Раздел 1. Произведения писателей, воплотивших национальную специфику Русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений (8 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Произведения писателей, воплотивших национальную специфику Русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений (8 ч)



Поэты пушкинской поры. В. А. Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна» Предметные. Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной. Коммуникативные. Уметь: выразительно читать и составлять план
Поэты пушкинской поры. А.В.Кольцов «Косарь» Предметные. Знать: творчество Кольцова. Регулятивные. Уметь сопоставлять произведения. Коммуникативные. Уметь: выразительно читать
Поэты пушкинской поры. И.А. Крылов Внеклассное чтение по басням Крылова. Регулятивные. Подвести итог тому, что узнали о басне. Предметные. Знать теорию о басенном жанре. Познавательные. Уметь переносить знания и умения в новую ситуацию
Поэты пушкинской поры. П.А.Вяземский «Степь». Н.М.Языков «Конь», «Буря»  
А. С. Пушкин Поэма «Руслан и Людмила» Предметные. Знать: факты биографии Пушкина, влияние народного творчества на будущего поэта. Личностные. Войти в мир пушкинской сказки. Коммуникативные. Развивать речь. Регулятивные. Диагностировать уровень обучаемости Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. Лирический герой. Конфликт
Л. Н. Толстой «Петя Ростов» Предметные. Знать: детство писателя, его идеалы, нашедшие отражение в романе-эпопее «Война и мир. Предметные. Знать: патриотическую тему в литературе. Уметь: раскрывать образ мальчика-патриота, который вместе со всем народом самоотверженно боролся за национальную независимость родины.
Изложение по отрывку из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» «Петя Ростов» Предметные знать: правила написания изложения на основе литературного произведения
Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою...» Личностные. Формировать культуру восприятия поэтического слова
Ф.И.Тютчев «Весенние воды» Личностные. Формировать культуру восприятия поэтического слова
Весна в русской литературе Закрепление полученных знаний
Фет А.А. «Ласточки пропали» Личностные. Закрепление навыка выразительного чтения
Фет А.А. «Зреет рожь над жаркой нивой» Личностные. Открыть музыкальность стиха, красоту поэтических образов
И.А.Бунин «26 мая», А.А.Ахматова «В Царском Селе», В.А. Рождественский «Памятник юноше Пушкину» Связь веков в поэзии 20в. Познавательные. Уметь: отвечать на вопросы. Коммуникативные. Развитие навыков анализа стиля писателя
А. И. Куприн «Мой полёт» Детские годы писателя. Основная тема и характеристика образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия
А.И.Куприн «Белый пудель» «Так было». Внеклассное чтение. Тема детства в русской литературе.
Стихотворения И. А. Бунина «Сказка» Образ Родины в лирике и прозе 20 в. Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века. Коммуникативные. Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). Личностные. Развитие любви к поэзии
Белов В.И. «Скворцы» Маленький человек с большим сердцем. Сможет ли семья помочь мальчику поправиться? Предметные. Знать: творчество Блова. Коммуникативные. Развивать навыки погружения в текст. Личностные. Работать над выразительным чтением.
А.Г.Алексин. «Самый счастливый день», «Как ваше здоровье»  
Л.С.Петрушевская. Тема гуманизма и добра в пьесе «Два окошка» Л.С.Петрушевская. «Два окошка» Предметные. Знать: осмыслить и осознать сказку как произведение особого типа, идейное содержание картин пьесы-сказки
Каким ты будешь?  

Раздел 2. Произведения писателей региона, которые внесли значительный вклад в развитие русской литературы (5 ч)

Заболоцкий Н.А. «Начало зимы» Коммуникативные. Уметь делать анализ поэтического произведения
 Заболоцкий Н. А. «Оттепель» Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях Обращение, к слову, образному строю, художественным приемам, ритму. Предметные. Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах. Коммуникативные. Уметь: читать и анализировать поэтический текст
А. Лиханов «Музыка» Регулятивные. Оценить один из важнейших эпизодов повести. 

Раздел 3. Диалог культур и диалог искусств. Произведения русской литературы и произведения литературы народов России (8 ч)

Р.Г.Гамзатов «Журавли» Героическое прошлое России

Содержание учебного предмета в 6 классе

Раздел 1. Произведения писателей, воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений (8 ч)

И.С.Тургенев «Бежин луг». Личностные. Уметь выразительно читать. Предметные. Уметь объяснять роль изобразительных средств языка в контексте. Знать сюжет и героев. Уметь давать характеристики героев
И.С.Тургенев «Бежин луг». Сочувственное отношение писателя к крестьянским детям. Картины природы и их роль в рассказе.
Речевая характеристика литературных героев. Предметные. Знать: понятие эпитет. Регулятивные. Уметь верно понимать вопрос и точно отвечать на него
Н.Лесков «Человек на часах» Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Герой и левонтьевские ребятишки Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
«Весело и интересно» проведённый день Предметные. Знать: деталь текста, внутренние смысловые связи в художественном тексте
Почему бабушка купила «пряник конём»? Предметные. Знать: пейзаж и его художественная роль в рассказе

Раздел 2. Произведения писателей региона, которые внесли значительный вклад в развитие русской литературы (5 ч)

Грин А. С. «Гнев отца» Мечты и реальная действительность в повести
Заболоцкий Н.А. «Журавли» «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор». Личностные. Формирование умения рассматривать вопросы об отношении человека к природе
Заболоцкий Н.А. «Одинокий дуб» Предметные. Знать: ритмическая организация стиха
Заболоцкий Н.А. «Не позволяй душе лениться» Коммуникативные. Уметь делать анализ поэтического произведения
   

