Структурные компоненты культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные компоненты культуры



К основным элементам культуры относят:

· ценности - признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и/или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может (например, десять христианских заповедей);

· нормы(31) - правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры. Нормы поддерживаются санкциями(32), то есть наказаниями и наградами за их нарушение.

· обычаи - установившиеся схемы (паттерны) поведения, обязательно на уровне культуры в целом, их можно охарактеризовать как культурные привычки;

· этикет - совокупность правил поведения по отношению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны


обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоев общества;

· традиции - совокупность элементов культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и являются ценностью в рамках данной культуры;

· язык - совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т.д.). Язык представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма не может существовать, не будучи выраженной языком);

· обряд - совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер.

Различают три формы культуры:

1) народная культура - это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и т. д. Основное проявление народной культуры - фольклор.

2) элитарная культура - это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества либо по ее заказу.

3) массовая культура — явление, возникшее в XX в. вследствие развития средств массовой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура доступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин «массовая культура» часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле.

Выделяют также виды культуры:

1) доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества, антоним контркультуры;

2) субкультура(43) - культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охватывает более широкий круг людей. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к общечеловеческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т. д.;

3) контркультура - совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т.д., выработанная членам какого-то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.

 

Молодежная субкультура(44)

В научной литературе под субкультурой (с лат. sub – «под») понимают подсистему общей культуры. Помимо термина субкультура существует множество терминов для описания культурной дифференциации современного общества: общественные движения, социальные страты, неформалы, фэндом и т.д., акцентируя внимание на одном аспекте изучаемого явления. Понятие же субкультуры охватывает практически все, будь то идеология, символика, атрибутика, определенный тип межличностных отношений или место в иерархической структуре социума.

Зачастую молодежь определяют как особую субкультуру. В настоящее время изучение молодежных субкультур представляет собой важное направление


социологического анализа. Появление термина «субкультура» в научной литературе относят к 1930-м гг., но активно использоваться он стал с 60-х годов ХХ века, когда ведущие социологи разных стран мира обратились к исследованию молодежных движений. В отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частично это происходило из-за того, что такие феномены отождествлялись с отклоняющимся поведением(45), а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

Интерес к изучению молодежной субкультуры России возрос в конце 1980-х годов как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В 2000-е годы исследования данной области научного знания стали более многочисленны.

Существует целый ряд толкований термина «молодежная субкультура». Интересно определение З.В. Сикевич, согласно которому под молодежной субкультурой понимается

«культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». Автор настаивает на том, что молодежная субкультура – характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».

В современной литературе различаются традиционалистские и инновационно – авангардные субкультуры. К традиционалистским относятся субкультуры профессиональные, возникающие как позитивная реакция на материальные потребности общества. Появление инновационно-авангардных субкультур связано с неприятием, а иногда, и с отрицанием «базовой» культуры общества. Для обозначения социально- культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура». Молодежная контркультура, по признанию исследователей, «предполагает сознательный отказ от системы традиционных ценностей и замену их иными, связанными со свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни. Ее основной девиз – счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, от показной добропорядочности».

Молодежная субкультура не обязательно антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя и общепринятые ценностные ориентации, и видоизмененные общекультурные элементы. Зачастую ценности субкультуры обнаруживают лишь некоторое отклонение от «официальной» культуры. Т.Б. Щепанская(46), исследующая данную проблематику с 1990-х гг., отмечает, что неполитические или неформально-политические группировки прямо отрицают наличие у них идеологии, не могут связно изложить ее или постулируют идейный плюрализм как основу своей платформы. Поэтому в современном социуме объединяющим фактором для подобных молодежных субкультур и движений является не идеология, а особенности жизненного стиля, отличающие людей и атмосферу этого сообщества от всех остальных.

Существует социальная, культурная, политическая разнородность групп молодежи. Однако, несмотря на такой плюрализм, молодежной субкультуре присущи некие общие характеристики. Так, молодежную субкультуру характеризует (и отличает от остальных субкультур) повышенное эмоциональное восприятие политической жизни общества, оптимизм, идеализация новизны, категоричность суждений, противоречивое многообразие политических интересов и поведения, максимализм. Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителями этой субкультуры свойственны также политическая неразборчивость, высокий уровень «внушаемости», а также эклектичность,

- т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений. Недостаточный жизненный опыт и несформировавшееся мировоззрение


делает молодежь неустойчивой к влиянию экстремистских и популистских сил. Вследствие этого при неблагоприятном развитии экономической и политической ситуации в стране может возникнуть возможность манипулирования молодыми людьми. Однако именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе. Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Представители молодежной субкультуры могут быть самыми горячими сторонниками современных политических лидеров, но в то же время среди них наибольшее число потенциальных участников акций протеста. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно- политических сил. Немаловажен и тот аспект, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

 

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки.

 

1. Охарактеризуйте культуру как социальный институт и её                             структурные компоненты.

2. В чём специфика молодёжной субкультуры?

