IV . Принципы организации социального сопровождения             семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Принципы организации социального сопровождения             семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи



МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Общие положения

1.1. Модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – модельная программа), а также методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее применению при организации социального сопровождения семей с детьми (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также Резолюцией Форума социальных работников в г. Ярославле 27 марта 2015 г.

Модельная программа подготовлена по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – пилотный проект), реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы».

Модельная программа прошла обсуждение на заседаниях рабочей группы по обеспечению реализации пилотного проекта с участием уполномоченных представителей Минтруда России, Минобрнауки России, Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.

В модельной программе учтены замечания и предложения федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, независимых экспертов.

1.2. Модельная программа представляет собой шаблон документа, обеспечивающего организацию социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в субъекте Российской Федерации.

1.3. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с основными положениями:

Семейного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г.          № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г.            № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 г.           № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.      № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г.           № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ);

Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»;

Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации        17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1);

Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от      14 марта 2014 г. № ДМ-П12‒1737 (пункт 10);

нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации: Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской и Тверской областей, г. Москвы и др. (законов, постановлений, распоряжений, приказов и др.), принятых в рамках реализации пилотного проекта.

1.4. В модельной программе субъекта Российской Федерации допускается вариативность используемых механизмов социального сопровождения семей с детьми, в основе которой лежит учет региональной нормативной правовой базы; состава и подчиненности организаций, привлеченных к работе с семьями с детьми, сложившейся практики их взаимодействия; имеющегося опыта и инновационной практики социальной поддержки семей с детьми, включая сопровождение замещающих семей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.5. Модельная программа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработана для обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения семьи с детьми с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения региона.

 

 

II. Основные понятия, используемые в модельной программе

Социальное обслуживание граждан ‒ деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга ‒ действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, ‒ система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это граждане - члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Получатель социальных услуг ‒ гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Поставщик социальных услуг ‒ юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа социального обслуживания не оформляется.

Индивидуальные программы социального сопровождения граждан – членов нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи должны быть в своей совокупности направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивать необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности ребенка.

Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации.

Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).

Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).

 

III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми

3.1. Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

3.2. Достижение цели возможно при решении следующих задач:

‒ разработка нормативной правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей с детьми на территории субъектов Российской Федерации в рамках положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ;

‒ обеспечение эффективных изменений в системе социального поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации посредством институционализации социального сопровождения;

‒ обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми;

‒ обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи;

‒ повышение психолого-педагогической компетентности родителей; 

‒ обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях;

‒ создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав;

‒ повышение психолого-педагогической компетентности родителей; 

‒ создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения;

‒ использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов.

X. Содержание и формы                                                                  социального сопровождения семьи с детьми

10.1 Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.

По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи.

Социальное сопровождение может включать различные виды помощи.

10.1.1. Медицинская помощь: диагностика состояния здоровья членов семьи, организация лечения членов семьи, получение медицинских и реабилитационных услуг, прохождение медико-социальной экспертизы, обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога, организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего, лечение и лекарственное обеспечение членов семьи, оформление санаторно-курортной карты, организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, оформление инвалидности по медицинским показаниям, протезирование, ортезирование и иное.

10.1.2. Психологическая помощь: коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми; информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением семьи; организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное.

10.1.3. Педагогическая помощь: повышение родительской компетентности; адаптация к социальной среде и социализация детей; определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение; привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям; обучение в образовательных учреждениях детей; организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений; повышение родительских компетенций на курсах, лекториях; профессиональное обучение родителей; проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями); оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях; содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники); содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении; содействие в организации летнего отдыха детей; иное.

10.1.4. Юридическая помощь: оформление или переоформление документов, получении установленных законодательством льгот и выплат; содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи; консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством; консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.); обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах; подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов и иное.

10.1.5. Социальная помощь в: получении материальной помощи (в натуральной форме); оформлении социальных выплат и льгот; ремонте квартиры; получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; оформлении компенсации оплаты за детский сад; получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении; получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам; трудоустройстве членов семьи и иное.

