Общая характеристика предмета «Искусство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика предмета «Искусство»



Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательных учреждений в рамках интегрированной содержательной линии, основанной на учебных предметах: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура» и предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности обучающихся.

Программа состоит из трех разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- междисциплинарных взаимодействий;

- проблемного обучения;

- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- эмоциональной драматургии;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- художественного контекста;

- создания «композиций»;

- перспективных и ретроспективных связей;

- игры;

- стилевой подход;

- системный подход.

Специфика современной ситуации обусловливает особое внимание к размыканию урочного пространства в культурное пространство общеобразовательного учреждения и ещё шире – в социокультурный контекст. В этом случае урок музыкального искусства органично вплетается в систему внеурочной, внешкольной деятельности, получая извне мощный импульс для собственного развития и одновременно обогащая культурную палитру школы и социума.

В    процессе освоения курса рекомендуется использование следующих педагогических технологий:

1.    По организационным формам:

- индивидуальные;

- групповые.

2.    По подходу к учащемуся:

- личностно-ориентированные;

- технологии сотрудничества, сотворчества;

- игровые технологии, творческое проектирование.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии.

В    соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

- уроки введения в тему;

- уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;

- уроки обобщения темы;

- уроки контроля усвоения темы.

Следование принципу «обучение искусству в формах самого искусства», определяет приоритет организационных форм, присущих педагогике искусства. Совокупность таких форм включает нестандартные формы уроков: уроки-концерты, уроки-игры, уроки-мастерские, уроки-театрализации, уроки-клипы и т.д.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Цели и задачи обучения

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи р еализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

4. Место предмета «Искусство» в учебном плане

Изучение учебного предмета рассчитано на один год обучения в 9 классе. В соответствии с учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени».

Содержание курса обеспечивает художественно-образное познание мира, формирование эмоционально-ценностных отношений, накопление опыта творческой деятельности. В процессе освоения предметного содержания активно развивается эмоционально-чувственная сфера обучающихся, их мышление, интуиция, воображение и фантазия. Искусство оказывает влияние на развитие всех видов личностной культуры. Высвобождая творческий потенциал личности, оно интенсивно воздействует на процессы формирования гражданской, художественной, нравственно-эстетической, психологической культуры учащихся. Являясь неотъемлемой частью общей коммуникативной системы, искусство выступает в качестве уникального средства коммуникации.

Программа учебного предмета «Искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях мировой и русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, музыки, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Освоение предмета «Искусство» направлено на:

‒     приобщение школьников к искусству как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через искусство жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

‒     расширение общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к искусству своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

‒     развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах художественной деятельности;

‒     развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

‒     овладение основами художественной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия искусства как живого образного аспекта во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия искусства. Программа состоит из трех разделов, имеющих содержательные связи: «Искусство вокруг нас. Художественный образ. Язык искусства», «Искусство – опыт духовной жизни человечества. Познание искусства – познание жизни человека», «Искусство как универсальный способ общения».

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел І

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.023 с.)