В. Закон единства и борьбы противоположностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Закон единства и борьбы противоположностей



Из двоякого существования вещей, из существования их в двух формах, каждая из которых содержит в себе другую в скрытом виде, следует вывод, что развитие вещей определяется развитием в них противоположностей. Противоположности существуют (развиваются) в единстве и взаимной борьбе. Биологическое в человеке есть основание двух противоположностей: телесной формы человека и половых клеток человека. Если рассматривать одну из противоположностей, например, телесную форму человека, то она тоже существует благодаря единству и борьбе противоположностей внутри ее, а именно: обмену веществ, т.е. отмиранию старых клеток и возникновению новых.

Описанные выше противоположности есть основные противоположности вещи, которые определяют направление развития и две формы существования вещи. Кроме них в вещи существует множество неосновных пар противоположностей, которые определяют отдельные свойства вещи. Применительно к телесной форме человека ими определяются, например, цвет глаз, особенности скелета и т.п.

Таким образом, любая вещь, ее свойства, стороны, взаимосвязи, - все существует благодаря внутренней борьбе противоположностей. В диалектике этот факт получил название закона единства и борьбы противоположностей. Борьба противоположностей есть способ их существования, а, следовательно, и существования вещи. Этот способ заключается во взаимном переходе противоположностей друг в друга, во взаимном проникновении противоположностей друг в друга, а это обеспечивается тотальностью каждой противоположности. Тотальность означает, что каждая противоположность содержит в себе обе противоположности: в форме одной она выступает, а другая находится в ней в скрытом виде.

Одна противоположность содержит в себе в скрытом виде другую (свою) противоположность; это не значит, что скрытая противоположность находится в готовом виде (сколько не смотри под микроскопом зерно пшеницы, не увидишь даже атома растения пшеницы, так же как, рассматривая под микроскопом яйцеклетку или сперму, не увидишь зародыша ребенка; скрытая противоположность проявляется при возникновении благоприятных условий для ее развития. Каждая противоположность имеет свою форму. В ходе борьбы противоположности поочередно одерживают верх друг над другом, и вещь каждый раз принимает форму победившей противоположности. Противоположности, их единство и борьба, их взаимные переходы друг в друга, принятие вещью формы то одной, то другой противоположности – это и есть процесс существования и развития вещи.

Противоположности

В главе 1 мы видели, что две формы существования биологического находятся в единстве, каждая содержит в себе другую, обеспечивая возможность перехода в форму этой другой. В то же время этим двум формам присущи противоположные свойства: половая (наследственная) форма стремиться сохранить биологический вид неизменным, а телесная форма, приспосабливаясь к изменяющейся внешней среде обитания, изменяется. Поэтому в биологическом идет постоянная борьба между двумя этими формами. В результате сохранение биологического происходит путем изменений этого биологического, принятых обеими формами.

Таким образом, телесная и половая формы выступают относительно друг друга как противоположности. Развитие биологического, начиная с оплодотворенной яйцеклетки до цельного организма, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления. То есть биологическое в самом себе противоречиво: оно остается тем же самым и в то же время непрерывно изменяется.

Понимание взаимосвязи противоположностей, их единства, очень важно для понимания диалектики в целом. Поэтому я приведу здесь пример образного (возможно, грубого и неэтичного, но доходчивого) представления противоположностей.

Рассмотрим сиамских близнецов. Это название сросшихся близнецов, имеющих общие части тела. В некоторых случаях удается близнецов разделить, если важные для жизни органы есть у каждого. Но если общими оказались сердце, печень или кишечник, то близнецы обречены на существование в единстве. Вот так и противоположности имеют общую основу, которая отражается категорией «тождество»; по основе нельзя определить, какая из противоположностей перед нами. Свойства же, отдельно присущие каждой из противоположностей, вносят разницу между ними и отражаются категорией «различие».

Но в отличии от сиамских близнецов, закончивших свое биологическое развитие, в процессе развития вещи каждая противоположность из общих основных свойств формирует свои основные свойства, тем самым приобретает возможность отдельного существования и, в конце концов, обособляется.

Противоположности различаются не только по форме, но и по содержанию. Например, противоположность человека (телесной формы) есть нечеловек (половая форма), вещь, имеющая не только другую внешность, но и другое внутреннее строение, т.е. в противоположности отсутствуют и внутренние органы человека (биологическое), и интеллект (социальное). Каждый мужчина знает, что породить ребенка можно лишь путем выделения из себя своей противоположности – половой клетки (сперматозоида). Никаким другим путем породить потомство нельзя. И эта противоположность при развитии переходит в свою противоположную форму, в человека. То есть, смена поколений непременно проходит через этап обособления (отделения) половой клетки от тела родителя и пребывания в этой нечеловеческой форме какое-то время.

