Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспекты уроков родного русского языкаСтр 1 из 22Следующая ⇒
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Урок 1 Урок 2 Тема: Из истории русской письменности Цель: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита. Задачи: Образовательные: предоставить информацию об истории создания славянской письменности,познакомить обучающихся с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки; Развивающие: развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы); Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; на примере жизни великих просветителей славянства Кирилла и Мефодия воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру. Урок-презентация с элементами групповой работы. Ход урока 1. Обратиться к эпиграфу, записанному на доске: Дар, что «ценнее и больше всего серебра и золота, Аз буки веди – я знаю буквы. Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки: Глагол – «слово» Добро – «достояние, нажитое богатство» Есть (есте) – 3 л.ед.ч. от глагола «быть». Задания по группам даётся: (Слайд №9) ЗАДАНИЯ 1. Из букв старого алфавита составить слова: А) веди, есть, слово, нам, аз - весна Б) слово, есть, слово, твердо, рцы, аз – сестра В) буки, есть, добро, аз – беда Г) твердо, есть, рцы, есть, мыслите – терем (Слайд №10) 2. Назовите буквы современные: Глаголь – (гэ), покой – (пэ), ер – (ъ) людие – (эль), еры – (ы), ерь – (ь) 3. О каких буквах идёт речь в стихотворении, расположите их в соответствии с их местом в современном русском алфавите. В любой старинной книжице Итоговый блиц-опрос (рефлексия): 1. Сколько букв было в старинном алфавите? (43 буквы) 2. Традиционное название славянской азбуки, созданной в 1Х веке? (кириллица)
3. Почему назвали азбуку кириллицей? (автор азбуки – просветитель Кирилл) 4. Почему люди до сих пор почитают двух братьев - Кирилла и Мефодия? (Они основали славянскую азбуку, перевели с греческого на церковно-славянский язык богослужебные книги, положили начало просвещению и вели богослужение на славянском языке.) 5. В каком городе родились братья? (Солунь – современное название Салоники) 6. Какая это страна? (Греция) 7. Как возникло слово «азбука»? (От начальных букв древнего алфавита аз и буки) Подведение итогов групповой и индивидуальной работы. Спасибо всем за внимание и работу на уроке!
Урок 3 Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры Цели: 1) познавательные: формирование у школьников лингвистического мировоззрения; 2) практические: вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие связной речи учащихся; 3) общепредметные: воспитание учащихся. Ход урока. (На доске эпиграф.) Язык каждого народа создан самим народом. К.Д.Ушинский Задание 2. Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его лексическом значении? ...Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером… Приведите примеры употребительных слов, образованных по той же словообразовательной модели, что и существительное магазинер. Что объединяет все эти слова? Сделайте вывод. Задание 3. Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 80-х гг. 20-го века. Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите примеры известных слов. Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии), симпатюшка (о ком-то приятном, симпатичном), сластёнство (склонность к сладкому), смехотворчество (создание юмористических произведений), окоротеть (стать коротким), отзеленеть (перестать зеленеть), пихтоварка (приспособление для получения пихтового масла).
- А нужны ли нам заимствованные слова? Зачем? (Со временем они закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры). - Приведите примеры. - А художественные произведения - это национальная культура? Докажите. (Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры). - А как вы считаете, культура человека - это часть национальной культуры? - Посмотрите на доску и прочитайте текст вслух. (текст выводится на экран с помощью ПК). Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть: разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение; выразительной - использующей образные средства языка: фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения; точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать; логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего); краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего; ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль; Слово - не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это - художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский Урок 4 Конспект урока I. Организационный этап. Подведение к цели урока. II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала. Раньше о женщине говорили: - Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему? Осознание новой темы
Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус. Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава. III. Этап «Актуализация знаний». Так одевались в центральных районах и на севере России. Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением. По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний. И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке. IV. Физминутка.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи. VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности» Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов. Рефлексия: мне захотелось… Итог урока Урок 5 Урок. II. Этап мотивации Задание 2 Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особойвыразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности. Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание: Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”). Текст к заданию 2 Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… Не жаль им лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадёт трава. Как древо роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова… (Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе) III. Этап целеполагания Дополнительная информация. Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры) Задание 5 Вы – редактор. Прочитайте текст. Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми. · Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои косматые золотые головы). · Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте. Задание 6 Вы – писатель. · Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”. · Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину. · Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения. (Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ). Задание 7 Вы – учитель · Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме. · Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям: 1 – 2 ошибки – «5» 3 – 4 ошибки «4» 5 – 6 ошибок «3» Текст к заданию 7 Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” VII Домашнее задание. §6 Задание 8 · Найдите фразеологизмы в тексте. · Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении. · Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.