XI. Информационное обеспечение социального сопровождения

11.1. Межведомственное взаимодействие по обмену информацией между заинтересованными организациями, участвующими в социальном сопровождении семей, может осуществляться посредством единой системы межведомственного электронного взаимообмена и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, направления запросов о предоставлении информации о реализации мероприятий индивидуальных программ в том числе, организации социального сопровождения.

11.2. Условием обмена информацией является соблюдение конфиденциальности персональных данных семей, нуждающихся в социальном обслуживании (сопровождении), в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». 

11.3. Информационной базой процесса социального сопровождения семей с детьми может стать межведомственный информационный банк социального сопровождения семей, позволяющий:

– создать единую систему учета семей с детьми, которым предоставлено социальное сопровождение;

– внедрить механизм оперативного обмена информацией между субъектами социального сопровождения семей с детьми.

11.4. Межведомственный информационный банк социального сопровождения семей с детьми в субъекте Российской Федерации может формироваться на основе сведений, представляемых органами и организациями системы межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми, а также субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

11.5. Включение семьи (граждан – членов семей) в информационный банк осуществляется только после заключения с ней договора о социальном сопровождении, при наличии личного согласия таких граждан.

11.6. С целью информирования населения об организациях, предоставляющих помощь посредством социального сопровождения, может создаваться банк данных поставщиков услуг, видов помощи, оказываемой участниками межведомственного взаимодействия и др.

11.7. Эффективность информированности семей с детьми о возможностях социального сопровождения зависит от проведения активной информационной кампании, которая может включать:

– создание сайтов для семей с детьми, с размещением информации о перечне организаций, видах помощи, предоставляемой семьям, и категориях семей, которым оказывается содействие в ее получении;

– распространение информационно-справочных материалов для семей в ходе проведения социальных акций, праздничных мероприятий, уличных проектов;

– размещение доступной информации для семей на светодиодных экранах, сенсорных терминалах, в информационных базах, в средствах массовой информации.

МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Общие положения

1.1. Модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – модельная программа), а также методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее применению при организации социального сопровождения семей с детьми (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также Резолюцией Форума социальных работников в г. Ярославле 27 марта 2015 г.

Модельная программа подготовлена по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – пилотный проект), реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы».

Модельная программа прошла обсуждение на заседаниях рабочей группы по обеспечению реализации пилотного проекта с участием уполномоченных представителей Минтруда России, Минобрнауки России, Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации.

В модельной программе учтены замечания и предложения федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, независимых экспертов.

1.2. Модельная программа представляет собой шаблон документа, обеспечивающего организацию социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в субъекте Российской Федерации.

1.3. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с основными положениями:

Семейного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г.          № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г.            № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 г.           № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.      № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г.           № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ);

Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»;

Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации        17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1);

Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от      14 марта 2014 г. № ДМ-П12‒1737 (пункт 10);

нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации: Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской и Тверской областей, г. Москвы и др. (законов, постановлений, распоряжений, приказов и др.), принятых в рамках реализации пилотного проекта.

1.4. В модельной программе субъекта Российской Федерации допускается вариативность используемых механизмов социального сопровождения семей с детьми, в основе которой лежит учет региональной нормативной правовой базы; состава и подчиненности организаций, привлеченных к работе с семьями с детьми, сложившейся практики их взаимодействия; имеющегося опыта и инновационной практики социальной поддержки семей с детьми, включая сопровождение замещающих семей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.5. Модельная программа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработана для обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения семьи с детьми с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения региона.

 

 

II. Основные понятия, используемые в модельной программе

Социальное обслуживание граждан ‒ деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга ‒ действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, ‒ система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это граждане - члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Получатель социальных услуг ‒ гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Поставщик социальных услуг ‒ юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа социального обслуживания не оформляется.

Индивидуальные программы социального сопровождения граждан – членов нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи должны быть в своей совокупности направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивать необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности ребенка.

Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации.

Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.

Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка).

Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).

 

III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми

3.1. Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка.

3.2. Достижение цели возможно при решении следующих задач:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.063 с.)