Кафедра социальной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социальной педагогики



Кафедра социальной педагогики

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

по дисциплине

«Основы профориентологии»

 

для специальности 050711 «Социальная педагогика»

 

 

     
Согласовано: Учебно-методическое управление «____» ________________ 200__г. _____________________________
 
Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» ________________ 200__г. Зав. кафедрой _______________

 


Пермь 2010


УДК 37.04 (075.8)

ББК Ч 421.052.6

      О – 753

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Пермского государственного педагогического университета В.В. Коробкова

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Т.П.Гаврилова

О – 753 Основы профориентологии: учеб.-метод. комплекс курса для специальности 050711 – "Социальная педагогика" / авт.-сост. Т.П.Гаврилова; Перм. гос. гумм.-пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 44с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы профориентологии» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050711 «Социальная педагогика», утвержденного 31 января 2010г.

Дисциплина входит в ­­­федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Адресовано студентам, обучающимся по специальности "Социальная педагогика".

 

УДК 37.04 (075.8)

ББК Ч 421.052.6

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

 

© Гаврилова Т.П., составление, 2010

© ГОУ ВПО "Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет", 2010

Оглавление

I. Рабочая программа дисциплины…………………………………....

 
1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………  
2. Требования к уровню освоения и сод ержания дисциплин……….  
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля ……………………………………………………………..  
  3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.............................  
  3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы…….  
4. Содержание курса…………………………………………………...  
  4.1.Темы лекционных занятий………………………  
  4.2.Темы практических и семинарских                                  занятий ………………………………………………  
5. Тематика рефератов и курсовых работ…………………………  
6.  Учебно-методическое                                                     обеспечение …………………………………………………  
  6.1. Рекомендуемая литература ………………………………...  
  6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение ………………………………………………………  
  6.3. Методические указания студентам…………………………..  

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций ………………

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Обоснованный выбор школьниками вида деятельности и форм занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями экономики, самоопределение при выборе и планировании карьеры являются необходимыми условиями для эффективного функционирования рынка труда. Принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация населения, особенно молодежи, впервые вступающей на рынок труда.

Как свидетельствует статистика, до 40% учащихся заканчивают школу, не сделав свой профессиональный выбор; 45% абитуриентов профшколы не уверены, что выбор их правильный; каждый третий выпускник вузов не удовлетворен своей специальностью. Молодежь России ставит ценность труда на 14 место в общей шкале жизненных приоритетов (по сравнению с 2-3-м местом у молодого поколения в развитых странах). Сегодня молодые люди ориентированы на получение образования как такового, без учета профессии. Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии.

Данные обследования выпускников школ показывают, что в системе их жизненных ценностей снижается значимость (ценность) профессионального труда; отсутствует готовность поменять профессию и рабочее место; появляется психологический страх перед рынком труда и профессией.

Проблемы выбора профессии, трудоустройства и занятости молодежи в современных условиях характеризуются рядом противоречий: между спросом и предложением на рынке труда; потребностью рынка труда в повышенной квалификации и отсутствием ее у молодежи; необходимостью самообеспечения жизнедеятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную защиту со стороны государства; желанием заниматься творческим трудом и ограниченными возможностями трудоустройства; необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии.

Все это подтверждает факт актуализации потребностей населения вообще и школьников в частности в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в общественно полезном труде и не всегда адекватно этому складывающимися субъективными устремлениями человека.

В соответствии с государственным стандартом в учебный план специальности 031300 - "Социальная педагогика"введен новый курс "Основы профориентологии".

Цель курса "Основы профориентологии" состоит в том, чтобы подготовить будущих социальных педагогов к профориентационной работе с детьми и подростками с целью их успешного профессионального самоопределения; педагогов, способных осуществлять разнообразную профориентационную деятельность: педагогическую диагностику, профпросвещение, профагитацию, профконсультирование.