Урок 7 Урок 9 Интересный материал Учитель: Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая. Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся) Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, властны, тяготеют к точным наукам. Весенние люди – обидчивы, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам. Летние – добродушные, эмоциональные, впечатлительные, настойчивые, трудолюбивые Осенние – рассудительные, мудрые. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, успешно занимаются и точными науками и искусством. Задача: У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему? Родился Христофор 29 февраля. Творческая мастерская. Викторина «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд 20) Владеть миром Владеть всем Любить мир Свято славить Милая людям Данный Богом Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин. Валентин – Валентина Василий – Василиса Евгений – Евгения Виктор – Виктория Александр – Александра Федор – Федора Иван – Иванна Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше. (Анна, Алла, Жанна, Филипп, Кирилл) Ответы учащихся. 1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подготовить последовательный ответ на вопросы(проект) 1. Что я знаю о своём имени? 2. Почему меня так назвали, кто назвал? 3. В какое время года ты родился? 4. Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника? 5. Какова судьба этого родственника? Творческое задание «Происхождение фамилий» 1. Рефлексия (подведение итогов занятия) Подведение итогов урока Что вы узнали нового на уроке? Что понравилось и что было сложным? Что значит беречь имя и для чего это нужно? Ребята, мы можем уже объяснить высказывания, о которых говорили в начале урока? Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Евангелие от Луки Не имя красит человека, а человек имя. Пословица Ответы учащихся. Оценивание учащихся. Итог урока. Имена - часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой. Но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Урок 10 Тема: Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)
Урок 11 Ход урока
Заговори, чтоб я тебя узнал … Сократ. - Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!» И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит. Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Сегодня на уроке мы узнаем, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, какими они бывают. Откройте тетради, запишите число …
Все, что нас окружает, все, что создано руками человека, создано по точным законам, выверенным временем. Мы с вами тоже живем по определенным законам. И наша речь тоже строится по своим законам, правилам, нарушать которые нельзя. Эти правила являются нормой. а) Таблица (слайд 1) Нормы - произносительные - грамматические - лексические - Нормы бывают…. (Произносительные- правила произношения слов; грамматические- правильное образование форм слов; лексические- правильное употребление слов в речи) - Рассмотрим каждую норму, выполнив ряд упражнений. 3. Упражнения по новой теме. а) – К сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так… (Магнитофонная запись) Между прочим Говорил он, между прочим, «Красивее», «Мы так хочем», «Досуг», «шофер, процент, заем, Квартал, портфель, билютень», «Поверх плана выполняем», «Агент звонит целый день». (В.Масс, М.Червинский) (Ответы учащихся.) - Скажите, какие нормы нарушил герой? - Записываем в тетрадях: Произносительные нормы. У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Посмотрите на выделенные в нем слова. Как правильно они произносятся? Запишите правильный вариант. (Внесите, если нужно, исправления, поставьте ударение.) (Проверка выполненного задания) Когда вы затрудняетесь с произношением какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому словарю. (Показать словарь) б) – Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас. Послушайте (Компьютер- экран) У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей, У рыб нет зуб. - Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно? А знаете, какие нормы нарушены? Записываем в тетрадь: Грамматические нормы. В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р.п. в) Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данном тексте. (Учитель читает. Компьютер- экран) Устная работа г) неправильное употребление существительных мн. числа в род. падеже является, к сожалению, распространенной ошибкой. Рассмотрите примеры (напечатаны на листочках у каждого). Исправьте ошибки. Запишите правильные варианты. Подумаешь- делов-то! Граждане! Местов нет! Там было много грибов и ягодов. Я кошков люблю больше, чем собак. Там было много ежов. В зоопарке мы видели смешных медвежонков. Проверка (Слайд 2) - При образовании существительных множественного числа следует быть внимательнее.
