Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV . Принципы организации социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощиСтр 1 из 5Следующая ⇒
МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Общие положения 1.1. Модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – модельная программа), а также методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее применению при организации социального сопровождения семей с детьми (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также Резолюцией Форума социальных работников в г. Ярославле 27 марта 2015 г. Модельная программа подготовлена по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – пилотный проект), реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы». Модельная программа прошла обсуждение на заседаниях рабочей группы по обеспечению реализации пилотного проекта с участием уполномоченных представителей Минтруда России, Минобрнауки России, Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации. В модельной программе учтены замечания и предложения федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, независимых экспертов. 1.2. Модельная программа представляет собой шаблон документа, обеспечивающего организацию социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в субъекте Российской Федерации.
1.3. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с основными положениями: Семейного кодекса Российской Федерации; Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ); Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»; Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»; Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1); Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № ДМ-П12‒1737 (пункт 10); нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации: Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской и Тверской областей, г. Москвы и др. (законов, постановлений, распоряжений, приказов и др.), принятых в рамках реализации пилотного проекта.
1.4. В модельной программе субъекта Российской Федерации допускается вариативность используемых механизмов социального сопровождения семей с детьми, в основе которой лежит учет региональной нормативной правовой базы; состава и подчиненности организаций, привлеченных к работе с семьями с детьми, сложившейся практики их взаимодействия; имеющегося опыта и инновационной практики социальной поддержки семей с детьми, включая сопровождение замещающих семей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1.5. Модельная программа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработана для обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения семьи с детьми с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения региона.
II. Основные понятия, используемые в модельной программе Социальное обслуживание граждан ‒ деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга ‒ действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, ‒ система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это граждане - члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи. Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Получатель социальных услуг ‒ гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщик социальных услуг ‒ юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа социального обслуживания не оформляется. Индивидуальные программы социального сопровождения граждан – членов нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи должны быть в своей совокупности направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивать необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности ребенка. Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации. Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции.
Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка). Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).
III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми 3.1. Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка. 3.2. Достижение цели возможно при решении следующих задач: ‒ разработка нормативной правовой и информационной методической базы, механизмов эффективного социального сопровождения семей с детьми на территории субъектов Российской Федерации в рамках положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ; ‒ обеспечение эффективных изменений в системе социального поддержки семей с детьми в субъектах Российской Федерации посредством институционализации социального сопровождения; ‒ обеспечение тесного межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми; ‒ обеспечение профилактики и/или преодоления кризисных ситуаций в семье, помощь в создании условий для успешной адаптации и социализации детей, содействие укреплению семьи; ‒ повышение психолого-педагогической компетентности родителей; ‒ обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях; ‒ создание условий для сокращения социального сиротства, отказов от детей в семье и в родильных домах, предотвращения лишения родительских прав; ‒ повышение психолого-педагогической компетентности родителей; ‒ создание условий для сокращения возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения; ‒ использование эффективных технологий и методик работы с семьей с детьми, направленных на активизацию ее внутренних ресурсов, снижение иждивенческих настроений, формирование чувства ответственности за воспитание детей и содействующих выходу семьи на самообеспечение путем заключения социальных контрактов. X. Содержание и формы социального сопровождения семьи с детьми 10.1 Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи. По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи. Социальное сопровождение может включать различные виды помощи. 10.1.1. Медицинская помощь: диагностика состояния здоровья членов семьи, организация лечения членов семьи, получение медицинских и реабилитационных услуг, прохождение медико-социальной экспертизы, обследование и лечение родителей и несовершеннолетнего у нарколога, организация медицинского обследования, диспансеризация родителей и несовершеннолетнего, лечение и лекарственное обеспечение членов семьи, оформление санаторно-курортной карты, организация прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, оформление инвалидности по медицинским показаниям, протезирование, ортезирование и иное. 10.1.2. Психологическая помощь: коррекция психологического состояния и семейных отношений родителей с детьми; информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением семьи; организация групп поддержки для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное. 10.1.3. Педагогическая помощь: повышение родительской компетентности; адаптация к социальной среде и социализация детей; определение детей в группу продленного дня, дошкольное учреждение; привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к коррекционно-развивающим занятиям; обучение в образовательных учреждениях детей; организация участия родителей и детей в работе семейных клубов, объединений; повышение родительских компетенций на курсах, лекториях; профессиональное обучение родителей; проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним (родителями); оформление несовершеннолетнего в библиотеку, различные секции, кружки, организация участия несовершеннолетних в походах, спортивно-массовых мероприятиях; содействие в организации семейного досуга (экскурсии, поездки, праздники); содействие в профессиональной ориентации несовершеннолетних, их профессиональном обучении; содействие в организации летнего отдыха детей; иное. 10.1.4. Юридическая помощь: оформление или переоформление документов, получении установленных законодательством льгот и выплат; содействие получению гражданами бесплатной юридической помощи; консультирование по вопросам самообеспечения и улучшения своего материального положения и жизненного уровня семьи в соответствии с действующим законодательством; консультирование семей с детьми по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.); обеспечение семьи информацией об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах; подготовка и направление соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и др.), необходимых для практического решения этих вопросов и иное. 10.1.5. Социальная помощь в: получении материальной помощи (в натуральной форме); оформлении социальных выплат и льгот; ремонте квартиры; получении путевок для отдыха и оздоровления несовершеннолетних; оформлении компенсации оплаты за детский сад; получении ребенком бесплатного горячего питания в образовательном учреждении; получение справок для оформления льгот и пособий учащимся и студентам; трудоустройстве членов семьи и иное. XI. Информационное обеспечение социального сопровождения 11.1. Межведомственное взаимодействие по обмену информацией между заинтересованными организациями, участвующими в социальном сопровождении семей, может осуществляться посредством единой системы межведомственного электронного взаимообмена и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, направления запросов о предоставлении информации о реализации мероприятий индивидуальных программ в том числе, организации социального сопровождения. 11.2. Условием обмена информацией является соблюдение конфиденциальности персональных данных семей, нуждающихся в социальном обслуживании (сопровождении), в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». 11.3. Информационной базой процесса социального сопровождения семей с детьми может стать межведомственный информационный банк социального сопровождения семей, позволяющий: – создать единую систему учета семей с детьми, которым предоставлено социальное сопровождение; – внедрить механизм оперативного обмена информацией между субъектами социального сопровождения семей с детьми. 11.4. Межведомственный информационный банк социального сопровождения семей с детьми в субъекте Российской Федерации может формироваться на основе сведений, представляемых органами и организациями системы межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми, а также субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 11.5. Включение семьи (граждан – членов семей) в информационный банк осуществляется только после заключения с ней договора о социальном сопровождении, при наличии личного согласия таких граждан. 11.6. С целью информирования населения об организациях, предоставляющих помощь посредством социального сопровождения, может создаваться банк данных поставщиков услуг, видов помощи, оказываемой участниками межведомственного взаимодействия и др. 11.7. Эффективность информированности семей с детьми о возможностях социального сопровождения зависит от проведения активной информационной кампании, которая может включать: – создание сайтов для семей с детьми, с размещением информации о перечне организаций, видах помощи, предоставляемой семьям, и категориях семей, которым оказывается содействие в ее получении; – распространение информационно-справочных материалов для семей в ходе проведения социальных акций, праздничных мероприятий, уличных проектов; – размещение доступной информации для семей на светодиодных экранах, сенсорных терминалах, в информационных базах, в средствах массовой информации. МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Общие положения 1.1. Модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – модельная программа), а также методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ее применению при организации социального сопровождения семей с детьми (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1), пунктом 53 Плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, а также Резолюцией Форума социальных работников в г. Ярославле 27 марта 2015 г. Модельная программа подготовлена по результатам пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми (далее – пилотный проект), реализованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти Астраханской, Калужской, Новгородской, Тверской, Псковской областей и города Москвы при экспертно-методическом сопровождении Государственным автономным учреждением города Москвы «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы». Модельная программа прошла обсуждение на заседаниях рабочей группы по обеспечению реализации пилотного проекта с участием уполномоченных представителей Минтруда России, Минобрнауки России, Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации. В модельной программе учтены замечания и предложения федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, независимых экспертов. 1.2. Модельная программа представляет собой шаблон документа, обеспечивающего организацию социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в субъекте Российской Федерации. 1.3. Настоящая модельная программа разработана в соответствии с основными положениями: Семейного кодекса Российской Федерации; Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ); Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»; Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 ‒ 2017 годы»; Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»; Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 17 февраля 2014 г. от 4 марта 2014 г. № Пр-411ГС (подпункт «е» пункта 1); Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 14 марта 2014 г. № ДМ-П12‒1737 (пункт 10); нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации: Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской и Тверской областей, г. Москвы и др. (законов, постановлений, распоряжений, приказов и др.), принятых в рамках реализации пилотного проекта. 1.4. В модельной программе субъекта Российской Федерации допускается вариативность используемых механизмов социального сопровождения семей с детьми, в основе которой лежит учет региональной нормативной правовой базы; состава и подчиненности организаций, привлеченных к работе с семьями с детьми, сложившейся практики их взаимодействия; имеющегося опыта и инновационной практики социальной поддержки семей с детьми, включая сопровождение замещающих семей, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1.5. Модельная программа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разработана для обеспечения единого подхода к организации социального сопровождения семьи с детьми с учетом особенностей территориального управления, кадрового и финансового обеспечения региона.
