Определение органолептических и химических показателей качества воды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение органолептических и химических показателей качества воды



Определение органолептических и химических показателей качества воды

 

Цель работы: Ознакомление с органолептическими и химическими показателями качества воды. Установление возможности применения исследуемой воды для хозяйственно-питьевых нужд в соответствии с нормативными требованиями.

Оборудование и реактивы: хром-кобальтовая шкала цветности, фильтр «синяя лента», воронка, колба вместимостью 100 см3, плитка электрическая, водяная баня, термометр, колба коническая вместимостью 250 см3, цилиндр вместимостью 10, 50, 100 см3, штатив с пробирками, мерная пробирка, капельницы, индикаторная бума, стеклянная палочка, часовое стекло,  р-ры AgNO3 (0,1 н), HCl (1:5), BaCl2 (5%), HCl (2 н), KCNS (0,1 н), персульфат калия

 

К группе органолептических показателей качества воды относят цветность, цвет, мутность, прозрачность, характер и интенсивность запаха, вкус и привкус.

К химическим показателям относят содержание различных соединений и ионов, растворенных в воде.

Опыт 1. Определение цветности

Интенсивность окраски вод определяет цветность. Цветность воды обусловлена присутствием в ней растворимых соединений Fe3+ и гуминовых кислот. Оксиды железа окрашивают воду в желто-бурый и бурый цвет, а глинистые примеси придают желтоватый цвет. Кроме того цветность воды может появиться в результате загрязнения водоема сточными водами. Определение цветности основано на сравнении цвета исследуемой пробы воды с растворами, имитирующими цвет природных вод. Цветность воды выражается в градусах платино-кобальтовой или хром-кобальтовой шкалы. Пригодная к использованию вода должна иметь цветность не выше 20°.

Порядок выполнения. Если проба воды мутная, то предварительно ее отфильтруйте через фильтр «синяя лента». Затем 100 см3 подготовленной пробы воды поместите в однотипный со шкалой цветности цилиндр или колбу. Сравнивая исследуемый образец со шкалой, подберите раствор с тождественной окраской и запишите результаты исследования. Определение цветности необходимо проводить при достаточном боковом освещении, на белом фоне, просматривая пробу сверху и сбоку. 

 

Опыт 2. Определение цвета (окраски)

 

Окраска воды, не свойственная цветности природных вод, появляется вследствие ее загрязнения стоками промышленных предприятий. При этом для источников хозяйственно-питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в склянке высотой 20 см, а для водоемов культурно-бытового – 10 см.

Порядок выполнения. Заполните пробирку исследуемой водой до высоты 10 – 12 см. Определите цвет воды, рассматривая пробирку сверху и сбоку при достаточном боковом освещении на белом фоне. Запишите результат исследования табл. 1.

 

Опыт 3. Определение мутности

 

Из-за присутствия в воде взвешенных веществ минерального и органического происхождения (частицы глины, песка, ила и др.) вода становится непрозрачной и мутной. Мутная вода плохо обеззараживается, в ней создаются благоприятные условия для сохранения и развития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Мутность измеряется количеством миллиграммов взвешенных веществ в 1 дм3 воды.

Порядок выполнения. Перед испытанием исследуемый образец воды хорошо взболтайте. Затем в пробирку налейте 10 – 12 см3 пробы и, просматривая на темном фоне сверху и сбоку при достаточном боковом освещении, определите мутность воды. В зависимости от того, насколько хорошо темный фон просматривается, выделите градации мутности, приведенные в табл. 2.

 

1. Характеристики цвета воды
Цвет ü
Отсутствует  
Слабо-желтоватая  
Светло-желтая  
Желтая  
Интенсивно-желтая  
Коричневая  
Другая (укажите)  
2. Характеристики мутности воды
Мутность ü
Отсутствует  
Опалесценция  
Слабо-мутная  
Мутная  
Очень мутная  

 

Опыт 4. Определение запаха

Запах воды зависит от живущих и отмирающих в ней организмов, от почвы и растительности берегов и дна, а также от посторонних веществ, поступающих в воду. Определение запаха основано на органолептическом исследовании его характера и интенсивности при температуре 20º и 60º С. В питьевой воде интенсивность запаха при данных температурах не должна превышать 2 баллов.

