Вопрос. Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека.



 

Методы и средства собирания информации о внешних признаках человека

Потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при таких обстоятельствах, а именно:

- криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов;

- при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда,

- лиц, совершивших побег из мест заключения.

Источники получения сведений о каждой из категорий различны, однако все они могут быть поделены по своей природе на две группы: субъективные и объективные. Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников - это словесное (вербальное) описание и материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека [5, С 134-136].

1. Субъективными являются представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека («мысленный образ»). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания в протоколе допроса, в ориентировке, рапорте, донесении и т.п., а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты).

2. К объективным источникам относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы.

Вместе с тем, допрашивая лицо о признаках внешности, полезно придерживаться общей схемы словесного портрета - от общего к частному и т.д. Целесообразно использовать контурные изображения лица и отдельных его элементов. На основе такого произвольного описания можно составить систематизированную ориентирующую информацию.

Для того, чтобы правильно собрать информацию о внешних признаках человека и грамотно составить словесный портрет нужно обладать определенными знаниями которые приведены ниже:

Рис. 1. Черты лица в целом: а - крупные, б - мелкие.

Рис. 2. Линия роста волос: а - прямая, б - дугообразная, в-извилистая, г - ломаная, д - М-образная, е - асимметричная

 

Рис. 3. Общая конфигурация лица: а - округлое, б - овальное, в-треугольное

Рис. 4. Контур лица в профиль: а - прямой, б - выпуклый, в-вогнутый

Рис. 5. Высота лба: а - высокий, б - низкий

Рис. 5а. Ширина лба: а - широкий, б - узкий

 

Рис. 6. Положение лба: а - вертикальный, б - выступающий, в-скощенный назад

Рис. 7. Схематическое изображение брови и глаза: 1 - головка брови, 2 - хвостовик брови, 3 - зрачок, 4 - белковая оболочка, 5 - периферия, 6 - радужная оболочка, 7 - внутренний угол глаза, 8 - наружный угол глаза, 9 - верхнее веко

Рис. 8. Размер (длина) бровей: а - средние, б - длинные, в-короткие

 

Рис. 9. Размер (ширина) бровей: а - средние, б - широкие, в-узкие, г - расширяющиеся к вискам, д - сужающиеся к вискам

Рис. 10. Форма (контур) бровей:

а - прямые, б - дугообразные, в-извилистые, г - ломаные, д - треугольные

 

Рис. 11. Положение бровей относительно горизонтали: а - горизонтальное, б - косовнутреннее, в-косонаружное

Рис. 12. Величина открытых глазных щелей: а - средняя, б - большая, в-малая

Рис. 13. Части носа: 1 - переносица, 2 - спинка носа, 3 - кончик носа, 4 - основание носа, 5 - крылья носа, б - ноздря, линия а-б - высота носа

 

Рис. 14. Глубина переносицы: а - средняя, б - большая, в-малая

Рис. 15. Положение основания носа: а - приподнятое, б - горизонтальное, в-опущенное

Рис. 16. Размер рта: а - средний, б - большой, в-малый

Рис. 17. Контур линии смыкания губ: а - линия прямая, б - дугообразная, в-волнистая, г - ломаная

 

Рис. 18 Высота подбородка: а - средняя, б - большая, в-малая

Рис. 19. Ширина подбородка: а - средний, б - широкий, в-узкий

Рис. 20. Величина (размер в целом) ушной раковины: а - средняя, б - большая, в-малая

Рис. 21. Контур (форма) ушной раковины: а - круглая, б - овальная, в-прямоугольная, г - треугольная

 

Рис. 22. Форма мочки уха (слева направо): треугольная, прямоугольная закругленная.

Рис. 23. Местоположение морщин и складок кожи лица: 1 - подбородочная складка, 2 - подротовая складка, 3 - щечные складки, 4 - подглазничные складки, 5 - внешнеглазничные морщины, 6 - межбровные морщины, 7 - лобные морщины, 8 - внутреннеглазничные морщины, 9 - предушные морщины, 10 - носогубные складки, 11 - ротовые морщины, 12 - шейные морщины [8, 100-122 с.]

Так же к объективными источниками являются отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т.п.), а также костные останки, череп. Объективным может быть признано и, описание по методу словесного портрета, составленное по всем правилам в условиях непосредственного целенаправленного восприятия фиксируемого лица.

Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека - это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации. Основными из этих этапов являются: восприятие, запоминание, воспроизведение.

