Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. ) (обзорно) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. ) (обзорно)



Политическая жизнь: Н. С. Хрущёв, его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов, «оттепель».

Подъём капитального строительства, освоение целины. Улучшение условий жизни людей.

Борьба за власть в партии, отстранение Н. С. Хрущёва (1964).

Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление влияния СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской стены. Договор о запрете испытаний ядерного оружия (1963 г.)

Запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А. А. Леонова.

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957 г.). Развитие киноискусства.

 

Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е гг.

Приход к власти Л. И. Брежнева. Курс на строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности. Недостатки лёгкой промышленности.

Положительные изменения в жизни советских людей. Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов.

Внешняя политика: разрядка международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.).

Переход ко всеобщему среднему образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г. Советское искусство 1960–1980 гг.

 

Распад СССР (обзорно)

Последние генеральные секретари СССР: Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачёв.

Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты труда. Перевод предприятий на хозрасчёт. Гласность и свобода мнений.

Возрастание роли церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси.

Окончание холодной войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора.

Отмена 6-й статьи Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР.

Государственный переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ.

Первые годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.). Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б. Н. Ельцина.

 

Россия в начале XXI века

Приход к власти В. В. Путина. Территориальная реформа. Экономические и социальные реформы 2000-х гг. Д. А. Медведев – новый президент РФ. Политика развития современных технологий.

Борьба с международным терроризмом. Присоединение Крыма (2014 г.).

Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на международных соревнованиях. Духовное возрождение России.

 

Тематическое планирование

6 класс

№ п/п Разделы программы Количество часов Исторические понятия, словарь Ожидаемые результаты
1 Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас 4 Обычай, священник, семья, биография, родословная, предки, потомки, родственники, поколение Собственное имя, отчество, фамилия. Имена, отчества, фамилии ближайших родственников. Умение составить родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека
2 Отчий дом. Наша Родина – Россия 8 4 Отчий дом, Отечество, Родина, Россия, государство, конституция, президент, Дума, парламент. Солнечная система, планеты, космос, Земля, Солнце, Луна, человечество Представления о малой и большой Родине. Знание названия государства, его столицы, знаков, символов. Понимание значений новых слов. Представления о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе. Представления об охране жизни на Земле
3 Представления о времени в истории 6 Меры времени, календарь, историческое время, лента времени, Рождество Христово, Новая эра Представления о мерах и способах исчисления лет в истории. Выражение времени в арабских и римских цифрах. Умение работать с лентой времени
4 Начальные представления об истории как о науке 6 Исторические факты, археология, вещественные и невещественные исторические памятники, историческая карта Усвоение значений новых понятий и лексики. Понимание роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего. Умение называть, классифицировать вещественные и невещественные памятники истории
5 История Древнего мира 10 Первобытные люди, человек умелый, человек разумный, кочевники, собиратели, скотоводство, земледелие Общие представления об эволюции человека. Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях
6 История вещей. Занятия человека на Земле 21 Природные источники, бронзовый век, судоходство, поливное земледелие, культурные традиции, архитектура, мода Развитие представлений о деятельности людей по изменению быта, эволюция уклада жизни из поколения в поколение. Формирование умений поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции и др.)
7 Человек и общество 13 Община, род, советы старейшин, язычество, религии, государство, армия, война, мир Объяснение понятий. Умение работать с текстами учебника и заданиями рабочей тетради. Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений. Развитие связной устной и письменной речи

Итого:

68

 

7 класс

№ п/п Разделы программы Количество часов Исторические понятия, словарь Ожидаемые результаты

1

Древняя Русь 38    
Происхождение славян 2

Славяне, славянские народы, Хазарский каганат, варяги, норманны, Византия, Константинополь, меновая торговля, купец, земледелие, скотоводство, рыболовство, община, соседская община, племя, род, племенные союзы, языческие боги и союзы

Уметь объяснять значение новых слов и понятий.

Уметь устанавливать причины возникновения общин и племенных союзов.

Проводить сравнения, находить признаки сходства и различия между родовой и соседской общиной.

Уметь объяснять причины появления в общине сословных групп.

