Конспекты уроков родного русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты уроков родного русского языка



КОНСПЕКТЫ УРОКОВ РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

Урок 1

Урок 2

Тема: Из истории русской письменности

Цель: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита.

Задачи:

Образовательные: предоставить информацию об истории создания славянской письменности,познакомить обучающихся с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;

Развивающие: развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; на примере жизни великих просветителей славянства Кирилла и Мефодия воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру.

Урок-презентация с элементами групповой работы.

Ход урока

1. Обратиться к эпиграфу, записанному на доске:

Дар, что «ценнее и больше всего серебра и золота,

Аз буки веди – я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол – «слово»

Добро – «достояние, нажитое богатство»

Есть (есте) – 3 л.ед.ч. от глагола «быть».

Задания по группам даётся: (Слайд №9)

ЗАДАНИЯ

1. Из букв старого алфавита составить слова:

А) веди, есть, слово, нам, аз - весна

Б) слово, есть, слово, твердо, рцы, аз – сестра

В) буки, есть, добро, аз – беда

Г) твердо, есть, рцы, есть, мыслите – терем (Слайд №10)

2. Назовите буквы современные:

Глаголь – (гэ), покой – (пэ), ер – (ъ)

людие – (эль), еры – (ы), ерь – (ь)

3. О каких буквах идёт речь в стихотворении, расположите их в соответствии с их местом в современном русском алфавите.

В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
— «ижица»,
— «фита»,
— «омега»,
— «ять»,
— и букву «пси»,
— и букву «кси»,
— «зело»,
— а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?
Речь идёт о буквах, которые не употребляются в современном русском алфавите, кроме «ер» - ъ.

Итоговый блиц-опрос (рефлексия):

1. Сколько букв было в старинном алфавите? (43 буквы)

2. Традиционное название славянской азбуки, созданной в 1Х веке? (кириллица)

3. Почему назвали азбуку кириллицей? (автор азбуки – просветитель Кирилл)

4. Почему люди до сих пор почитают двух братьев - Кирилла и Мефодия? (Они основали славянскую азбуку, перевели с греческого на церковно-славянский язык богослужебные книги, положили начало просвещению и вели богослужение на славянском языке.)

5. В каком городе родились братья? (Солунь – современное название Салоники)

6. Какая это страна? (Греция)

7. Как возникло слово «азбука»? (От начальных букв древнего алфавита аз и буки)

Подведение итогов групповой и индивидуальной работы.

Спасибо всем за внимание и работу на уроке!

 

Урок 3

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Цели: 1) познавательные: формирование у школьников лингвистического

мировоззрения;

2) практические: вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие связной речи учащихся;

3) общепредметные: воспитание учащихся.

Ход урока.

(На доске эпиграф.)

Язык каждого народа создан самим народом.

К.Д.Ушинский

Задание 2.

Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его лексическом значении?

...Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером…

Приведите примеры употребительных слов, образованных по той же словообразовательной модели, что и существительное магазинер. Что объединяет все эти слова? Сделайте вывод.

Задание 3.

Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 80-х гг. 20-го века. Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите примеры известных слов.

Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии), симпатюшка (о ком-то приятном, симпатичном), сластёнство (склонность к сладкому),

смехотворчество (создание юмористических произведений), окоротеть (стать коротким), отзеленеть (перестать зеленеть), пихтоварка (приспособление для получения пихтового масла).

- А нужны ли нам заимствованные слова? Зачем? (Со временем они закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

- Приведите примеры.

- А художественные произведения - это национальная культура? Докажите. (Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

- А как вы считаете, культура человека - это часть национальной культуры?

- Посмотрите на доску и прочитайте текст вслух. (текст выводится на экран с помощью ПК).

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть:

разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение;

выразительной - использующей образные средства языка:

фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать;

логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего);

краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего;

ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль;

Слово - не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это - художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром. В.О.Ключевский

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К.Г.Паустовский

Урок 4

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
И еще
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?
Составим схему нашего урока.
- познакомиться с историей костюма
- изучить правила украшения
- выполнить творческую работу
- оценить свою работу

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы
Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”
Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.

III. Этап «Актуализация знаний».
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Что такое орнамент?
Для чего вышивали орнамент?
-Какие символы применяли в орнаментах?
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

IV. Физминутка.
Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.

 

V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.

VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Самостоятельная работа. В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.
Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».
-Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:
1 группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);
2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;
3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.
Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –«Русский женский костюм» и защищают.
3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.

 

VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

 

VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…

мне захотелось…

Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Урок 5

Урок.