Восприятие внешнего облика может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию (совместные учеба, работа, проживание и т.п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.). Бывает так, что свидетель в какой-то момент даже не осознает того, что является очевидцем преступления и не обращает должного внимания на преступника. В ходе собеседования или допроса лица (свидетеля, потерпевшего), показания которого предполагается использовать для составления описания разыскиваемого, обязательно выявляются и учитываются условия восприятия, свойства памяти допрашиваемого и оценивается его способность к воспроизведению запомненных признаков. Рассказ допрашиваемого (опрашиваемого) должен быть свободным. Не следует применять при его допросе терминов словесного портрета, так как они ему неизвестны и могут дезориентировать. Если же изложить его показания в протоколе с использованием этих терминов, то ему придется подписываться под сведениями, которых он не понимает.

Мысленный образ может быть трансформирован в виде субъективного портрета. В криминалистической технике различают три модели таких портретов: рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные портреты выполняются самим очевидцем (при наличии у него соответствующего навыка) или художником с его слов. При составлении рисовано - композиционных портретов применяются штриховые рисунки элементов лица, позволяющие путем различных комбинаций составить значительное количество изображений, различающихся по тем или иным признакам внешности. В настоящее время для этих целей используется система ИКР-2 [14]. При изготовлении фотокомбинированных портретов (фоторобот) используют не рисунки, а фрагменты фотографий различных лиц. Фотографии подбирают в соответствии с показаниями свидетелей. Рисованные и композиционные портреты являются по своей природе субъективными и используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами судебно-портретной экспертизы не являются (рис. 24).

Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки. Если предстоит собрать информацию о внешности известных лиц, например скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, безвестно отсутствующих, то для этого используют как субъективные, так и объективные источники информации. Объективными здесь являются материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и осужденных. Данные о без вести пропавшем могут быть получены от его родственников и знакомых. Они же могут предоставить фотографии. Дополнительные данные для всех случаев розыска могут быть получены из лечебной документации (стоматологических карт, санаторно-курортных книжек, рентгенограмм и т.п.), где фиксируют сведения, включаемые в словесный портрет (рост, состояние зубного аппарата, хирургические вмешательства и др. Личный обыск также может служить одним из источников сведений о лице и главным образом о сопутствующих объектах (одежда, обувь, головной убор и т.д.).

 

Рис. 24. Субъективный портрет (а), изготовленный при участии восьмилетней потерпевшей, и фотоснимок (б) преступника, установленного с использованием субъективного портрета [8, 100-122 с.].

Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов.

4. Применение метода словесного портрета в следственной и оперативно-розыскной деятельности

Знание методики «словесного портрета» обеспечивает возможность широкого использования в оперативно-розыскной и следственной практике данных о внешнем облике человека для своевременного розыска неизвестного преступника. При этом необходимо:

1) собрать информацию и оценить признаки внешности преступника;

2) составить словесный портрет;

3) провести его розыск с использованием словесного портрета;

4) подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опознания установленный человек;

5) зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, проверив достоверность и обоснованность [5,136-141 c.].

Сведения о внешности личности, полученные при допросе потерпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розыске. Они могут быть дополнены информацией из других источников: изучением вещественных доказательств, материалов уголовной регистрации, служебных документов, фотографических изображений, рентгеновских снимков, слепков лица умершего и др. Например, изучение следов и вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, иногда позволяет получить ценные сведения о внешности человека, который их оставил. Следы ног дают возможность предположить рост человека, его пол, физические недостатки и т.п. Орудия взлома позволяют судить о физической силе человека, его телосложении, профессии и т.д.

По утверждению Р.С. Белкина: «важной проблемой использования словесной информации о внешнем облике человека, полученной при допросе потерпевших и свидетелей, является оценка ее полноты и достоверности, в основе которой лежит анализ субъективных и объективных факторов» [5,138 с.].

При допросе о признаках внешности того или иного лица методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз видели его. При этом чаще всего упоминаются лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые «броские признаки». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы. Опасны в этих случаях наводящие вопросы. Учитывая психологические закономерности восприятия и памяти, необходимо путем активизации ассоциативных процессов, постановки дополнительных уточняющих вопросов помочь допрашиваемому по возможности подробно и точно описать признаки внешности. Желательно при этом придерживаться терминологии «словесного портрета». Однако, если допрашиваемый не знаком с этой терминологией и употребляет другие наименования признаков внешности, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих наименований специальными терминами может привести к искажению показаний. Методика «словесного портрета» используется также в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого. Широкое применение методика «словесного портрета» находит также в фотопортретной идентификационной экспертизе.