Уметь работать с картой, лентой времени, учебником и тетрадью самостоятельно или под руководством учителя

Славяне и соседние народы 2
Облик славян и черты их характера 3
Хозяйство и уклад жизни восточных славян 4
Культура и верования восточных славян 4
Создание Древнерусского государства 6 Государство, княжеский род Рюриковичей, бояре, холопы, дружина, полюдье Уметь работать с контурной картой, соотносить век с датой. Уметь устанавливать причины и признаки возникновения государства. Уметь описывать первых князей, их вклад в развитие государства – Русь
Крещение Руси, истоки христианской веры 4 Крещение, христианство, священник, Корсунь (Херсонес)

Объяснять причины выбора христианской веры, а также значение заповедей о любви, добре, справедливости.

Уметь описывать события по итогам чтения текстов, уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и тетради

Уметь находить на карте и называть 3–5 древних городов Руси.

Знать название первого свода законов Ярослава Мудрого, уметь объяснять смысл и значение законов в жизни русского государства.

Уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике

Уметь объяснять значение новых слов и понятий.

Уметь по описанию событий устанавливать век, обозначать его на ленте времени.

Знать значение символов: держава, скипетр, шапка Мономаха.

Называть сословия людей по описанию рода их занятий.

Уметь работать с контурной и исторической картой при обозначении границ и названий княжеств Руси в XII (12) в.

Знать дату основания Москвы

Расцвет русского государства при Ярославе Мудром 5 Названия древнерусских городов, свод законов, казна, название государств Европы: Франция, Норвегия, Германия
Феодальная раздробленность Руси (XI–XV вв.) 8 Мономах, венчание на царство, царь, Новгородская республика, вече, вотчины, посадник, Москва, иконописец, благословение

2

Русь в борьбе с завоевателями 14  

Объяснять причины возникновения Монгольского государства и покорения монголами других племён и народов.

Знать имена монгольских ханов периода нашествия на Русь (Чингисхан, Батый, др.).

Уметь описывать события на реке Калке, рассказывать о сопротивлении русских в Рязани, в Козельске, в Киеве.

Уметь соотносить даты с историческими событиями.

Знать причины покорения Руси Золотой Ордой.

Знать имена русских князей – защитников Руси от монголов

Знать границы княжеств Северо-Восточной Руси, названия городов, уметь находить их на карте и обозначать на контурной карте.

Знать причины и факторы возвышения Москвы и Московского княжества.

Уметь объяснять изменения в Золотой Орде, положившие начало ее распаду.

Понимать и объяснять историческое влияние личности Сергия Радонежского на самосознание и ратные подвиги русского народа в борьбе с Ордой.

Уметь описывать события на Куликовом поле

Образование монгольского государства 6 Монголы-завоеватели, Чингисхан, тяжелая конница, река Калка, хан Батый, «злой город» Козельск, новгородский князь Александр Невский, Золотая Орда, ярлыки
Объединение русских земель против Золотой Орды 8 Княжества Северо-Восточной Руси, ярлык на княжество, Сергей Радонежский, Мамай, ратники, Дмитрий Донской, Куликовская битва, «признательное потомство», культурные памятники (иконопись, рукописные книги, архитектура, др.)

3

Единое Московское государство 15  

Уметь самостоятельно работать с лентой времени, историческими и географическими картами, учебником, рабочей тетрадью.

Уметь по плану и иллюстрациям описывать личность Ивана Грозного, обобщать черты его характера.

Объяснять причины реформ, проводимых Иваном IV, называть органы управления государством.

Объяснять причины и итоги войн в период правления Ивана Грозного.

Знать исторические места своего региона, связанные с именем Ивана Грозного (при их наличии)

Знать причины возникновения смутного времени, появления самозванцев и польско-литовской экспансии.

Объяснять значение Русской церкви в деле сплочения народа против польско-шведских завоевателей.

Знать имена исторических деятелей периода Смутного времени.

Знать даты исторических событий.

Уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями.

Уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану, ленте времени, картам

Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный 6 Подъем хозяйства, ремесленники, промыслы, Земский собор, реформы Избранной рады, Судебник, Казанское ханство, ливонские рыцари, опричнина, Сибирское ханство
Смутное время. Воцарение династии Романовых 6 Смутное время, самозванцы, Семибоярщина, народное ополчение, воцарение династии, Соборное уложение, крепостное право, барщина, раскол, старообрядцы
Культура в Российском государстве XVI–XVII вв. 3 Типография, печатный станок, Иван Федоров, Успенский, Архангельский соборы, центры ремесел

Итого:

68    

 

8 класс

№ п / п Разделы программы Количество часов Исторические понятия, словарь Ожидаемые результаты

1

Российское государство в конце XVII – начале XVIII в. 19

Уметь показывать на карте территорию и границы России в XVII (17) в.

Понимать значения слов, обозначающих сословия российского общества в XVII (17) в.

Уметь объяснять причины возникновения разных сословий в России: дворян, бояр, купцов и др.

Уметь объяснять причины войн России с Польшей, Швецией, стремления Украины к союзу с Россией.

Знать дату рождения Петра I, уметь описывать занятия и интересы, приводить примеры деятельности Петра I по созданию армии, флота, по укреплению России, её влияния на другие страны Европы

Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в. 2

Уезд, волости, стан, мануфактуры, повинность, бояре, дворяне, служивые люди, вольные люди, стрельцы, купцы

Отношения России с другими странами 2
Детство и юность Петра I 2

Потешные войска, гвардейские полки, манёвры, двоецарствие, тяжбы, заговор, стрелецкий бунт, Великое посольство, Азовские походы, Северная война, Санкт-Петербург, Сенат, сенаторы, коллеги, табель о рангах, новое летоисчисление

Правление Софьи 1
Воцарение Петра I 2
Великое посольство 1
Бунт стрельцов 1
Северная война. Основание Петербурга 3
Разгром шведов под Полтавой 2
Заслуги Петра Великого в истории России 3.

2

Российская империя после Петра I (1725–1801) 13

Уметь обозначать на ленте времени границы XVII и XVIII в., устанавливать век по датам.

Знать преемников Петра I, объяснять причины частой смены правителей России после смерти Петра I.

Уметь рассказывать о порядках, образе жизни царедворцев в период дворцовых переворотов.

Уметь отмечать положительные изменения в государстве в период правления Елизаветы Петровны, знать отличия этого периода от периода правления её предшественников.

Знать имена и заслуги великих деятелей России середины XVII в.: Ломоносова, Шувалова, Суворова, Румянцева и др.

Уметь работать с картой и лентой времени в соответствии с заданиями в учебнике.

Уметь составлять характеристики исторических личностей: Екатерины II, Потёмкина, Суворова, Румянцева и др.

Знать причины и итоги Русско-турецкой войны: взятие Измаила, освобождение Крыма от власти Турции; освоение южных земель, строительство новых городов и др.

Уметь объяснять причины казацко-крестьянских восстаний в период правления Екатерины Великой.

Знать и уметь обобщать итоги деятельности Екатерины II в расширении территории России, укрепление её авторитета в международных отношениях.

Знать о достижениях науки, образования, культуры, жизни населения России в XVIII в.

Уметь самостоятельно читать и пересказывать учебные тексты. Уметь описывать исторические события с опорой на картины, иллюстрации, другие источники

Екатерина I и Пётр II 2

Верховный тайный совет, духовные и гражданские чины, Доимочный приказ, «бироновщина»

Анна Иоанновна и Иван VI 2
Царствование Елизаветы Петровны и Петра III 3 Царедворец, императрица, Московский университет, Академия художеств, Эрмитаж, Казанский собор
Россия в эпоху Екатерины Великой 6 Монастырские крестьяне, жалованье, Таврида, Новороссия, янычары, мещане, гильдии, Смольный институт, капиталистые крестьяне

3

Российская империя в первой половине XIX (19) в. 22

Знать и уметь объяснять значения новых слов и понятий.

Уметь работать с картой, находить и называть места морских и сухопутных сражений русских войск.

Объяснять причины ужесточения Павлом I порядков в армии, жизни придворного общества, а также его попыток облегчить жизнь крестьянского сословия.

Уметь оценивать мужество и героизм русской армии и её полководцев в зарубежных военных кампаниях.

