Общие суды Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие суды Российской Федерации



 

Суды общей юрисдикции (общие суды) представляют собой систему, в которую входят Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные и суды других субъектов РФ. Военные суды являются разновидностью судов общей юрисдикции. Судьи судов основного (районного) звена назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения представительного (законодательного) органа субъекта РФ. Верховный суд формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ. Верховный Суд РФ является вышестоящим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Верховный Суд РФ работает в таких формах, как заседания Пленума Верховного Суда, заседания Президиума Верховного Суда и в форме работы судебных коллегий по уголовным делам, гражданским делам и военной коллегии. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам формируются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей данного суда. Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала и адмирала либо занимающих должности от командира соединения и выше. В настоящее время действуют суды с участием присяжных заседателей и сравнительно новый для российской системы институт мировых судей.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России. Правовой основой деятельности мировых судей является Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Рассмотрение дел, отнесенных к компетенции мирового судьи, осуществляется им единолично.

Арбитражные суды рассматривают возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности споры, вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры). Статус арбитражных судов устанавливается Конституцией РФ,
Федеральным конституционным законом от 12 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).

Система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из арбитражных судов субъектов РФ (основное звено), федеральных арбитражных судов (ФАС) округов (среднее звено) и Коллегии высших арбитражных судов Верховного Суда РФ.

 

6.3. Правоохранительные органы и
Прокурорский надзор в России

Правоохранительные органы можно определить как специально управомоченные государственные и негосударственные органы, основной функцией которых является охрана законности, правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К ним же относятся учреждения исполнительного производства, системы различных исправительных организаций и учреждений, следственные органы.

Задачами правоохранительной деятельности являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью и иными правонарушениями, предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Целями правоохранительной деятельности можно назвать защиту интересов общества от преступных посягательств, раскрытие преступлений, изобличение, осуждение и наказание виновных, обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением и иным правонарушением, охрану безопасности государства, обеспечение восстановления нарушенного права.

Прокурорский надзор – это одна из форм государственной деятельности, цель которой обеспечение точного и единообразного понимания и применения закона. Система органов прокуратуры включает в себя Генеральную Прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры районов и городов. Иные территориальные прокуратуры. В систему органов прокуратуры также входят военная прокуратура и специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным Прокурором РФ и приравненные к прокуратурам субъектов РФ и прокуратурам районов и городов, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

Наиболее важной формой реагирования прокурора на незаконное или необоснованное судебное решение является принесение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд кассационного или частного протеста. В пределах своей компетенции прокурор вправе потребовать из суда любое дело или категорию дел, по которой решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что судебные акты являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору.

 

Местное самоуправление

Местное самоуправление – это признаваемая и закрепленная Конституцией РФ реальная возможность и способность населения непосредственно или через созданные ими органы и в интересах местного населения решать под свою ответственность основные вопросы местного значения.

Подобное определение местного самоуправления содержится в европейской Хартии о местном самоуправлении, принятой в 1990 г. (ст. 3), и в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Муниципальными образованиями могут быть городские, районные, поселковые, сельские, волостные, станичные. В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования могут создавать свои объединения – ассоциации и союзы муниципальных образований. Они создаются и действуют на добровольной основе.

Правительство РФ ведет учет (реестр) муниципальных образований, действующих на всей территории страны. Всего в России в настоящее время существует около 14 тысяч муниципальных образований. При Президенте России образован Совет по местному самоуправлению, действующий на совещательных началах.

Каждое муниципальное образование имеет свою собственность, бюджет, органы местного самоуправления, устав, свои собственные, отличающие его от других муниципальных образований формальные атрибуты в виде гербовых эмблем, флагов, иногда гимнов.

Самостоятельность местного самоуправления не исключает подконтрольности некоторых аспектов деятельности органов местного самоуправления государственным органам. Это касается тех направлений деятельности органов местного самоуправления, которые непосредственно связаны с реализацией передаваемых им в соответствии с законом отдельных государственных полномочий. Передача этих полномочий сопровождается одновременной передачей органам местного самоуправления от государства материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления.

По своей природе и характеру полномочия местных органов подразделяются на две группы. К первой относятся полномочия местного уровня и значения. Они касаются практически всех сфер жизни местного сообщества, включая проблемы содержания и рационального использования муниципального жилищного фонда, теплоснабжения, строительства местных дорог, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др.

Ко второй группе полномочий относятся те из них, которые переданы муниципальным образованиям от государственных органов. Это могут быть самые разнообразные полномочия, касающиеся, в частности, некоторых вопросов организации на местах здравоохранения, образования, социального обеспечения и др.

По всем рассматриваемым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления, принимаются соответствующие решения. Виды их и наименования, порядок принятия и вступления в силу, равно как и другие аспекты нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований. Все они действуют лишь в пределах территории соответствующего муниципального образования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.006 с.)