А теперь мы займемся речевой гимнастикой, ведь от того, умеем ли мы правильно дышать, зависит и громкость, и чистота, и выразительносит звучащей речи. а) Сегодня мы будем учиться регулировать речевое дыхание. Научимся правильно дышать, делать вдох и выдох: - вдох через нос- выдох через нос, - краткий, глубокий вдох- замедленный выдох, - медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох. б) При глубоком вдохе: - медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей, - выдох несколькими равными порциями(толчками), - выдох двумя неравными порциями. в) «Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох: - вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу! Фу! г) Надоедливый комар»- продолжительный выдох.
Мы говорили о произносительных и грамматических нормах, теперь давайте познакомимся с лексическими. (Записываем в тетради) а) При выборе слова следует учитывать его значение. Если встречается незнакомое слово, о его значении можно узнать из толкового словаря. (Показать словарь ) б) Очень распространенной является ошибка, которая допускается в употреблении слов одеть/ надеть. Они похожи, но имеют разное значение. Рассмотрим рисунки. (Девочка одевает куклу; девочка надевает чулки) Объяснение. (Одеть кого- что во что; надеть что-то на себя) в) Сценка.Произведем эти действия. 1 ученик выходит к доске. Одевает одноклассника (шапка, шарф, перчатки…), затем надевает шапку сам. г) Рассмотрим примеры употребления этих слов. ( На листочках у каждогонапечатаны предложения) Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.
Проверка работы (Слайд 3)
Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость. 1. Стая А. Верблюдов 2. Табун Б. Коров 3. Караван В. Любопытных 4. Отара Г. Демонстрантов 5. Косяк Д. Овец 6. Стадо Е. Рыб 7. Толпа Ж. Пчел 8. Колонна З. Голубей 9. Рой И. Лошадей 10. Группа К. Туристов Проверка работы. (1.Г, 2.И, 3.А, 4.Д, 5.Е, 6.Б, 7.В, 8.Г, 9.Ж, 10. К) 6.К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора. Речь идет о тавтологии. Тавтология - повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. ( Переписать в тетрадь) Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией. Задание: Исправьте ошибки.(На листочках у каждого) Он всего лишь описал случай, который случился с ним. Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали. Более полно Некрасов изобразил образы крестьян. Проверка работ. Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.
Оцените мастерство рассказчика. (Магнитофонная запись) Такая, в общем, история. Жил- был этот, как его. Ну, и значит, и того. Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это, в общем, значит, так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали Ну… А соседа звали Это… А его родители- Видишь ли и Видите ли… А еще какой- то Э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну, и значит, и вообще… Э. Мошковская. - Я уверена, каждый из вас услышал слова- пустышки. Их еще называют словами- паразитами, словами- сорняками. У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Найдите в нем пустые слова, подчеркните их. Надеюсь, теперь вы будете осторожнее в употреблении этих слов.
а) Что нового узнали на уроке? б) Вывод Правильность речи- его соответствие нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы; Речь неправильна, если она эти нормы нарушает. 9. Задание на дом Исправить ошибки в предложениях, взятых из сочинений учеников.
Урок 12 -13 Ход урока Организационный этап. -Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с каким настроением вы пришли сегодня в кабинет? -Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий. -Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда начнём. Мотивация. -Прослушайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог? Мой дядя выяснял лет сорок Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова тв о рог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить твор о г. А кассирша должна была сказать распродана. -А только ли нарушена норма постановки ударения? Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ю.Тимянский -Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения) 3. Актуализация субъектного опыта учащихся. -А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи. -Нам эта тема важна? (Да) -Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения) - И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет) -А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности) -Какие цели вы поставите себе? -А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели? Задание 3. -Найдите омонимы. Чем они различают
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.282 с.) |