Уметь устанавливать родственные связи между Екатериной II, Павлом I, Александром I, объяснять причины разногласий между членами императорской семьи

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) в. 2 Республика, Наполеон Бонапарт, Конституция, революция, революционеры
Павел I и его внутренняя политика 2 «Прусские порядки»
Участие России в антифранцузских коалициях 1 Средиземное море, Адриатическое море, остров Корфу, Неаполь, Рим
Итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова 1 Швейцария, Альпы, генералиссимус, Александро-Невская лавра, полководческий орден

 

Император Александр I и его реформы 1 «Негласный комитет», реформы, «аракчеевщина», военные поселения, палочная дисциплина

Уметь объяснять истоки возникновения прогрессивных идей о реформах в России у членов «негласного комитета».

Уметь сравнивать и делать выводы, касательно противоречивой политики Александра I: с одной стороны – демократические реформы, с другой – «аракчеевщина»

Уметь самостоятельно применять карты, схемы, иллюстрации при описании сражений русской армии с армией Наполеона.

Уметь передавать в суждениях, объяснениях, рассказах личностное отношение к героям 1812 г.

Знать особенности личности Николая I, уметь описывать условия его семейного воспитания.

Знать и уметь объяснять причины возникновения восстания декабристов и их требований к Сенату и императору.

Знать итоги восстания, его влияние на сознание дворянского общества в период правления Николая I.

Уметь обобщать позитивные и негативные явления в реформах и действиях Николая I в управлении государством.

Уметь работать с картой, передавать в описаниях традиции и обычаи горцев, устанавливать исторические связи России с Кавказом, её геополитические интересы и причины войн с горцами.

Знать имена исторических деятелей, писателей, поэтов участников войн на Кавказе в XIX (19) в.

Знать о причинах и формах участия России в подавлениях революционных движений в Европе.

Знать о геополитических притязаниях Турции и её действиях за влияние в Крыму, на Кавказе, на Чёрном море.

Уметь объяснять причины интереса России к Балканам, Чёрному морю, Палестине, а также причины конфликта между Россией и другими странами.

Знать причины, ход, участников Крымской войны.

Уметь показывать на карте, схемах места морских сражений и обороны Севастополя.

Знать имена героев российских полководцев – участников Крымской войны.

Уметь объяснять итоги войны за Крым

Вторжение Наполеона в Россию 2 «Властелин мира», маршалы, дивизия
Отечественная война 1812 г. 4 Пехота, кавалерия, артиллерия, флеши, резерв, трофейные знамёна, партизаны
Заграничные походы русской армии 1 Битва народов, остров Эльба, остров св. Елены
Россия после войны с Наполеоном 1 Тайные организации, военный переворот

 

Император Николай I 1 Технологический институт, присяга
Восстание декабристов и реформы Николая I 1 Манифест, мятежники, Сенатская площадь, декабристы, «Свод законов Российской империи», казнокрадство
Войны России на Кавказе 1 Народы Кавказа, власть «белого царя», газават, религиозные деятели, имамат
Отношения России с другими странами в период правления Николая I 1 «Жандарм Европы», Босфор и Дарданеллы, Палестина, христианские святыни
Крымская война. Оборона Севастополя 3 Эскадра, сухопутная оборона, Малахов курган, минная война, понтонный мост

4

Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) в. 14

Уметь обозначать на ленте времени: конец XIX – начало XX в., конец правления Николая I, начало правления Александра II, другие исторические события этого времени.

Уметь связно рассказывать о воспитании, образовании, личностных качествах Александра II.

Уметь объяснять и подтверждать примерами историческое значение отмены крепостного права, влияние этого события на социальное и общественное устройство России в XIX в.

Понимать значение дипломатической службы на примере возвращения России на Чёрное море, договоров с Бухарой, Хивинским ханством и др.

Знать историю помощи России балканским народам в избавлении от турецкого ига в XIX в.

Уметь объяснять причины возникновения тайных революционных организаций в России

Уметь объяснять причины ужесточения законов по сохранению незыблемости самодержавия в период правления Александра III.

Знать об основных направлениях деятельности правительства и императора по экономическому развитию России в 80-ые годы XIX в.