Раздел 3. Диалог культур и диалог искусств. Произведения русской литературы и произведения литературы народов России (8 ч)

Искандер Ф.А. «Детство Чика» Предметные. Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа; роль юмора в повествовании. Уметь: характеризовать особенности. Научиться определять идейно-эмоциональное содержание повествования. Личностные. Формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков взаимодействия в группе. Познавательные. Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, синтезировать информацию для составления ответа. Регулятивные. Уметь осознавать качество и уровень усвоения, применять метод информационного поиска. Коммуникативные. Формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия, уметь делать анализ текста
Искандер Ф.А. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе Предметные. Знать: литературные роды и эпические жанры, юмор, нравственные проблемы
Сочинение на школьную тему Предметные. Знать: юмор как приём повествования или рассказывания
М. Танк «Партизанские окопы» Коммуникативные. Уметь делать анализ поэтического произведения

Содержание учебного предмета в 9 классе

Раздел 1. Произведения писателей, воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений (8 ч)

В. Быков «Альпийская баллада» Ратный подвиг на страницах современной литературы
Н.М.Карамзин «История государства Российского» Личностные. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, устойчивой мотивации к самосовершенствованию. Коммуникативные. Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию, строить монологическое высказывание, логическое рассуждение, умозаключение
Поэты пушкинской поры. Е.Баратынский «Муза» Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
Анализ и интерпретация стихотворения Е.Баратынского Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
А.С.Пушкин как родоначальник русской литературы Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
А. С. Пушкин. Лирика дружбы и любви Предметные. Знать: ритмическая организация стиха
Поэты пушкинской поры. Поэт-гражданинК.Ф.Рылеев Предметные. Знать творчество Рылеева
А.П.Чехов «Тоска» Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
И.А.Бунин «Тёмные аллеи» Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
В. П. Астафьев. «Последний поклон» Горизонты завтрашних книг. Предметные. Знать: рассказ, сюжет, конфликт, нравственные проблемы.
В. Распутин «Деньги для Марии» Горизонты завтрашних книг. Предметные. Знать: деталь текста, внутренние смысловые связи в художественном тексте

Раздел 2. Произведения писателей региона, которые внесли значительный вклад в развитие русской литературы (5 ч)

Заболоцкий Н.А. «Некрасивая девочка» Пушкинские традиции в философской лирике современных поэтов. Предметные. Знать, что роднит современную литературу с передовым наследием прошлого
Заболоцкий Н.А. «Журавли» «Не позволяй душе лениться», «Читая стихи» Традиции Пушкина в современной поэзии. Личностные. Формирование умения рассматривать вопросы об отношении человека к природе
Заболоцкий Н.А. «Одинокий дуб» Предметные. Знать: ритмическая организация стиха
Заболоцкий Н.А. «Не позволяй душе лениться» Коммуникативные. Уметь делать анализ поэтического произведения
Заболоцкий Н.А. «Начало зимы» Коммуникативные. Уметь делать анализ поэтического произведения

Раздел 3. Диалог культур и диалог искусств. Произведения русской литературы и произведения литературы народов России (8 ч)

Ч. Айтматов «Первый учитель» «В начале жизни школу помню я» Познавательные. Уметь извлекать необходимую информацию из текста, синтезировать её для ответа, определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные. Уметь определять меру усвоения изученного материала, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
Ч. Айтматов «Верблюжий глаз». Герой нашего времени на страницах любимых книг. Предметные. Знать проблемы, поиск идеала современными писателями
Ч. Айтматов «Материнское поле». Горизонты завтрашних книг. Предметные. Знать: юмор как приём повествования или рассказывания

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 5 классе

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 6 классе

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы в 9 классе

 

Учебно-методическое обеспечение

Перечень нормативных документов

1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона N 185-ФЗ).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон N 317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа N 1576 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1577).

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются: 

Ø воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Ø формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Ø развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ø развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ø  потребность в самовыражении через слово.

Учащийся научится:

ü понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

ü уважительно относиться к родной литературе;

ü оценивать свои и чужие поступки;

ü проявлять внимание, желание больше узнать. 

ü понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

ü анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. 

Регулятивные УУД

Ø  формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Ø  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

Ø  совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

Ø  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

ü планированию пути достижения цели;

ü установлению целевых приоритетов; 

ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

ü учитывать условия выполнения учебной задачи;

ü осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

  Познавательные УУД:  

Ø  овладение навыками смыслового чтения;

Ø извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Ø владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Ø  перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 

Ø излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 

Ø пользоваться словарями, справочниками; 

Ø осуществлять анализ и синтез; 

Ø устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

Учащийся научится:

ü строить сообщение в устной форме;

ü находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ü ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

ü анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ü осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü проводить сравнение;

ü устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

ü осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

ü обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Ø учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Ø уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 

Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 

Ø  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 

Ø оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;   

Ø  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. 

Учащийся научится:

ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

ü аргументировать свою точку зрения;

ü задавать вопросы.

ü продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

ü договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: 

Ø осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Ø понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Ø овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Ø формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

ü владеть различными видами пересказа,

ü пересказывать сюжет;

ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

ü находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

ü определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

ü выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

ü выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ü  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.065 с.)