Возникает вопрос: почему эти переходы противоположностей приводят опять к появлению человека. Ответ на него заключен в понятии отрицания. В русском языке отрицание означает опровержение, отбрасывание чего-либо и утверждение иного. Но в диалектике (т.е. во всем окружающем нас Мире) отрицание имеет более глубокий смысл, а именно: отрицание есть такое отбрасывание, которое сопровождается перенятием, сохранением содержания отбрасываемой вещи, формы. В нашем примере человек (точнее, телесная форма человека) отрицается его же половой клеткой, т.е. половая клетка перенимает содержание телесной формы. Но телесная форма содержит обе противоположности: и клетки человеческого тела, и находящиеся в них половые клетки (ДНК и другие наследственные структуры). То есть, половая клетка содержит в себе возможность перехода в форму тела человека и программу развития тела человека. Следовательно, каждая из противоположностей содержит в себе свою противоположность, или как писал Гегель – свое иное. Это свойство противоположности и называется тотальностью.

Не меньшую трудность для понимания вызывает борьба противоположностей. Рассмотрим механизм процесса борьбы противоположностей.

Любая вещь существует в двух сменяющих друг друга формах. Почему происходит смена форм? Потому что эти формы есть формы противоположностей в вещи, которые находятся в ней одновременно, и между ними идет постоянная борьба за придание вещи формы одной из них. Причем борьба идет жесткая, борьба на уничтожение. Развитие вещи в одной форме идет в направлении развития в ней другой формы, т.е., развитие вещи всегда идет в направлении развития ее иного. Поэтому в Мире нет ничего вечного, всё смертно. Опять же, почему? Потому что любая вещь существует только в благоприятных для нее внешних условиях, но внешние условия постоянно меняются, и вещи приходится подстраиваться под них. В процессе существования вещи в ней накапливается множество изменений (мутаций), которые затрудняют и ограничивают возможности дальнейшей подстройки и даже нарушают процессы существования, что и ограничивает время существования вещи. Но чтобы сохранился вид (особенное), род (всеобщее) вещи природа наделила вещи способностью к существованию в другой форме. Переходя в эту другую форму, вещь сохраняет в себе только те изменения, которые являются полезными для нее в существующих внешних условиях. Развитие вещи в новой форме идет в благоприятных для нее условиях и приводит, опять же в силу изменения внешних условий, к смене формы, возврату к первоначальной форме.

Формальная логика (здравый смысл, рассудок) воспринимает противоположности по отдельности, или-или (или свет, или тьма; или корпускула, или волна), третьего не дано. Диалектическая логика вместо «или» ставит «и», объединяет противоположности, и их единство есть третье, есть действительная вещь, а противоположности являются двумя формами существования этой действительной вещи. Т.е. любые две внешние противоположности являются внутренними противоположностями какой-то вещи.

Из вышесказанного необходимо понять, что противоположность в вещи и отрицание вещи - одно и то же, есть одна из ее форм; проще говоря, отрицание есть противоположность в действии, в борьбе. И необходимо понять, что в обеих формах существует одна и та же вещь. Например, пшеница в зернах и пшеница как растение в поле, – одна и та же вещь, пшеница.

Вообще в любой вещи существует множество противоположных сторон, свойств, связей, и борьба этих противоположностей есть процесс движения, жизни, развития вещи.

Здесь мы рассматриваем в биологическом одну из пар противоположностей. Но в нем есть и другие, важные и неважные, пары противоположностей, от развития которых зависит наличие тех или иных свойств биологического. Например, пол человека: ведь зарождающийся эмбрион всегда женского рода (из этого факта можно предположить, что очень далекий предок человека был однополым существом), и какой будет пол у новорожденного, зависит от многих факторов, начиная от питания матери и заканчивая наследственными мутациями.

В конце прошлого века было обнаружено и исследовано удивительное явление: в некоторых деревнях Доминиканской республики и Папуа-Новой Гвинеи окончательное формирование пола детей задерживается из-за мутаций на 7 - 12 лет! То есть девочки в 7 – 12 лет естественным образом превращаются в мальчиков. Это происходит на протяжении многих поколений и считается нормальным для жителей этих деревень.

Противоположности имеют смысл только в своем взаимоотношении, во взаимном проникновении друг в друга, а не каждая сама по себе. Противоположности в вещи возникают одновременно, взаимно обусловливают друг друга. При доведении одной противоположности до абсолюта, до крайности, она тут же переходит в другую противоположность. В этот момент противоположности становятся тождественными.

Только исследование единства и борьбы противоположностей позволяет раскрыть сущность вещи. Одна отдельно взятая противоположность существовать не может, она есть абстракция, одна сторона вещи, в большинстве случаев внешняя, созерцаемая. Противоположности не могут существовать друг без друга; они обуславливают друг друга, порождают друг друга. Например, пшеница имеет две противоположные формы существования – растение и зерно; растение порождает зерно так же, как зерно порождает растение, без зерна не будет растения, а без растения не будет зерна. Обе противоположности погибают одновременно, в нашем примере, если погибнут растения, то не будет и зёрен, или, если люди съедят все зёрна, то не вырастут и растения; пшеница как вид зерновых исчезнет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.174.57 (0.011 с.)