Строение рынков и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение рынков и их классификация



Ответы на билеты по экономике отрасли.

Понятие рынка и его виды

Ры́нок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Типы рынков.

  • Совершенная конкуренция: очень много продавцов, однородный тип товара, барьеры отсутствуют, контроль за стороны производства отсутствует, неценовая конкуренция отсутствует, пример (с/х) модель.
  • Монополистическая конкуренция: кол-во продавцов много, тип товара однородный, барьеры отсутствуют, контроль за ценой со стороны производства присутствует, неценовая конкуренция- рекламы,торговая марка, пример (сфера услуг).
  • Олигополия: несколько продавцов, стандартизированный тип товара, барьеры существенные, контроль за ценно со стороны производства при сговоре, неценовая конкуренция в стандарт. отсутствует в дефиринцированной присутствует.
  • Монополия: один продавец, тип товара уникальный, барьеры блокированы, полный контроль за ценой со стороны производства.

 

Строение рынков и их классификация

Типы строения товарных рынков по Чемберлину-Блейну - классификация товарных рынков, критериями которой являются:
- (по Э.Чемберлину) взаимозаменяемость товаров, представленная коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса;
- (по Э.Чемберлину) взаимозависимость предприятий, предлагающих товары, представленная коэффициентом объемной перекрестной эластичности;
+ (по Дж.Блейну) условие выхода на рынок.

Согласно этой классификации основными типами строения рынков являются:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- однородная олигополия;
- неоднородная олигополия;
- монополия.

Типы строения товарных рынков по Штакельбергу - классификация товарных рынков по числу участников:
- двустронняя полиполия: много покупателей и много продавцов;
- олигопсония: несколько покупателей и много продавцов;
- монопсония: один покупатель и много продавцов;
- олигополия: много покупателей и несколько продавцов;
- двухстороння олигополия: несколько покупателей и несколько продавцов;
- монопсония, ограниченная олигополией: одни покупатель и несколько продавцов;
- монополия: много покупателей и один продавец;
- монополия, ограниченная олигопсонией: несколько покупателей и один продавец;
- двухстороння монополия: один покупатель и один продавец.

Конкуренция и соперничество: понятийно-сущностные отличия.

Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Содержательное различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В самом общем виде оно заключается в следующем: термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия. С другой стороны, поведение монополиста не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала. Таким образом, обусловленная недостаточностью ресурсов конкуренция между альтернативными целями их использования может принять форму соперничества субъектов рынка, в которых эти цели персонифицированы.

Среди продавцов (производителей) соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих товаров, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Среди покупателей (потребителей) соперничество может принять характер поиска более выгодных (во всех отношениях) поставщиков, стремления получить ценовые скидки, предложения более высокой цены за дефицитные блага, попыток подкупа должностных лиц, представляющих интересы контрагентов, и т.д. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в тоже время не могут быть названы совершенными конкурентами, как, например, крупнейших автомобилестроительных компаний. Но и, наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где такое явное соперничество отсутствует, например, среди фермеров или крестьян-собственников.

 

Соперничество - такой тип социального взаимодействия, при котором достижение цели одним индивидом и/или группой затрудняет или исключает осуществление своих целей другими участниками.

 

Легким; (характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной, высокой мобильностью капитала, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат)

Слабозатрудненным(выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести затраты по возведению новых входных барьеров; поэтому в каждый данный долгосрочный период имеет место отрыв соответствующих цен от предельных издержек.)

3. сильно затрудненным (укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма).)

Стратегические барьеры.

Стратегические барьеры создаются стратегией самой фирмы и представляют факторы субъективного характера, присущие политике фирмы на рынке. Такую деятельность можно отнести к активной конкурентоспособности организации, так как, возводя барьеры входа, фирма активно воздействует на внешнюю среду. К стратегическим барьерам также относятся увеличение издержек на рекламу и научно-исследовательские разработки, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Стратегические барьеры зависят от поведения фирм и фирмы могут самостоятельно их убирать. Они создаются сознательно деятельностью самих фирм, препятствующих проникновению новых фирм в отрасль.

 

В национальных хозяйственных системах с развитыми товарными отношениями имеют место такие нестратегические барьеры социально-экономического характера, как, прежде всего, устоявшаяся емкость отраслевых рынков, связанная с соответствующими параметрами предложения и платежеспособного спроса. Главные факторы, влияющие на высоту сопряженного с этой емкостью входного барьера, - степень товарной насыщенности отраслевого рынка, наличная платежеспособность населения, а также мера активности иностранных конкурентов (ясно, что при прочих равных условиях импортные интервенции на данном товарном рынке затрудняют вход на него отечественных предпринимателей).

Ответы на билеты по экономике отрасли.

Понятие рынка и его виды

Ры́нок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции.

Типы рынков.

  • Совершенная конкуренция: очень много продавцов, однородный тип товара, барьеры отсутствуют, контроль за стороны производства отсутствует, неценовая конкуренция отсутствует, пример (с/х) модель.
  • Монополистическая конкуренция: кол-во продавцов много, тип товара однородный, барьеры отсутствуют, контроль за ценой со стороны производства присутствует, неценовая конкуренция- рекламы,торговая марка, пример (сфера услуг).
  • Олигополия: несколько продавцов, стандартизированный тип товара, барьеры существенные, контроль за ценно со стороны производства при сговоре, неценовая конкуренция в стандарт. отсутствует в дефиринцированной присутствует.
  • Монополия: один продавец, тип товара уникальный, барьеры блокированы, полный контроль за ценой со стороны производства.

 

Строение рынков и их классификация

Типы строения товарных рынков по Чемберлину-Блейну - классификация товарных рынков, критериями которой являются:
- (по Э.Чемберлину) взаимозаменяемость товаров, представленная коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса;
- (по Э.Чемберлину) взаимозависимость предприятий, предлагающих товары, представленная коэффициентом объемной перекрестной эластичности;
+ (по Дж.Блейну) условие выхода на рынок.

Согласно этой классификации основными типами строения рынков являются:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- однородная олигополия;
- неоднородная олигополия;
- монополия.

Типы строения товарных рынков по Штакельбергу - классификация товарных рынков по числу участников:
- двустронняя полиполия: много покупателей и много продавцов;
- олигопсония: несколько покупателей и много продавцов;
- монопсония: один покупатель и много продавцов;
- олигополия: много покупателей и несколько продавцов;
- двухстороння олигополия: несколько покупателей и несколько продавцов;
- монопсония, ограниченная олигополией: одни покупатель и несколько продавцов;
- монополия: много покупателей и один продавец;
- монополия, ограниченная олигопсонией: несколько покупателей и один продавец;
- двухстороння монополия: один покупатель и один продавец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.01 с.)