3. Чем субкультура отличается от контркультуры?

4. В чём сегодня может проявляться народная культура? Аргументируйте свой ответ.

5. Чем обычаи отличаются от традиций?

6. Памятник является примером духовной или материальной культуры?

 

Логические задания и проблемные вопросы:

1. Кто такой культурный человек в Вашем понимании? Какими он должен обладать внутренними и/или внешними характеристиками?

2. Может ли контркультура со временем стать субкультурой? Приведите пример.

3. Изменилась ли современная культура с появлением Интернета? Оцениваете ли Вы данные изменения позитивно/конструктивно или негативно/деструктивно для общества? Охарактеризуйте данные изменения, если они есть.

4. Понаблюдайте вокруг: какие санкции сегодня применяются в нашем обществе за нарушение культурных норм? Какие из них позитивные, а какие негативные, формальные и неформальные?

5. Прочитайте эссе П.А. Сорокина «Грядущее молодого поколения» (Сорокин П. Заметки социолога. Грядущее молодого поколения // «Воля народа». № 131. 1917. 29 сентября. URL: http://krotov.info/libr_min/18_s/or/okin_10.htm#13). Аргументированно изложите своё мнение, согласны ли Вы с основными позициями автора, актуальна ли данная тема для сегодняшней России? Какие свидетельства последующего развития истории нашей страны и социологической мысли, по Вашему мнению, свидетельствуют о своевременности заявленной автором эссе позиции? Приведите конкретные примеры. Напишите небольшое эссе, касающееся судьбы российской молодежи, опираясь на современный социальный контекст.

 

Контрольные тесты

1. К духовной культуре можно отнести … а) религию;

б) учебник по социологии; в) здание института;

г) персональный компьютер.


2. Ценности – это …

а) установившиеся схемы поведения, культурные привычки;

б) признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и/или может стремиться человек;

в) совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации; г) Правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек.

 

3. Понятие «массовой культуры» возникло в … а) III в.;

б) в эпоху Возрождения; в) в эпоху Просвещения; г) в XX в.

 

4. Контркультура – это культура …

а) которую разделяют большинство членов того или иного сообщества; б) выработанная в той или иной социальной группе;

в) выработанная членами какого-то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям;

г) предполагающая определенные специфические ценности.

 

5. Молодежную субкультуру характеризует …

а) оптимизм, идеализация новизны, категоричность суждений; б) приоритет материалистических ценностей;

в) стремление к защите своих прав; г) поиск смысла жизни.

 

 

Темы докладов

1. Патриотизм как культурное явление.

2. Деградация культуры, ее трансформация или новый этап ее развития?

3. Влияние Востока и Запада на российского общество. 4.Современные молодежные субкультуры.


Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 523с.

2. Волков Ю.Г. Социология: учебник для вузов по направ. 040200 «Социология». – 3-е изд., перераб. и доп. / Ю.Г. Волков. – М.: Альфа-М; М.: ИНФРА-М, 2010. – 447с.

 

Дополнительная Книги

1. Елсуков, А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: Тетрасистемс, 2003. -544с.

2. Исаев, Б.А. Социология: учебное пособие / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. - 224с.

3. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 2000. -184с.

4. Карташова, В.Н. Обществознание: учебное пособие / В.Н. Карташова, А.А. Раймена. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2003. - 183с.

5. Клюев, А.В. Социология: учебное пособие / А.В. Клюев, В.Г. Лукьянов, И.С. Урсу.- СПб.: СЗАГС, 2004. –480c.

6. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебное пособие / Ж.Т. Тощенко. - М., ЮРАЙТ, 2004. - 527с.

7. Трошихин, В.В. Социология и политика: учебное пособие / В.В. Трошихин, В.Н. Шилов. - М.: РДЛ, 2003. - 275с.

 

Статьи

1. Бобахо, В.А. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? / В.А. Бобахо, С.И. Левикова // Общественные науки и современность. – 1996. – № 3. – С. 56-65. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/962/513/1216/007_Levikova.pdf.

2. Ильин, А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное / А.Н. Ильин // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – C. 69-75. – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/08/29/1214988856/Il'in.pdf.

3. Согрин, В.В. Три исторические субкультуры постсоветской России / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2013. – № 3. – С. 91-105.

 

Интернет-ресурсы

1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций [Электронный ресурс]. – М.: Социологос, 2008. – URL: http://dugward.ru/library/danilevskiy_n_ya/danilevskiy_n_rossiya_i_evropa.html; http://www.vehi.net/danilevsky/rossiya/

2. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек [Электронный ресурс]. – М.: ООО "Издательство         АСТ",                   2004.                   –                                           URL: http://lib.ru/POLITOLOG/FUKUYAMA/konec_istorii.txt.

3. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс]. – М.: ООО

«Издательство         АСТ»,         2003.         –         603c.         –                                  URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hant/index.php.

4. Шпенглер, О. Закат Европы [Электронный ресурс]. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.049 с.)