Сводная форма эксперимента

№ пробы Цветность, градусы Цвет Мутность Характер/род запаха Интенсивность запаха, балл рН
             

 

Сводная форма эксперимента

Определяемый ион Значение ПДК, мг/дм3 Содержание иона в пробе воды, мг/дм3 Аналитический эффект
Хлорид-ион (Cl-) 350    
Сульфат-ион (SO42-) 500    
Железо (Feобщ) 0,3    

 

Сравните полученные значения со значениями ПДК. Сделайте вывод о пригодности исследуемой пробы воды для питьевого водоснабжения.

 


 

Лабораторная работа №2

Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов. В докладе должны быть освещены вопросы источников экологического фактора, его общей характеристики, влияния фактора на живые организмы.

1. Свет как экологический фактор.

2. Температура как экологический фактор.

3. Влажность как экологический фактор.

4. Плотность среды как экологический фактор (на примере водной и наземно-воздушной среды обитания).

5. Газовый состав воздуха как экологический фактор (на примере водной и наземно-воздушной среды обитания).

6. Шум как природный и антропогенный фактор.

7. Зоогенные и фитогенные факторы.

8. Антропогенное воздействие на живые организмы.

 

Задание 2.

Ниже приведено описание песца (полярной лисицы). Необходимо выявить основные приспособительные реакции живого организма и их тип, позволившие ему приспособиться к условиям среды обитания.  Полученную информацию внесите в табл. 1. При заполнении таблицы допускается использование дополнительных литературных источников.

Таблица 1. Экологический фактор – адаптации

 

Экологический фактор Тип адаптации Пример адаптации
температура анатомо-морфологическая  
  физиологическая  
  поведенческая  
свет анатомо-морфологическая  
  физиологическая  
  поведенческая  
плотность среды анатомо-морфологическая  

 

Песец или полярная лисица

Размером песцы примерно с рыжую лисицу: длина тела 50-75 см, длина хвоста 25-30 см. Весят эти животные в среднем 4-6 кг, но к зиме могут весить до 10-11 кг. От лисиц песцы отличаются более короткими ушами, утопающими в шерсти и приземистыми лапами, подушечки которых покрыты шерстью. У этих зверей отлично развито обоняние и очень тонкий слух, зрение немного слабее. Шерсть песцов очень густая, поэтому по качеству меха песцы превосходят рядовых лисиц. Песцы — единственные представители семейства псовых, у которых выражена сезонная смена окраски. Летом их мех выглядит рыжевато-черным или бурым, а вот зимняя окраска может сильно различаться. Выделяют две цветовые формы песца — белую и голубую. Помимо окраски летний и зимний мех отличается и качеством шерстного покрова. Летний мех сравнительно редкий, зимний — плотный, равномерный и очень густой.

Песцы сочетают две стратегии по поиску пищи — активную охоту и нахлебничество. Песец никогда не упустит случая полакомиться падалью или остатками чужой трапезы (даже трупом собственного сородича), а зимой эти животные специально сопровождают белых медведей в расчете на часть их добычи.

 

Задание 3.

Постройте, используя данные табл. 2., график зависимости степени выживаемости организма в зависимости от значения экологического фактора. На графике обозначьте зоны оптимума, угнетения, пределы выносливости, диапазон толерантности.

 

Таблица 2. Зависимость выживаемости от температуры

Температура, °С -15 -10 -5 0 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
Количество выживших, % 1 5 15 30 56 68 85 99 75 15 0

 

 


 

Лабораторная работа № 3

Экосистемы

 

Цель работы: сформировать представление у обучающихся о составе, структуре и функционировании экосистем.

 

Теоретическая часть

 

Впервые термин экосистема был введен в 1935 году британским ботаником Артуром Тенсли. Под экосистемой понимают любую систему, включающую сообщество живых организмов (биоценоз) и тесно связанную с ними абиотическую компоненту (биотоп), в которой может осуществляться круговорот вещества и энергии.