Задачи курса: дать студентам основные общетеоретические знания по изучаемому предмету; раскрыть сущность и специфику профориентационной деятельности с учащимися разного возраста; помочь овладеть знаниями об особенностях организации профориентационного процесса, методах, приемах и формах профориентационной деятельности социального педагога; на практических занятиях помочь студентам успешно овладеть умениями проведения профконсультаций, планирования и организации профориентационной работы в школе, методами профессиональной психолого-педагогической диагностики; методами морально-эмоциональной поддержки оптантов; методами оказания помощи в конкретном выборе и принятии самостоятельного решения в выборе профессий.

Изучение курса предполагает включение студентов в творческую, исследовательскую деятельность: проведение практических занятий в форме деловых игр, коллективных творческих дел, выполнение исследовательских заданий, рефератов, их защиту на семинарских занятиях, проведение практических занятий в центре занятости населения, посещение выставки "Образование и карьера", встречи с социальными педагогами различных типов образовательных учреждений (ПУ, педагогический колледж, детский дом, школа-интернат) просмотр и изучение рекламных проспектов.

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. 

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

· методологические основы предмета "Профориентология";

· профессиональную терминологию в рамках изучаемого курса;

· названия и содержание современных профессий;

· теоретико-методологические основания педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного обучения. 

 

Уметь:

· проводить профконсультации;

· планировать и организовывать профориентационнную работу в школе в условиях профильного обучения;

· проводить профессиональную психолого-педагогическую диагностику;

· уметь осуществлять морально-эмоциональную поддержку оптантов;

· оказывать помощь учащимся в принятии самостоятельного решения в выборе профессии

 

Иметь представление:

· о современном рынке труда и его требованиях к профессионалу;

· о профессиональных интересах и намерениях современного школьника.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

3.1.1. для одной специальности с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы

Тема

Трудоемкость

Всего аудит

Из них

Сам

Лекции Семин

Лабо

Раторные и пра

Кт.

Раздел I.

Тема 1. Теоретические основы профориентологии     2

 

  2
Тема 2. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Профориентация как система     4

 

  2
Тема 3. Профессиональное самоопределение     4

 

  4
Тема 4. Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения     2

 

      4
Тема 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе     2

 

      8
Тема 6. Профессиональное консультирование     2

 

    2
Тема 7. Психолого-педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога     4

 

   24
Тема 8. Классификация профессий (По Е. Климову)     4

 

   6
Тема 9. Профессиография.Профессиографические основы профконсультирования и профотбора     4

 

  10
Тема 10. Психофизиологические основы способностей     2

 

  2
Тема 11. Личная профессиональная перспектива (ЛПП)     2

 

   4
Тема 12. Работа школы с родителями     2

 

   10
Тема 13. Этапы профессионализации     2

 

  2
Тема 14. Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности     2

 

   
Тема 15. Организация и проведение профориентационных уроков      

 

    12
Тема 16. Активные формы профориентационной работы     2

 

  4

Раздел II.

Тема17. Этические проблемы деятельности профконсультанта       2

 

 
Тема18. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников         2

 

 
Тема19. Работа социального педагога с родителями         2

 

 
Тема20. Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии         2

 

 
Тема 21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу         2

 

 
Тема 22. Организация и выполнение профессиональных проб школьников            

2

 
Тема 23. Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки          

2

 
Тема 24. Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик          

4

 
Тема 25. Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик        

4

 
Тема 26. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся          

4

 
Тема 27. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов          

4

 
Тема 28. Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ          

8

 
Тема 29. Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП)          

2

 
Тема 30. Самопрезентация          

2

 
Тема 31. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии          

2

 

Всего по курсу:

180 84 40 10

34

96
                 

 

Содержание курса

 

Темы лекционных занятий

 

Тема 1. Теоретические основы профориентологии

Основные концептуальные положения. Определение понятия "профориентология", цели и задачи науки. Предмет и методы исследования профориентологии. Концепция профессионального становления личности как частная методология профориентологии.

 

Тема 2. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Определение понятия "профориентация". Цели и задачи профориентационной работы. Профориентация как система

Цели и задачи профориентационной работы. Новые требования общества к организации профориентационной работы в общеобразовательной школе в современных экономических условиях. Учет объективных и субъективных факторов в процессе профориентационной деятельности. Определения понятий "профориентация", "профессия", "специальность", "должность", "адаптация", "профессионализация".

