Эстетическое чувство: его предмет, сознательный характер (эстетическая дистанция). Эстетическое и художественное (соотношение понятий). Искусство как игра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое чувство: его предмет, сознательный характер (эстетическая дистанция). Эстетическое и художественное (соотношение понятий). Искусство как игра.



Эстезис (греч.) – ощущение, чувственное восприятие.

Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – особый род отношений человека к действительности. В этом качестве оно соотносимо с логическим, этическим (нравственным) и гедонистическим (от лат. «удовольствие», «наслаждение»), образующими своего рода внешние границы эстетического в культуре.

Эстетическое отношение представляет собой эмоциональную рефлексию, т.е. переживание переживаний.

 

К эстетическому принято относить, помимо созерцания красоты предметов и явлений жизни, смеховые, трагические и ещё некоторые переживания, предполагающие особое состояние катарсиса. 

 

«Катарсис» - греческое слово, введено Аристотелем; означает очищение аффектов (лат. Affectus – страсть).

 

Художественное – род человеческой деятельности, предполагающей достижение совершенства своих изделий, их эстетической целостности, т.е. искусство – область такой деятельности (в частности, искусство слова), являющая собой высшую форму эстетических отношений.

 

Эстетическое является духовным истоком художественного и осуществляет себя вполне только в искусстве.

В искусстве переоформляющаяся эстетическая деятельность (продукт которой – вторичное переживание, как мы помним) направлена на жизненное содержание первичных переживаний, а не на материал, из которого «изготовляется» текст.

 

Александр Баумгартен: произведение искусства называл гетерокосмосом – другим (сотворенным) миром.

 

Пример: запечатление в живописи или литературе исторических лиц (Наполеон в «Войне и мире») - являются лишь созданием аналогов – вымышленных автором личностей – ценностных кажимостей (художественных образов) исторических прообразов.

Отношения эстетического и художественного:

Эстетические содержание эмоциональной рефлексии приобретает в искусстве образную форму творческого воображения: не вымысла относительно окружающей действительности, а вымысла принципиально новой реальности.

Кант подобную способность называл гениальностью («способность создать то, чему нельзя научиться»). Шеллинг – «основной закон поэзии есть оригинальность».

 

Законы художественности:

1) Закон оригинальности (индивидуации) (принципиально невоспроизводимое создано, уникальное)

2) Закон условности: эмоциональная рефлексия осуществима только в условиях вторичной условности;

3) Закон целостности (завершенности) что-либо изъяв из произведения, невосстановимо нарушаем всё его значение =>практическая неразрывность формы и содержания произведения искусства

Центром целостности становится инстанция героя, к которой автор относится как к личностной форме целостного бытия.

 

4) Закон генерализации (обобщенности) – в совокупности с законом оригинальности дают истину:

Шеллинг: «чем произведение оригинальнее, тем оно универсальнее»;

Л.Толстой: «чем глубже зачерпнуть, тем общее всем знакомее, роднее».

 

5) Закон адресованности – искусство есть деятельность коммуникативная, т.е. любое художественное произведение подразумевает наличие виртуального адресата – эстетическая внутренняя адресованность заключается в том, что произведение в силу замкнутости и сосредоточенности своего воображаемого мира заключает в себе уготованную читателю точку зрения, с которой этот мир только и открывается во всей своей целостности. При этом ещё одна особенность состоит в том, что человеку нельзя передать своей мысли, а можно только пробудить в нём его собственную, то же и в искусстве.

 

Искусство как игра:

Теория игры получила развитие в зарубежной эстетике с конца XVIII в. Сравнивая искусство и ремесло, И. Кант говорит, что «первое называется свободным, а второе можно также назвать искусством для заработка. На первое смотрят так, как если бы оно могло оказаться (удасться) целесообразно как игра, т. е. как занятие, которое приятно само по себе», на второе смотрят, как на работу, т. е. как на занятие, которое само по себе неприятно и привлекает только своим результатом (например, заработком).

 

Теория игры получает развитие у Шиллера. В человеке существует два противоположных начала: «чувственное побуждение» (соответствует законам необходимости) и разумное («побуждение к форме»), которое соответствует законам свободы. Оба побуждения нуждаются в ограничении. Они ограничиваются «побуждением к игре».

Игра для Шиллера не только источник искусства, но и его специфическая особенность. Игра — это особая деятельность, отличная от прозаической деятельности и чуждая фантастической деятельности воображения. Игра — это свободная деятельность целостного человека. «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет В процессе игры создается «видимость» — нечто идеальное в сравнении с самой жизнью и реальное в сравнении с неконтролируемой деятельностью чистого воображения.

Видимость — это красота и образ, которые не отождествляются с самой жизнью, они полностью противопоставляются ей; они соединяют чувственность с разумом, т. е. одухотворяют чувственность и, следовательно, облагораживают и возвышают человека. Игра-искусство— путь к свободе и социальному переустройству.

У Шиллера, таким образом, теория игры — альтернатива теории мимезиса, согласно которой искусство — это простое подражание.

 

Аксиоматика эстетического:

1) Предмет эстетики – чувственно воспринимаемые явления или их образы, их отражение в системе материальных знаков. Предмет эстетики – вообще сфера прекрасного, не только искусство, но и природа, сами явления и т.д. Но искусство – высшая форма эстетики, эстетического сознания.

2) Явления, образы, феномены оцениваются в важнейших эстетических категориях:

Прекрасное – безобразное

Возвышенное – низменное

Трагическое – комическое

Общечеловеческий характер эстетических категорий – ими пронизано обыденное сознание, в них мы оцениваем и жизненные явления. Вывод: эстетическое шире художественного.

3) Эстетические категории носят объективно-субъективный характер. Нужно духовное усилие, чтобы разгадать значение объекта искусства. Субъект разгадывает объект – только в человеческом сознании колебания волн становятся музыкой. Без субъекта эстетическое таковым не будет, всегда нужен кто-то, кто бы воспринимал объект искусства.

4) Эстетическое чувство – всегда удовольствие, имеющее духовную природу (не грубо физиологическое, не гедонистическое!).

5) Отсутствие прямой связи с утилитарными потребностями приводит к эстетической дистанции. Эстетическое чувство носит спокойный характер. Мы переживаем, смотря, например, трагедию, но не горюем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.008 с.)