По происхождению различают искусственно созданные и естественные экосистемы. К первым можно отнести агроценозы, урбоэкосистемы, ко вторым – экосистемы леса, озер, рек и т.д. Отличительной особенностью искусственных экосистем является невозможность их существования без поступления энергии и вещества извне.

В зависимости от размеров выделяют:

1. Микроэкосистемы (гниющее дерево, опад листвы, муравейник);

2. Мезоэкосистемы (озеро, луг, пустыня);

3. Макроэкосистемы (Мировой океан);

4. Глобальную экосистему (экосферу), включающую все экосистемы мира.

Также различают водные и наземные экосистемы.

Наиболее близким понятием к «экосистеме» является «биогеоценоз». Термин был введен в 1944 году советским биологом В.Н. Сукачевым. Согласно В.Н. Сукачеву биогеоценоз отличается большей определенностью своего объема, чем экосистема. Экосистема по своему масштабу может быть различна, начиная от капли воды из озера, заканчивая Мировым океаном. Биогеоценоз же имеет определенные границы. Таким образом, биогеоценоз – это система, включающая совокупность живых организмов и экологических факторов, взаимодействующих друг с другом, на определенной территории, в которой возможен круговорот энергии и вещества.

Основными различиями между биогеоценозом и экосистемой являются:

1. Территориальность: биогеоценоз имеет определенные границы, обусловленные границами фитоценоза, и всегда располагается на суше. Экосистема более широкое понятие и ее границы не всегда совпадают с границами фитоценозов.

2. Продукция органического вещества: в биогеоценозе основным источником органического вещества является растение, т.е. центральное звено – фитоценоз. В экосистемах часто органическое вещество поступает извне.

Экосистема состоит из двух взаимосвязанных компонентов:

1. Биотического, включающего в себя живые организмы и продукты их жизнедеятельности.

2. Абиотического, представленного атмосферой, почвой, гидросферой, климатом и т.д.

Основой функционирования любой экосистемы являются трофические цепи.

Трофическая цепь – ряд последовательно связанных трофических уровней, представленных разными функциональными группами живых организмов, в котором происходит превращение вещества и рассеивание энергии.

Трофические цепи включают в себя три функционально разных группы живых организмов. Первая группа представлена продуцентами – организмами, способными из неорганических веществ производить органические. Во второй группе располагаются консументы – организмы, которые потребляют готовое органическое вещество. Консументы могут быть первого и второго порядка.

Косументы 1-го порядка – растительноядные животные, основу рациона которых составляют зеленые части растений. Консументы 2-го порядка – хищники, питающиеся растительноядными животными. Также консументы могут быть 3-го порядка в случае, если более крупный хищник питается более мелкими хищниками.

Третья группа трофической цепи представлена редуцентами – организмами, которые разлагают органическое вещество до неорганического и вовлекают его в круговорот веществ. К ним относятся бактерии, грибы и т.д.

Все трофические цепи в зависимости от того, чем представлен первый трофический уровень, можно разделить на пастбищные и детритные цепи. В пастбищных цепях первый уровень всегда представлен «живым» растением, в детритных – отмершими частями растения.

Для экосистем характерно наличие совокупности трофических цепей, где все живые существа являются объектами питания для других. Данное явление получило название трофическая сеть.

Как было отмечено ранее в трофических цепях происходит рассеивание накопленной на первом уровне энергии. Закономерность рассеивания энергии в трофических цепях получила название правила 10%, предложенного Р. Линдеманом: «С одного трофического уровня на другой переходит всего лишь 10% накопленной энергии».

 

Практическая часть

Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов.

1. Виды связей в экосистемах. Примеры.

2. Классификация наземных экосистем. Основные особенности.

3. Классификация водных экосистем. Основные особенности.

4. Агроэкосистемы. Основные особенности.

5. Энергетика экосистем. Пирамиды энергии, биомассы, чисенности.

6. Большой и малый круговорот веществ.

 

Задание 2.

Составьте по одной цепи питания для экосистем (табл.2). При составлении необходимо учесть условия приведенные ниже:

1. Трофическая цепь должна быть пастбищной.

2. Количество звеньев в трофической цепи не более 4-х.