Уметь использовать источники литературы и искусства в описании жизни и быта городского и сельского населения России (Некрасов, Короленко, Чехов, Горький, Богданов-Бельский, Репин и др.)

Знать наиболее острые проблемы Русского государства в конце XIX – начале XX в.

Знать причины и итоги войны с Японией, их влияние на настроение российского общества.

Знать причины усиления рабочего движения в России, его социальную динамику в борьбе за права.

Уметь давать характеристику личности Николая II и его окружению в условиях роста социальных противоречий в стране.

Знать причины, ход и итоги Февральской революции 1917 г.

Знать примеры достижений российской науки, культуры, искусства в начале XX в. Знать имена выдающихся ученых, писателей, художников, артистов начала XX в.

Царь-освободитель Александр II 1 Кадетский корпус, Георгиевский крест, отмена крепостного права
Отмена крепостного права и реформы Александра II 2 Личная и гражданская свобода, сельский сход, временные обязательства, уставная грамота, рекрутские наборы
Международные отношения России. Россия и Средняя Азия. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 2 «Союз трех императоров», колонии, балканские народы
Революционные организации в России конца XIX (19) в. 1 «Народная воля», народники, террор
Царь Александр III. Укрепление самодержавия. Отношения России с европейскими странами 2 Незыблемость самодержавия, православные устои, «кухаркины дети», рабочая стачка
Последний российский император – Николай II. Русско-японская война. Революционные выступления 1905–1907 гг. 3

Коронация, забастовки, «зубатовские кружки», Порт-Артур, броненосцы, крейсер «Варяг», марксизм, революционные кружки, социал-демократы, Государственная Дума, национальные окраины, Столыпинская реформа, союзники, отречение

Первая мировая война. Февральская революция 1917 г. Отречение Николая II от престола 3

Итого:

68

 

9 класс

№ п/п Разделы программы Количество часов Исторические понятия, словарь Ожидаемые результаты

1

Великая российская революция и Гражданская война 18
Великая российская революция: февраль 3

Анархия, Учредительное собрание, эмиграция, эсеры, меньшевики, кадеты, большевики, революция

Знать причины, ход, участников революции 1917 года.

Уметь объяснять и приводить примеры общественных настроений и запросов разных слоёв общества в борьбе с правительством и императором Николаем II.

Уметь характеризировать особенности влияния различных партий на возникновение двоевластия в Петрограде в феврале 1917 года.

Уметь объяснять цель и действия В. И. Ленина и партии большевиков в борьбе за власть с Временным правительством и с другими партиями.

Знать значения новых слов и понятий.

Уметь работать с лентой времени, отмечать наиболее важные события периода 1914–1920 годов.

Уметь объяснять причины гражданской войны.

Знать имена исторических деятелей: сторонников Белого движения и их противников – руководителей советской власти, военачальников РККА.

Уметь рассказывать о деятельности коммунистов в борьбе с неграмотностью; о создании пролетарской культуры.

Знать некоторые имена деятелей русской культуры и героев Гражданской войны.

Знать памятные места, их названия, а также события, отражающие историю революции и Гражданской войны в регионе (крае, области, городе).

Уметь высказывать своё отношение к изучаемым событиям: революции, Гражданской войне, действиям исторических персон и др.

Уметь работать с картой, объяснять значения новых слов и понятий

Великая российская революция: октябрь 5
Установление советской власти 3
Гражданская война 1918–1920 годов 7 Комуч, Добровольческая армия, Белая армия, Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА), интервенты, военный коммунизм, террор, плакат, пролеткульт

2

Советское государство в 1920–1930-е годы 18
Советская Россия в первой половине 1920-х годов 3

Коминтерн, конференция, конгресс, принудительный труд, нэп, финансовая реформа, кооперация, ГОЭЛРО, Высший совет народного хозяйства

Знать причины возникновения крестьянских бунтов и выступлений против власти большевиков в 1920–1922 годы.

Знать причины, ход, участников восстания в Кронштадте и его итоги.

Уметь находить в тексте примеры, разъясняющие причины противостояния стран Европы с большевистской Россией.