II. Основные понятия, используемые в модельной программе Социальное обслуживание граждан ‒ деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга ‒ действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, ‒ система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, – это граждане - члены семей, нуждающиеся в социальном обслуживании, в том числе (помимо предоставления социальных услуг) только в социальном сопровождении. В соответствии с требованиями федеральных нормативных правовых актов, к таким семьям в обязательном порядке относятся семьи, находящиеся в социально опасном положении, замещающие семьи. Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Получатель социальных услуг ‒ гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщик социальных услуг ‒ юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи – это документ, в котором отражена система мероприятий работы с гражданином по оказанию ему медицинской, педагогической, психологической, юридической и социальной помощи в целях выявления и устранения причин, послуживших основанием ухудшения условий его жизнедеятельности, снижения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Индивидуальная программа социального сопровождения граждан – членов семьи может являться составной частью индивидуальной программы социального обслуживания, дополняющей ее мероприятия, а также может быть самостоятельным документом в случаях, когда индивидуальная программа социального обслуживания не оформляется. Индивидуальные программы социального сопровождения граждан – членов нуждающейся в таком виде социального обслуживания семьи должны быть в своей совокупности направлены на повышение качества жизни семьи, преодоление ее неблагополучия, предотвращение лишения родительских прав, профилактику социального сиротства, отказов от ребенка, преодоление трудностей воспитания детей в семье, повышение психолого-педагогической компетентности родителей, социальное и психологическое оздоровление семьи, сохранение нравственного и физического здоровья несовершеннолетних, а также обеспечивать необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические условия полноценной жизнедеятельности ребенка. Адаптационный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на обеспечение взаимного принятия и привыкания членов замещающей, молодой и иной семьи в течение первого года ее создания. Как правило, в мероприятиях адаптационного уровня сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: первый год нахождения ребенка в замещающей семье (трудности в социальной адаптации ребенка к жизни в семье); повторный брак у родителей (воспитание мачехой или отчимом); молодая семья с ребенком; семья беженцев/вынужденных переселенцев с детьми в первый год пребывания на территории субъекта Российской Федерации. Базовый (профилактический) уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи семьям с детьми с целью предупреждения кризисной ситуации во взаимоотношениях. Как правило, мероприятия базового уровня социального сопровождения организовываются для семьи с детьми со следующими признаками: педагогическая безграмотность родителей (неразвитость родительских навыков и чувств, гиперопека или гипоопека); семья с несовершеннолетними детьми, один из которых отбывает наказание в местах лишения свободы; семья, восстановившаяся в родительских правах; временная нетрудоспособность или инвалидность одного из родителей; семья в послеразводном состоянии (психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения у родителей и ребенка); семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от рождения до 3-х лет; семья с несовершеннолетними детьми, получающая государственную социальную помощь на основании социального контракта; семья с низким уровнем социализации и правовой компетенции. Кризисный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание семье с детьми специализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, возникших на ранней стадии и угрожающих семейным отношениям. Как правило, в кризисном уровне сопровождения нуждаются семьи с детьми со следующими признаками: нарушение межличностных отношений в семье (эмоциональная отверженность всех членов семьи); нарушение детско-родительских отношений (частые конфликты между родителем и ребенком); семья в процессе восстановления в родительских правах; семья в состоянии развода (ребенок является свидетелем семейных конфликтов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, «орудием» разрешения семейных споров); пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворительное питание, несоблюдение правил предупреждения заболеваний и своевременного лечения ребенка). Экстренный уровень социального сопровождения семей с детьми – это процесс реализации комплекса мероприятий, направленного на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения существующей угрозы для жизни ребенка, включая жестокое обращение. Как правило, программы социального сопровождения на экстренном уровне признаются необходимыми для семей, находящихся в социально опасном положении, семей с детьми со следующими признаками: враждебное отношение к ребенку в семье (телесные повреждения, нанесенные любым взрослым членом семьи, эксплуатация ребенка в ущерб развитию личности ребенка); мать с новорожденным ребенком, имеющая намерение отказаться от ребенка; семья с риском отказа от приемного ребенка или ребенка-инвалида; несовершеннолетние родители (нежелательная беременность, отсутствие поддержки со стороны близких родственников, несовершеннолетняя мать-одиночка); длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей в семье с детьми; семья с детьми, пострадавшая в результате чрезвычайной ситуации (пожар, наводнение, ураган и пр.).
III. Цель и задачи социального сопровождения семей с детьми 3.1. Основной целью социального сопровождения семей с детьми в организациях социального обслуживания является помощь в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, в интересах предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка. 3.2. Достижение цели возможно при решении следующих задач:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.063 с.) |