II. Этап мотивации

Задание 2 Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особойвыразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание:

Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

Текст к заданию 2

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Не жаль им лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.

Как древо роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова…

(Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)

III. Этап целеполагания

Дополнительная информация.

Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры. (Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)

Задание 5 Вы – редактор.

Прочитайте текст.

Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

· Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои косматые золотые головы).

· Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 6 Вы – писатель.

· Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.

· Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.

· Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.

(Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).

Задание 7 Вы – учитель

· Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.

· Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:

1 – 2 ошибки – «5»

3 – 4 ошибки «4»

5 – 6 ошибок «3»

Текст к заданию 7

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

“С добрым утром!”

VII Домашнее задание. §6 Задание 8

· Найдите фразеологизмы в тексте.

· Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.

· Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.

 

Урок 7

Урок 9

Интересный материал

Учитель: Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся)

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – обидчивы, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, эмоциональные, впечатлительные, настойчивые, трудолюбивые

Осенние – рассудительные, мудрые. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, успешно занимаются и точными науками и искусством.

Задача: У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?

Родился Христофор 29 февраля.

Творческая мастерская.
Создание синквейна об имени (Слайд 18, 19)

Викторина «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд 20)

Владеть миром

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

Милая людям

Данный Богом

Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

Валентин – Валентина

Василий – Василиса

Евгений – Евгения

Виктор – Виктория

Александр – Александра

Федор – Федора

Иван – Иванна

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше. (Анна, Алла, Жанна, Филипп, Кирилл)

Ответы учащихся.

1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить последовательный ответ на вопросы(проект)

1. Что я знаю о своём имени?

2. Почему меня так назвали, кто назвал?

3. В какое время года ты родился?

4. Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

5. Какова судьба этого родственника?

Творческое задание «Происхождение фамилий»

1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов урока

Что вы узнали нового на уроке?

Что понравилось и что было сложным?

Что значит беречь имя и для чего это нужно?

Ребята, мы можем уже объяснить высказывания, о которых говорили в начале урока?

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. Евангелие от Луки

Не имя красит человека, а человек имя. Пословица

Ответы учащихся.

Оценивание учащихся.

Итог урока. Имена - часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой. Но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

 

Урок 10

Тема: Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

 

 

Урок 11

Ход урока

  1. Оргмомент.

Заговори, чтоб я тебя узнал … Сократ.

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит. Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Сегодня на уроке мы узнаем, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, какими они бывают.

Откройте тетради, запишите число …

  1. Объяснение новой темы.

Все, что нас окружает, все, что создано руками человека, создано по точным законам, выверенным временем. Мы с вами тоже живем по определенным законам. И наша речь тоже строится по своим законам, правилам, нарушать которые нельзя. Эти правила являются нормой.

а) Таблица (слайд 1) Нормы

- произносительные

- грамматические

- лексические

- Нормы бывают…. (Произносительные- правила произношения слов; грамматические- правильное образование форм слов; лексические- правильное употребление слов в речи)

- Рассмотрим каждую норму, выполнив ряд упражнений.

3. Упражнения по новой теме.

а) – К сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так…

(Магнитофонная запись)

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

(В.Масс, М.Червинский)

(Ответы учащихся.)

- Скажите, какие нормы нарушил герой?

- Записываем в тетрадях: Произносительные нормы.

У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Посмотрите на выделенные в нем слова. Как правильно они произносятся? Запишите правильный вариант. (Внесите, если нужно, исправления, поставьте ударение.)

(Проверка выполненного задания)

Когда вы затрудняетесь с произношением какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.

(Показать словарь)

б) – Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

Послушайте (Компьютер- экран)

У рыбов нет зубов,

У рыбей нет зубей,

У рыб нет зуб.

- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А знаете, какие нормы нарушены?

Записываем в тетрадь: Грамматические нормы.

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р.п.

в) Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данном тексте.

(Учитель читает. Компьютер- экран)

Устная работа

г) неправильное употребление существительных мн. числа в род. падеже является, к сожалению, распространенной ошибкой.

Рассмотрите примеры (напечатаны на листочках у каждого).

Исправьте ошибки. Запишите правильные варианты.

Подумаешь- делов-то!

Граждане! Местов нет!

Там было много грибов и ягодов.

Я кошков люблю больше, чем собак. Там было много ежов.

В зоопарке мы видели смешных медвежонков.

Проверка (Слайд 2)

- При образовании существительных множественного числа следует быть внимательнее.

  1. Речевая гимнастика

А теперь мы займемся речевой гимнастикой, ведь от того, умеем ли мы правильно дышать, зависит и громкость, и чистота, и выразительносит звучащей речи.