Таблица 2. Перечень экосистем

№ п/п Название экосистемы
1 Лесная экосистема
2 Садовая экосистема
3 Речная экосистема
4 Аквариум
5 Морская экосистема

 

Дайте характеристику экосистемам в соответствии с классификацией. Например, степная экосистема – мезоэкосистема, наземная, естественная.

 

Задание 3.

Составьте трофическую сеть для экосистемы леса согласно схеме (рис. 2).

Рис. 3. Схема трофической сети

 

Задание 4.

Используя правило 10% решите задачи.

а) Какое количество энергии дойдет до последнего трофического уровня в цепи питания:

яблоня → тля → божья коровка → воробей → куница → ястреб,

если количество энергии, накопленное на первом трофическом уровне, равно 100%. Объясните невозможность существования такой цепи питания.

б) Какое количество клевера требуется, чтобы вырос ястреб массой 5кг

клевер→ мышь-полевка→ уж →ястреб.

в) Рассчитайте площадь поля, засеянного пшеницей, необходимого, чтобы прокормить небольшую деревню. Численность населения деревни составляет 50 человек. Также известно, что в среднем одним человеком потребляется около 40 кг говядины за год. Средняя продуктивность поля – 400 г/м2.

г) Определите количество биомассы растений, сохраненной от уничтожения гусеницами парой синиц, вскармливающих 3 птенцов массой по 5 г. Какую долю общей биомассы растений это будет составлять (в %), если площадь сбора гусениц 500 м2, а продуктивность растений 250г/м2.


 

Практическое занятие № 4

Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов.

1. Круговорот азота в природе. Причины нарушения круговорота.

2. Круговорот углерода в природе. Причины нарушения круговорота.

3. Круговорот серы в природе. Причины нарушения круговорота.

4. Круговорот фосфора в природе. Причины нарушения круговорота.

5. Круговорот кислорода в природе. Причины нарушения круговорота.

6. Антропогенный круговорот. Отличительные особенности.

 

Задание 2.

Используя учебную и научную литературу, а также рисунки 4-7 проанализируйте круговороты важнейших химических элементов в биосфере согласно приведенной ниже структуре.

1. опишите значение характеризуемого химического элемента в биосфере;

2. перечислите основные химические соединения, при помощи которых осуществляется круговорот анализируемого элемента;

3. дайте характеристику содержания анализируемого элемента в природной среде (тканях животных, растений и т.д.);

4. укажите основные среды, в которых осуществляется круговорот анализируемого элемента;

5. в зависимости от того, в какой среде располагается резервный фонд рассматриваемого круговорота, определите его тип.

6. назовите основные источники поступления элемента в круговорот, в том числе антропогенные;

7. перечислите основные способы фиксации (поглощения) элемента из круговорота;

8. выделите основные стадии круговорота анализируемого элемента.

 

Задание 3.

Опираясь на литературные источники, проанализируйте влияние хозяйственной деятельности человека на круговороты веществ. Результаты анализа представьте в виде таблицы.

Таблица 3. Влияние хозяйственной деятельности человека на круговороты веществ

Химический элемент Причины нарушения круговорота Влияние на баланс (+/–) Последствия нарушения круговорота
С (углерод)      
N (азот)      
S (сера)      
Р (фосфор)      
О (кислород)      

 



Рис. 4. Круговорот азота в природе Рис. 5. Круговорот углерода в природе
Рис. 6. Круговорот серы в природе Рис. 7. Круговорот фосфора в природе
   

 


Лабораторная работа №5

Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов.

1. Смог. Причины, виды, последствия.

2. Глобальное потепление. Причины, гипотезы, последствия.

3. Кислотные дожди. Причины, последствия.

4. Разрушение озонового слоя. Причины, гипотезы, последствия.

5. Загрязнение отходами вод Мирового океана. Современная оценка.

6. Загрязнение отходами почв. Последствия для окружающей среды и здоровья человека.

 

Задание 2.

Составьте схемы, показывающие влияние основных источников загрязнения на состояние природной среды и здоровье человека:

1. Энергетическая промышленность

2. Химическая промышленность

3. Автотранспорт

4. Сельское хозяйство.

Пример схемы приведен на рис. 8.

