.

 

Выполняя задание 5, работайте с каждым примером отдельно. Не выбирайте ответы наугад.

 

Тема 7. Пунктуация

 

Основные умения:

· проводить пунктуационный анализ предложения и текста;

 

· соблюдать орфографические нормы в письменной речи: применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

 

Задание 3 нацелено на проверку умения применять теоретические знания по синтаксису на практике – при расстановке знаков препинания в предложении. Для анализа предлагается текст, состоящий из трёх предложений. На местах пропусков необходимо расставить знаки препинания, а в ответе записать те цифры, на месте которых стоит тот знак препинания, который указан в формулировке задания. Например:

 

 

13

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


3 Пунктуационный анализ.  
 

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры,на месте которых должны стоять запятые.

 
   
   
  В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и  
  математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам  
  точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном  
  Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля –  
  шар (9) вращающийся вокруг Солнца.  
  Ответ: ___________________________.  

 

Правильная расстановка знаков препинания всегда вызывает определённые трудности, поэтому следует сначала внимательно прочитать предложение, понять, о чём говорится в предложении; определить синтаксическую структуру предложения (определить грамматическую основу предложения, количество грамматических основ, наличие второстепенных членов предложения; обособленных членов предложения и т.д.). Трудности

 

в пунктуации связаны, как правило, с неумением определять грамматическую основу предложения. А это одно из основополагающих, базовых умений в области синтаксиса, чрезвычайно важное для постижения структуры предложения, а следовательно, для овладения пунктуационными нормами.

 

Следует внимательно прочитать условие задания: постановку какого пунктуационного знака Вам предстоит анализировать. В приведённом примере необходимо указать все цифры, на месте которых стоят ЗАПЯТЫЕ. Для успешного выполнения этого задания Вам понадобятся умения по синтаксису, важнейшим из которых является умение определять грамматическую основу предложения, а также умение пользоваться знаком препинания в соответствии с пунктуационными правилами.

 

Проанализируйте синтаксическое строение каждого предложения. Для этого выделите грамматические основы каждого предложения. Анализ предложений показывает, что постановка запятых необходима на месте следующих цифр: 13456789. Итак, в строке ответа записываем: 13456789<или>любую другую последовательность этих цифр

 

Тема 8. Речь

 

Основные умения:

· анализировать текст;

 

· выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, композиционные элементы текста;

 

· определять функционально-смысловые типы речи, принадлежность текста к одному из них и к функциональной разновидности языка;

· создавать тексты различных типов речи и соблюдать нормы их построения;

 

· определять виды связи, смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений в тексте, а также уместно и целесообразно их использовать.

 

Читая текст,

 

1. обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста;

 

2. ведите диалог с автором текста. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту

и выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании.

 

3. проверяйте верность выдвинутых Вами предположений при чтении последующих частей текста;

 

4. старайтесь всё время выделять в тексте главное, существенное. Находите важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на

 

14

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли;

 

5. особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающее, «узловые» суждения автора;

 

6. обращайте внимание на слова, употреблённые в переносном значении. Это поможет Вам не только выполнить задания, связанные с анализом средств выразительности, но и лучше понять прочитанный текст;

 

7. приготовьтесь к тому, что, отвечая на задания экзаменационной работы, Вам придётся постоянно возвращаться к тексту, перечитывать его полностью или частично.

 

Тема 9. Языковые нормы

 

Основные умения:

· определять место ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;

 

· выявлять смысловые, стилистические различия синонимов, употребление их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;

 

· соблюдать грамматические нормы, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имён существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видо-временной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.

 

Языковые нормы проверяются практически во всех заданиях экзаменационной работы. Особое внимание следует обратить на соблюдение языковых норм при написании сочинения

 

и изложения. К числу наиболее типичных грамматических ошибок относятся ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

 

1. ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания

(следует: движет);

2). неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга даёт знания

 

об истории календаря, научит делать календарные расчёты быстро и точно (следует: даст... научит… или: даёт... учит...);

3. ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки

воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);

4. ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма:

выйдя);

5. неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут).

 

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.

 

Кроме того, к типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки, также выявляемые в работах экзаменуемых:

 

1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу

 

уделить внимание, это художественной стороне произведения (норма: …это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: ...нужны смелость, знания, честность);

 

2. ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор:

 

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника;отрыв частицыот того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничительная частица«всего»должна стоять перед подлежащим:

 

...всего две проблемы);

 

3. неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

 

15

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


4. неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста

 

понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум-ный» связывалось представление о вольнодумстве.

 

Анализируя работы экзаменуемых с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки. Это нарушения, связанные с неразвитостью речи.

 

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:

1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский

 

словарь» (глагол«взглянуть»обычно требует управления существительным илиместоимением с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь),

 

а глагол «заглянуть» (быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть

 

 

с целью узнать, выяснить что-нибудь),который необходимо употребитьв приведённом предложении, управляет существительным или местоимением

 

с предлогом «в»);

 

2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова «известно» в предложении ошибочно употреблён его синоним «знакомо»);

 

Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова«пространство»лучшеупотребить его синоним – «место»; иноязычное слово «импонирует» также требует синонимической замены);

 

3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста весёлый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точ-

 

ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова «весёлый»

и «мажорный» антонимами не являются);

 

4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

 

Москва, 2020


Автор-составитель: И.П. Цыбулько

 

Методические рекомендации предназначены для обучающихся 9 классов. Методические рекомендации содержат советы разработчиков контрольных измерительных материалов ОГЭ и полезную информацию для организации индивидуальной подготовки к ОГЭ. В рекомендациях описана структура и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ 2020 года, приведён индивидуальный план подготовки к экзамену, указаны темы, на освоение / повторение которых целесообразно обратить особое внимание. Даны рекомендации по выполнению разных типов заданий, работе с открытым банком заданий ОГЭ и другими дополнительными материалами, полезные ссылки на информационные материалы ФИПИ и Рособрнадзора.

 

 

2

© ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"


Дорогие друзья!

 

Скоро Вам предстоит сдать основной государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку. Подготовка будет эффективной, если Вы будете систематически заниматься. Данные рекомендации помогут Вам в подготовке к экзамену.

 

Каждый вариант контрольных измерительных вариантов (далее – КИМ) ОГЭ состоит из трёх частей и включает в себя девять заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

 

Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким

ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

 

– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня. Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение),

 

проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Эта часть работы содержит три творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых необходимо выбрать и выполнить только одно.

 

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

 

Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса русского языка дано в таблице 1.

 

         

Таблица 1

 
         

 

 
 

Содержательные разделы

  Количество Максимальный    
   

заданий

первичный балл

   
           

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.293 с.)