а) Сегодня мы будем учиться регулировать речевое дыхание. Научимся правильно дышать, делать вдох и выдох:

- вдох через нос- выдох через нос,

- краткий, глубокий вдох- замедленный выдох,

- медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох.

б) При глубоком вдохе:

- медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей,

- выдох несколькими равными порциями(толчками),

- выдох двумя неравными порциями.

в) «Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох:

- вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками

выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу! Фу!

г) Надоедливый комар»- продолжительный выдох.

  1. Продолжим работу.

Мы говорили о произносительных и грамматических нормах, теперь давайте познакомимся с лексическими. (Записываем в тетради)

а) При выборе слова следует учитывать его значение.

Если встречается незнакомое слово, о его значении можно узнать из толкового словаря.

(Показать словарь )

б) Очень распространенной является ошибка, которая допускается в употреблении слов одеть/ надеть. Они похожи, но имеют разное значение.

Рассмотрим рисунки. (Девочка одевает куклу; девочка надевает чулки)

Объяснение. (Одеть кого- что во что; надеть что-то на себя)

в) Сценка.Произведем эти действия.

1 ученик выходит к доске.

Одевает одноклассника (шапка, шарф, перчатки…), затем надевает шапку сам.

г) Рассмотрим примеры употребления этих слов. ( На листочках у каждогонапечатаны предложения)

Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.

  1. Мама__________________ чехол на чемодан.
  2. Девочка________________ куклу Катю.
  3. Старший брат___________ сестру.
  4. Сегодня девочка________ новые туфли.
  5. Брат___________________ часы на руку.
  6. Мальчик_______________ стрекозу на булавку.
  7. Девочке подарили игру «________ медвежонка».
  8. Бабушка_________________ внука.
  9. Бабушка______________ новое пальто.
  10. Космонавт_________________ скафандр.

Проверка работы (Слайд 3)

  1. При употреблении слов следует учитывать не только значение этих слов, но и их сочетаемость. Например, нельзя сказать высокая кошка, пожилая лошадь. Эти слова не сочетаются. Обратимся к примерам.

Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

1. Стая

А. Верблюдов

2. Табун

Б. Коров

3. Караван

В. Любопытных

4. Отара

Г. Демонстрантов

5. Косяк

Д. Овец

6. Стадо

Е. Рыб

7. Толпа

Ж. Пчел

8. Колонна

З. Голубей

9. Рой

И. Лошадей

10. Группа

К. Туристов

Проверка работы.

(1.Г, 2.И, 3.А, 4.Д, 5.Е, 6.Б, 7.В, 8.Г, 9.Ж, 10. К)

6.К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора.

Речь идет о тавтологии. Тавтология - повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. ( Переписать в тетрадь)

Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.

Задание: Исправьте ошибки.(На листочках у каждого)

Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали.

Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.

Проверка работ.

Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.

    1. Засоряют нашу речь, делают ее неправильной слова- пустышки.

Оцените мастерство рассказчика.

(Магнитофонная запись)

Такая, в общем, история.

Жил- был этот, как его.

Ну, и значит, и того.

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так сказать.

А жену звали Ну…

А соседа звали Это…

А его родители-

Видишь ли и Видите ли…

А еще какой- то Э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну, и значит, и вообще…

Э. Мошковская.

- Я уверена, каждый из вас услышал слова- пустышки. Их еще называют словами- паразитами, словами- сорняками. У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Найдите в нем пустые слова, подчеркните их.

Надеюсь, теперь вы будете осторожнее в употреблении этих слов.

    1. Подведение итогов.

а) Что нового узнали на уроке?

б) Вывод

Правильность речи- его соответствие нормам литературного языка.

Речь правильна, если не нарушает языковые нормы;

Речь неправильна, если она эти нормы нарушает.

9. Задание на дом

Исправить ошибки в предложениях, взятых из сочинений учеников.

 

Урок 12 -13

Ход урока

Организационный этап.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с каким настроением вы пришли сегодня в кабинет?

-Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий. -Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда начнём.

Мотивация.

-Прослушайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!». В.Громов

Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова тв о рог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить твор о г. А кассирша должна была сказать распродана.

-А только ли нарушена норма постановки ударения?

Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Ю.Тимянский

-Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

-А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.

-Нам эта тема важна? (Да)

-Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения)

- И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет)

-А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности)

-Какие цели вы поставите себе?

-А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели?

Задание 3.

-Найдите омонимы. Чем они различают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.282 с.)