Рис. 8. Схема воздействия источника загрязнения на окружающую природную среду (ОПС) и здоровье человека (ЗЧ)

 


 


Лабораторная работа №6

Опыт 1. Отбор пробы почвы

Порядок выполнения. Выберите площадку для отбора пробы почвы. Разметьте выбранный участок по методу конверта (рис. 1). Длина стороны квадрата должна составлять 1 – 2 м. В каждой из пяти размеченных точек отберите по 0,5 – 1 кг почвы. Почву из всех пяти точек поместите на кусок полиэтилена, тщательно измельчите и перемешайте. Затем отберите около 0,5 кг объединенной пробы почвы, плотно упакуйте полиэтиленовый пакет. Заполните сопроводительный талон (рис. 2)

1. Дата и час отбора пробы ______________________________________ 2. Адрес ______________________________________________________ 3. Номер участка ______________________________________________ 4. Номер пробной площадки ____________________________________ 5. Номер объединенной пробы, горизонт (слой), глубина взятия пробы ____________________________ 6. Характер метеорологических условий в день отбора пробы ____________________________________________ 7. Особенности, обнаруженные во время отбора пробы (применение средств химизации, наличие свалок, близость автодорог и пр.) _____________________________________________________________ 8. Прочие особенности _________________________________________  

Рис. 2. Сопроводительный талон

Задание 1.

Подготовить небольшие сообщения на темы, приведенные ниже. При подготовке сообщений необходимо обратить внимание на современные книги и Интернет-ресурсы. Время, отведенное на выступление, не должно превышать 10 минут. Для улучшения восприятия информации можно сделать презентацию, где будут вынесены основные положения сообщения. Объем презентации неограничен.

Темы сообщений:

1.      Новейшие разработки в области солнечной энергетики. Принцип работы и виды установок для преобразования солнечной энергии.

2.      Новейшие разработки в области ветровой энергетики. Принцип работы и виды установок для преобразования ветровой энергии.

3.      Использование энергии движущейся воды в качестве альтернативы традиционным энергоресурсам.

4.      Биотопливо: виды, перспективы применения.

 

Задание 2

Используя формулы 2-6 выполните расчет коэффициента безотходности по базовому и всем рассматриваемым вариантам. Расчеты сведите в таблицу 2. Сделайте вывод о безотходности рассматриваемых вариантов. Выделите наиболее предпочтительный вариант.

Данные по базовому варианту приведены ниже. Альтернативными вариантами являются

A) доведение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до ПДВ (Bi = ПДВi);

B) доведение сбросов загрязняющих веществ в водоемы до ПДС (Bi = ПДС);

С-1) внедрение замкнутой системы производственного водоснабжения с оборотным использованием воды (Bi = ПДСi);

С-2) внедрение замкнутой системы производственного водоснабжения с повторным использованием воды (Bi = ПДСi);

D) доведение выбросов и сбросов до нормативных требований (Bi = ПДСi; Bi = ПДВi)

Данные для расчета приведены в табл. 1

 


Таблица 1 Данные для расчета

 

Вариант М1 М2 Мз B1выброс B2выброс B3выброс ПДВ1 ПДВ2 ПДВ3 B1сброс B2сброс B3сброс ПДС1 ПДС2 ПДС3
1 70,5 2,2 44,0 0,02 0,01 0,15 0,015 0,005 0,1 0,01 0,02 0,05 0,0075 0,015 0,045
2 18,6 3,8 9,2 0,2 0,1 1,5 0,15 0,05 0,9 0,15 0,25 0,4 0,08 0,15 0,3
3 43,9 1,8 25,4 0,1 0,9 2,3 0,08 0,72 2,0 3,5 0,09 6,1 3,2 0,015 5,84
4 56,1 5,9 32,7 0,3 0,82 1,2 0,25 0,3 1,05 2,1 0,12 0,045 1,9 0,07 0,03
5 62,3 3,7 41,5 0,45 0,76 0,6 0,36 0,6 0,51 0,05 0,08 0,09 0,02 0,052 0,072
6 87,9 6,2 66,0 0,15 0,6 3,1 0,08 0,54 2,9 0,52 0,06 5,2 0,04 0,045 5,05
7 90,8 12,3 65,2 0,06 0,52 5,2 0,045 0,04 5,05 0,6 0,15 3,1 0,54 0,08 2,9
8 26,3 1,2 18,1 0,08 0,05 0,09 0,052 0,02 0,072 0,76 0,45 0,6 0,6 0,36 0,51
9 37,4 3,4 21,9 0,12 2,1 0,045 0,07 1,9 0,03 0,82 0,3 1,2 0,3 0,25 1,05
10 100,9 15,7 74,3 0,09 3,5 6,1 0,015 3,2 5,84 0,9 0,1 2,3 0,72 0,08 2,0