Уметь показывать на карте страны, которые поддерживали торговые и дипломатические отношения с Россией в 1920-х годах.

Уметь самостоятельно рассказывать об изменениях в промышленности и сельском хозяйстве в период нэпа.

Уметь делать выводы о значении плана ГОЭЛРО для экономической, социальной и культурной жизни Советской России в 1920-е годы.

Знать год основания СССР, обозначать дату на ленте времени, правильно объяснять смысл понятий в аббревиатуре СССР и в других сокращенных словах.

Знать причины создания СССР в контексте экономики, государственно-территориального устройства, культурных связей между автономными республиками.

Уметь показывать на карте и называть РСФСР, другие республики в составе СССР.

Знат ь краткие биографические сведения о В. И. Ленине, И. В. Сталине, Л. Д. Троцком – руководителях партии и государства в период возникновения СССР.

Уметь объяснять влияние культуры на развитие национальных окраин, приводить примеры оказания помощи народам, ранее не имевшим доступа к благам цивилизации

Знать историю и особенности культуры родного региона в досоветский период (народы, традиции, состояние культуры и образования).

Уметь объяснять роль личности В. И. Ленина в истории СССР.

Уметь устно и письменно описывать памятные места города (поселка), сохранивших в названии символы (события, героев советского периода)

Уметь объяснять причины возникновения разногласий в руководстве партии в последние годы жизни В. И. Ленина.

Знать причины укрепления и возникновения власти И. В. Сталина после смерти Ленина.

Уметь ориентироваться в направлениях развития плана индустриализации СССР.

Уметь объяснять и приводить

примеры трудовых достижений советских людей при выполнении пятилетних планов.

Понимать смысл и содержание коллективных трудовых движений ударничества, соцсоревнования и др. Приводить примеры трудовых инициатив.

Уметь сравнивать и делать самостоятельные выводы о промышленной революции и коллективизации.

Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся участия молодёжи в улучшении жизни села, города, их стремления к учебе, спорту, труду.

Уметь составлять краткие рассказы-описания к иллюстрациям в учебнике, передавать в устной речи эмоциональный контекст изображений.

Уметь показывать на карте великие стройки первых пятилеток, указывать на их значение для экономики страны, для улучшения жизни людей.

Знать причины возникновения принудительного труда в СССР в 1930-е годы.

Уметь описывать экономические достижения государства и объяснять изменения в социальном составе населения СССР.

Знать о роли личности Сталина и его ближайшего окружения в их преступных действиях по поиску «врагов народа», «чистке» в обществе, в рядах партии, армии и т. д.

Приводить примеры достижений в образовании, культуре, их влиянии на формирование общественного сознания советских людей.

Знать некоторые имена писателей и других деятелей культуры (Горький, Фадеев, Шолохов и др.).

Знать о действиях правительства СССР в укреплении международных связей со странами Европы.

Уметь объяснять причины возникновения фашизма.

Уметь показывать на карте страны, ставшие зачинщиками конфликтов в Европе и на Дальнем Востоке, объяснять действия руководства СССР в этих конфликтах.

Уметь объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах, описаниях

Новая экономическая политика (нэп) 3
Образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) 3 Союз Советских Социалистических республик (СССР), индустриализация, ЦК РКП(б), Политбюро, пионеры, комсомол, автономия, Совнарком
Индустриализация в СССР 4 Пятилетний план, социалистическое соревнование, ударники труда, колхоз, совхоз, раскулачивание, Сталинская Конституция, колхозник, крестьяне-коллективисты
СССР накануне Второй мировой войны (обзорно) 5 Советское общество, ГУЛАГ, «враги народа», НКВД, фашизм

3

СССР в Великой Отечественной войне (1941–1945) 14
Накануне Великой Отечественной войны 2

Договор о ненападении, германизация, союзники, мобилизация, оккупация

Знать дату нападения Германии на Польшу.

Уметь рассказывать о действиях правительства СССР по укреплению западных границ.

Объяснять причины сближения Англии и США с СССР в противостоянии фашистской Германии.

Знать причины неготовности Красной Армии к войне с Германией.