Замечено, что показания свидетеля об обстоятельствах происшествия более точные, чем показания потерпевшего, хотя могут быть менее полными. Это объясняется различием в психологическом состоянии, в котором они находились в момент события. Поэтому всегда важен учет психических особенностей человека, от которого получена информация. Имеются в виду характер, темперамент, внимание, наблюдательность, память, воображение и др. Происходящие события каждым человеком воспринимаются по-разному - такими, как он их видит. Среди психических особенностей личности важное место занимает темперамент, предопределяющий поведение человека. Важным моментом составления словесного портрета неизвестной личности является определение уровня его оптимальной детализации. Излишняя детализация нередко вносит в описание внешности элементы домысла. Существует такой уровень детализации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешности становится нецелесообразным, поскольку уже установлен комплекс индивидуализирующих признаков, позволяющих идентифицировать личность.

Словесный портрет используется также при разработке и применении метода комбинированных портретов - «фоторобота», «изоробота». Известно, что воспроизведение допрашиваемым наблюдавшихся им признаков внешности того или иного человека облегчается, если воспоминание дополняется другой, более простой формой воспроизведения - узнаванием. Так, если показать допрашиваемому фотоснимки (или рисунок) с изображением нескольких вариантов одних и тех же черт лица, то он, как правило, безошибочно укажет на тот вариант, который более всего соответствует внешности человека, личность которого выясняется на данном допросе. Эта психологическая закономерность в сочетании с методикой «словесного портрета» и лежит в основе метода комбинированных портретов. Для того чтобы по показаниям свидетеля, потерпевшего или обвиняемого создать (смонтировать) портрет виденного им лица, допрашиваемому показывают фотоснимки или рисунки, изображающие основные разновидности строения головы, лба, глаз, носа, губ, подбородка, ушной раковины, шеи, плеч и т.д. Допрашиваемый выбирает тот вариант, который больше всего соответствует внешности искомого человека. То же самое делается в отношении его головного убора, очков, галстука и других вещей.

Показания свидетеля о внешности неизвестного преступника фиксируются в протоколе. Полнота, тщательность и точность описания создают надежную идентификационную основу для установления тождества личности. Если получены только «общие» или «средние» данные о признаках внешности, то отождествление практически невозможно.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц словесный портрет используется для подготовки информационно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности, характеристикой «особых примет» в строении тела и лица и «броских» динамических особенностей. Это дает возможность сотрудникам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти мысленный образ разыскиваемого.

Эффективное применение методики «словесного портрета» достигается периодическим обращением к составленным ранее словесным портретам, своевременным их изменением и дополнением, постоянным использованием в криминалистической деятельности. Источниками сведений о признаках внешности разыскиваемого могут быть материалы уголовной регистрации, архивные материалы и личные дела, фотоснимки, данные, полученные в результате допроса, личного наблюдения, осмотра места происшествия.

Подводя итог данного раздела можно сказать, что метод словесного портрета еще недостаточно эффективно применяется в следственной и оперативной деятельности, это обусловлено рядом факторов, таких как совершение преступления в темные время суток, при этом чаще всего потерпевший помнит лишь событие преступления, а не лицо которое его совершило, или мгновенное совершения преступления, когда нет возможности запомнить личность совершившее преступление, например при ДТП (наезд на пешехода и лицо скрылось с места совершения преступления), не владение потерпевшим специальной терминологией при составлении словесного портрета и ряд других причин.

Говоря об одном из вариантов использования метода словесного портрета, а именно о субъективных портретах, создаваемых на основе этого метода В.А. Снетков отмечал: «В работе по раскрытию преступлений необходимо полнее использовать возможности применения субъективных портретов. Высокая эффективность этого действенного средства раскрытия преступлений подтверждена многолетней практикой. Поэтому тем более нетерпимо пассивное отношение в отдельных регионах к использованию субъективных портретов для розыска и установления преступника» [11].

A.M. Зинин, поднимая проблемные вопросы применения метода словесного портрета отмечает, что несмотря на многолетней опыт использования методов, методик и средств, базирующихся на методе словесного портрета имеется целый ряд проблем, возникающих в ходе установления личности по чертам внешности: «Прежде всего, как используемая почти во всех ситуациях установления личности, нуждается в совершенствовании методика словесного портрета. Для преодоления неоднозначности оценки признаков, включаемых в словесный портрет, следовало бы упорядочить градацию признаков и усовершенствовать систему их наглядных изображений, применяемых в качестве образцов» [18]. Недостаточная эффективность применения метода словесного портрета при раскрытии и расследовании преступлений отмечалась и другими учеными и практиками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.016 с.)