 


Таблица 2. Сводная таблица результатов

Вариант ηв ηа КА КМ К
Базовый (О)          
доведение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу до ПДВ (А)          
доведение сбросов загрязняющих веществ в водоемы до ПДС (В)          
внедрение замкнутой системы производственного водоснабжения с оборотным использованием воды (С-1)          
внедрение замкнутой системы производственного водоснабжения с повторным использованием воды (С-2)          
доведение выбросов и сбросов до нормативных требований (D)          

 

 


 

Лабораторная работа № 9

Задание

 

Определите величину сокращения продолжительности жизни (СПЖ) (сут) заточника в зависимости от класса условий труда в механическом цехе, условий проживания, поведения и суммарный риск гибели заточника.

Работа ведется электрокорундовыми кругами. Количество окиси кремния в воздухе рабочей зоны превышает ПДК в 1,5 раза. При заточке присутствует отраженная блескость. Число оборотов шлифовального круга 6300 об/мин, что создает локальную вибрацию, превышающую допустимую на 9 дБ.

Уровень шума превышает допустимый на 25 дБА. Освещенность в цехе из-за сильного загрязнения системы освещения составляет 0,5 Е нормир.

Живет заточник около нефтеперерабатывающего завода, ему 45 лет, трудиться начал с 15 лет, выкуривает более 20 сигарет в день в течении 30 лет. Время в пути до работы наземным городским транспортом составляет 1 час, где к тому же подвергается воздействию вибрации.

 

Методика выполнения работы

1. Прочитайте выданное преподавателем задание. Выделите вредные факторы среды, с которыми сталкивается человек в процессе своей трудовой деятельности. Внесите их в табл. 15.

2. Сравните численные значения вредных факторов в задании со значениями, указанными в таблицах 1.1 – 1.9 приложения 1. Определите класс условий труда по каждому из факторов. Внесите полученные данные в табл. 15.

3. Определите общий класс условий труда исходя из табл. 12-13. В случае, если присутствует несколько классов условий труда, оценку общего класса необходимо производить по наиболее высокому классу и степени вредности.

4. Оцените сокращение продолжительности жизни Кпр в зависимости от класса условий труда по табл. 13.

5. При оценке ущерба здоровью только по показателю тяжести трудового процесса используют данные табл. 13.

6. Рассчитайте снижение продолжительности жизни по фактору неблагоприятных условий производства, СПЖпр (формула 5).

7. Оцените влияние вредных факторов городской и бытовой сред на здоровье людей, используя данные табл. 14 и формулы 6-8.

8. Рассчитайте сокращение продолжительности жизни человека в результате влияния на него факторов производственной, городской и бытовой среды (формула 4).

9. Дайте рекомендации по увеличению продолжительности жизни для данного конкретного случая. 

 

Таблица 15 - Итоговая таблица по оценке условий труда работника

по степени вредности и опасности [9]

 

 

К л а с с у с л о в и й т р у д а

  Ф а к т о р Опти­маль­ный Допу­сти­мый

В р е д н ы й

Опасный (экстрем)
  1 2  3.1  3.2  3.3 3.4 4
               
               
Общая оценка условий труда              

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1

 

Таблица 1.1.

Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ
химической природы (превышение ПДК раз) [3]

 

Вредные вещества

Классы условий труда

Допустимый

Вредный

Опасный
2 3.1 3.2 3.3 3.4 4

Вредные вещества 1-4 классов опасности за исключением перечисленных ниже

£ ПДКмакс 1,1-3,0 3,1-10,0 10,1-15,0 15,1-20,0 >20,0
£ ПДКсс 1,1-3,0 3,1-10,0 10,1-15,0 >15.0

Вещества опасные для развития острого отравления:

с остронаправленным механизмом действия, хлор, аммиак £ ПДКмакс 1,1-2,0 2,1-4,0 4,1-6,0 6,1-10,0 >10,0
раздражающего действия £ ПДКмакс 1,1-2,0 2,1-5,0 5,1-10,0 10,1-50,0 >50,0

Канцерогены, вещества опасные для репродуктивного здоровья

£ ПДКсс 1,1-2,0 2,1-4,0 4,1-10,0 >10,0

Аллергены

высоко опасные £ ПДКмакс 1,1-3,0 3,1-15,0 15,1-20,0 >20,0
умеренно опасные £ ПДКмакс 1,1-2,0 2,1-5,0 5,1-15,0 15,1-20,0 >20,0

Противоопухолевые лекарственные средства, гормоны (эстрогены)

        +  

Наркотические анальгетики

    +      

Таблица 1.2

Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД) и пылевых нагрузок на органы дыхания
(кратность превышения ПДК и КПН) [3]

Показатели

Классы условий труда

Допустимый

Вредный

Опасный (экстремальный)
2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
Высоко- и умереннофиброгенные пыли (ПДК≤2мг/м3), в том числе асбестсодержащие пыли, искусственные и минеральные волокна £ ПДК £ КПН 1,1-2,0 2,1-4,0 4,1-10,0 >10,0
Слабофиброгенные пыли (ПДК>2 мг/м3) £ ПДК £ КПН 1,1-3,0 3,1-6,0 6,1-10,0 >10,0

 

 

Таблица 1.3

Классы условий труда по показателям микроклимата для производственных помещений [2]

Показатель

Классы условий труда

Оптимальный Допустимый

Вредный

Опасный (экстрем.)
1 2 3.1 3.2 3.3 3.4 4
Температура воздуха, 0 С по СанПиН по СанПиН

· по показателю ТНС-индекса для помещений с нагревающим микроклиматом;

· по температуре воздуха для помещений с охлаждающим микроклиматом

Тепловое излучение, Вт/м2  по СанПиН 140 1500 2000 2500 2800 >2800

 

 

 Таблица 1.4.

 

Классы условий труда в зависимости от уровней шума, локальной и общей вибрации, инфра- и ультразвука на рабочем месте [3]

Название фактора, показатель,

единица измерения

Классы условий труда

Допустимый

Вредный

Опасный (экстрем.)
2 3.1 3.2 3.3 3.4 4

Превышение ПДУ до... (включительно):

Шум, эквивалентный уровень звука, дБА £ ПДУ 5 15 25 35 >35
Вибрация локальная, эквивалентный корректированный уровень виброскорости, дБ/раз £ПДУ 3/1,4 6/2 9/2,8 12/4 >12/4
Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброскорости, дБ/раз £ ПДУ 6/2 12/4 18/6 24/8 >24/8
Инфразвук, общий уровень звукового давления, дБ/Лин £ ПДУ 5 10 15 20 >20
Ультразвук воздушный, уровни звукового давления в 1/3 октавных полосах частот, дБ £ ПДУ 10 20 30 40 >40
Ультразвук контактный, уровень виброскорости, дБ £ ПДУ 5 10 15 20 >20

 

 

 


Таблица 1.5

 

Классы условий труда в зависимости от параметров световой среды производственных помещений [3]

Фактор, показатель

Классы условий труда

Допустимый

Вредный

2 3.1 3.2 3.3 3.4

Коэффициент естественной освещенности (КЕО, %)

³ 0,5 0,1 - 0,5 < 0,1

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Освещенность рабочей поверхности
(Е, лк) для разрядов зрительных работ:

I-III Ен 0,5 Ен - Ен <0,5 Ен
IV-VIII Ен < Ен

Прямая блескость

отсутствие наличие

Отраженная блескость

отсутствие наличие

Коэффициент пульсации освещенности (Кп, %)

Кпн пн

 


 

Таблица 1.6

 

Классы условий труда при действии неионизирующих электромагнитных излучений [3]

Фактор

Классы условий труда

Оптимальный Допустимый

Вредный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.21 с.)