Функции профориентации. Основные субъекты государственной системы профориентации и психологической поддержки. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов. Критерии успешности профориентационной деятельности.

 

Тема 3. Профессиональное самоопределение

Типы и уровни самоопределения. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде. Соотношение понятий "личностное самоопределение", "профессиональное самоопределение", "карьера". Характеристика самоопределения на разных возрастных этапах. Условия успешного профессионального самоопределения.

 

Тема 4. Теоретико-методологические основания педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения в условиях профильного обучения

Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации образования. Концептуальные подходы к профессиональному самоопределению школьников в условиях профильного обучения. Предпосылки к становлению нового педагогического явления – профессиональной ориентации школьников.

 

Тема 5. Планирование и организация профориентационной работы в школе

Структура профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Цели и задачи профориентационной деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Структура системы профориентации. Место и роль социального педагога в деятельности школьной системы профориентации.

Тема 6. Профессиональное консультирование

Понятие "профессиональная консультация". Принципы организации и проведения профконсультации.

Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы. Общее представление о практической профконсультационной методике. Типы профконсультаций: справочно-информационная, диагностическая, формирующая и медицинская. Критерии успешности профориентационной деятельности.

 

Тема 7. Педагогическая диагностика в профориентационной работе социального педагога

Роль наследственности и природных задатков ребенка в выборе будущей профессии. Значение диагностики в профориентационной работе. Диагностика профессиональной направленности личности школьника в соответствии с особенностями ее развития. Классификация диагностических материалов на основе уровня сложности профориентационной работы.

 

Тема 8. Классификация профессий (по Е. Климову)

Понятие о типах профессий, специальностей. Специальность типа человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система. Их общая характеристика. Классификационные признаки: цель труда, орудия труда, условия труда. Карта мира профессий. Современный мир профессий, тенденции в его развитии.

 

Тема 9. Профессиография. Профессиографические основы профконсультирования и профотбора

Понятия: профессиографирование и профессиограмма. Типы профессиограмм. Различные варианты составления профессиограмм. Общая схема профотбора. Профотбор и профподбор. "Формула профессий". Схема анализа профессий и варианты ее использования в работе с группой и в индивидуальной профконсультации. Основная проблема профессиографирования и психологии труда.

Тема 10. Психофизиологические основы способностей

Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей. Природные предпосылки способностей и таланта. Формирование способностей.

 

Тема 11. Профессиональная личная перспектива (ЛПП)

Типы профпланов. Схема построения профессиональной личной перспективы как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения. Основные факторы выбора профессии. "Восьмиугольник" основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову).

 

Тема 12. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии

Содержание и методы работы социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии. Методика пропагандыпедагогических знанийпопрофориентации среди родителей. Формы пропаганды педагогических знаний по профориентации среди родителей применительно к возрастным этапам развития школьников. Групповая и индивидуальная формы работы социального педагога с родителями. Привлечение родителей к профориентации школьников.

 

Тема 13. Этапы профессионализации

Динамика развития профориентационной деятельности. Характеристика стадий развития: ознакомительная, адаптационная, стадия становления.

 

Тема 14. Просвещение как одно из основных направлений профориентационной деятельности

Развитие профориентационно-психологической культуры учащихся (актуализация знаний о направленности, ценностных ориентациях и мотивационно-потребностной сфере личности, мире профессий и специальностей, определение жизненных планов, осознание важности временной перспективы, знакомство с основами теории и практики построения профессиональной карьеры).

 

Тема 15. Активные формы профориентационной работы

Проблема активизации оптанта в профессиональном самоопределении. Основные модели активизации учащихся. Внешние и внутренние средства активизации. Основные группы активизирующих профориентационных методов: профориентационные игровые упражнения; сюжетно-ролевые игры; коллективно-творческие игры; бланковые игры; карточные информационно-поисковые технологии. Общая характеристика активизирующих профориентационных методов.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 2. Формы и методы педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения старшеклассников

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Методы оптимизации социально-профессионального самоопределения школьников.

2. Суть активизирующего подхода к социально-профессиональному самоопределению школьников. Ценность активизирующего подхода к работе с проблемными подростками.