Уметь сравнивать и делать выводы по данным о боевой, технической, кадровой подготовке в армии СССР и Германии накануне войны.

Знать и называть имена, фамилии руководителей СССР, США, Англии, Германии в период 1941–1945 годов, узнавать их на фотоснимках

Знать и обозначать на ленте времени дату нападения Германии на СССР, объяснять замыслы Гитлера по разгрому СССР и преимуществах его армии в начале войны.

Знать о действиях руководства СССР по мобилизации населения страны.

Уметь показывать на карте основные направления фронтов Красной Армии в начале войны.

Уметь рассказывать об обороне и защите Москвы, приводить примеры подвигов защитников Москвы.

Уметь делать самостоятельные выводы о важности провала планов Гитлера по захвату столицы СССР, об укреплении авторитета Красной Армии и всего советского народа после разгрома немцев под Москвой

Уметь показывать на карте регионы эвакуации промышленных предприятий, культурных ценностей, населения и др.

Самостоятельно рассказывать об условиях жизни и работы людей на военных и гражданских предприятиях, приводить примеры, иллюстрирующие призыв «Всё для фронта, всё для победы!».

Давать нравственные оценки труженикам тыла, участникам подполья, примерам военных и гражданских подвигов в тылу и на фронтах

Знать героическую историю обороны Севастополя, ход боевых действий Сталинградской битвы и её итоги.

Знать имена защитников и военачальников Сталинградской битвы, условия и причины исторической победы, ее влияние на дальнейший ход войны.

Уметь описывать своими словами наиболее яркие события боевых действий Советской Армии в войне с Германией.

Уметь давать оценку преступлениям фашистов, а также оценивать героев – защитников Отечества

Знать карту движения советских войск при освобождении стран Европы от немецких оккупантов.

Знать и отмечать на ленте времени:

● дату освобождения Ленинграда;

● дату освобождения Сталинграда;

● дату освобождения Крыма и Севастополя.

Уметь самостоятельно делать выводы об историческом значении освобождения этих территорий от захватчиков.

Уметь объяснить значение открытия второго фронта в Европе и решений Ялтинской конференции в реализации интересов СССР, Англии, США по итогам войны.

Знать дату взятия Берлина, имена и фамилии советских бойцов, водрузивших флаг Победы над Рейхстагом.

Знать 3 –5 имен выдающихся советских полководцев (Жуков, Рокоссовский, Баграмян и др.).

Знать итоги войны и значение Нюрнбергского процесса.

Знать дату Великого Парада Победы, уметь описать это событие.

Знать дату празднования Дня Победы в России, объяснять значение движения «Бессмертный Полк»

Начало Великой Отечественной (июнь 1941 – осень 1942 года) 2
Всё для фронта, всё для Победы 3 Дезертирство, подпольщики, диверсия, катюши
Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 год) 3 Контрнаступление, форсировать, эвакуация
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944 – сентябрь 1945 года) 4 Оккупанты, десант, капитуляция, Нюрнбергский процесс, Парад Победы, День Победы, «Бессмертный полк»

4

Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце XX – начале XXI века 18
СССР после войны 3 Держава, устройство мира, атомная бомба, СЭВ, холодная война, «железный занавес», идеологическая война

Уметь объяснять и приводить примеры усиления авторитета СССР в мире после окончания войны.

Знать причины противостояния двух общественно-политических систем: социалистической и капиталистической.

Уметь называть и показывать накарте страны СЭВ и ведущие страны НАТО.

Уметь описывать трудности и проблемы жизни советских людей в послевоенный период и задачи руководства СССР по восстановлению экономики, промышленности, сельского хозяйства.

Уметь объяснять причины усиления культа личности Сталина и нагнетания репрессивных методов в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

Знать и уметь приводить примеры изменений в общественной, научной, культурной жизни советских людей к началу 1950-х годов (литература, кино, научные достижения и др.).

Понимать смысл и значение развенчивания культа личности Сталина для дальнейшего развития советского общества.

Уметь анализировать и делать выводы о хозяйственно-экологической деятельности правительства Н. С. Хрущева (успехи и ошибки).

Уметь объяснять значение идей о мирном сосуществовании государств с разным социально-политическим устройством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.14 с.)