Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпштейн М. Парадоксы новизны. M., 1988. С. 385.
168 Постмодернизм Соц-арт —искусство, работающее с идеями, символами, обра зом мышления (идеологемами) культуры советской эпохи. Как и постмодернизм в целом, соц-арт вбирает в себя соц- язык —язык культуры соцреализма. Идеологические штампы, клише, лозунги входят в текст, вступают во взаимодействие и в столкновение с другими культурными кодами и образуют мир, взрывающий мифологемы изнутри. Соц-арт как ветвь постмодернизма появился в середине 70-х годов, т. е. не сколько позднее, чем заявил о себе постмодернизм. Предметом соц-арта стала социокультурная топика, выра женная в мифологизированных идеологических, а следова тельно, культурных стереотипах. Используя язык и механизм соцреалистического искусства, писатели соц-арта создают иронически стилизованные, псевдотрадиционные произведе ния. Объектом внимания в соц-арте становится массовая со ветская культура и сознание. Истоки соц-арта лежат в смеховой культуре, но впервые качественно новое выражение этой культуры, уже именно соц-артистское, проявилось в живописи, в упражнениях ху дожников Комара и Меламида, которых считают зачинателя ми соц-арта, затем в творчестве художников Э. Булатова, Б. Орлова, Р. Лебедева, Г. Брускина. Их работы — поначалу чистая игра с официозом, с классической цитатой. Если, до пустим, написать “Коммунизм — это молодость мира” и под писаться конкретной фамилией, то это тоже будет соц-арт, но в своем первом, зачаточном виде. Именно так начинали Ко мар и Меламид. Лозунг “Наша цель — коммунизм” В. Комар, А. Меламид” приобретал уже совершенно иной смысл, неже ли без подписи. Начав с элементарного — пародирования речевых клише, соц-арт вторгся в сферу мифологического. Смесь псевдопси хологизма с изображением “жизни в формах самой жизни” позволила ввести в соц-артистские произведения темы эроса, вскрывая бессознательное в советской ментальности. Предме том соц-артистского психоанализа становится “простой со ветский человек”, а “фигура Сталина выступает как запретная и притягательная, как символ утраченного отца и в то же время как воплощение политико-эротических грез о всемогу ществе” 1. Такая ситуация проигрывается в романе Саши Со
Гройс Б. Московский романтический концептуализм // Вестник новой литературы. С. 34. П остмодернизм 169 колова “Палисандрия”, хотя это скорее чисто постмодернист ское произведение, в “Кенгуру” Ю. Алешковского. Приемы соц-арта универсальны. И объяснить это можно тем, что соц-арт работает с соцреалистическим материалом лишь в узком смысле. В широком же здесь действует меха низм, вообще лежащий в основе постмодернизма,— интегра ция (в данном случае советской) ментальности в виде идео логических знаков в текстовую игру. Этим отчасти объясняется синтетическая природа соц- арта, который, зародившись в живописи, распространился впоследствии и на литературу. Соц-арт — искусство, рабо тающее с идеями, символами, образом мышления соцреализ ма, вообще культуры советской эпохи. Классический, если можно так выразиться, соц-арт —тот, что “развенчивает социа листический метод производства эстетических ценностей, но главной задачей имеет не столько разоблачение, сколько само вживание в образ “метапавленко” или “метакочетова”1. Стилистику соцреализма обыгрывает в своих произведени ях В. Сорокин. Почти все рассказы его строятся по опреде ленной схеме. Сначала писатель, используя сюжетные ходы и язык соцреалистической литературы, создает такую точную стилизацию, что до какого-то момента читатель совершенно уверен, что перед ним производственная, “деревенская” или любовно-романтическая проза. Характеры и конфликты, язы ковые средства изображения, речь героев передают устоявшие ся штампы соцреалистической прозы. Но неожиданно проис ходит совершенно абсурдистский взрыв, который разрушает сюжет, заставляет пересмотреть уже сложившееся впечатле ние, опровергает все предыдущее. В рассказе “Заседание зав кома” (вспомните нашумевшую в начале 70-х пьесу Гельмана “Заседание парткома”) на профкоме завода разбирают пьяни цу и лодыря Витьку Пискунова. Все атрибуты соцреалистиче- ского рассказа подобного типа налицо: суровые, но справед ливые старшие товарищи за столом с красным сукном под портретом Ленина с метровым узлом на галстуке “чистят” провинившегося. Здесь и перечень персонажей (активист, ве теран, бригадир, молодой ударник, представитель простого народа — уборщица и шедший на репетицию милиционер- любитель классической музыки, то есть одухотворенная лич
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.007 с.) |