3. Этапы активизирующего подхода. Характеристика методов работы с учащимися на разных этапах работы: специфика профориентационной помощи на разных этапах развития субъекта профессионального самоопределения. Основы составления программ профориентационной помощи.

Литература:

· Пряжников Н.С., Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов/ Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

 

Тема 3. Модернизация содержания профориентационной работы в новых социальных условиях

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Актуальность проблем инновационной деятельности по профориентации.

2. Проектирование инновационной деятельности по профориентации в современной школе. Философские основы педагогического проектирования в гуманистической парадигме.

3. Содержание и организация процесса проектирования инновационной деятельности по профориентации.

Литература:

· Куляпин А. С. Инновационная деятельность по профориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. – Пермь: ПИПО, ПСИ, ПССГК, 2005. – 128 с.

· Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

· Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Текст] / Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е., - М.: Сентябрь, 2009. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 7 / 2009).

 

Тема 4. Совместная работа школы, семьи и предприятия по подготовке учащихся к выбору профессии

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Содержание деятельности.

2. Роль родителей в трудовом воспитании детей, в выборе профессий.

3. Формы работы: анкетирование, интервьюирование, лекторий, семинары, конференции, вечера вопросов и ответов, участие родителей и представителей предприятий в классных, школьных и внешкольных мероприятиях по профориентации. 

4. Планирование совместной работы.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Форма проведения – семинар.

Вопросы к теме:

1. Стратегии интеллектуального, социального и личностного развития в раннем юношеском возрасте. Особенности местного рынка труда и образовательных услуг. Динамика тенденций рынка рабочей силы. Индивидуальные образовательные маршруты, альтернативные способы их реализации.

2. Диагностические методики: анкета изучения жизненных потребностей, индекс жизненной удовлетворенности.

3. Упражнения и задания: "Профориентационная карта", "Маршруты успеха".

Литература:

· Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебн. пособие для вузов: Издательский Центр Академия, 2010. -496 с.

Тема 6. Организация и выполнение профессиональных проб школьников

Форма проведения – практическое занятие.

Литература:

·   Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

 

Тема 7. Мониторинг готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению с позиции педагогической поддержки

Форма проведения – практическое занятие.

Литература:

· Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10-11 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс,2007.

 

 

Тема 8. Профориентационные игры. Общая характеристика данных методик

Форма проведения – практическое занятие.

Игра "Стажеры-инопланетяне". Игра "Три судьбы ". Игра "Спящий город". Игра "Угадай профессию". Игра "Профконсультация".

Литература:

· Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008

 

 

Тема 9. Игровые профориентационные упражнения. Общая характеристика методик

Форма проведения – практическое занятие.

Упражнение "Подарок" ("Любимое блюдо", "Маскарадный костюм"), "Профессия на букву…", "Самая-самая", "Цепочка профессий", "День из жизни", "Человек-профессия" (по типу "Ассоциаций"), "Автопортрет", "Кто есть кто?", "Походка", "Пять шагов", "Ловушки капканчики", "Эпитафия", "Звездный час", "От звезды до звезды".

Литература:

· Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008

 

Тема 10. Изучение познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей учащихся

Форма проведения – практическое занятие.

Познавательные интересы и склонности. Механизмы формирования и развития познавательных интересов. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений.

Диагностические методики: карта интересов, тест интересов и склонностей, КОС (коммуникативные и организаторские способности).

Упражнения и задания: "Человек и профессия", "Вакансии", "Определение типа личности".

Литература:

· Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников / Т.Л. Павлова. – М., 2005.

 

Тема 11. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов

Форма проведения – практическое занятие.

Эмоциональные переживания как индикаторы образовательных предпочтений и помехи их реализации. Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуациях интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности.

Диагностические методики: "Мотивы выбора профессии", "Изучение уровня самооценки", "Самооценка волевых качеств личности"

Упражнения и задания: "Ловушки профессии", "Ценностный аукцион", "Препятствие". Анкеты: "Изучение жизненных потребностей", "Мотивы выбора профессии", "Ценностные ориентации", "Трудовые ценностные ориентации молодежи".

Литература:

· Тутубулина, Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации / Н.В. Тутубулина. – Ростов н./Д, 2005.

 

Тема 12. Профессиональная диагностика учащихся с использованием ЭВМ

Форма проведения – лабораторно-практическое занятие.

Диагностика профессиональной готовности.

Диагностика творческого потенциала.

Схема альтернативного выбора профессии.

Диагностика профессиональных предпочтений личности.

Интеллектуальные способности и успешность деятельности.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 13. Проектирование личностного профессионального плана (ЛПП)

Форма проведения – практическое занятие.

Литература:

· Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009

 

Тема 14. Самопрезентация

Форма проведения – практическое занятие.

Методика составления резюме; подготовка к интервью с работодателем. Ролевая игра "Интервью".

Литература:

· Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

 

 

Тема 15. Работа социального педагога с родителями по подготовке учащихся к выбору профессии

Форма проведения – практическое занятие.

Деловая игра: "Организация и проведение родительского собрания с родителями учащихся 9 – 11 классов (тему собрания определяют сами студенты).

Литература:

· Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения / Н.Ф. Дик, Т. И. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

 

 

Основная

1. Основы профориентологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3. Пряжникова Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. Пряжников Н.С. – М.: Академия, 2008.

Дополнительная

1.Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: Игры, упражнения, вопросники. 8-11 классы ПТУ и колледж: методический материал / Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2008

2. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы 2-ой Всерос. науч.-практ. конф. 30 июня – 1 июля 2008 г. – Самара: Самарская гуманит. акад., 2008.

3. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении [Текст] / Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А. С., Федотова Е.Е., - М.: Сентябрь, 2009. – (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. № 7 / 2009).

4. В лабиринте профессий [Текст] / [ред.- сост. Л.И. Жук]. – Минск: Красико – Принт, 2010.

5. Мониторинг профессионального самоопределения личности учащихся [Текст]: коллектив. моногр. / М-во образования РФ, ПГПУ; [авт. коллектив: Гаджиева Л.А. и др.; научн. ред. Лебедева И.П.]. – Пермь: Изд-во ПГПУ, 2004.

 

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

- компьютерное и мультимедийное оборудование;

- пакет прикладных обучающих тестовых программ;

- видео- средства обучения;

 

 

6.3. Методические указания студентам

Задания для самостоятельной работы

 

1. Изучить самостоятельно следующие темы и подготовиться к собеседованию по ним:

· взаимосвязь личности с профессией на разных этапах онтогенеза;

· обзорная характеристика мира профессий;

· о профессиональном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте;

· развитие профориентации в дореволюционной (царской) России, СССР и Российской Федерации;

· профориентация как элемент государственной кадровой политики и как частная проблема;

· профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов;

· предпрофильная и профильная ориентация школьников;

· роль современных средств массовой информации в формировании профессиональных и жизненных стереотипов;

· психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху рыночных отношений;

· престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников;

· представление об успешной карьере как фактор профессионального самоопределения подростков;

· влияние тревожности подростков на профессиональные выборы;

· зависимость профессионального самоопределения от уровня развития интеллекта;

· ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопределении;

· зависимость профессиональных выборов от личностных особенностей старших подростков.

 

2. Подготовиться к терминологическому диктанту (Приложение 1).

3.Изучить определения современных профессий, подготовиться к контрольной работе (Приложение 2).

1. Изучить содержание и методику проведения профориентационных игр для последующей реализации их на практических занятиях.

Бланковые игры с классом:

1. "Бизнес-риск-мен";

2. "Торг";

3. "Я-компаньон".

Карточные бланковые игры:

· "Комплимент";

· "Медоворот";

· "Болван";

· "Сударь-государь".

5. Работа с ПК по профессиональной диагностике учащихся:

· Диагностические материалы для изучения познавательной сферы старшеклассников:

- Анкета старшеклассника;

- Карта интересов;

- Определение типа личностной направленности;

- Тест интересов и склонностей;

- Схема анализа профессии.

· Диагностические материалы для изучения мотивационно-потребностной сферы старшеклассников:

- Анкета изучения жизненных потребностей;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.244 с.)